Главные вкладки

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, часть В. Тексты и задания.
    тест по русскому языку (11 класс) на тему

    Захарчук Алла Ивановна

    Представлены тексты из очерков В.Пескова (газета "Комсомольская правда"), разработаны задания части В.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon teksty_v.peskova.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

                                        Текст № 1

        1) О  Пушкине  я  узнал  рано - "Лукоморье"  отец  читал  мне  по  книжке  из  домашней  библиотеки. 2) Вся  она  умещалась  в  ящике  величиной  с  телевизор.3)А  "Дубровского"  и  "Капитанскую  дочку"  я  читал  уже  сам  в  книжке  из  библиотеки  школьной. 4) С  книжкой  Аксакова  об  охоте  и  ужении  рыбы  познакомился  при  драматических  обстоятельствах.

            5)Вернувшегося  с  войны  отца  я  одолел  просьбами  купить  ружьё. 6) Отец, зная  мою  страсть  ловить  рыбу  и  стрелять  воробьёв  из рогатки, уступил  просьбам  и  за  семнадцать   рублей  купил  одноствольную  "тулку". 7) Порох  в  моих  патронах  был  самодельным, но  уток  и  горлинок  я  добывал.

            8)Мои  успехи  заинтересовали  приезжавшего  охотника  из  Воронежа. 9) Однажды  мы  встретились  в  укрытии  от  дождя. 10) Он  потряc  в  руке  моё  гремевшее  ружьецо, и  я  поведал  ему, каким  порохом  заряжаю  патроны. 11) "Все  понятно..." - загадочно  сказал  мой  новый  знакомый  и  вдруг  кинул  "тулку"  в  колдобину  возле  речки. 12) Я  остолбенел - что скажу  дома? 13) Но  охотник, угадав  мои  мысли, сказал, что  с  отцом  поговорит  он  сам, а  мне  стал  внушать: ружье  могло  бы  меня  покалечить, и  нельзя  стрелять  чибисов, да  и  горлинки  тоже  не  дичь. 14) "Я  вижу, ты  любишь  природу, но  ведешь  себя, как  дикарь. 15) Из  Германии  я  привез  три  ружья. 16) Одно  легкое, как  раз  для  тебя - приезжай  и  бери, когда  хочешь, вместе  с  патронами".

            17)Степан  Спиридонович ( стыдно  признаться, забыл  фамилию) показал  мне  ружье, снаряженье  к  нему, кое - что  рассказал  в  назидание  об  охоте  и  потом  достал  из  шкафа  несколько  книг.18) Среди  них  были  три  тома  Брема. 19) "Полистай. 20) А  это - подарок". 21) Две  другие  книжки  имели  названья: "Животные - Герои"  и  "Записки  о  ружейной  охоте  и  рыбной  ловле". 22) Авторами  были  Сетон - Томпсон  и  Аксаков. 23)О  них  было  рассказано  кое - что, и  на  прощание  получил я  наказ: "Прочесть  их  надо  тебе  обязательно".

             24) Сейчас, оглядываясь  назад, я  вижу: эти  вовремя  прочитанные  книги, возможно, определили  мою  судьбу. 25) Я  понял: оказывается, можно  удивительно  интересно  написать  о  том, что  лет  с  шести  я  видел  в  наших  лугах, на  речке, на  болотах  и  в  поле. 26)Обо  всем  написано  было  просто, понятно  и  интересно.      ( Песков )

    1.В  каком  предложении  отражена  основная  мысль  текста?

       1) 1  2) 14  3) 23  4)  24      

    2. Определите  стиль  и  тип  речи  текста:

       1) научно - популярный, повествование

       2)публицистический, повествование  с  элементами  рассуждения

       3)художественный, описание

       4)публицистический, рассуждение

    3. В  каком  из  предложений  автор  использует  просторечное  слово?

        1)4  2) 11  3) 13  4) 1

    4. Из  предложений  10 - 11  выпишите  слово, образованное  неморфологическим  способом  (переход  одной  части  речи  в  другую ).

    5. Из  предложений   8 -10  выпишите  словосочетание  со  связью  примыкание.

    6. Из  предложения  17  выпишите  местоимения.

    7. Среди  предложений  18-23  найдите  простое  односоставное  определенно - личное  предложение  и  укажите  его  номер.

    8. Среди  предложений  четвертого  абзаца  найдите  предложение  с  вводной  конструкцией  и  укажите  его  номер.

    9. Во  втором  абзаце  найдите  предложение  с  необособленным  определением  и  укажите  номер  этого  предложения.

    10. Среди  предложений  первого  абзаца    найдите  такое, которое  соединяется  с  предыдущим  при  помощи  определительного  и  личного  местоимений. Укажите  номер  этого  предложения.

    11. Прочитайте  фрагмент  рецензии, составленной  на  основе  текста. Вставьте  на  месте  пропусков  цифры, соответствующие  номеру  термина  из  списка. Если  вы  не знаете, какая  цифра  из  списка  должна  стоять  на  месте  пропуска, пишите  цифру  0.

     

             В.Песков  вспоминает  своё  детство  не  случайно: в  те  далекие  годы  сформировались  его  увлечения, появился  интерес  к  окружающей  природе. Рассказывая  о  человеке, повлиявшем  на  мировоззрение  ребенка, автор  статьи  использует___________( предложения  11, 14 - 16 ), __________ (предложение  14 ). Встреча с  охотником  оказала  влияние  на  дальнейшую  судьбу подростка, который  понял, что  книги  открыли  перед  ним  удивительный  мир. Об  этом  публицист  эмоционально  рассказывает  читателю, используя ____________(предложения  24 – 25 ).

                                   Список  терминов:

    1) метафора                                                                      5) эпитеты

    2) ряды  однородных  членов                                          6) вводные  слова

    3) термины                                                                        7) сравнение

    4) прямая  речь                                                                 8) олицетворение

                                              Текст № 2

                                 У  августа  на  пороге

    1)Дни  заметно  стали  короче, но  жара  еще  не  спадает. 2) И  все  же  солнце  уже  не  жжёт, а  ласково  греет. 3) В  природе  всё  успокоилось, уравновесилось, всё, что  родилось  к  августу, созрело  или  же  дозревает.4) Цветов  много – жёлтым  одеялом  покрыто  поле  подсолнухов, цветет  зверобой, донник, пижма, ромашка, на  воде – белые  лилии  и  жёлтые  кувшинки.5) В  низинах, где  весною  шумели  талые  воды,  сейчас  кремовыми  махрами  цветет  таволга. 6) Цветут  в  ухоженных  палисадниках  астры. 7) И  всё  же  больше  теперь  не  цветов, а  плодов. 8) Земляника  сошла, но  к  августу  поспевает  малина.

         9) На  пороге  августа  румянцем  покрываются  гроздья  рябины  и  быстро  наливаются  краснотою. 10) В  середине  месяца  на  рябинах  шумно  пируют  дрозды. 11) Если  урожай  ягод  велик, дрозды  остаются  в  наших  местах  зимовать – им  холод  не  страшен, была  бы  еда.

         12) В  августе  поспевают  орехи. 13) Временами  урожай  их  бывает  таким, что  сборщики  увозят  добычу  в  мешках  на  тележке.

          14) А  больше  всего  август  богат  грибами. 15) Одни  грибы  держат  себя  напоказ, например,  красавцы  мухоморы – «пройди  мимо, я  ядовитый!». 16) А  некоторые  грибы, по  мнению  сборщиков,  «прячутся», и  надо  знать  лесные  приметы, по  которым  грибы  разыскивают…

           17) Тихо  в  лесу. 18) Лишь  кое – где  тенькнет, словно  с  испугу, какая – то  птичка  и  прожужжит  шмель. 19) Но  в  полях  до  середины  последнего  месяца  лета  слышны  крики  перепелов…

            20) Август – время  зрелости  всего, что  земными  соками  под  летним  солнцем  скопило  богатство  на  зиму. 21) Лес, в  начале  июля  пахнувший  земляникой, в  августе  пахнет  грибами. 22) Сады  пахнут  яблоками, грушами, сливами, дразнят  глаза  смородиной. 23) Пахнет  медом  и  воском  на  пасеках, в  амбарах  у  иного  деда  благоухают  пучки  лекарственных  трав.

            24) Лето  катится  с  горки. 25) День  стремительно  убывает. 26) На  березе  видишь  вдруг  «седину» - прядь  желтых  листьев. 27) В  деревенских  палисадниках  буйство  желтых  цветов. 28) Это  знаменитые  «золотые  шары» - признак  того, что  август  уже  на  исходе, скоро  желтый, малиновый  и  красный  цвета  заполнят  ненадолго  леса  и  рощи. 29) И  придёт  время, о  котором написал  Бунин: 30) «Не  видно  птиц. Покорно  чахнет / Лес, опустевший  и  больной. / Грибы  сошли, но  крепко  пахнет / В  оврагах  сыростью  грибной». 31) Этот  запах  будет  напоминаньем  о  том, что  было  лето  и  с  августом  удалилось. 32) Но  пока  август  с  нами. 33) Замечайте  его  улыбку  и  нежный  румянец  жизни.

                                                                                                 ( По В.Пескову)

                                                                                                               

    1.Определите  стиль  и  тип  речи  данного  текста:

       1) публицистический  стиль, повествование

        2) художественный  стиль, описание

        3) публицистический  стиль, повествование  с  элементами  описания

        4) публицистический  стиль, рассуждение

    2. В  каком  предложении  есть  синонимы?

        1) 3  2) 7  3) 18  4) 22

    3. В  предложении  28  найдите  слово, образованное  бессуффиксным  способом.

    4.  В  предложениях  1 – го  абзаца  найдите  имя  прилагательное в  форме  простой  сравнительной  степени.

    5.  В  предложениях  10 – 11  найдите  словосочетание  со  связью  согласование.

    6.  Среди  предложений  17 – 23  найдите  сложное предложение, в  составе  которого  есть  односоставное  безличное  предложение.

    7.  Среди предложений  20 – 27   найдите  предложение, в  котором  есть  обособленное  приложение.

    8.   Среди  предложений  1 – 2  абзацев  найдите  сложные  предложения  с  подчинительной  и  бессоюзной  связью.

    9.  Какое  предложение  связано  с  предыдущим  при  помощи  указательного  местоимения  и  однокоренного  слова

    10. Прочитайте  фрагмент  рецензии, составленной  на  основе  текста. Некоторые  термины, использованные  в  рецензии, пропущены. Вставьте  на  месте  пропусков  цифры, соответствующие  номеру  термина  из  списка. Если  вы  не  знаете, какая  цифра  из  списка  должна  стоять  на  месте  пропуска, пишите  цифру  0.

                     В.Песков  удивительно  тонко  подметил  приметы  последнего  летнего  месяца   и  мастерски  передал  красоту  августа, используя  такие  изобразительные  средства, как ____________( предложения 4,5, 18 ), _________________( « прядь  листьев», «буйство  цветов»  и  др. ). Тон  повествованию  задает ___( предложение 30 ). Строки  из  стихотворения  И.Бунина  настраивают  читателя  на  восприятие  красоты  окружающей  природы, а  ____________(предложения  4, 22, 28 ), _________( предложения  21 – 23 )  помогают  увидеть  и  разнообразие  цветов, и  палитру  красок  уходящего  лета.

                                                            Список  терминов:

    1. эпитеты                                                            5) цитирование
    2. метафора                                                         6) литота
    3. анафора                                                            7) лексический  повтор
    4. ряды  однородных  членов                              8) сравнение

                                                Текст № 3

                                               Зимний  стол

          1) «Лето – накопиха, зима – подбериха». 2) Этой  пословицей  деревенский  люд  определял свое  бытие, жизнь  дикой  природы  и  двора  возле  дома.

           3) С  появлением  снега  санные  пути  тянутся  к  сену, припасенному  на  лугах  и  лесных  полянах  летом. 4) Скоту  шел  также  овес  и  всякие  корнеплоды, птицам – зерно. 5) Что  касается  диких  животных, то  тут, кто  мог, запасались  едою  на  зиму  или  ложились  до  весны  спать ( медведи, ежи, сурки, барсуки ). 6) А  бобры, белки, сойки, кедровки, желтогорлые  мыши  и  поползни  с  осени  прячут  еду  про  запас.

           7)Некоторые  звери  и  птицы  переживают  зиму, питаясь  тем, что  могут  добыть. 8) Тетерева  клюют  березовые  почки, глухари – хвою  сосен. 9) Лоси, лисы, горностаи  и  ласки  успешно  охотятся  за  мышами.

          10) Но  есть  птицы  и  звери, которым  зимой  жить  трудно. 11) В  поисках  хотя  бы  чего – нибудь  они  тянутся  к  человеческому  жилью. 12) Для  волка  люди  были  всегда  невольными  кормильцами. 13) Звери  таскали  с  деревенских  дворов  овец  и  паслись  на  скотомогильниках. 14) Сейчас  при  крайней  малости  скота  в  оставшихся деревнях  уносят  собак, нередко  хватают  их  и  в  лесу  у  охотников. 15) Вблизи  человеческого  жилья  зимуют  сороки. 16) Очень  внимательные, они  неподвижно  сидят  на  крышах, изгородях  и  непременно  что – нибудь  «высидят».

           17) Для  птиц  во  многих  местах  и  странах  устраивают  «столовые» - иногда  это  замысловатый  домик  без  стен, но  с  крышей, иногда  же  просто  площадка  из  досок, на  которую  сыпят  всякие  семена, крошки, привязывают  кусочки  сала.

           18) Выставлять  зимой  кормушки – такая  же  давняя  традиция, как  и  готовить  к  прилету  скворцов  любимые  ими  домики  и  дуплянки. 19) К  этому  приучают  детей, да  и  сами  взрослые  с  радостью  наблюдают  за  возней  птиц  у  кормушки зимой  и  возле  скворечен  весною.

           20) Любил  зимой  подкармливать  птиц  писатель  Леонид  Леонов. 21) Я  бывал  у  него. 22) Летом  обычно  заставал  с  поливочным  шлангом  в  саду, а  зимой – за  наблюдением  птиц  у  кормушек, которые  сам  он  и  мастерил. 23) Такая  же  страсть  была  и  у  поэта  Николая  Семеновича  Тихонова. 24) В  жизни  был  он  страстным  путешественником, а  когда  в  преклонном  возрасте  ездить  уже  перестал, то, отрываясь  от  письменного  стола, наблюдал  все  интересное  в  саду  за  городом.

           25) Оскуденье  мира  животных  заставило  охотников  сократить  сроки  пребывания  в  природе  с  ружьем  и  по  мере  сил  облегчать  жизнь  птицам  и  зверям  зимой. 26) В  лесах, например,  подрубают  и  валят  осины. 27) Поразительно, но  почти  сразу ( видимо, по  запаху  желанной  коры ) находят  подкормку  лоси  и  зайцы. 28) Косулям  и  оленям  летом  готовят  аппетитные  веники  из  березовых  веток, кладут  в  укромных  местах  «лизунцы» - глыбы  соли.

           29) … Зима  повернулась   к  убытию. 30) Но  именно  в  это  время  голод  и  холод  заставляют  птиц  и  зверей  искать  нашей  поддержки. ( По  В.Пескову )

                 

    1. Определите  стиль  и  тип  речи  данного  текста:                                              

                1)публицистический  стиль, рассуждение

      2) художественный  стиль, повествование

      3)  публицистический  стиль, повествование

                4)художественный  стиль, описание

    2.В  каком  предложении  употреблено  слово  в  переносном  значении ?

             1) 6 2) 13  3) 16  4) 28

    3.Из  предложений  5 – 6  выпишите  слово, образованное  бессуффиксным  способом.

    4.Из  предложений   7 – 9  выпишите  словосочетание  со  связью  примыкание.

    5.Среди  предложений  25 – 30  найдите  простые  односоставные  неопределенно  -  личные  предложения.

    6.Найдите  в  тексте  неполные  предложения ( или  предложения, в  составе  которых  есть  неполные )  и  укажите  их  номера.

    7.В  предложениях  1 - 6  найдите    притяжательное  местоимение.

    8.Среди  предложений  10 – 17 найдите  простое  с  обособленным  определением.

    9.Найдите  в  тексте  сложноподчиненное  предложение  с  придаточным  определительным.

    10.Прочитайте  фрагмент  рецензии, составленной  на  основе  текста. Некоторые  термины, использованные  в  рецензии, пропущены. Вставьте  на  места  пропусков  цифры, соответствующие  номеру  термина  из  списка. Если  вы  не  знаете, какая  цифра  из  списка  должна  стоять  на  месте  пропуска, пишите  цифру  0.

        Неравнодушное  отношение  В.Пескова  к  миру  животных  выражено  с  помощью таких  синтаксических  средств, как ________ (предложения  2,5,6,9  и  др.), ________( предложения  26 – 27 ). Более  полно  раскрыть   позицию  автора   помогают ____________( предложения  1, 28 ), ______( предложения 2, 25 ).

                                             Список  терминов:

    1. Метафора                                               5)  синтаксический  параллелизм
    2. ряды  однородных  членов                    6)  просторечные  слова
    3. лексический  повтор                               7) сравнение  
    4. неполные  предложения                        8) книжная  лексика

                                                                     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку часть А , задание 21

    Вводные слова и вводные конструкции...

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (Часть С)

    Учимся писать сочинение (Часть С) в 10-11 классах. Вашему вниманию представлен алгоритм  работы с текстом, образец сочинения и  схема сочинения - рассуждения....

    Интерактивный практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Часть С

    Предлагается интерактивный практикум по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С) ЕГЭ по русскому языку. Интерактивный практикум входит в учебно-методический комплекс  (Программа фак...

    Тестовые задания "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" - часть А

    Тестовые задания по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ", часть А....

    Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Часть 2. Задание 5 с ответами по тексту Куприна А.И., тестовые задания по теме "Деепричастие"

    Тестовые задания на тему "Правописание суффиксов" призваны отработать умение находить слова с орфограммами на правописание суффиксов разных частей речи. В пособиях представлены задания на отработку пр...

    Контрольная работа по русскому языку "Комплексный анализ текста с заданиями"

    Контрольная работа по русскому языку "Комплексный анализ текста с заданиями" содержит общий план комплексного анализа текста  по двум вариантам "Зимний лес" и "Орел и кошка", задания и  ...

    Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3)

    Очень важно на уроках русского языка рассматривать такие важные понятия как человечность, доброта, отзывчивость, сострадание. Именно рассуждение над этими понятиями и является темой сочинения 15.3 ОГЭ...