Однородные члены предложения.
план-конспект урока по русскому языку

 Симонян  Анаит Рафиковна

- познакомить с понятием «однородные члены предложения»;

научить находить в их в предложениях;

- учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnorodnye_chleny.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

Однородные члены предложения.

Цель урока: познакомить с понятием «однородные члены».

Задачи урока:

Образовательные:

- познакомить с понятием «однородные члены предложения»;

научить находить в их в предложениях;

- учить читать предложения с интонацией перечисления, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Развивающие:

- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах;

- развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Воспитательные:

- воспитывать гордость за свой народ;

- прививать любовь к Родине;

- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.

Планируемые результаты:

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль, адекватное восприятие оценки учителя, самооценка

Познавательные: понимать, что такое однородные подлежащие, сказуемые и второстепенные члены предложения;

уметь находить однородные члены по их опознавательным признакам и отличать их от других предложениях.

Коммуникативные: умение взаимодействовать в группе, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и уважать чужое.

Личностные: формирование мотивации и положительного отношения к обучению; формирование способности к самооценке.

Методы обучения: словесный, поисковый, практический, наглядный, деятельностный, исследовательский.

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, садитесь!

Ребята, какая наступила пора?

Что происходит весной?

Я желаю, чтобы каждый из вас сегодня на уроке, словно цветок, впитал все знания, которые мы сегодня откроем.

2. Актуализация знаний. Словарно-орфографическая работа.

Запишите сегодняшнее число и классная работа.

- Ребята, посмотрите, в этой таблице русские и английские буквы.

- Давайте сначала выберем буквы русского алфавита. А затем составим из них слово. (Победа)

- Как вы понимаете значение этого слова?(Победа – значит преодолеть врага).

- А вы знаете, от какого слова оно произошло? Оказывается, от слова беда, а приставка по- значит преодолеть её, беду.  Приставка с корнем слились, и они образовали совершенно новое слово «победа». Поэтому корень в этом слове будет побед-, а –а это окончание, остальная часть – основа слова.

Минутка чистописания.

- Давайте запишем слово «победа» в свои рабочие листы. Назовите орфограмму. Подчеркните её. (непроверяемая безударная гласная в корне слова).

3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

Ребята, сейчас я предлагаю вашему вниманию небольшой видеоролик. Внимательно посмотрите.

ВКЛЮЧАЮ ВИДЕО.

-  О чём это видео?(- О победе).

- Когда наступил этот день?(9 мая 1945 года).

- Сколько лет прошло с тех пор?(70 полных лет).

- Да, ребята, прошло уже 70 полных лет, когда закончилась Великая война. Но и сейчас День Победы отмечается с почётом, гордостью и с торжественными парадами.

- Давайте представим, что мы разведчики. Мы пройдём свой путь к Победе. А нашей Победой будет открытие нового. Отправным пунктом будет «Поисковая работа» На этом этапе мы узнаем тему урока.

 Перед вами предложение. Давайте его прочитаем.(Приближается праздник).

- Какими словами мы можем его распространить?- Приближается, какой праздник?(Приближается долгожданный, светлый, радостный праздник).

- Найдите грамматическую основу предложения.

Работа с предложением.

-Молодцы! Запишите предложение в тетради.

-Сколько вопросов мы задали к этим словам?(Один «какой?»)

-Таким образом, что объединяет эти слова? ( Все эти слова отвечают на один и тот же вопрос.)

-От какого слова мы задавали вопрос? (от слова праздник).

-Значит еще, что их объединяет? (Они относятся к одному и тому же слову).

-Чем эти слова являются в предложении? (Определениями).

-Значит, какой ещё общий признак у этих слов? (Являются одним и тем же членом предложения).

-Ребята, посмотрите, сколько общих признаков мы выделили, давайте вместе перечислим.

-Такие члены предложения в русском языке называются однородными.

-Прочитайте предложение выразительно. С какой интонацией мы произносим ОЧП?(с интонацией перечисления).

-А как на письме мы обозначим интонацию перечисления?(- запятыми).

-Давайте сравним наше определение с правилом в учебнике на стр.91

-Итак, ребята, о чём мы будем говорить сегодня на уроке.

4.Постановка целей урока

- Молодцы, разведчики, выполнили поисковую работу! Теперь перед нами стоит БОЕВАЯ ЗАДАЧА. (научиться находить ОЧП; составлять предложения с ОЧП).

- Двигаемся дальше. Следующий пункт «Тренировка». Что мы здесь будем делать? (Тренироваться).

- Верно, давайте потренируемся.

5. Первичное закрепление.

-Прочитайте предложение. Перепишите его в тетради.

Найдите грамматическую основу предложения.

Сначала находим подлежащее.

-Что мы можем сказать о выделенных словах?

-Проверим, по признакам, действительно ли это ОЧП? Давайте обозначим, что это однородные сказуемые. Однородные сказуемые обозначим кружочками с условным знаком внутри. Объясним знаки препинания.

- Вывод:ОЧП могут быть как главные, так второстепенные члены предложения.

7. Физкультминутка.

8. Закрепление материала.

Игра

Я буду называть предложения с однородными членами и без них. Если я назову предложение с однородными членами, вы хлопаете. Если услышите предложение без однородных членов, то топаете правой ногой.

Гнёзда.

  Гнёзда лепят, плетут, складывают. У грачей, ворон гнёзда сложены из сучков. Синицы, дятлы прячут свои гнёзда в дупле. Чаще всего птичье гнездо похоже на чайную чашечку.Оно сплетено из веточек, внутри выстлано пухом, перьями, шерстью. Каждую весну большинство птиц вьют гнездо заново.      

Самостоятельная работа. Расставьте знаки препинания:

Красиво было в лесу в этот ранний час Тихо шумели качались деревья С листьев стекали свинцовые капли росы На мху в траве лежали следы осени Остро пахло сырой землей прелыми листьями И из вороха старых листьев и из травы и из валежника выглядывают грибы Как красив осенний лес

9. Итог урока.

Тест.

- Ребята, теперь нам необходимо проверить ваши знания. Какой у нас остался пункт?

- Ребята, Марш-Бросок – это быстрое преодоление препятствий.

- Я вам предлагаю пройти тестирование быстро, оперативно, чётко!!!

Выберите правильный ответ.

1)Однородные члены предложения отвечают на:

а) разные вопросы;

б) один и тот же вопрос.

2) Отметь предложение с однородными членами:

а) Яркое солнце освещает берёзы, дубы и осины.

б) Яркое солнце освещает берёзы.

3) Отметь, чем являются однородные члены в этом предложении.

Наступили солнечные, ясные дни.

а) подлежащие;

б) сказуемые;

в) определения.

4) Дополните предложение с помощью однородных членов предложения.

Как хороши …, … и … весной.

а) леса, поля и горы;

б) поля;

в) поля и горы.

- Ребята, но мы сегодня только знакомились с понятием ОЧП, я уверена, что на следующих уроках вы хорошо закрепите эту тему…

8. Оценивание, подведение итогов.

- Итак, ребята, чему мы сегодня учились на уроке?

- Что мы делали для этого?

- Мы с вами прошли целый путь к Победе!

- Мы можем себя назвать победителями?

- А победителей, что ждёт в конце?

- Вот я каждому приготовила награду за проделанную работу, после урока я вам их обязательно вручу…

Спросить все об однородных членах!

9.Рефлексия деятельности

- У вас у каждого на столах есть звёздочки. Давайте вместе отметим нашу победу салютом. Приклейте свою звёздочку на наш салют.

Если вам было легко пройти путь к ОЧП - красный.

Если у кого-то были затруднения – зелёный.

Кому совсем было тяжело - жёлтый.

- Ребята, вы очень хорошо сегодня поработали, вы большие молодцы! Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Однородные члены предложения.Знаки препинания при однородных членах предложения"

Однородные члены предложения - одно из проявлений структурно-семантической категории синтаксиса - однородности,которая обнаруживается и на уровне сложного предложения.В блоке однородных членов е...

Учебное занятие: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данное занятие предполагает закрепление знаний об однородных членах предложения;формирование умения находить однородные члены в предложении и ставить знаки препинания в предложениях с однородными...

презентация к учебному занятию: "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами"

данная презентация помогает сделать занятие более эффективным, усилить мотивацию обучающихся к изучению русского языка...

Учебное занятие по русскому языку "Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами".Учебное занятие сопровождается мультимедийной презентацией.

Методическая цель: внедрение личностно ориентированных технологий обучения.Образовательные цели: - закрепление знаний об однородных членах предложения;- формирование умения находить однородные чл...

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения.

8 класс Однородные члены предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения....