Технология решения образовательных кейсов как инструмент развития метапредметных результатов учащихся.
материал по русскому языку (8 класс)

Статья поможет в разработке уроков при помощи кейс-технологий для учащихся с ОВЗ и детей-инвалидов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология решения образовательных кейсов как инструмент развития метапредметных результатов учащихся.

Сегодня ФГОС стремится обеспечить такие особенности школьного образования, как, например:

  • оптимизация его содержания;
  • проблематизация и ситуативность;
  • метапредметность.

Метапредметный подход в образовании был разработан для того, чтобы решить проблему разобщенности разных научных дисциплин,  учебных предметов, теории и практики. Он подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий и учебных действий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани.

Фактически это учебный предмет нового типа, в основе которого лежит интеграция учебного материала и принцип рефлексивного отношения к основным позициям мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача».

Конечно, формирование и диагностика сформированности метапредметных умений требует наличия у учителя оптимальных технологий. К числу последних можно отнести кейс-технологию.

Кейс-технология – метод, при котором школьники могут иметь возможность развития творческого начала личности, коммуникативной компетенции, умения работать в команде или же по самостоятельному заданию, действовать и принимать решения в условиях избытка или недостатка информации.

Темой нашего кейса является классификация сказуемых и синтаксис русского языка – плановая программа 8 класса. Во главе угла разрабатываемого нами кейса стоит как раз ситуационная задача – анализ лингвистического высказывания в рамках дискуссии на предполагаемой школьной научной конференции. Но чтобы справиться с дискуссией, школьнику необходимо будет не только проявить коммуникативные навыки, но и достаточно разнопланово изучить теоретическую сторону вопроса. Поэтому задания и методическое обеспечение кейса достаточно разнообразно.

Список коммуникативно-речевых метапредметных умений, которые сформирует решение таких ситуационных задач по русскому языку, достаточно велик. Подробнее мы можем рассмотреть их на приведенном слайде.

Особенности метапредметных заданий:

  • наличие ключевых понятий, явлений, объектов;
  • необходимость использования универсального способа решения проблемы, создания алгоритма действия;
  • множественность допустимых решений.

Освоение учащимися умения полноценного понимания текстов разного характера - одна из задач современной школы, без которой не может быть достигнут качественный предметный, личностный и метапредметный результат образования. Поэтому многие задания кейса направлены на работу с текстом и формирование в ходе этой работы операций мышления, таких как сравнение, анализ, синтез и др.  

Алгоритмы выполнения облегчают учащимся восприятие теоретического материала, способствуют быстрому его запоминанию, причем не механическому и бездумному, а осмысленному и более прочному, поскольку при такой подаче учебной информации наглядно демонстрируются логические связи между явлениями языка.

Работа с информацией предполагает освоение учащимися умений полноценного понимания текстов разного характера – поэтому предполагается, что учащиеся будут работать с разными видами текстов: сплошными и несплошными (диаграмма, таблица, график и т.д.).

При отборе текстов можно использовать ресурсы интернета, тексты рекламы, материалы других учебных предметов – таких как биология, география или химия, задания открытого банка ФИПИ для экзаменов по русскому языку. Разноплановые аналитические задания позволяют применять лингвистические знания в новых условиях, требуют определённых метаумений. Место использования кейса в ходе освоения образовательной программы педагог определяет уже в зависимости от темы, типа и цели конкретных учебных задач.

В результате проведенной работы на сегодня можно сделать выводы о том, что кейс-технология способствует:

  1. развитию личностных качеств учащегося;
  2. выработке коммуникативных качеств;
  3. развитию инициативности учащегося.

Таким образом, кейс–метод является хорошим инструментом для организации занятий по формированию метапредметных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогика сотрудничества как инструмент для формирования метапредметных результатов учащихся

По планете уверенной поступью шагает ХХI век, неся радость и горе, новые ценности и  идеалы. В мире меняются взгляды на общество, меняетсяи совершенствуется наша школа. Постиндустриальное об...

ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

В условиях глобальной информатизации и повсеместного внедрения информационных технологий особое внимание стоит уделить вопросу развития системы электронного обучения.  Так, в Федеральном законе №...

Доклад на тему: "Аналитико - диагностическая деятельность учителя по выявлению метапредметных результатов учащихся при освоении образовательной программы в соответствии с ФГОС"

оклад на тему: "Аналитико - диагностическая деятельность учителя по выявлению  метапредметных результатов учащихся при освоении образовательной программы в соответствии с ФГОС"...

Мастер-класс «Технология «педагогические мастерские», как инструмент формирования метапредметных результатов обучения в контексте ФГОС»

Мастер-класс «Технология «педагогические мастерские», как инструмент формирования метапредметных результатов обучения в контексте ФГОС»...

Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся

Анализ мониторинга личностного развития и метапредметных результатов учащихся...

Методика интент-анализа - как инструмент оценки личностных результатов учащихся в образовательном процессе.

Одним из инструментов оценки личностных результатов образовательного процесса может стать методика интент-анализа текста творческих работ учащихся. В чем сущность данного метода, как учитель может при...

Основные подходы к оцениванию метапредметных результатов учащихся при переходе на образовательные стандарты нового поколения. Из опыта работы

В презентации представлены основные подходы к оцениванию метапредметных результатов  учащихся  при переходе на образовательные стандарты нового поколения. Из опыта работы....