Синквейн как инструмент урока
статья по русскому языку (6 класс)

Статья содержит опыт использования синквейна на уроках. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Родионова Наталья Витальевна,

учитель русского языка и литературы

Синквейн как инструмент урока

Уроки русского языка для современного ученика особенно важны, потому что знание родного языка и литературы необходимо для формирования личности. Ученик в нынешнем мире отличается определёнными качествами: он более информирован, у него больше возможностей для развития и развлечения, такой человек может выдвинуть больше требований как к учителю, так и к уроку. Увлечь и заинтересовать его гораздо труднее. Уроки, на которых преподаватель использует приёмы, влияющие на формирование и развитие положительной мотивации, дают возможность повысить активность учащихся. Они улучшают не только взаимоотношения учителя и ученика, но и повышают работоспособность учащихся, укрепляют их познавательные интересы. На мой взгляд, эффективными становятся такие способы организации деятельности ученика, при которых не требуется много времени, когда можно начать с маленького шага. Это раскрепощает. Активизировать деятельность учеников мне помогает синквейн.

Синквейн. Откуда это слово пришло в русский язык? Начало ему положила американская поэтесса Аделаида Крэпсл. Она увлекалась японской стихотворной формой. В 1914 году Крэпсл издала сборник стихов, куда вошли и синквейны. Впоследствии способ стал применяться в учебниках как метод совершенствования образной речи, помогающий в короткие сроки добиться успеха.

В настоящее время синквейны используются в процессе обучения, помогают ученикам понять материал, систематизировать его. Детям процесс создания синквейны понятен.

Ход работы.

1. Даём определение термину

2. Выявляем действия понятия

3. Пытаемся понять суть темы

4. Формулируем основную мысль

5. Делаем вывод

Особенно эффективно работа проходит, если детям поручить работать парой. Два человека выбирают более точные слова, приходится обсуждать варианты и выбирать подходящие глаголы и прилагательные, формулировать утверждение. Это позволяет уточнить понимание материала или слова.


Примеры по литературе при изучении рассказа Леонида Андреева "Бездна.
Составляем характеристику героев.
Зиночка
наивная, юная
насилуется, передаётся, доверяет
рассчитывает на защиту юноши
жертва

Ниновецкий
инфантильный, нерешительный
теряется, пугается, предаёт
поддаётся своим низменным инстинктам
подлец (предатель)


бездна
страшная, бездонная
пугает, волнует, развращает
заставляет заглянуть в душу
инстинкт/порок 

При прохождении романа Фёдора Михайловича Достоевского "Преступление и наказание" также на уроке можно разобрать какой-либо термин или понятие, понимание которого вызывает вопрос.

преступление

трагическое, ужасное

сводит с ума, пугает, притягивает

Преступление – убийство собственной души.

падение

Данные синквейны помогают учащимся разобраться в этом сложном и актуальном для изучения произведения вопросе.

Можно первоначально работать в группах, затем в парах, в старших классах самостоятельно по одиночке. Ребята думают над словами, практикуются над созданием предложений, а потом у них возникает желание обсудить, высказать свою точку зрения. Процесс создания синквейна увлекательный, так как позволяет каждому принять участие в работе. Это тот самый первый шаг в написании, который часто сложно сделать. Синквейн же небольшой по объёму и индивидуальный и потому снимается страх написать «не так и не то».

Уместно и эффективно применять этот приём при разборе терминов и понятий.

Синквейн на тему «рассказ»

рассказ

небольшой, повествовательный

сочиняется, пишется, разбирается

малая форма эпической прозы

произведение

Ещё один пример синквейна.

поэт

своеобразный, талантливый

пишет, сочиняет, вдохновляет

человек, занимающийся созданием стихотворений

стихотворец


Примеры синквейна на уроках русского языка.


союз
сочинительный, подчинительный
соединяет, разделяет, не изменяется
Союз — это служебная часть речи.
связь

предлог
производный, непроизводный
дополняет, связывает, объединяет
Предлог используется в устной и письменной речи.
слово

Синквейн можно использовать не только локально, отдельно в самом уроке на определённом этапе, по этой схеме можно строить сам урок. Например, урок развития речи в 5-6 классе. Сочинение «Палитра осени». Какая она, ваша осень? Что вы видите, слышите, чувствуете? Какие мысли и чувства приходят к вам осенью? Какие открытия? Если сказать об осени одним словом, метафорой, то какое это было бы слово?  Эти ключевые этапы урока – вопросы синквейна.

Тема урока – палитра осени

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Какова наша цель?

Цель: написать черновой вариант сочинения

Что такое палитра?

Палитра — небольшая тонкая и лёгкая доска четырёхугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы.

Чем пользуется художник, описывая картину? Чем – композитор? Чем будем пользоваться мы?  Слово – уникально, т.к. может описать и звук, и краски, и чувства, мысли.

Задачи:

Повторить необходимые термины (тема, идея, описание, абзац, абзацный зачин, тропы, эпитет, сравнение, план)

План урока:

Моя осень (ДЗ)

Осень в музыке. Рисуем мысленно

5 минут вдохновения

С чего начать? Тема. Идея.

Как писать? План. Абзацный зачин.

Яркая палитра выразительных средств

Итог. Осень в картинах. Находим соответствие

Проверка ДЗ

Какая она, ваша осень? Какие картины встают перед глазами, что рисует ваше воображение?

У каждого своя осень. У великого итальянского композитора А. Вивальди и у А.С. Пушкина, у П.И. Чайковского и у М.Ю. Лермонтова.

Какие стихотворные строчки подходят под музыку?

Как вы думаете, ребята с чего начинается музыка? Стихотворение?

Конечно, с вдохновения.

Но не только с темы и идеи.

Вспомним определения.

Тема – это…

Идея – это…

Придумайте тему и продумайте идею своего сочинения.

Следующий этап – план.

Сегодня я вам предлагаю вот такой план:

1)        Осень – это…

2)        Всё вокруг…

3)        Слышен…

4)        Идёшь… и чувствуешь…

5)        Вспоминаются строки поэта

Как строится абзац?

Ключевое предложение. Два-четыре предложения, его поясняющие, микровывод.

Художник, рисуя картину, смешивает краски, пытаясь достичь нужного эффекта. Что будем делать мы с вами? Верно, искать точные, нужные живые слова. Это могут быть тропы: эпитеты и сравнения.

•        1 ряд – 1-й абзац

•        2 ряд – 2-й абзац

•        3-й ряд – 3-й абзац

Проверим по абзацным зачинам. Обратимся к учебнику (читаем текст, разбираем). Теперь посмотрим в свои черновики.

Ребята, сейчас я предлагаю вам посмотреть картины и ответить на вопрос: «Какая осень ваша» (какая картина вам ближе)

Какой бы вы стихотворной строчкой завершили наш урок?

Как вы работали на уроке? Оцените себя. Кому хотите сказать спасибо за урок?

Дописать черновик.

Подготовить буклет «Моя осень»

Стихотворение – музыкальный фрагмент - рисунок


Создание синквейна – труд непростой. Он даёт возможность ребятам обобщить понятия, учит видеть главное, подводить итоги, обучает самостоятельности мышления, развивает творческие способности ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Получение цилиндрических и конических деталей ручным инструментом. Урок технологии в 6 классе с использованием ИКТ.

Данный материал содержит подробный план-конспект урока с использованием ИКТ. По программе "Технология.Технический труд." для учащихся 6 класса....

Доклад "Синквейн как активный метод обучения. Использование синквейна на уроках русского языка и литературы"

    Помните, как в школьные годы нам нравилось играть с друзьями во дворе или на переменках, и как огорчала необходимость читать серые скучные учебники и запоминать придуманные взросл...

Урок музыки по теме"Музыкальные инструменты России, оркестр народных инструментов"

На уроке учащиеся знакомятся с создателем первого оркестра народных инструментов и его роли в сохранении народного творчества....

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Конспект урока литературы ««Прежняя Москва» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»» (Урок - творческая мастерская с элементами с элементами синквейна в 9 классе)

Цели:1. Образовательные: раскрыть понятия «типические образы», «говорящие фамилии», «внесценические персонажи»; определить особенности нравственного облика фамусовского общества; выявить специфику кон...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Статья "Составление синквейна на уроках химии. Конструктор синквейна"

Учитель делится опытом составления синквейна на уроках химии. Рассматриваются разнообразные формы работы с синквейном. Предлагаются конструкторы синквейнов по темам: азот, фосфор, сера, алюминий....