ЕГЭ по русскому языку: структура, содержание,особенности конструирования задания
презентация к уроку по русскому языку (11 класс)

Мостовая Марина Михайловна

Дана характеристика структуры, содержания, особенностей конструирования заданий ЕГЭ по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.pptx726.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕГЭ по русскому языку: структура, содержание, особенности конструирования задания Мостовая Марина Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Маньковская СОШ Чертковского района Ростовской области

Слайд 2

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по русскому языку Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на едином государственном экзамене по русскому языку

Слайд 3

Изменения в КИМ ЕГЭ по русскому языку в 2020-2021 учебном году Все основные характеристики экзаменационной работы сохранены. Изменены формулировка и способ предъявления языкового материала задания 9. Уточнены формулировка задания 27 и критерии оценивания. Изменён первичный балл за выполнение работы с 58 до 59

Слайд 4

1 Задание 8 Обозначение задания в работе Проверяемый элемент содержания Коды проверяемых элементов содержания (по кодификатору) Коды проверяемых требований к уровню подготовки Уровень сложности задания Макс. Балл за выполнение задания 8 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления 9,4 Грамматические нормы (синтаксические нормы) 1,1 Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов Б 5

Слайд 5

Грамматические ошибки Грамматические ошибки – нарушение форм образования слов и их грамматических форм, нарушение синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении.

Слайд 7

Примеры предложений с грамматическими ошибками. 1. Проводив дирижера до квартиры , Винцент поклонился и ушел вопреки всех предписаний. 2. Вскоре по всему королевству разнесся слух, то что принц отправляется на поиски своей невесты. 3. Осень раскрасила наряды всех деревьев в лесу: хрупкие березы, гордые клены, зябкие осины. 4. Все, кто побывали на университетских вечерах, не могли не обратить внимание на группу талантливых молодых людей. 5. В романе « Рудове » Тургенев хотел показать недостатки дворянской молодежи. 6. В воздухе стояли тяжелые испарения земли, обильно смоченные дождем.

Слайд 8

1 Виды грамматических ошибок Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Ошибка в построении предложения с однородными членами Нарушение способа выражения сказуемого Нарушение согласования Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм Неправильное построение предложения с причастным оборотом Нарушение построения предложения с несогласованным приложением Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Нарушение в построении предложения с косвенной речью

Слайд 9

Предложения с однородными членами Мой отец всегда говорил нам с братом, что для руководителя главное – твердый характер, а не приспосабливаться. Редактор написал, что он получил и ознакомился с рукописью будущей книги. Рассказ об этой встрече сразу же появился в газетах, журналах, радио и телевидении. 3. Осень раскрасила наряды всех деревьев в лесу: хрупкие березы, гордые клены, зябкие осины. В садах издревле любили высаживать как грушу, смородину, но и лекарственные травы. При изучении исторических процессов важно знать не столько хронологию событий, сколько понимать исторические закономерности.

Слайд 10

1 1 Ошибки в построении предложения с однородными членами Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно полное и краткое прилагательное Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой – то из них требует другого предлога Употреблять союзы только непосредственноперед однородными членами Необходимо употреблять однородные члены в том же падеже, что и обобщающее слово при них Необходимо правильно употреблять двойные союзы(как, так и; не столько, сколько; не только, но и) Нельзя использовать в одном однородном ряду, например, существительное и инфинитив Необходимо правильно употреблять падежную форму существитель-ных при однородных сказуемых

Слайд 11

2 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ Обозначение задания в работе Проверяемый элемент содержания Коды проверяемых элементов содержания (по кодификатору) Коды проверяемых требований к уровню подготовки Уровень сложности задания Макс. Балл за выполнение задания 16 Знаки препинания в простом осложненном предложении. Пунктуация в сложноподчиненном предложении и простом предложении с однородными членами 7,2 Знаки препинания в простом осложненном предложении 7,11 Знаки препинания в сложносочиненном предложении 7,48 Пунктуация в простом и сложном предложениях 1,1 Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов Б 2

Слайд 12

Что повторяем Подлежащее и сказуемое Простое предложение с однородными членами и пунктуация при них Сложносочиненные предложения. Постановка знаков препинания в них Разряды и типы союзов

Слайд 13

1

Слайд 14

Алгоритм выполнения Определите тип предложения: простое с однородными членами или сложносочиненное. Для этого надо найти грамматические основы. Если предложение простое, то определите тип союза по синтаксической функции и по употреблению Если предложение сложносочиненное , то запятая перед сочинительным союзом ставится, за исключением наличия общего для обеих частей второстепенного члена предложения

Слайд 15

2 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ Обозначение задания в работе Проверяемый элемент содержания Коды проверяемых элементов содержания (по кодификатору) Коды проверяемых требований к уровню подготовки Уровень сложности задания Макс. Балл за выполнение задания 20 Знаки препинания в сложном предложении с различными видами связи 7,13 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 7,15 Знаки препинания в сложном предложении с союзной и бессоюзной связью 1,1 Проводить различные виды анализа языковых единиц, языковых явлений и фактов Б 1

Слайд 16

1

Слайд 17

Когда судьба посылает тебе неожиданные испытания (1) и (2)ты сталкиваешься с трудностями или неприятностями (3) люди вокруг открываются с самой неожиданной стороны(4) и (5) если не проявить мудрость и терпение (6) то можно пережить множество огорчений.

Слайд 18

1 Когда судьба посылает тебе неожиданные испытания (1) и (2)ты сталкиваешься с трудностями или неприятностями (3) люди вокруг открываются с самой неожиданной стороны(4) и (5) если не проявить мудрость и терпение (6) то можно пережить множество огорчений. 34

Слайд 19

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ Сочинительные союзы могут, во – первых, соединять однородные члены предложения и, во- вторых, однородные придаточные части. Запятая перед такими одиночными сочинительными союзами не ставится. Запятая в сложных предложениях не ставится на стыке двух подчинительных союзов или сочинительного и подчинительного, если придаточную часть нельзя изъять или переставить в другое место (как правило, в таких предложениях есть вторая часть союза - то, но, так)

Слайд 20

1 ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ Обознач . задания в работе Проверяемый элемент содержания Коды проверяемых элементов содержания (по кодификатору) Коды проверяемых требований к уровню подготовки Уровень сложности задания Макс. Балл за выполнение задания 26 Речь . Языковые Средства выразительности 10,5 Анализ средств выразительности 1,1 - Проводить различные виды анализа языковых единиц 1,2 - Осуществлять речевой самоконтроль; 1,3 - Разграничивать варианты норм, преднамеренны е непреднамеренные нарушения языковых норм 2,1 Использовать основные виды чтения 2,2 Извлекать необходимую информацию из различных источников 2,3 Владеть основными приемами информационной переработке письменного текста П 4

Слайд 22

1 1. Сначала внимательно прочитайте фрагмент рецензии 2 . Изучите список терминов, данный после фрагмента. Можете разделить перечисленные в списке терминов средства выразительности на лексические и синтаксические. Если в рецензии используется термин «тропы», то ищите всё, что связано с употреблением слов в переносном значении – метафоры, эпитеты, олицетворения, гиперболы, литоты, сравнения и перифразы. Если упоминаются средства выразительности синтаксические, то это – фигуры речи и вам необходимы «ряды однородных и обособленных членов, инверсия, парцелляция, градация, анафора, риторические обращения и вопросы, вопросно-ответная форма изложения, синтаксический параллелизм, антитеза и др.» Обратите внимание на то, что такие лексические единицы, как фразеологизмы, синонимы, антонимы, диалектизмы, разговорные и просторечные слова, к тропам не относятся , хотя и являются изобразительно-выразительными средствами, часто используемые писателями

Слайд 23

1 3. Работая с фрагментом рецензии, ищите в ней подсказки. Будьте внимательны, и вы увидите, например, такие подсказки, как способы оформления рецензии: Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это, скорее всего, эпитет (« Золотая осень», « торжественный край»); Номера предложений, в которых надо найти ряды однородных или обособленных членов, перечисляются в скобках через запятую, а при парцелляции и синтаксическом параллелизме – через тире, причем это номера рядом стоящих предложений, поскольку они оба (может быть больше!) создают одно средство выразительности; Прием сравнение дается обычно с союзом «как» , это средство может еще иметь пример в виде существительного в творительном падеже (щёки колыхали огнем); Если в рецензии написано о том, что речь эмоциональна или экспрессивна, то создавать такую речь могут средства синтаксиса – лексический повтор, восклицательные предложения, риторические вопросы, синтаксический параллелизм; Если в рецензии есть ссылка на чьи-либо слова и они взяты в кавычки, перед вами – цитирование Слова разговорные, просторечные, книжные, устаревшие, а также фразеологизмы приводятся в скобках («авось», «ничегошеньки», «воздаться»,«без царя в голове»), а вам нужно лишь выбрать из списка соответствующий термин.

Слайд 24

1 Мониторинг

Слайд 25

1 Обозначение задания в работе Проверяемый элемент содержания Коды проверяемых элементов содержания (по кодификатору) Коды проверяемых требований к уровню подготовки Уровень сложности задания Макс. Балл за выполнение задания 27 Сочинение. Информационная обработка текста. Употребление языковых средств в зависимости от речевой ситуации 8,1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8,4 Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения 8,5 Анализ текста 8,6 Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи 11 Информационная обработка текстов различных стилей и жанров 3,1 Создавать письменные высказывания различных типов и жанров 3,2 Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы 3,3 Применять в практике письма орфо - графические и пунктуационные нормы 3,4 Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения П 25

Слайд 26

Изменения в задании 27 К2 – Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст ; Приведено не менее 2 примеров-иллюстраций из прочитанного текста, важных для понимания сформулированной проблемы. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций; Указана и проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями; Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы исходного текста, в комментарии нет.

Слайд 27

Сочинение по тексту К.Г.Паустовского Часто ли мы задумываемся над тем, что мы называем шедеврами? И только ли это произведения искусства? Над этими вопросами меня заставил задуматься текст К.Г. Паустовского, данный для анализа. Повествование Паустовский ведет от первого лица. Он оказался осенью на Оке и вдруг услышал курлыканье журавлей. Писатель говорит о том, что он был очарован пролетающими в небе птицами. Для него было что-то завораживающее в их движении. Это было своего рода совершенное и безукоризненное действо. Автор не без удовольствия замечает, что посмотреть на журавлей остановился и проезжающий мимо шофер. Писатель отмечает: водитель даже не стал заводить грузовик, чтобы не заглушить «небесный звон», он всё смотрел и никак не мог «оторвать взгляд от журавлиной стаи». Мы видим, что шофер наслаждается и картиной полета журавлей, и мелодией птичьего крика. А ведь автором полотна и музыки является сама природа.

Слайд 28

1 Приведенные примеры, основанные на приеме подтверждения, помогают понять, что можно любоваться не только картинами, созданными художниками, но и полетом, и курлыканьем журавлей и получать при этом истинное наслаждение. Автор приходит к выводу, что шедевр – это нечто совершенное и безукоризненное, существующее не только в искусстве, но и в природе. Не могу не согласиться с позицией автора, так как уникальные творения могут создавать и люди, и природа. Я уверен, не найдется ни одного человека, который с замиранием сердца не рассматривал бы шедевры, созданные морозом на стекле. Таким образом, обобщая все вышеизложенное, мы пришли к логическому заключению: важно замечать шедевры вокруг себя и развивать чувство прекрасного.

Слайд 29

Вар. К1 к2 к3 к4 к5 к6 к7 к8 к9 к10 к11 к12 Таблица личностного роста

Слайд 30

1 Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, часть В. Тексты и задания.

Представлены тексты из очерков В.Пескова (газета "Комсомольская правда"), разработаны задания части В....

рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса "Тестовые задания с ипользованием ИКТ"

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 11 класса.Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию. Задачи:быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в осно...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01. РУССКИЙ ЯЗЫК ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ПРОФЕССИИ "КОНСТРУИРОВАНИЕ, МОДЕЛИРОВАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ"

Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся по профессии  29.02.04. Конструирование, моделирование и технология швейных изделий на базе основного общего образования с  получен...

презентация Устный экзамен по русскому языку. Структура и оценивание

Данная презентация поможет экзаменатору-собеседнику и эксперту  оценить ответы учащихся на устном экзамене по русскому языку в 9 классе...

Презентация к уроку русского языка:"Структура текста. Абзац"

Призентация к уроку русского языка в 5 классе , по теме: "Структура текста. Абзац"...