Теория и практика написания сочинения.
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Шелестюк Елена Владимировна

Программа элективного курса для 11 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teoriya_i_praktika_napisaniya_sochineniya_2017.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Рассмотрено

на заседании методического объединения,

протокол №1

от  «26» августа  2017 г.

руководитель МО ____________

            Принята

   на Педагогическом                         совете школы

протокол № 1

от «28» августа 2017г

                                  Утверждаю:

                             Директор школы

_____________/Е.В.Афанасьева

                            Приказ № 324

                  от «28» августа 2017г.

Рабочая программа

элективного учебного предмета

«ТЕОРИЯ  И  ПРАКТИКА  НАПИСАНИЯ  СОЧИНЕНИЯ»

10  класс

2017-2018 учебный год

                                                               

                                            Составитель: Шелестюк Елена Владимировна,

                                                          учитель русского языка и литературы        

Нижневартовск, 2017


Пояснительная записка

                Рабочая программа   элективного учебного предмета «Теория и практика написания сочинения» составлена на основе:

-  Концепции профильного обучения в старшей школе; 

- Базисного учебного плана школы на 2017-2018учебный год.

Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования. Данная работа сопутствует анализу художественного текста, его интерпретации в совместной творческой деятельности учителя и учащихся.

          Цель данной программы: помочь учащимся обобщить знания по литературе, завершить формирование умений работать с текстом художественных произведений и литературно-критических статей; совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа в их связи с конкретными темами сочинений и заданиями, помочь свести к минимуму различие требований к школьному и вступительному сочинениям.

Общая характеристика  элективного учебного предмета

Актуальность элективного курса «Теория и практика написания сочинения» определяется тем, что данный курс поможет учащимся оценить свои потребности, возможности и сделать обоснованный выбор дальнейшего жизненного пути.

Общими принципами отбора содержания программы являются:

  • Системность
  • Целостность
  • Научность.
  • Доступность, согласно психологическим и возрастным особенностям учащихся профильных классов.

Курс  включает в себя повторение основных  тем  основной и средней школ по русскому языку, включенных в раздел «Развитие речи»,  и ряд дополнительных вопросов, непосредственно примыкающих к этим  темам и углубляющих их по основным содержательным линиям. Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить обобщающее повторение, углубить и расширить знания учащихся

Описание места элективного учебного предмета

в учебном плане.

          Программа  элективного курса рассчитана на 35 часов – 1час в неделю,  может быть рекомендована для учащихся любого профиля.

Основные  формы   работы   на  практических  занятиях: работа   в   парах, самостоятельная  работа   учащихся   по   индивидуальным   заданиям

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам опроса теоретического материала, а также выполнения практических заданий.

Итоговый контроль – в форме творческой работы по написанию сочинения.

Требования к результатам освоения программы курса

  Полученные учащимися знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.

Вся практическая часть курса  представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы ученики научились:

  • воспринимать целостность литературного произведения, уметь выделять и характеризовать основные компоненты его формы и содержания: при анализе конкретных художественных произведений знать тему, идейное богатство, проблематику, авторские идеалы и пафос, систему образов и средств их создания, композицию и сюжет, внесюжетные элементы, конфликт, роль заглавия, эпиграфа, художественной детали, приёмы психологического изображения, особенности художественной речи ( эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола, аллегория, символ, гротеск, антитеза), особенности жанра;
  • уметь оперировать при анализе следующими теоретико-литературоведческими понятиями и терминами: роды художественной литературы и их основные жанры; литературные направления и течения; стихотворные размеры;
  • выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;
  • понимать содержание текста, обосновывать авторскую позицию, соотносить с ней собственную точку зрения, уметь ее аргументировать;
  • самостоятельно работать с текстом и создавать собственный грамотный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать свой текст по определённой модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой.

Учебно-тематический план

Тема занятия

1

Тип сочинения – речевая характеристика персонажа. Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя.

2

Составление плана сочинения – речевой характеристики. Подбор фактического материала, написание вступления

3

О нормах синтаксиса и их нарушении. Вариантность в форме управления, согласования. Речевые нормы.

4

Лирические отступления  и их роль в произведениях Пушкина, Гоголя.

5

Сочинение – анализ эпизода. Технология написания, задачи, возможные ошибки, постановка вопросов к анализу эпизода.

6

Составление плана – анализа эпизода, подбор фактического материала, написание вступления.

7

Стилистические упражнения 

8

Сочинение – характеристика образа автора.

9

Темы. Частные темы. Тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения.

10

Подготовительный этап к сочинению по теме литературного произведения.

11

Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений.

12

Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. Сомнительные в жанровом отношении произведения русской художественной литературы.

13

Конфликт, сюжет, композиция в литературном произведении.

14

Рецензия как жанр экзаменационного сочинения Требования, предъявляемые к рецензии.Возможные ошибки. Технология написания. Подготовка вопросов к рецензии.

15

Пейзаж. Практикум  анализа пейзажа

16

Анализ цикла лирических произведений.

17

Проблемно - обобщающие темы сочинений по русской литературе ХХ века.

18

Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.

19

Эссе как жанр ученического сочинения.

20

Очерк как жанр ученического сочинения.

21

Основная мысль текста – рассуждение. Языковые средства, обеспечивающие связность текста

22

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса)

23

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

24

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

25

Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению. Редактирование отрывков сочинений.

Календарно-тематическое планирование 

с основными видами деятельности

№ п/п

Дата проведения

Наименование темы

Кол-во часов

Виды деятельности, контроль.

1.

07.09.17

Тип сочинения – речевая характеристика персонажа.

1

Лекция учителя с элементами беседы.

Составление обобщающих таблиц – анализов речи героя.

2 - 3

14.09.17

21.09.17

Составление плана сочинения – речевой характеристики.

2

Подбор фактического материала, написание вступления.  Знакомство с рецензией на сочинение.  Обсуждение работ. Совершенствование написанного.

4.

28.09.17

О нормах синтаксиса и их нарушении. Вариантность в форме управления, согласования. Речевые нормы.

1

Предупреждение речевых ошибок. Анализ звучащего текста.

5.

05.10.17

Лирические отступления  и их роль в произведениях Пушкина., Гоголя.

1

Составление плана сочинения по лирическим отступлениям..

6 - 7

12.10.17

19.10.17

Составление плана – анализа эпизода.

2

Подбор фактического материала, написание вступления. Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение. Совершенствование написанного.

8.

26.10.17

Стилистические упражнения 

1

выполнение тестовых заданий

9 - 10

16.11.17

23.11.17

Сочинение – характеристика образа автора.

2

Составление плана сочинения – характеристики образа автора, подбор фактического материала, написание вступления. Обсуждение работ. Знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.

11. - 12

30.11.17

07.12.17

Темы. Частные темы. Тематические мотивы. Сочинение по теме литературного произведения.

2

Сочинение – характеристика лирического героя. Составление плана сочинения – характеристики лирического героя. Подбор фактического материала, написание вступления.

13.

14.12.17

Подготовительный этап к сочинению по теме литературного произведения.

1

Совершенствование написанного. Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение, совершенствование написанного.

14 - 15

21.12.17

28.12.17

Проблема и идея. Типология проблематик литературных произведений.

2

Сочинение по проблеме и идее литературного произведения. Предупреждение речевых ошибок.

16 - 17

Жанры эпоса, лирики, драмы. Трудности в определении жанровой природы. Сомнительные в жанровом отношении произведения русской художественной литературы.

2

Сочинение о жанровой природе литературного произведения. Совершенствование написанного. Обсуждение работ, знакомство с рецензией на сочинение,

18 - 19

Конфликт, сюжет, композиция в литературном произведении.

2

Подготовка к сочинению по конфликту, сюжету или композиции. Составление планов сочинений по конфликту. Взаимопроверка работ, написание рецензии на работу товарища

20

Рецензия как жанр экзаменационного сочинения Требования, предъявляемые к рецензии.Возможные ошибки. Технология написания. Подготовка вопросов к рецензии.

1

Составление плана рецензии, написание вступления, знакомство  с образцами рецензии  

21

Пейзаж. Практикум  анализа пейзажа

1

Составление планов по сочинениям о природе в литературном произведении. Сочинение – анализ пейзажа.

22

Анализ цикла лирических произведений.

1

Составление планов к сочинению – анализу поэтических циклов.

23 - 24

Проблемно - обобщающие темы сочинений по русской литературе ХХ века.

2

Составление планов сочинений на данную тему. Написание вступлений к проблемно – обобщающим темам по русской литературе ХХ века.

25

Разные жанры ученических сочинений. Выбор жанра в зависимости от темы.

1

Практикум, выполнение задания 22 - 25

26

Эссе как жанр ученического сочинения.

1

 Практикум, выполнение 25 задания ЕГЭ

27

Очерк как жанр ученического сочинения.

1

Составление таблиц, опорных конспектов, анализ текста. Выполнение текстовых заданий, анализ текстов

28

Основная мысль текста – рассуждение. Языковые средства, обеспечивающие связность текста

1

Составление памяток, анализ художественных текстов. Текстовые задания, самоанализ творческих работ, подготовка сообщений

29

Приёмы логического разворачивания основной мысли (тезиса)

1

Построение логической схемы текста-рассуждения, конкурс заметок в стенную печать

30

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

1

Лекция. Выполнение текстовых заданий, анализ текстов

31

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

1

Лекция. Выполнение текстовых заданий, анализ текстов 

32 - 35

Обобщающе – повторительные уроки. Подготовка к экзаменационному сочинению. Редактирование отрывков сочинений.

4

Выполнение 25 задания, анализ текстов

Список литературы

  1. Озеров Ю. А. Сочинение на литературную тему. - М.: Школа – Пресс, 2015
  2. Русова Н. Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант. – Н. Новгород: «Деком» , 2005
  3. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Рольф, 2000
  4. Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М.: Просвещение, 2012
  5. Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М.: Просвещение, 1979
  6. Каркадиновская И. В. Сборник упражнений по лексике и стилистике. – Минск: «Народная Асвета», 2005
  7. Вульфсон Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии. М.: Просвещение, 2003
  8. Рыжова Н. В. Методика написания экзаменационного сочинения. М.: Экзамен, 2015

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специальный курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста"

Курс "Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе анализа текста" - это  специальный курс  для учащихся старших классов, готовящихся к ЕГЭ. Изучение курса позволит старшеклас...

Программа элективных курсов "Теория и практика написания сочинений часть 3(С)"

Программа элективных курсов выстроена поэтапно, учитель постепенно готовит учащихся к самостоятельной работе над авторским текстом и высказыванию собственных мыслей, обучает технологии написания сочин...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса по русскому языку «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЙ РАЗНЫХ ЖАНРОВ»

    Программа курса «Теория и практика сочинений разных жанров» рассчитана на учащихся девятых классов.      На изучение данного курса отводится 34 часа...

Программа элективного курса по русскому языку в 6 классе "Теория и практика написания сочинений разных жанров"

Программа элективного курса по русскому языку для 6 класса составлена на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 г.Программа курса по русском...