Рабочая программа курса по выбору по русскому языку "Трудные вопросы орфографии, пунктуации, лексики"
элективный курс по русскому языку (11 класс)

Горнаткина Надежда Алексеевна

Элективный предмет  может быть использован в качестве обобщающего учебного предмета по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание предмета опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий  на ЕГЭ. Вместе с тем предмет даёт выпускникам средней школы  целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной  практике нормативную устную и письменную речь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный предмет  может быть использован в качестве обобщающего учебного предмета по русскому языку для учащихся 11 классов любого профиля при подготовке к единому государственному экзамену (далее – ЕГЭ). Содержание предмета опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе. Содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения тестовых заданий  на ЕГЭ. Вместе с тем предмет даёт выпускникам средней школы  целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной  практике нормативную устную и письменную речь.

ЦЕЛИ ПРЕДМЕТА: освоение учащимися 11 классов норм русского литературного языка, подготовка старшеклассников к выполнению заданий экзаменационной работы на более высоком качественном уровне, формирование устойчивых практических навыков выполнения тестовых и коммуникативных задач на ЕГЭ, а также пользования нормированной устной и письменной речью в различных сферах дальнейшей (послешкольной) жизни. Главная цель предмета – обеспечить поддержку освоения  содержания учебного предмета «Русский язык» учащимися средней школы, сформировать умения и навыки выполнения тестовых и коммуникативных заданий на уровне, позволяющем и учителю, и ученику прогнозировать положительные результаты выполнения экзаменационной работы в с учетом  способностей и языковой подготовки обучающихся.

Задачи предмета:

  • совершенствование языковой грамотности учащихся, формирование умения выполнять все виды языкового анализа;
  • дифференциация освоения алгоритмов выполнения тестовых и коммуникативных задач учащимися с разным уровнем языковой подготовки;
  • обучение старшеклассников осознанному выбору правильных ответов при выполнении тестовых заданий;
  • освоение стилистического многообразия и практического использования художественно-выразительных средств русского языка;

Программа элективного предмета рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю)

Материал программы предполагает использование его для расширения и углубления содержания учебного предмета «Русский язык» на базовом уровне.

Формы изучения предмета, которые могут быть использованы в процессе  освоения,

обусловлены его практической направленностью:  работа с нормативными документами, с учебными пособиями по подготовке к ЕГЭ,  с тестами и текстами, тренинг, практикум, ответы на поставленные вопросы как результат самостоятельного осмысления и решения лингвистических и коммуникативных задач, мини-исследования содержания и языковых средств конкретных текстов.

Последовательность освоения содержания предлагаемого предмета обусловлена в основном композиционной структурой тестовых и коммуникативных заданий экзаменационной работы и логикой изложения учебного материала в примерной программе изучения русского языка в основной и средней школе.

Проектная деятельность учащихся может быть представлена разработкой  мини-исследовательских работ (разработка и представление собственных алгоритмов выполнения конкретного задания, комплекса заданий).

Программа предполагает совершенствование умений и навыков, сформированных содержанием  предмета  изучения русского языка в 5-11 классах, акцентируя внимание прежде всего на развитии умений и навыков выполнения  заданий повышенной и высокой трудности.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА

В результаты обучения ученик научится:

  • оценивать речь с точки зрения языковых норм  русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
  • применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;
  • соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
  • адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения (текста, микротекста);
  • применять знания о языке в практике правописания, при анализе языковых единиц и явлений, при создании собственного текста;
  • понимать и интерпретировать текст;
  • создавать связное высказывание, выражая в нём собственное мнение по поводу прочитанного текста;
  • аргументировать своё мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт;
  • применять приёмы сжатия текста.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Языковые нормы. Литературный язык.  Нормированность речи. Типы норм. Словари русского языка. Словарь трудностей русского языка.

Орфоэпическая норма, основные правила орфоэпии. Акцентологическая норма (нормы ударения). Причины нарушения орфоэпических  и акцентологических норм. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

Лексическая норма. Лексическое и грамматическое значения слова. Лексическое многообразие лексики русского языка: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы; общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления; заимствованная лексика,  устаревшие и новые слова. Фразеологизмы.  Речевые ошибки на лексическом уровне, их предупреждение.

Грамматические нормы (словообразовательная, морфологическая, синтаксическая нормы).

Словообразовательная норма.  Способы словообразования.  Ошибочное словообразование. Предупреждение ошибок при словообразовании и словообразовательном анализе.

Морфологические нормы. Правила и нормы образования форм слов разных частей речи. Морфологический анализ слова. Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне, их предупреждение.

Синтаксические нормы. Словосочетание. Виды словосочетаний. Построение словосочетаний. Лексическая сочетаемость слов в словосочетаниях.  

Предложение.  Порядок слов в предложении. Виды предложений.  Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Простое и сложное предложения.

Интонационная норма. Нормы согласования (правила согласования слов, согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом). Нормы управления. Построение предложений с однородными членами.  Построение сложноподчиненных предложений. Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Синтаксическая синонимия. Правила преобразования прямой речи в косвенную.  Типичные ошибки при нарушении синтаксических норм, их предупреждение.

Нормы письменной речи: орфографические и пунктуационные нормы.

Орфографическая грамотность. Использование алгоритмов при освоении орфографических правил. Трудные случаи русской орфографии: правописание –Н- и –НН- в суффиксах различных частей речи; правописание корней. Правописание приставок; правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени; правописание суффиксов различных частей речи (кроме –Н-/-НН-); правописание НЕ и НИ; слитное, дефисное и раздельное написание омонимичных слов и сочетаний слов).

Пунктуационная грамотность. Использование алгоритмов при освоении пунктуационных норм. Трудные случаи  пунктуации. Пунктуация в простом  предложении: знаки препинания в предложениях  с однородными членами, при обособленных членах (определениях, обстоятельствах); знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Пунктуация в сложных предложениях: в бессоюзном сложном предложении,  в сложноподчинённом предложении;  знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи.

Текст: структура, языковое оформление. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Разноаспектный анализ текста. Логико-смысловые отношения между частями микротекста. Средства связи предложений в тексте. Основная и дополнительная информация микротекста. Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров.

Функционально-смысловые типы речи, их отличительные признаки. Предупреждение ошибок при определении типов речи.

Функциональные стили, их характеристика. Специфика отдельных стилей речи (произношение, словообразование, лексика и фразеология, морфология, синтаксис). Предупреждение ошибок при определении стиля текста, его фрагмента.

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы, их характеристика. Стилистические фигуры.

Обобщающее повторение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

элективного предмета  «Трудные вопросы  орфографии, пунктуации, лексики» (Введение в ЕГЭ (русский язык).

п/п

Тематика предмета

кол-во часов

11 класс

1

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм. Словари русского языка.

1

2

Орфоэпические нормы русского языка

2

3

Лексические нормы

2

4

Словообразовательные нормы.

3

5

Грамматические нормы.

3

6

Морфологические нормы и орфография

12

7

Синтаксические нормы и пунктуация

11

Итого:

34


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

к-во

час.

форма занятия/

соответствие заданиям ЕГЭ

Дата

проведения

план.

факт.

1

Литературный язык. Языковые нормы. Типы норм.

Словари русского языка

   1

лекция

2

Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

   1

работа с тестами  

 А1

3

Орфоэпические нормы. Основные правила орфоэпии. Предупреждение ошибок на орфоэпическом уровне.

    1

работа с тестами  

 А1

4

Лексическое значение слова. Многообразие лексики русского языка. Фразеология.

Речевые ошибки на лексическом уровне.  

   1

5

Изобразительно-выразительные средства языка. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы (эпитет, метафора)

   1

практикум  

А2, А11

6

Тропы (сравнение, метонимия, синекдоха, ирония

и др.) Умение находить их в тексте.

  1

7

Стилистические фигуры, их роль в тексте.

   1

8

Морфологические нормы. Правила образования форм слов разных частей речи.

   1

практикум  

А3

9

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

   1

исслед.работа

  А10

10-11

Грамматические и речевые ошибки на морфологическом уровне.

Тренировочно-диагностическая работа по словообразованию и морфологии.

   2

самост.работа  

 А10

12-13

Использование алгоритмов при написании –Н- и –НН- в суффиксах разных частей речи.  

   2

практикум

А12

14-15

Правописание корней и приставок.

   2

практикум  

А13, А14

16-17

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени.

   2

исслед.работа  

 А15

18

Правописание суффиксов различных частей речи

(кроме –Н- и –НН-).

   1

тренинг  

 А16

19

Предупреждение ошибок при написании НЕ и НИ.

   1

работа с тестами  

А17

20-21

Слитное, дефисное и раздельное написание омони-мичных слов и сочетаний слов.

   1

исслед.работа  

А18

22-23

Тренировочно-диагностическая работа по проверке навыков орфографической грамотности.

   2

самост.работа

24

Синтаксические нормы. Словосочетание, виды словосочетаний, их построение. Лексическая сочетаемость слов.  

   1

тренинг  

А5

25

Предложение. Порядок слов в предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения.

   1

практикум    

А8

26

Простые и сложные предложения.  Односоставные предложения. Неполные предложения.

  1

практикум  

А9

27

Интонационная норма. Нормы согласования (согласование сказуемого с подлежащим, согласование определений с определяемым словом)  

   1

тренинг  

А5

28

Нормы управления. Построение предложений с однородными членами. Построение сложноподчиненных предложений.

   1

практикум

А5, А19, А20

29

Нормы примыкания. Правильное использование деепричастного оборота. Правила преобразования прямой речи в косвенную.

   1

практикум

   А4

30

Синтаксическая синонимия. Тренировочно-диагностическая работа по теме «Синтаксические нормы»   ( А19-А26).

   1

самост.работа    

А26

31

Знаки препинания в простом предложении  (с однородными членами предложения, при обособлении второстепенных членов предложения)

  2

работа с тестами

А19,А20, А22

32

Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях

   1

практикум  

 А23, А24

33

Знаки препинания в сложноподчиненных и бес- союзных предложениях

   1

практикум  

 А25

34

Итоговая зачетная работа по тестам А1-А26 (с само- и взаимопроверкой по окончании работы)

   1


Литература для учителя

  1. Методическое пособие, изд. «Экзамен», серия «ЕГЭ. Практикум».
  2. Методический анализ содержания и результатов ЕГЭ по русскому языку  2013 г.
  3. Д.Э.Розенталь. Справочник по орфографии и пунктуации. Издание разных лет
  4. Секреты хорошей речи. И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь. Издания разных лет.
  5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов», изд. «Экзамен».

Литература для учащихся

  1. Исходные тексты, комментарии, упражнения и задания к ним.
  2. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Интенсивная подготовка».
  3. Учебные пособия серии «ЕГЭ. 100 баллов» и др.
  4. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Вступительные испытания».
  5. Учебные пособия серии «ЕГЭ. Тестовые задания».

Учебно – методическое обеспечение

  1. Таблицы
  2. Комплекты карточек
  3. Наборы текстов для практикумов и самостоятельной работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору по русскому языку для учащихся 9 класса "Роль орфографии и пунктуации в письменном общении"

В основу программы курса по выбору по русскому языку для учащихся  9 класса положена программа факультативного курса (8-9кл) «Язык в речевом общении» С.И Львовой, опубликованная в «Информационном...

Рабочая программа курсов по выбору «Традиции русской народной культуры»

Программа курса по выбору «Традиции русской народной культуры» в рамках реализации школой предпрофильной подготовки,  представляет собой надпредметный курс, предназначенный для обучающихся 8 клас...

Рабочая программа курса по выбору «Стилистика русского языка»

Данный курс поможет ученикам легко усвоить нормы современного русского языка, используя необходимые компьютерные технологии....

Рабочая программа курса по выбору для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...

Рабочая программа курса по выбору для 9 класса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку".

Рабочая программа курса по выбору для 9 класса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку"....

Рабочая программа курса по выбору по русскому языку «Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации»

Программа предназначена для обучения учащихся 10 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку. Введение элективного курса позволит учащимся повысит...