Самостоятельные части речи. Предлог.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Раева Ирина Анатольевна

Самостоятельные части речи. Предлог.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc63.5 КБ
Office presentation icon predlog.ppt663.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Русский язык

Класс

7

Тема урока

Самостоятельные части речи. Предлог.

Имя урока

Предлог, я тебя знаю?

Цели урока

Образовательная  цель: учащиеся должны в результате урока:        

- знать предлог как служебную часть речи, отличие его от омонимичных приставок; роль предлога в словосочетании и в предложении;

- уметь различать предлоги и приставки, определять роль предлогов в словосочетании и в предложении.

Развивающая  цель :

- совершенствовать умения сравнивать, сопоставлять, обобщать;

- развивать эмоциональную сферу, коммуникативные умения;

- осуществлять само- и взаимоконтроль.

Воспитательные цели :

- пробудить у учащихся любознательность к предмету изучения; (предлогу)

- вызвать чувства патриотизма, гордости за красоту русской природы.

Оборудование, наглядность

Мультимедиапроектор, экран, ПК, презентация на тему урока,

папка-кейс на каждой парте с учебно-тренировочными, теоретическими материалами к уроку, кружка, ложка, свеча, шаблон для создания «цветка настроения».

Использованная литература

1.Технология целеполагания урока. Аствацатуров Г.О. Волгоград, издательство «Учитель», 2008.

2. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология). Поташник М.М., Левит М.В.. М.: изд. «Педагогическое общество России», 2012.

Тип урока

Комбинированный  (урок изучения и первичного закрепления новых знаний)

Этапы урока

        Содержание         

Время

1

Организация начала урока

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

-Послушайте притчу.

Один молодой человек пришёл к своему духовному учителю и спросил:     « Я каждый день, как вы советовали, произношу фразу: «Я принимаю радость в свою жизнь, но радости в моей жизни почему-то нет». Мудрец указал юноше на ложку, кружку, свечу и спросил:

 - Назови, что ты выбираешь из них.

 - Ложку, - ответил юноша.

- Произнеси это 5 раз.

Я выбираю ложку, - постепенно повторил юноша 5 раз.

- Вот видишь, - сказал мудрец, - говори хоть миллион раз в день, она не станет пищей. Надо…

- Что же надо? Не говорить (Протянуть руку и взять ложку).

- Вот вам сегодня надо протянуть руку, взять свои знания и применить их на практике, а может быть даже совершить открытие. Хотели бы вы сами попробовать совершить открытие? (Да) Сегодня на уроке у каждого из вас будет такая возможность. Для этого вы должны смело размышлять, выдвигать предположения и не бояться даже самой трудной ситуации. Помните, что только трудолюбивые люди добиваются поставленной цели.  Желаю удачи!

2

Повторение ранее изученного

Начинаем наш  путь к открытиям!!!!

На столах  перед вами лежат папки-кейсы с материалами к у урок , возьмите карточку№1.  Подпишите ее в правом верхнем углу.

Прочитайте запись.

…голубыми, небесами,

Великолепными коврами,

 Блестя…, солнце, снег, лежит;

Прозрачный, лес, один, чернеет,

.. ель…,  иней, зеленеет,

… речка…льдом, блестит.

Каких слов не хватает в этой записи, чтобы она стала осмысленным текстом? Вставьте их в  туда, где они должны быть. (На это вам 30 сек).  Кто готов ответить? Назовите эти слова (под, на, и, сквозь, и, подо).  (как называются эти слова в р.языке?) Какие это части речи?-предлоги. Два раза здесь пропущено и . Это какая ч.р? Прочитай ( имя) поучившийся текст. Вы узнали кто автор этих строк? (Пушкин А.С.)

3

Подготовка уч-ся к усвоению новых знаний, целеполагание

 (Эмоционально) Обратите внимание, какие эти части речи маленькие, но важные. Даже сам Пушкин не обошелся без них. (Включила слайд ) Выдающийся русский ученый - лингвист Филипп Фёдорович Фортунатов придумал им название «частичные или служебные». Обратите внимание на его портрет , какая  колоритная  внешность. Он является основателем Московской лингвистической школы.

Итак, мы начинаем изучать служебные части речи. Записываю тему на доске

Служебные части речи.  В карточке №1 на отведенной строке запишите тему. Мы  выяснили, что к служебным частям речи относятся союзы, предлоги. Но мы не  назвали еще одну служебную часть речи, какую?  ( Частица)  

Обратите внимание, что предлоги среди служебных частей речи мы употребляем  чаще всего, хоть их немного, около 200, но по частоте    употребления они занимают четвертое место (после существительного, глагола и местоимения. Вы знали об этом раньше? (Нет) А не открытие ли это? Да, маленькое открытие.

 Сегодня мы будем говорить о предлогах.

Пожалуйста, сформулируйте тему урока. Предлог.(пишу) Правильно. Я бы продолжила….Предлог, я тебя знаю

Как вы считаете, какой знак препинания я должна поставить в конце предложения? Ведь мы только начали изучать эту тему, и у нас много вопросов о предлоге.  Какой же знак препинания (?)

Итак , тема урока Предлог, я тебя знаю? Открытия мы будем делать о предлоге как  служебной части речи.

Отталкиваясь от темы и, используя опорные слова, сформулируйте  задачи урока.

Слайд: Знать предлог   как служебную часть речи;

Уметь определять его роль  в                                         словосочетании и в предложении. ( разовый щелчок)

3

Изучение нового материала

Приступим к работе, возьмем из вашей папки карточку№2 . Прочитайте пословицы и поговорки . Раскройте скобки, в них может быть предлог или приставка. Вспомните как их можно отличить?  (рассказывают правило). Предлоги заключите в треугольник, а приставки выделите с помощью обычного условного обозначения. На это задание я даю 1 минуту. Проверяем. Кто смелый?

Итак, мы выяснили, что в русском языке существуют предлоги и приставки,  одинаковые по  звучанию и написанию, т.е. омонимичные. Вывожу на экран …Это такие как……Но существуют только предлоги и только приставки, которые вы уже не перепутаете На экран все 3 столбца.   А что связывают предлоги? (самост. части речи, существит.)Для чего используются? (предлоги выражают зависимость одних слов от других в словосочетаниях и предложениях)

 Может быть  вы сами попробуете дать определение предлогу? Дополним сведения о предлоге, обратившись к  биографической страничке, достаньте  её из кейса. Прочитай  (Маша) что такое предлог.

Предлоги во время их использования и сотрудничества с именами существительными выражают различные смысловые отношения. Обратите внимание на экран, прочтем с вами словосочетания и зададим вопросы.

СДЕЛАТЬ КАК ВЫВОД.  Итак, какие отношения могут выражать предлоги? Ребенок читает.

4

Первичная проверка усвоения знаний.

Смысловые отношениями могут выражаться разными предлогами. Итак, перевернем биографическую страницу, перед вами домик, в котором живут предлоги. Вы молодцы, правильно определили виды отношений. Давайте рассмотрим домик, прочитайте, какие предлоги соответствуют каждому виду отношений

5

Первичное закрепление знаний.

Далее вам предстоит работа в парах, прежде чем начать, давайте прочитаем правила поведения  работы в парах. В ваших памятках есть эти правила , давайте их прочтем….(кто хочет прочитать ученик) Надеюсь , что они вам пригодятся в жизни.

Из кейса достаньте карточку № 3. Перед нами отрывок из произведения В.Солоухина «Третья охота». Прочтем. Ребята, кто из  вас очень хорошо читает выразительно?

Россия и береза - два слова как бы слиты воедино. Не найти дерева в России, которому так повезло и в фольклоре, и в литературе, и в музыке.
На высоком берегу реки стоит берёза. От времени на стволе березы появились отметины: около корней лопнула и окаменела чистая береста…

Люблю я зеленокосую русскую берёзу, дорог мне её неумолчный шёпот. Шепчет берёзка о грустном, о нежном, о своём лопочет. Какое сердце не отзовётся при взгляде на нашу берёзу? Это же сама Россия, милая Родина наша, гордыми и светлыми очами смотрит на мир. (По Владимиру Солоухину .)   Задание. Определите тему этого текста? О чем в нем говорится?  Какова его основная мысль? Выпишите  предлоги с существительными, к которым они относятся, или со словами , которые выступают в роли существительных) определите смысловые отношения, пользуясь биографической страницей!!!

На эту работу вам 3 минуты. Время закончилось!

6

 Контроль (взаимопроверка) знаний.

Поменяйтесь работами , проверьте соседа по парте , опираясь на ключ. Обратите внимание, после текста есть инструкция по проверке, прочитайте ее и за каждый правильный ответ поставьте 1 балл. Посчитайте количество верных ответов, поставьте количество баллов, верните работу соседу.

Вы довольны своими результатами?  ( Те, кто не доволен - не отчаивайтесь, попробуйте свои силы в следующем задании, оно у вас обязательно получится). Хорошо, что у вас все получилось, теперь попробуйте свои силы в творческом задании.

Вывожу картину. Посмотрите на репродукцию картины Юона «Зима. Мостик». Константин Фёдорович Юон замечательный живописец, в русской природе его особенно привлекала зима.  Репродукция картины находится у  одного из вас в кейсе, найдите её. Рассмотрите внимательно репродукцию картины. Что вы на ней видите?  Сейчас вам предстоит работа в парах составьте  4-5 предложений, используя различные предлоги,  или напишите сочинение-миниатюру по  этой картине. Что вы выберите сочинение или предложения, договоритесь сами и запишите в специально отведенном месте.

Приступаем к работе, на выполнение  3 минуты. Время вышло. Давайте послушаем, что у вас получилось.  Прочитали. Назовите предлоги в вашем тексте, в предложениях. Как вы написали предлоги со словами.

7

Подведение итогов урока

 Д /з

Ребята,  мы  не занимались сегодня самым трудным занятием…ничего не деланьем, мы ошибались, но стремились к самовыражению и совершали открытия. Какие же открытия??? Что узнали? Чему научились?  Давайте вернемся к теме урока. Предлог, я тебя знаю….А все ли вы узнали на первом уроке…у вас впереди еще уроки, на которых вам предстоит изучить еще много неизведанного, поэтому сейчас мы поставить многоточие…

Правила  поведения в группе оставьте себе, они вам пригодятся  в жизни,  карточки вложите  в кейс и положите на край стола, Елена Анатольевна проверит ваши работы и возможно поставит вам хорошие оценки.  

Биографическую страницу также заберите себе. Используйте её при подготовке д/з. Составьте  устный рассказ о предлоге как о части речи.        

8

Рефлексия

Ребята, хотя на дворе зима, вы писали (говорили) о ней, но дыхание весны уже чувствуется, а весной появляются цветы, вот и сейчас у нас распустится цветок настроения.

У вас на парте находятся лепестки, вырезанные из бумаги. Сейчас каждый из вас внесет лепту в   создание  цветка настроения, с помощью которого мы узнаем, интересно ли вам было на уроке, комфортно ли вы себя чувствовали.

Выберите один лепесток, подойдите к доске и прикрепите его. Я прикреплю вот этот. Посмотрите, какой яркий весенний цветок у нас получился.

Лепестки теплых тонов передают радостное настроение, а холодных – грустное.           Садятся на места.

Я оставляю вам этот цветок  как символический подарок к 8 Марта.

Благодарю вас за совместную работу!         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Задачи урока: Задачи урока: Знать … как … часть речи ; Уметь определять его роль в … и в … . предлог служебную словосочетании предложении

Слайд 3

Предлоги и приставки Без, в, до, за, из, меж, над, на, от, о, об, при, перед, под, про, по, с, у, между.

Слайд 4

Предлоги и приставки Только предлоги Только приставки Без, в, до, за, из, меж, над, на, от, о, об, при, перед, под, про, по, с, у, между. вместо, для, к, кроме, ради, сквозь, из-за, из-под воз-, низ-, раз, пре-, пере-

Слайд 5

Отношение предлога с другими словами Словосочетания Вид смысловых отношений Приехать к зиме Вернуться в деревню Не сказать из-за обиды Думать об учебе Не жалеть во имя победы Встретить с радостью временные пространственные причинные дополнительные целевые образа действия

Слайд 6

В России пространственные отношения в фольклоре пространственные отношения в литературе пространственные отношения в музыке пространственные отношения на берегу пространственные отношения от времени причинные отношения на стволе пространственные отношения около корней пространственные отношения о грустном дополнительные отношения о нежном дополнительные отношения о своём дополнительные отношения при взгляде отношения образа действия на берёзу пространственные отношения на мир пространственные отношения ключ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 7 классе по теме: "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Конспект урока русского языка в 7 классе.Учебник «Русский язык», Баранов М. Т., Ладыженская Т. А....

Урок русского языка "Путешествие по Морфологии. Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"

Урок русского языка в 7 классе "Самостоятельные и служебные части речи. Предлог"...

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог

Данный материал может быть использованан на уроке русского языка в 7 классе при первом занятии по теме "Самостоятельные и служебные части речи" "Предлог"...