Эффективные методы подготовки к ОГЭ по русскому языку
консультация по русскому языку

Дорофеева Ольга Владимировна

Сообщение на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

         ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

ТРОИЦКОГО И НОВОМОСКОВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНЫХ ОКРУГОВ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА МОСКВЫ

ТРОИЦКИЙ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «СОЛНЫШКО»

Ул. Пушковых, д. 5, город Троицк, Москва, 108840

Телефон/Факс: 8-495-851-13-05, 8-495-851-50-03, 8-495-592-46-26                        e-mail:cenreab@mos.ru

Доклад на ШМО по теме:

 «Эффективные методы подготовки к ОГЭ по русскому языку».

Учитель: Дорофеева О.В.

Рассмотрено   и согласовано на заседании ШМО

                                                                   

Протокол №_______от «___» _________2019г.

Руководитель ШМО_________________________

  Главным показателем  успешного функционирования школ  в условиях модернизации системы образования являются высокие  результаты  сдачи  ОГЭ. Для того, чтобы выпускники  успешно сдавали экзамены, необходимо выявлять пробелы путем анализа аттестационных работ учащихся  предыдущих лет. В целом, оценивая опыт работы школ по участию в ОГЭ, обозначен ряд проблем:

     - недостаточно эффективно внедряется в практику образовательного процесса использование технологий тестового контроля, применение учебно-тренировочных материалов по подготовке к ОГЭ;

    - слабо  используются возможности организации репетиционных тестирований с привлечением центров тестирования на договорной основе с целью независимой экспертизы уровня учебных достижений учащихся, своевременной коррекции образовательной траектории учащихся, ликвидации выявленных пробелов в знаниях;

     - недостаточно организована работа по изучению учителями школы нормативно-правовых и инструктивно-методических документов, регламентирующих организацию и проведение ОГЭ, по изучению спецификаций, кодификаторов, демоверсий по предметам ОГЭ в рамках методобъединений и методсовета школы;

     - недостаточен контроль качества преподавания учебных предметов, включенных в перечень ОГЭ, со стороны администрации.

      Для  решения  вышеуказанных проблем  необходимо проводить определенную  работу по подготовке и учителей, и родителей, и учеников к данному виду аттестации.  Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ОГЭ способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Под комплексным подходом подразумевается  целенаправленное сотрудничество администрации, психолога и учителей-предметников (годовой план подготовки школы к ОГЭ).

     Ориентируясь на основные  компоненты, к актуальным вопросам подготовки к ОГЭ можно отнести следующие направления:

     1.Информационное обеспечение  (информирование при помощи школьного стенда, выставление  информации на школьном сайте, информирование педагогов на совещаниях и семинарах), оформление папок  по ОГЭ,  информирование учителей об адресах  сайтов в Интернете, где размещены материалы по ОГЭ,  проведение  собраний  для обучающихся и родителей, индивидуальное консультирование родителей.

     2.Организационная работа (организация и проведение обучающих семинаров, практических семинаров и мастер-классов, оказание методической помощи, консультационная  работа, составление методических  рекомендаций, памяток, распространение опыта учителей).

     3.Методическое, консультационное, научно-методическое (анализ  учебно-методического сопровождения результатов ОГЭ, создание  базы  данных педагогов, участвующих в подготовке учащихся к ОГЭ)

     4.Диагностико-аналитическая работа (анкетирование учителей-предметников, учащихся выпускных классов  с целью анализа  и систематизации затруднений, внедрение новых  педагогических  технологий с целью оптимизации подготовки к ОГЭ).

     5.Контрольно-инспекционная работа (посещение уроков, изучение документации, тест-контроль учителей  с целью выявления их соответствия,  приглашение учащихся  на беседу с замдиректора УВР, на мини-педсовет с директором школы)

     6.Психологическая  готовность (педагог – психолог проводит индивидуальные  консультации для учащихся по вопросам подготовки к экзаменам,  работает над  внутренним настроем учащихся  на определенное поведение, над актуализацией  и приспособлением  возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

     И самое главное - предметная готовность (содержательность) - готовность по определенному предмету,  умение решать тестовые задания). 

     В современных условиях  в образовательной деятельности важна ориентация на развитие познавательной самостоятельности учащихся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Всё это требует от педагогов  разработки  своей системы обучения, направленной на повышение качества знаний учащихся, развития их творческих способностей посредством новых информационных технологий. Работа с учащимися по подготовке к ОГЭ должна вестись  систематически.  Более плотная подготовка итоговой аттестации  начинается в 8 классе. В конце 8 класса рекомендуется сдавать репетиционный экзамен по русскому языку в форме ОГЭ.

     Подготовка к ОГЭ по русскому языку  проводится на протяжении всего периода его изучения в школе, потому  что, в первую очередь,  дети должны овладеть содержанием курса  и одновременно общеучебными и специальными умениями и навыками, позволяющими применить  знания в различных по уровню сложности ситуациях.  Учеников с 5 класса необходимо учить приемам:

  • самоконтроля,
  • самопроверки,
  • прикидки границ результата,
  • разумного выбора ответа,
  • сравнения,
  • угадывания,
  • различным «хитростям» быстрых вычислений.

     У учащихся должно быть выработано  умение работать с тестами. Сейчас издано огромное количество  сборников  тестов  для  5-9 классов. Это и тематические тесты, и тесты для  промежуточного и итогового контроля.   По таким сборникам необходимо работать в течение нескольких лет.

     Методы проведения занятий разнообразны: это и  групповая дискуссия, и  игровые методы, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике. Содержание занятий ориентируется на следующие вопросы: как подготовиться к экзаменам, поведение на экзамене, способы снятия нервно-психического напряжения, как противостоять стрессу.

     Работа с учащимися проводится по желанию учащихся – со всем классом или выборочно.

     Педагог-психолог должен проводить индивидуальные консультации для учащихся по вопросам подготовки к экзаменам.

     Опыт показывает, что вопросы подготовки к ОГЭ решаемы, если деятельность базируется на принципах:

     - системности (подготовка ведется последовательно, функционирует команда специалистов, подготавливающая учащихся по различным направлениям – информационно, предметно, психологически);

     - гибкости (отслеживание изменений нормативно-правовой базы, накопление научно-методических материалов по вопросам ОГЭ, индивидуальный подход к каждому учащемуся).

Любой экзамен требует подготовки. При всем при этом следует отметить, что подготовка к ОГЭ ведется на фоне совмещения с учебной нагрузкой текущей школьной программы. Поэтому времени на подготовку к экзаменам, когда ученик пребывает в необходимом тонусе и должной работоспособности, в действительности не так много, оно очень ограничено, и это при том, что ОГЭ еще является и самым ответственным экзаменом. В условиях ограниченности временем очень важно дорожить им, ценить его и проводить занятия максимально эффективно.

В виду особой значимости оценок ОГЭ при подготовке к экзаменам имеет место и особый подход к  планированию. Надо использовать основные принципы теории планирования, обеспечивать обоснованность и четкость всех намеченных действий, соблюдать высокую степень прозрачности планов.

Технология подготовки основана на комплексе принципов разработки и реализации образовательных программ, направленных на совершенность и результативность. Это находит отражение в обоснованности решений всех составляющих подготовки: содержание базы теоретического материала, банка практических заданий и их источников; перечень тем и последовательность их изучения; распределение времени работы по каждой теме; количества повторных обращений к темам; траектории выбора практических заданий и многого другого. При этом необходимо учитывать опыт и специфику подготовки учеников различных уровней знаний.

Обучение должно проводиться педагогами, являющимися одними из лучших, занимающимися подготовкой на профессиональном уровне, творчески одаренными и имеющими соответствующие достижения, полностью отдающими себя  любимому делу и работающими на результат.

Если  в предыдущие годы  большое внимание уделялось предметному обучению, в последние годы  усиленно внедряется  личностно- ориентированное  обучение.

           Большое  значение придается такой форме подготовки к ОГЭ, как выполнение онлайн-тестов ОГЭ и заданий, заложенных  в сетевых уроках и тренажерах ОГЭ. Здесь отменен субъективный фактор при оценивании, проверяется системой в онлайн - режиме и оценивается автоматически. Организована отработка навыков с помощью  системы тренингов. Тренинг – группа простых, однотипных примеров. Если ученик ответил неверно - ему показывается подробное объяснение  и дается следующее, аналогичное  задание.

     Идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель в школе  – это самостоятельная учебная работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

     Подготовка к ОГЭ требует индивидуального, личностно- ориентированного подхода. Для реализации такого подхода  в учебном плане 9 классов имеется по 4 часа  учебных элективных  занятий в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку и математике. Кроме того, необходимо создать  график дополнительных консультативных занятий по обязательным предметам и предметам по выбору. Причем  детей надо  подразделять на группы по уровню  знаний. Посещаемость учащимися этих занятий  должны контролировать  классный руководитель и непосредственно преподаватель.  Необходимо выяснять  причины отсутствия ученика на занятии, сведения доводить до родителей.

     Особое место при подготовке к итоговой аттестации занимает работа  с родителями. Ей тоже придается большое значение.   Отношение к ОГЭ  школьников  и их родителей неоднозначно. Во многом оно зависит от того, насколько они знакомы с содержанием экзамена и насколько высоко оценивают собственную готовность к нему.  Поэтому  родители часто должны приглашаться на беседу с  заместителем директора  по УВР и директором школы. Необходимо информировать родителей на собраниях о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника.

      Особое внимание в процессе деятельности ОУ по подготовке учащихся к ОГЭ занимает мониторинг качества обученности по предметам, которые выпускники 9 класса  будут сдавать в форме и по материалам ОГЭ. Проводимый  ежемесячный мониторинг качества знаний  по всем предметам позволяет выявить тот круг умений и навыков, на отработку которых уделялось большое  внимание, быстро определить  пробелы и оперативно  реагировать на них.

     Так как тест не является универсальным  средством контроля, способный охватить все стороны подготовки  к предмету, необходимо  проводить  и другие  контрольные работы, требующие развернутого ответа, написание сочинений на разные темы, публицистического характера.

      Наряду  с перечисленными  приемами, практикуются еще такие новые методы подготовки к ОГЭ:

    -  с целью подготовки  к итоговому сочинению уже с 8  класса  в отдельную тетрадь необходимо  записывать  основную тематику и проблематику каждого  изученного произведения  по литературе;

     - еженедельно на уроках отрабатывать темы, включенные  в планы  индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися  и учащимися,  мотивированными  на высокий результат.

      - в кабинетах на стендах в методических копилках учителей  вывешивать цитаты для написания сочинений, образцы сочинений, алгоритм их написания, варианты  типовых тестовых заданий.

       - отрабатывать  алгоритма выполнения тестовых заданий. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределить свое время на экзамене.

     Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ должны  включать следующие направления деятельности:

- повысить у учащихся мотивацию к обучению, формировать у них ответственное отношение к овладению знаниями и умениями;

-обеспечить  единство урочной и внеурочной  деятельности;

-повысить ответственность  учителей, осуществлять внедрение новых педагогических  технологий в практику преподавания;

-обеспечить мониторинг  качества знаний учащихся.

     Только в комплексе все эти приемы и методы будут способствовать повышению качества сдачи ОГЭ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы и приёмы по подготовке к ЕГЭ по русскому языку

Презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете на тему " Методы и приёмы работы по подготовке к ЕГЭ и ГИА....

Формы и методы подготовки к ГИА по русскому языку

Выступление на заседании метод. объединения учителей русского языка и литературы...

Доклад «Эффективные методы подготовки к ЕГЭ по русскому языку»

   Система мероприятий по повышению качества подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ должны  включать следующие направления деятельности:- повысить у учащихся мотив...

Работа с текстом как эффективное средство подготовки к ОГЭ по русскому языку

Взят отрывок из текста Маранцмана В.Г., разбит на предложения, составлены задания в формате ОГЭ 2019г....

из опыта работы Эффективные методы и приемы по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Каждый год нам приходится сдавать  экзамен вместе со своими учениками. Наша задача – научить всех учеников с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа....

Эффективные методы и приёмы по подготовке к ОГЭ по русскому языку

Обобщение опыта по подготовке учащихся 9 класса к ОГЭ по русскому языку....

ИНТЕРНЕТ - ТЕХНОЛОГИИ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В статье рассматриваются актуальные проблемы применения образовательных технологий при подготовке к ОГЭ по русскому языку. Авторы описывают приемы, которые мотивируют учащихся к освоению материала по ...