Рабочая программа курса по выбору по русскому языку «Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации»
элективный курс по русскому языку (10 класс)

Горнаткина Надежда Алексеевна

Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку. Введение элективного курса позволит учащимся повысить качество знаний, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, владение нормами литературного языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kpv_russkiy_yazyk_10_klass.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе        Программы факультативных и элективных курсов Русский язык : 7-11 классы :  / С.И. Львова. — М. : Вентана-Граф, 2008.

Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку. Введение элективного курса позволит учащимся повысить качество знаний, совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, владение нормами литературного языка.

Место курса в образовательном процессе.

Курс «Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации» призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка. Его главная задача – формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации. Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их. Несмотря на то, что многие разделы курса русского языка уже повторяли на уроках, не будет лишним акцентировать внимание на трудных случаях, повторить теоретический материал. Занятия  позволяют систематизировать полученные и повторенные во время уроков знания.

Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие речевой культуры учащихся.

Задачи:

  • повторить трудные случаи синтаксиса, пунктуации и других разделов русского языка (фонетики, лексики, морфологии, словообразования);
  • формировать умение создавать устные и письменные высказывания, редактировать собственный текст;
  • совершенствовать общеучебные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать.

Основные компоненты содержания курса.

В основе курса лежит повторение и систематизация и углубление сведений, полученных учащимися в 5-9 классах.

Повторение проводится по следующим разделам языка:

  • синтаксис; 
  • пунктуация; 
  • языковые нормы. 

Методы и формы обучения.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности. Воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Освоение курса предполагает следующую типологию уроков:

  • уроки-лекции;
  • уроки применения знаний на практике;
  • уроки навыков (тренировочные);
  • уроки комплексного применения знаний.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются через групповые и индивидуальные формы работы.

При этом используются приемы сравнения, постановки вопросов, составления схем, преобразования данной конструкции и т. д.

Средствами реализации этих методов являются учебник, таблицы, тесты и т.п.

Результаты изучения курса.

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся систематизируют знания о русском языке как о системе, совершенствуют практические навыки, повысят процент качества знаний по русскому языку, что способствует успешной сдаче экзамена. В результате прохождения программного материала обучающиеся:

  • должны знать основные понятия разделов, определение терминов;
  • уметь выполнять различные виды лингвистических анализов;
  • оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка;
  • определять стили речи, употреблять на письме и в речи разнообразие стилей и жанров;
  • с помощью схем строить предложения различных видов. 

Формы контроля достижений учащихся.

Основной формой контроля достижений учащихся является выполнение тестовых заданий.

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

1.

Синтаксис

7

2.

Пунктуация

27

2.1

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания

2

2.2

Знаки препинания в конце предложения

1

2.3

Знаки препинания внутри простого предложения

12

2.4

Знаки препинания между частями сложного предложения

6

2.5

Знаки препинания при передаче чужой речи

3

    2.6

Знаки препинания в связном тексте

3

ИТОГО

34 часа

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во

часов

Даты проведения

план

факт

Синтаксис

7

1

Словообразование. Способы образования слов.

2

2

Предлоги и союзы. Слитное и раздельное написание предлогов и союзов.

3

3

Стили речи. Основные признаки стилей, употребление стилей, употребление стилей речи

4

Средства выразительности.

1

5

Текст. Признаки текста.

1

Пунктуация

27

Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания.

2

6

 Структура предложения и пунктуация. Смысл предложения, интонация и пунктуация.

1

7

Разделы русской пунктуации.

       1

Знаки препинания в конце предложения.

1

8

Предложения и его основные признаки. Выбор знака препинания с учетом особенностей предложения.

1

Знаки препинания внутри простого предложения

12

9

Знаки препинания между членами предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении

1

10

Знаки препинания между однородными членами предложения. Грамматические и интонационные особенности предложений с однородными членами.

1

11

Однородные члены, не соединенные союзом. Однородные члены, соединенные неповторяющимися и повторяющимися союзами.

1

12

Однородные и неоднородные определения.

       1

13

Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

1

14

Обособленные определения распространенные и нераспространенные, согласованные и несогласованные. Приложения.

1

15

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом.

1

16

 Выделение голосом при произношении и знаками препинания на письме уточняющих, поясняющих и присоединительных знаков препинания.

1

17

Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Сопоставительный анализ.

1

18

Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения.

1

19

Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями.

1

20

Пунктуационное выделение междометий, утвердительных, отрицательных, вопросительных слов.

1

Знаки препинания между частями сложного предложения.

6

21

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений.

1

22

Знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.

1

23

Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки.

1

24

Употребление знаков препинания между частями сложноподчиненного предложения.

1

25

Семантико - интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

        1

26

Грамматико - интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей.

1

Знаки препинания при передаче чужой речи

3

27

Прямая и косвенная речь

1

28

Оформление на письме прямой речи и диалога.

1

29

Разные способы оформления на письме цитат.

1

Знаки препинания в связном тексте

3

30

Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью.

1

31

Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

1

32

Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

1

ИТОГО

34

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 класса "Роль орфографии и пунктуации в письменном общении"

В основу программы курса по выбору по русскому языку для учащихся  9 класса положена программа факультативного курса (8-9кл) «Язык в речевом общении» С.И Львовой, опубликованная в «Информационном...

Рабочая программа курса по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики»

Рабочая программа курса по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики» рассчитана на один года обучения. Предназначена она для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов общеобразовательной ш...

Рабочая программа курсов по выбору «Традиции русской народной культуры»

Программа курса по выбору «Традиции русской народной культуры» в рамках реализации школой предпрофильной подготовки,  представляет собой надпредметный курс, предназначенный для обучающихся 8 клас...

Программа кружка «Подготовка к ЕГЭ. Русский язык.Трудные случаи орфографии и пунктуации»

Программа кружка по подготовке к сдаче ЕГЭ по русскому языку...

Рабочая программа курса по выбору «Отдельные вопросы цитологии»

Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний в биологии, удовлетворение интересов учащихся, увлекающихся цитологией....

Рабочая программа курса по выбору «Стилистика русского языка»

Данный курс поможет ученикам легко усвоить нормы современного русского языка, используя необходимые компьютерные технологии....

Рабочая программа курса по выбору по русскому языку "Трудные вопросы орфографии, пунктуации, лексики"

Элективный предмет  может быть использован в качестве обобщающего учебного предмета по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (да...