Главные вкладки

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (Часть С)
    методическая разработка по русскому языку (11 класс) по теме

    Учимся писать сочинение (Часть С) в 10-11 классах. Вашему вниманию представлен алгоритм  работы с текстом, образец сочинения и  схема сочинения - рассуждения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pishem_sochinenie_chast_s_11_klass.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Алгоритм работы с текстом

    внимательно прочитать текст не менее трех раз

     определить тип и стиль речи

    определить тему текста (о чем?)

    выделить проблему (вопрос, волнующий автора)

    определить идею (зачем написан текст, над чем заставляет задуматься)

    Проблема (греч. problema – задача, задание) – вопрос, поставленный автором в тексте и требующий разрешения.

    Рассуждение в публицистическом стиле

    Такой текст подчиняется определенным законам композиции (тезис, доказательства, вывод), поэтому особое внимание обратите на первый и последний абзацы текста.

    В первом абзаце обычно сформулирован основной вопрос (проблема) текста. В тексте может быть не одна проблема, нужно сформулировать только одну проблему и работать только по ней.

    Внимательно прочитайте первый абзац и сформулируйте вопрос, над которым автор размышляет. Помочь сформулировать этот вопрос вам может    

    (1)Формулирование проблемы

    Опорное слово – первый вопрос – второй вопрос – клише

    (2)Переходим к комментарию

    Комментарий – 1)  пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение;  2)  Рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо;

    Комментарий – это самый трудный компонент сочинения. Он может быть текстуальным и концепционным.

    Текстуальный должен объяснять текст, следовать за автором в раскрытии проблемы.

    Концепционный – это интерпретация проблемы, указание и объяснение её актуальности. Здесь больше свободы, но в этом и трудность.

    Целесообразнее выбрать текстуальный комментарий. 

    Комментарий должен содержать рассуждение, пояснительное замечание, толкование проблемы. Самое главное – чтобы не было пересказа, а цитирование было уместным.

    (3)Формулируем позицию автора

    Позиция автора – отношение автора к проблеме, его ответ на поставленный вопрос, основная мысль текста.

    Перечитайте текст и найдите авторский ответ на поставленный вами вопрос. Обратите внимание на последний абзац текста или несколько последних предложений. Возможно, именно там вы сможете прочитать, как автор относится к поставленной проблеме. Сформулируйте её своими словами, подтвердив их цитатой из текста.

                                 Проблема – вопрос,       позиция автора – ответ.

    (1-2-3  = работа с текстом)

    (4)Выражаем своё отношение к проблеме

    После того как сформулирована позиция автора, необходимо выразить свое мнение по данной проблеме, соглашаясь с позицией автора или оспаривая её. Перечитайте еще раз проблемный вопрос. Ваша позиция должна содержать ответ на этот вопрос! Даже соглашаясь с автором, еще раз сформулируйте свою позицию иными фразами. От точности формулировки, расставленных смысловых акцентов будет зависеть аргументация.

                             Позиция автора – согласен / не согласен – моя позиция

    (5)Приводим аргументы

    Аргумент – доказательство, убеждение, довод. Вы должны доказать правильность своей позиции, приведя определенные аргументы.

    Аргументов должно быть два. Лучше, если оба доказательства будут взяты из художественных произведений. Или в качестве второго аргумента можно использовать факты  из общественной жизни, истории, политики, искусства, биографии известных людей.

    Аргументация моей позиции:

    Литературный аргумент и/или фактический аргумент

    (6)Работа над выводом

    Последней частью работы должен стать вывод, где необходимо еще раз вернуться к поставленной проблеме (перечитайте проблемный вопрос) и записать вывод, который должен соответствовать данной проблеме.                                                                                                                                                                 

     

    Схема сочинения-рассуждения (Часть С) на ЕГЭ:

    Ι. Вступление: Запомните: проблема (чего?)

    1. В тексте, предложенном для анализа, в центре внимания (кого?) – (какая?) актуальная проблема (чего?)…

    2. Предложенный для анализа текст (кого?) посвящён проблеме (чего?)

    3. В анализируемом тексте автор рассматривает проблему (чего?)

    ΙΙ. Комментарий: Не пересказ текста!

    Толкование, пояснительные замечания, рассуждения по поводу основной проблемы текста.

    Эта часть вашей работы демонстрирует ваше умение находить и пояснять смысловые компоненты текста (в данном случае – проблему текста).

    Читая ваш комментарий, эксперты проверяют

    не только ваше умение строить связное монологическое высказывание,

    но и выясняют, насколько глубоко и полно поняли вы проблему текста,

     увидели  ли вы аспекты проблемы, намеченные автором,

    умеете ли вы следить за ходом авторской мысли.

    Задайте себе вопросы:

    Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему?

    На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего своё внимание (и внимание читателя)?

    Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы?  

    Переходный мостик:

    Проблему лени автор рассматривает на примере жизни одного из своих героев

    Или: Комментируя эту проблему, хочется отметить (сказать, подчеркнуть…)

    Или: Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…

    Автор рассказывает, сообщает, концентрирует внимание читателя

    Подчёркивает, обращает наше внимание на…, выделяет, замечает

    указывает на, размышляет над чем, приводит одно из определений

    особо останавливается на, анализирует (характеризует, описывает, разбирает), неоднократно возвращается к, подробно комментирует,

    затрагивает что, касается чего, ссылается на (если есть ссылки и они важны для комментария проблемы)

    иллюстрирует (цитирует)

    приводит примеры (факты, данные)

    ΙV. Авторская позиция. Это значит понять самим, а потом изложить авторскую идею, позицию, то есть осознать и сформулировать:

    Что хотел сказать автор? Какова была его цель высказывания?

    Ради чего он всё это написал?

    Как он сам относится к поставленной проблеме?

    Какие мысли, чувства, переживания являются для автора главными, ключевыми? Чему учит текст?

    Клише:

    Автор считает (полагает, утверждает), что… (отрицает, что…,

    Автор подводит читателя к выводу о том, что… осуждает (кого)…

    Автор заставляет читателя задуматься над тем; разделяет мнение (кого?)…

    Автор иронизирует над тем…; опровергает что…; критикует кого…

    Автор полемизирует с кем и по какому вопросу… обвиняет (кого, в чём)…

    Автор возражает (кому) в связи с чем…; разоблачает (кого)…

    Отстаивает что…; Доказывает (что)… С возмущением пишет о том, …

    Призывает к…, так как убеждён в том, что…

    Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно

    Позиция автора по затронутым вопросам очевидна

    Основная (главная) цель (задача) автора заключается (состоит) в том…

    Автор, ссылаясь на… (приводя примеры), утверждает, что…

    Автор подводит читателя к выводу, выдвигая аргументы, подтверждающие, что (свидетельствующие о том, что…)

    V. Моё мнение по сформулированной проблеме. (Отношение к позиции автора)

    Аргументация (доказательства, объяснение, примеры) Формулируйте свою позицию чётко и прямо. Задайте себе вопрос: разделяете ли вы точку зрения автора или не согласны с ней?

    План:

    Тезис (положение, которое надо доказать)

    Аргументация (2 примера из художественной литературы)

    Вывод.

    Типовые конструкции:

    С мнением (позицией, доводами) автора трудно (не) согласиться.

    Нельзя не согласиться с мнением (точкой зрения, позицией, доводами) автора. Хочется прежде всего подчеркнуть… . Трудно согласиться с …

    Позиция автора по этой проблеме заслуживает уважения (достойна уважения, не может не вызвать сочувствие у читателей)

    Вызывают возражения (сомнения) лишь некоторые положения авторской позиции. Во-первых… .Точка зрения автора представляется дискуссионной, так как…

    Я (не) разделяю позицию автора (точку зрения) автора, так как., во первых,… Я (не) согласен с позицией (точкой зрения) автора, так как, во-вторых… Я полагаю (считаю)

    Безусловно (конечно, разумеется, действительно, пожалуй, полагаю), что…  

    Оценивая авторскую позицию в целом, можно сказать

    Размышляя (раздумывая) над позицией автора, прежде всего хочется отметить…

    Что привести в качестве аргументов?

    Пословица и поговорки, афоризмы, отражающие традиционный опыт народа, народную мудрость, объяснить пословицу, прокомментировать её, объяснить связь с текстом)

    Примеры из художественной литературы;

    Примеры из исторической или научно-популярной литературы;

    Примеры из худ фильмов, периодической печати, теле- и радиопередач;

    Свои суждения, почерпнутые при изучении «Обществознания» и других школьных предметов;

    Ссылки на «авторитет» (мнение уважаемого человека: учёного, специалиста по определённому вопросу)

    VΙ. Заключение.

    В заключение хочу подчеркнуть (хотелось бы отметить, ещё раз обратить внимание на)

    В заключении сочинения хочется добавить… .В заключение важно отметить (необходимо подчеркнуть)…

    Особо следует выделить (отметить)… . Обобщая сказанное, можно сделать вывод.

    Итак,… . Таким образом, … . Потому (поэтому)… .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Готовимся к ГИА по русскому языку. Часть С.2.2

    Написание сочинения - рассуждения, связанного с анализом текста, у многих школьников вызывает трудности. Данный шаблон поможет им на начальном этапе научиться писать творческие работы....

    Готовимся к ГИА по русскому языку. Часть С.2.1

    Данный материал предназначен как для учителя, так и для учащихся и призван помочь в подготовке к итоговой аттестации при написании  сочинения - рассуждения на лингвистическую тему....

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку часть А , задание 21

    Вводные слова и вводные конструкции...

    Подготовка к ЕГЭ. Русский язык. Часть С. Энциклопедия аргументов.

    При написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ учащиеся испытывают затруднения в аргументации личностной позиции. Книга В.Н.Александрова и О.И.Александровой "Энциклопедия аргументов", как мне думаетс...

    ЕГЭ по русскому языку. Часть С

    Шпаргалочка для написания части С (К4 - аргументация собственного мнения по проблеме)...

    Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, часть В. Тексты и задания.

    Представлены тексты из очерков В.Пескова (газета "Комсомольская правда"), разработаны задания части В....

    ЕГЭ по русскому языку. Часть С.

    Урок-презентация по русскому языку в 10-11 классе. Пишем часть С. Особенности работы с текстом художественного стиля....