В чём загадка местоимений?!
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Пахотно-Угловский филиал
МБОУ Бондарской СОШ
« В чём загадка местоимения как части речи?»
Урок - исследование
6 класс
Подготовил и провёл:
учитель русского языка и литературы
Дронова Ольга Николаевна
2019 год
Цель урока:
Развитие устной речи обучающихся, логического мышления, скорости мыслительных процессов
Задачи урока:
1. Отработать умения и навыки по распознаванию частей речи
2. Уметь правильно определять морфологические признаки и разряды местоимений
3. Показать роль местоимения в русском языке
4. Воспитывать интерес к русскому языку, чувство взаимопомощи, коллективизма
-- Доброе утро, ребята! Наша задача сегодня на уроке: обобщить изученное по теме «Местоимение», научиться правильно определять морфологические признаки и разряды местоимений, а самое главное выяснить, в чём загадка местоимения как части речи.
Ход урока:
I. - В качестве разминки я предлагаю вам поработать над стихотворным текстом (М. Исаковского). Он перед вами.
Проектор
Во все века на русском хлеб…
Богатыри р…сли у нас.
Так пусть же вновь р…стут такие,
Чтобы, когда наступит срок,
Нигде н…кто тебя, Россия,
Перебороть (ни) в (чём) (не) мог.
М. Исаковский
Читаем отрывок из стихотворения, вставляем и объясняем пропущенные буквы, постановку знаков препинания. Второй ученик находит и подчёркивает местоимения, указывает разряд.
II. - Местоимений в языке немного—всего 69, но они часто встречаются в нашей речи и по частоте употребления занимают 3-е место после глаголов и имён существительных. Почему? Это действительно загадка.
1) У нас необычный урок—урок-исследование. Я предлагаю вам стать настоящими исследователями. В ходе этого урока постараемся стать знатоками местоименных наук.
2) Перед вами рабочие листы, таблица разрядов местоимений. Эти материалы помогут нам в исследовательской работе.
3) Положите перед собой рабочие листы (сегодня мы будем писать не в тетрадях, а работать с этим листом) и сверху на 1 стр. запишите число.
4) Тема нашего урока «В чём загадка местоимения как части речи?»
Поможет нам провести исследование один известный русский писатель 19 века, очень любимый детьми. Догадайтесь, кто это? Вот что он пишет о себе: «Я написал повести, комедии, комическую оперу, но прославил своё имя короткими нравоучительными стихами—баснями. В Петербурге, в Летнем саду, мне поставлен памятник». А я добавлю: В феврале 2019 года русская
литература отметила 250 -летие со дня рождения этого автора.
-- Кто же он? Иван Андреевич Крылов и герои его басен помогут нам в сегодняшней работе.
- Чтобы приступить к исследованию на материале басен Крылова, проведём словарную работу. Выясним, каково лексическое значение слова «басня»?
1) Басня— это небольшой рассказ, чаще всего в стихотворной форме с поучительным смыслом. (подбирается верное толкование)
2) (устно) – Подберите однокоренные слова к слову «басня» (басенный, басенка, баснописец)
3) – Давайте построим словосочетания по следующей схеме: сущ.+ сущ. (Басни Крылова)
4) – прил.+ сущ. ( Интересные басни)
4) –Теперь усложним задачу: мест.+сущ. (Чьи басни?)
III. -Мы с вами составили словосочетания. Предложения состоят из словосочетаний. На рабочем листе и на доске 3 вы видите предложения. Прочитаем их, найдём словосочетания с местоимением и определим синтаксическую роль местоимений в данных предложениях. (Упр. №1)
1. Его басни переживут века.
2. Басни помогают нам разобраться в своих и чужих недостатках.
3. (В 3-ем предложении находим грамматическую основу)
Каждый заучивает наизусть басни Крылова.
Какими членами предложения бывают местоимения?
(ученики отвечают)
Итог 1. Вот это наше первое научное открытие
(Вывод №1) Местоимения в предложении бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
IV. -- Чтобы продолжить исследовательскую работу, обратимся к тексту упражнения №2. Прочитаем его.
Все любят басни Крылова. Кто же герои его произведений? В них говорится о животных, но любой понимает: каждая басня—рассказ о людях. Басни помогают в чьих-либо недостатках узнавать себя. Среди нас, например, тоже есть такие беспечные лентяи, как Стрекоза в басне «Стрекоза и Муравей». Или такие, которым хочется напомнить басню «Лебедь, Щука и Рак». Никто не отрицает: герои Крылова живут и среди нас.
- О чём говорится в этом тексте?
Возьмите карандаши, подчеркните все местоимения в этом тексте и укажите их разряд. Если вы затрудняетесь, обратитесь к таблице.
- Перечислите, пожалуйста, какие разряды местоимений употреблены в данном тексте?
- Сколько разрядов местоимений в русском языке? (9)
Итог 2. Это наше второе научное открытие
(Вывод №2) По значению местоимения делятся на 9 разрядов.
- В этом тексте, ребята, 63слова. Посчитайте, сколько в нём местоимений? (15)
(Вывод №3) Это говорит о том, что местоимения очень часто употребляются в нашей речи. Они делают её разнообразной, богатой, правильной.
V. Физкультминутка
Руки подняли и покачали—
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули—
Ветер срывает росу.
В стороны руки, плавно помашем—
Это к нам птицы летят.
Как они сядут-
Мы тоже покажем, крылья сложили назад
И тихо-тихо сели.
- Мы немного устали, сделали разминку и отдохнули. В хоккее, например, когда устают игроки, тренер меняет их, т. е. вместо основных игроков на лёд выходят запасные.
Местоимения так же, как и запасные игроки, заменяют в предложениях имена существительные, имена прилагательные, числительные.
VI . 1) –В упражнении №3 дано предложение из басни Ивана Андреевича Крылова «Чиж и голубь».
Чижа захлопнула злодейка-западня;
Бедняжка в западне и рвался, и метался,
А Голубь молодой над Чижом же издевался.
2) —Прочитайте его. Что заметили? (В предложении повторяются существительные, и оно не совсем красиво звучит).
3) — Замените повторяющиеся существительные запасными игроками - местоимениями. В итоге мы получим настоящие предложения из басни Крылова.
4) —Прочитаем, что получилось. (Ученик читает предложение).
Итог 3. Видите, речь стала стройной и звучной. Это наша 3-я разгадка тайны местоимения.
-- Что дала нам такая замена?
(Вывод №4) Местоимения позволяют избежать повторов слов, делают речь краткой, но в то же время разнообразной.
Знаток русского языка Иван Андреевич Крылов умело использовал в баснях местоимения. Послушайте басню «Чиж и голубь».
Чижа захлопнула злодейка-западня;
Бедняжка в ней и рвался, и метался,
А Голубь молодой над ним же издевался.
«Не стыдно ль,— говорит,— средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело».
Ан смотришь, тут же сам запутался в силок.
И дело!
Впредь чужой беде не смейся, Голубок.
- В каких словах заключается мораль басни?
- Чему учит эта басня? (В беде товарища не оставляй.
Русская пословица гласит: «Друзья познаются в беде».
VII . - Мы продолжаем исследовательскую деятельность. Учёные-языковеды утверждают, что все местоимения делятся на три группы.
1 группа местоимений заменяет имена существительные;
2 группа заменяет имена прилагательные;
3 группа— числительные.
- Такое утверждение они сделали на основе того, что местоимения способны заменять самостоятельные части речи.
- Разгадаем ещё одну загадку местоимения. Выполним упражнение № 4. Я диктую местоимения. Вы должны распределить их по 3-ём столбикам.
В 1-ый запишите те, которые указывают на предметы.
Во второй столбик те, которые указывают на признаки предметов.
В третий те, которые указывают на количество.
она мой несколько
никто любой столько
мы наши сколько
(Проверка ответов)
Итог 4. --Мы убедились в правильности вывода учёных. Какую особенность местоимений мы разгадали?
(Вывод №5) Местоимения могут указывать на предметы и заменять имена существительные, …
VII. Вывод: - Видите, ребята, какая необычная часть речи есть в русском языке. Предлагаю обобщить нашу исследовательскую деятельность. Начну я.
1) Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
(Далее отвечают ученики)
IX. - Теперь можно от научной работы перейти к практической. Знания о местоимении нам обязательно пригодятся. На вашем рабочем листе — это упражнение №5.
У каждого из вас есть отрывок из басни И. А. Крылова. Прочитайте вслух предложение и выполните морфологический разбор выделенного местоимения.
1). Так думает иной затейник, что он в подсолнечной гремит.
2). А про него совсем не слышно: у всякого забота там своя.
3). Кто с пользою отечеству трудиться, тот с ним легко не разлучиться.
4). Нередко мы, хотя того не примечаем, себя в других охотно величаем.
5). Всё это знаю я, - ответствует Пчела. – Но и о том дошли мне слухи, что никому ты немила, что на пирах лишь морщатся от Мухи.
6). Бедняжка от такой тревоги насилу доволок в овчарню ноги.
7). К кому-то принесли от мастера ларец.
8). Худо тому, кто не делает добра никому. (пословица)
9). Рядился – рядился, а ни к чему не пригодился. (пословица)
X. – Вы хорошо поработали, а теперь пришло время поиграть. Упражнение № 6 «Четвёртое - лишнее».
Внимательно посмотрите на группы слов. Одно из слов в каждой группе является лишним. Нужно найти это слово и ответ обосновать.
1) ОН, ОНА, ОНО, Я. (Я - местоимение 1-го лица, остальные - 3-го лица.)
2) Я, ТЫ, ОНИ, ОН. (ОНИ - местоимение во множественном числе, остальные — в единственном.)
3) МЫ, ОН, НО, ВЫ. (НО - союз, остальные - местоимения.)
4) ТЫ, К, ОТ, ЗА. (ТЫ - местоимение, остальные - предлоги.)
5) МНЕ, МНУ, МНИ, МНЕМ. (МНЕ- местоимение, остальные - глаголы.)
XI. Итог урока:
Сегодня на уроке путём научного исследования мы с вами, ребята, ответили на вопрос «В чём загадка местоимения как части речи». Урок подошёл к концу. Вы были активны, внимательны, старались и помогали мне. Я оцениваю ваши знания на «хорошо» и «отлично».
XII. Домашнее задание
Работа учёного беспредельная—всегда есть что-то неисследованное, неразгаданное. На дом я вам даю задание творческое. По заданной рифме сочините своё стихотворение о местоимении.
(1 строчка должна закончится словами «части речи», вторая – «на плечи» и т,д.)
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится слова другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
Литература
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М., 1987.
Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч. 1. М., 1963.
Баев П.М. Играем на уроках русского языка. М., 1989.
Кларин М.В. Игра в учебном процессе // Советская педагогика. М., 1985. № 6.
На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку / Под ред. Чесноковой Л.Д. М., 1996.
Петрановская Л. Игры на уроках русского языка. М., 2000.
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. М., РПА, 1996.
Подгаецкая И.М., Постникова И.И. Необъятный мир слова. М., 1995.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1979.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока к УМК "Enjoy English 9 класс" Биболетовой М.З. по теме "Путешествия. Загадки планеты"
коспект содержит разнообразные разноуровневые упражнения к уроку, а так же карточку-опору для учащихся....
Музыкальные загадки
Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в работу....
Химические загадки
Подобранный материал (загадки, шарады, метаграммы, логогрифы и др.) способствует активизации знаний учащихся по химии. Для внеклассной работы по химии....