СПП с придаточными времени
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Овценова Дарья Юрьевна

Данная разработка содержит внутри документа активную ссылку на презентацию Google, а также ссылку на интерактивное задание в сервисе Wordwall. Для его выполнения вам понадобится интерактивная доска. Это сделает ваш урок более ярким и эмоциональным, а значит, точно запомнится обучающимся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spp_s_pridatochnymi_vremeni.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

https://docs.google.com/presentation/d/e/2PACX-1vQmLA_b9L9-wt-OmkDt02aMbx4brEtEu-vfwETi2ghBGKl8H8NHBlp-GpPFpLxf7l5GQIxQqtuKtq_2/pub?start=false&loop=false&delayms=3000

9 класс

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места»

        Вид урока: урок изучения нового материала

        Цель урока:  дать теоретические сведения об особенностях сложноподчиненного предложения с придаточными времени и места.

Задачи урока:

- формировать у учащихся умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов придаточных предложений;

-  выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями;

- проверить умение определять грамматическую основу, умение расставлять знаки препинания в сложноподчиненном предложении с целью подготовки к ГИА.

- развивать устную и письменную речь учащихся,

- воспитывать интерес к русскому языку и литературе,

- воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

Ход урока.

1.Орг. момент.

2. Повторение изученного.

На доске предложения. Составить схему и определить вид придаточного (предложения)

1.Грош цена человеку, который не может сломить дурной привычки. (Придаточное определительное).

2.Я читала, что бессмертны души. (Придаточное изъяснительное).

3.Дом, в котором я живу, находится возле речки. (Придаточное определительное).

4.Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. (Придаточное изъяснительное).

5.Не место красит человека, а человек место. (Сложносочиненное предложение).

Проверка на интерактивной доске https://wordwall.net/resource/24701618

  1. Повторение о сложном предложении.

Задание 1. Заполните схему:

- Расскажите о сложных предложения по схеме.

3. Изучение нового материала.

Записываем предложение

  1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой. 
  2. С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.
  3. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят.

- На что указывает придаточное? (на время)

- На какой вопрос отвечает? (когда? как долго? с каких пор? до каких пор?)

- С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? (союзами когда, пока, с тех пор, до тех пор), кроме того в главной части могут быть ук.с. В то время, по мере того, с тех пор, до тех пор)

- К чему относится? (ко всему придаточному)

- Где может находиться? (до, после, внутри главного)

- Как называется такое придаточное? (Времени)

- Запишите тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени»

- На какие вопросы мы ответили? (на что указывает? на какие вопросы отвечает? С помощью чего придаточное прикрепляется к главному? К чему относится? Где может находиться? )

4. Выполнение практических заданий по теме урока.

- А теперь, чтобы новый материал лучше заполнился, выполним ряд упражнений.

– Перед каждым из вас учебная карточка с предложениями.

Задание 1: Перепишите предложения  в тетрадь. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

1. Как только папа ушел (когда? – придаточная времени), я живо оделся в студенческий сюртук и  пришел.

2.  Вот и теперь (когда? – придаточная времени), когда я вошел в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

3. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени).

4. Дорогою свободною иди, куда влечет тебя свободный ум.(придаточное места)

5.  Там, где кончалась чаща, белели березы.(придаточное места)

6. Я стал припоминать, куда ходил в течение дня. (придаточное места)

– Какое из данных предложений построено по следующей схеме:              [… (…) …]? (второе, пятое).

Задание 3. Составьте сложноподчиненные предложения с придаточными.

1. (пока…), […].

2. […], (где…).

3. […], (до тех пор пока…).

4. [… (едва…) …].

5.Итоги урока.   

1. С какими видами придаточных предложений мы сегодня познакомились? 
2. Как их различить? 

Рефлексия содержания учебного материала

Оцените свою работу на уроке от 1 до 5

1. знаю о СПП с придаточными места и времени;

2. могу находить их в тексте;

3. могу самостоятельно построить данные предложения

4. умею чертить схемы предложений,

5. на уроке мне было интересно;

6. я отвечал на уроке устно

6. Оценивание работы учеников

Вывод учителя: Итак, мы сегодня ещё раз убедились, что сложноподчиненные предложения – это огромная и ещё малоизученная страна, поэтому мы посвятим изучению этой темы ещё ни один урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»

Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классепо теме  «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени» Цели: 1.Познакомить ...

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени....

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.

Сложноподчиненное предложение с придаточным времени....

Урок русского языка в 9 классе "СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места."

Урок " СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места " для 9 класса составлен на основе учебника Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. Материал урока предполагает разноу...