Рабочая программа по подготовке к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс)

Трунова Наталья Николаевна

 Содержание программы направлено на освоение обучающимися тем, необходимых для успешной сдачи ОГЭ, на формирование базовых знаний и базовых компетентностей. Рабочая программа «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» включает темы, необходимые для успешной сдачи ОГЭ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_podgot_k_oge_20.docx41.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Фащёвка

Грязинского муниципального района Липецкой области

Рассмотрена на заседании ШМО.                                                  Утверждаю.

Руководитель ШМО                                                         Директор МБОУ СОШ села   Фащёвка

 ________(Н.Н. Трунова)                                                    ____________(С. В.Федерякина)

Протокол  от  _____2020 г. №___                                   Приказ от   ___________ 2020 г.   №__

Рабочая программа

по

дополнительной общеразвивающей программе

 социально-педагогической направленности

"Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе"

на 2020 - 2021 учебный год

               Учитель:

                                                     Трунова Наталья Николаевна

        Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………...2

1.1. Цель и задачи…………………………………………………...2

1.2. Формы и режим занятий.............................................................3

1.3. Методы и формы обучения........................................................4

1.4. Планируемые результаты...........................................................4

2. Учебный план………………………………………………………...5

3. Календарный график………………………………………………....5

4. Содержание программы……………………………………………...6

    5. Организационно – педагогические условия………………………...9

Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности "Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе" (далее - программа) разработана на основании следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
  •  Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей".
  • Конвенция о правах ребенка. 
  • Постановление правительства Российской Федерации от 15.08. 2013 г. №706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг»
  • Приказ отдела образования Грязинского муниципального района от 30.08.2016г. №713 «Об утверждении методики определения платы за оказание платных образовательных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными образовательными учреждениями Грязинского муниципального района»
  • Приказ МБОУ СОШ села Фащевка  «Об организации работы по оказанию платных образовательных услуг в МБОУ СОШ села Фащевка в 2019-2020 учебном году»

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы.

  1. Цели и задачи рабочей программы:

Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе.

Цели изучения курса:

  • формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями;
  • обеспечение подготовки обучающихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

Задачи курса:

  • формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации;
  • обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
  • применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
  • углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных выше целей и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

• использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

• извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

• анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

• анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

• анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

• тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

• создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

• редактирование собственного текста;

• применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

• соблюдение в практике письма основных норм языка;

• использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу планирования положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

1.2. Формы и режим занятий:

Программа рассчитана на один год обучения - 25 часов.  Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия - 60 минут.

Численность группы – от 8 до18 человек.

Возраст детей, на который рассчитана дополнительная образовательная программа – 9 класс (14 - 15 лет).

Основные формы организации учебных занятий: лекции, практические занятия.  

Основные виды проверки знаний - текущий и итоговый контроль.

Формы текущего и итогового контроля уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися работы в формате ОГЭ. К письменной форме контроля относится выполнение диагностической работы.

Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая - по завершении курса.

Данная программа курса сочетается с любым УМК, рекомендованным к использованию в образовательном процессе и согласована с требованиями государственного образовательного стандарта и содержанием основных программ курса математики основной школы.

1.3.Методы и формы обучения:

- обучение через опыт и сотрудничество;

- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

- работа в малых группах, практикум, дискуссии лекция.

- личностно-деятельностный подход (большее внимание к личности учащегося, равноправное взаимодействие учителя и ученика).

Предлагаемый курс является развитием системы ранее приобретенных программных знаний, его цель - создать целостное представление о теме и значительно расширить спектр задач, посильных для учащихся. Все должно располагать к самостоятельному поиску и повышать интерес к изучению предмета. Организация на занятиях должна несколько отличаться от урочной: ученику необходимо давать время на размышление, учить рассуждать. В курсе заложена возможность дифференцированного обучения.

Учитель и учащиеся находятся в постоянном диалоге.  Занятие должно отличаться от урока, ребенок должен иметь право в любой момент, высказать свои предположения по решению задач. Отношения на уроке должны быть дружественные.

Таким образом, программа применима для различных групп школьников, в том числе, не имеющих хорошей подготовки.

1.4. Планируемые  результаты:

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) овладение всеми видами речевой деятельности:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
  • владение разными видами чтения;
  • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
  • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования, с помощью технических средств и информационных технологий;
  • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;

2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются:

1) представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России; о связи языка и культуры народа; роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;

3) владение всеми видами речевой деятельности:

аудирование и чтение:

  • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (цели, темы текста, основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым/просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
  • владение умениями информационной переработки прочитанного текста (план, тезисы), приёмами работы с книгой, периодическими изданиями;
  • способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
  • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение различными видами аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
  • умение сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

  • умение воспроизводить в устной и письменной форме прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, тезисы);
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
  • умение создавать устные и письменные тексты разных типов  и стилей речи с учётом замысла, адресата и ситуации общения; создавать тексты различных жанров (рассказ, отзыв, письмо, расписка, доверенность, заявление), осуществляя при этом осознанный выбор и организацию языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей;
  • владение различными видами монолога и диалога; выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом;
  • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка; стилистически корректное использование лексики и фразеологии; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
  • способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться внеязыковыми средствами общения в различных жизненных ситуациях общения;
  • осуществление речевого самоконтроля; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления и эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

4) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

5) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог и диалог; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

6) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения; анализ текста с точки зрения его содержания, основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

7) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

2. Учебный план

Наименование курса

Кол-во занятий

Формы промежуточной аттестации

1

Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе

25 часов

Диагностические работы в форме ОГЭ.

3. Календарный учебный график.

            Начало занятий –  1.11.2020

           Окончание  – 23.05.2021

           Продолжительность подготовки – 25 часов

        

 Промежуточная  аттестация проводится в конце каждой четверти в виде диагностической работы в форме ОГЭ.

Объем недельной образовательной нагрузки 1 час, продолжительностью по 60 мин.

Форма обучения: очная.

Основные формы занятий: групповая и индивидуальная.


4. Содержание планирования.

Подготовка к написанию изложения (5 ч)

1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования.

2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.

4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

5. Написание изложения.

Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (14 ч)

1. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2.)

2. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3.)

3.Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)

4.Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок.

Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.)

5. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 6)

6.Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7.)

7.Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте (Задание 8.)

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (5 ч)

1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.

2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.

4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.

5. Корректировка текста.

Контроль знаний- 1 ч

Пробный экзамен в формате ОГЭ.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» 9 класс (25 часов)

№ п/п

Тема занятия

К-во час.

Дата проведения

1.

Подготовка к написанию изложения. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

1

2.

Подготовка к написанию изложения. Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.

1

3.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое богатство русского языка.

1

4.

Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические.

1

5.

Сжатое изложение. ВШТ.

1

6.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2).

1

7.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2).

1

8.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3).

1

9.

Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 3)

1

10.

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4).

1

11.

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5)

1

12.

Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ- ; Ы, И после приставок. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5).

1

13.

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6).

1

14.

Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. (Задание 6).

1

15.

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7).

1

16.

Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7).

1

17.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. (Задание 8). Анализ ВШТ.

1

18.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Слово в контексте. (Задание 8).

1

19.

Выполнение заданий 2-8. ВШТ.

1

20.

Выполнение заданий 2-8. Анализ ВШТ.

1

21.

Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.

1

22.

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Анализ ВШТ.

1

23.

Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3).

1

24.

Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок.

1

25.

Пробный экзамен в формате ОГЭ.

1

5.  Организационно – педагогические условия.

Кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья ученические для педагога и учащихся, шкаф для хранения учебной литературы и наглядных пособий.

Инструменты и аппаратура:

- компьютер;

- проектор;

- интерактивная доска;

-раздаточный материал.

                                                                   

В  образовательной организации для реализации программы имеются педагогические кадры с соответствующим образованием и квалификацией.

Методическое обеспечение:

  1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.
  2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.
  3. Васильевых И.П, Гостева Ю.Н. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2011.
  4. Драбкина С.В, Субботин Д.И. «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2012. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты» / М., «Интеллект-Центр», 2012.
  5. Егораева Т.Г. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс/ М., «Экзамен», 2019.
  6. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.
  7. Мамона Т.Н. рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9 класс/ М., «Экзамен», 2010.
  8. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 2014.
  9. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.
  10. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.
  11. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П. Цыбулько./ М., Национальное образование, 2019.
  12. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.
  13. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по истории России

Курсы по подготовке к ЕГЭ помогают выпускникам отработать основные навыки по решению типовых заданий , предложенных в КИМах  и повторить материал....

Рабочая программа для подготовки к ГИА

Главной целью данного курса является  подготовка учащихся к сдаче ГИА, т.е. дать им все необходимые знания по всем видам деятельности. У большинства учащихся возникают трудности при выполнении эт...

Рабочая программа факультатива "Подготовка к ГИА"

Данная программа позволяет подготовить учащихся к сдаче ГИА в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами....

Рабочая программа по подготовке водителей категории В

Предлагаю вам программу первого года обучения по предмету "автодело"...

Рабочая программа по подготовке к ЕГЭ по английскому языку (11 класс)

Пояснительная запискаСтатус программы        Рабочая программа факультатива по подготовке к ЕГЭ по английскому языку (11 класс) составлена  на основе  феде...

Рабочая программа по подготовке учащихся 9 кл. к ГИА по математике

Рабочая  программа подготовки к ГИА по математике составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.      Данная ...

Рабочая программа по подготовке к ГИА

Работа содержит пояснительную записку, тематическое и календарно-тематическое планирование....