Урок русского языка в 9 классе "СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места."
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Хисмятова Алсу Альфридовна

Урок " СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места " для 9 класса составлен на основе учебника Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. Материал урока предполагает разноуровневое обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spp_s_pridatochnymi_mesta_i_vremeni.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Урок № 26

Тема: СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места

Цель:        

1) познакомить обучающихся с придаточными обстоятельственными, их видами;

2) формировать умения различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи.

3) развивать культуру речи, интерес к предмету.

                                Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний

А) Проверка д/з

Б)Проверка знаний учащихся “Верное - неверное утверждение”.

Утверждения

1.

Синтаксис – греческое слово, которое означает «строение», «составление»

2.

Предложения бывают простые, сложные и составные

3.

Сложноподчинённое предложение состоит из двух простых предложений

4

В состав сложноподчинённого предложения входят главное предложение и одно или несколько придаточных.

5.

Простые предложения в составе сложноподчинённого всегда равноправны.

6.

В роли средств связи в сложноподчинённом предложении выступают подчинительные союзы или союзные слова.

7.

Союзные слова отвечают на вопросы и выполняют синтаксическую роль.

8.

Придаточные в сложноподчинённом предложении в зависимости от значения делятся на изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

9.

Вид придаточного предложения определяют по союзу или союзному слову.

10

Вид придаточного предложения определяют по вопросу, поставленному от главного предложения.

11.

Главное предложение от придаточного на письме обычно отделяется запятой, а в устной речи паузой.

Ключ: 1, 4, 6, 7,8,10, 11 - верные

В) Кодированный диктант.

Определить вид придаточного предложения, записать: определительное – о, изъяснительное – и, простое – п.

а) Нет той книги, из которой человек не мог бы не научиться чему-нибудь хорошему.

б) Учение мое состоит единственно в том, чтобы иметь чистое сердце и любить своего ближнего как самого себя.

в) Один из современников Кипренского говорил, что, оставаясь наедине с его портретом, он слышит голоса людей.

г) Сказки Пушкина, услышанные в детстве, мы помним всю свою жизнь.

д) Подъезжая ко двору, Чичиков заметил на крыльце самого хозяина, который стоял в зеленом сюртуке…

Ключ: о, и, и, п, о.

3. Осмысление (открытие новых знаний)

Учитель читает предложения

– Определите вид придаточных:

Земля русская испокон веков славится своими мастерами, людьми, которые способны своими руками создавать и творить настоящую красоту. И мы знаем, что через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

– Какого вида придаточных  здесь нет? 
– Найдите сложноподчиненное с придаточным обстоятельственным в тексте:

Ярмарки на Руси возникали там, где было  пересечение торговых путей. Проводились ярмарки  тогда, когда по церковному календарю  отмечали какой-либо праздник.   Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя — ярмарка! Итак, для ярмарки главное найти место и время!

– Скажите, а почему подчеркнуты слова место и время? Как это связано с нашей темой? Какую цель необходимо поставить? (Научиться находить придаточные места и времени по смысловым вопросам, определять их значение, средство связи, расставлять знаки препинания)

4. Объяснение нового материала.

Учитель: сегодня мы будем говорить о придаточных обстоятельственных. Вначале вспомним, что мы знаем о второстепенном члене предложения – обстоятельстве (от чего зависит в предложении, на какие вопросы отвечает, на какие смысловые группы делится). Придаточные обстоятельственные отвечают на такие же вопросы, имеют такие же виды.

Страница 79 в учебнике – кластер “Виды придаточных обстоятельственных, союзы и союзные слова

Упражнение для наблюдений в учебнике.

Начертим общие схемы придаточных места и времени.

5. Закрепление материала.

А)Устно разобрать, проанализировать предложения

а) Там, под этими склонами, мы рассчитывали разбить ночной лагерь.

б)Там, где раскинулись обширные полузасушливые земли, люди бережно относятся к воде.

в) Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места, когда садилось солнце.

г) Когда упала вечерняя роса, дышать стало легче..

д) Я не знаю, когда это будет.

е) Я думал, что он ищет фазана, куропатку или зайца.

5.2. Записать, разобрать предложения:

1) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы, где, может быть, родились вы…

2) Где бы ни был наш герой, его всюду узнавали.

3) Счастье зачастую оказывается там, где его ждешь.

4) Неповторимы запахи свежевспаханного поля, когда солнце прогревает влажную землю.

5) Не узнаешь прелести ходьбы по лесным тропам, пока досыта не налетаешься на звенящих ТУ.

Б) Работа по учебнику

а) Чтение параграфа 24-25

б) Упр.124 (по 2 предл.);

в) Упр.126 (по 2 предл.);

г) Упр.128 (по образцу).

В)  Восстановление текста: спишите текст, вставляя орфограммы и союзы, подходящие по смыслу, на месте пропусков:Где, откуда, когда, куда, пока, с тех пор как, едва.

… выс..хла грунто..ка, изделия покрывают алюминиевой пудрой.  … наносили  р..сунок штрихами, окон?чательный вариант узора ещё (не)был виден. Там, … остались  (не) прокраше(н,нн)ые первич?ным слоем места, нанесём о(т,тт)еночные блики другого цвета. Печь, … мы после росписи отправля..м изделие, закрепля..т  краски и помога..т сохранить эту красоту на века.

В) Проверь

Едва высохла грунтовка, изделия покрывают алюминиевой пудрой.  Пока наносили  рисунок штрихами, окончательный вариант узора ещё не был виден. Там, где остались  не прокрашенные первичным слоем места, нанесём оттеночные блики другого цвета. Печь, куда мы после росписи отправляем изделие, закрепляет  краски и помогает сохранить эту красоту на века.

6. Подведение итогов

  • О каких предложениях мы сегодня говорили?
  • Назовите части СПП.
  • Основная и независимая часть – это…
  • Как обозначается графически главное предложение?
  • Часть предложения, которая подчинена главной – это?
  • Как обозначается графически придаточное  предложение?
  • Какие виды придаточных можете назвать?
  • На какие вопросы отвечают придаточные времени?
  • На какие вопросы отвечают придаточные места?

7. Д/З:  П.24-25, упр.129,130

Выставление оценок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «СПП с придаточными времени. Подготовка к ОГЭ»

Подробный конспект урока в 9 классе поможет учителю проверить знания своих учеников по теме  урока"СПП с придаточными времени", а также подготовит к успешной сдаче ОГЭ.Карта успеха ученика по ход...

Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места" (9 класс)

Это урок изучения нового материала по теме СПП с придаточными обстоятельственными места разработан в соответствии с программой и учебником С. И. Львовой....

Урок русского языка "Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными места"

Данный урок опирается на знания изученных ранее тем курса русского языка. На уроке приобретённые ранее умения и навыки, а именно: определение главного и придаточного, его местоположения по отношению к...

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненные предложения с придаточными места", 9 класс...