Подготовка к ЕГЭ по русскому языку часть А , задание 21
презентация к уроку русского языка (11 класс) по теме

Вводные слова и вводные конструкции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_ege.pptx1.37 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ.А21. Вводные слова и вводные конструкции. Учитель русского языка и литературы «МОУ ВСОШ» г. Кимры Шишаева Нелли Геннадьевна

Слайд 2

Изучив тему, вы должны знать: особенности вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений; классификацию вводных речевых единиц по значению; правила обособления вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений. Изучив тему, вы должны уметь: различать вводные слова и члены предложения; определять значения вводных речевых единиц; различать вводные и вставные единицы; применять на практике изученные пунктуационные правила; употреблять в речи вводные и вставные единицы.

Слайд 4

Русский ученый - лингвист Пешковский А.М. считал, что вводные конструкции - это «… инородные слова , внутренне чуждые приютившему их предложению». Общим свойством вводных слов является то, что они составляют второй план речи , то есть выражают не содержание высказывания, а отношение говорящего к этому содержанию. Вводные слова не являются членами предложения . Им присуща интонация водности. Вводные слова произносятся быстро по сравнению с остальной частью предложения.

Слайд 5

Группы вводных слов по значению Значение Вводные слова Примеры 1. Различная степень уверенности Конечно, разумеется, бесспорно, несомненно, без сомнения и др. – большая степень уверенности. Кажется, вероятно, пожалуй, очевидно и др. – меньшая степень уверенности. Дождь, конечно, скоро кончится. Дождь, разумеется, скоро кончится. 2.Различные чувства 3.Источник сообщения К счастью, к общей радости, к сожалению По сообщению, по словам, по мнению Дождь, к счастью, скоро кончится. По-моему, дождь скоро кончится. 4. Порядок мыслей и их связь Во-первых, во-вторых, наконец, следовательно, итак, значит, например, напротив, наоборот и др. Во-первых, я недостаточно понял… 5.Замечания о способах оформления мысли Одним словом, иначе говоря, лучше сказать… Одним словом, все обошлось благополучно. 6.призыв к собеседнику или к читателю с целью привлечь внимание Видишь (ли), видите (ли), понимаешь, пожалуйста, поймите, скажем, верите Пожалуйста, передайте мою просьбу и скажите, что мы скоро встретимся.

Слайд 6

☺Помню : Вводные слова и предложения всегда выделяются запятыми. (Одной запятой, если стоит по краям предложения, и с обеих сторон, если находится в середине предложения). 1 .К счастью , никто меня не заметил [ Вв. , … ] 2 .Вронский, к ужасу своему , почувствовал, что он сделал скверное непростительное движение. [ … , вв. , … ] 3 .Я был не против , конечно. [ … , вв . ] Иногда вводные предложения оформляются скобками. Цезарь (так звали льва в зверинце) спит и тихо взвизгивает во сне.

Слайд 7

Вводные предложения- это предложения, выполняющие те же функции и имеющие те же значения, что и вводные слова. Вводные предложения по своей структуре бывают двусоставные (Я знаю, вы помните, как сообщают газеты), односоставные: неопределенно-личные (говорили о нем, как мне казалось), безличные (можно полагать, как мне казалось). Вводные предложения , как и вводные слова, на письме выделяются запятыми. А в устной речи выделяются паузами, произносятся более низким тоном и более быстрым темпом, чем основное предложение.

Слайд 8

Знаки препинания при вводном предложении Вводное слово = вводному предложению Моя душа , я помню , с детских лет чудесного искала. (М.Ю. Лермонтов) [ … , вв.пр. , … ] Птенец упал из гнезда ( ветер сильно качал березы аллеи ) и сидел неподвижно. (И.С.Тургенев) [ … ( вв. распр.пр. ) … ]

Слайд 9

☼ На заметку Вводные слова надо отличать от самостоятельных частей речи. Чаще всего это такие слова: может быть, кажется, наконец, однако, напротив и др. Проще проверять путем изъятия данного слова из предложения. Если это вводное слово, то структура предложения сохраняется!!! Он, может быть , скоро вернется. → Он скоро вернется. Мне кажется , что я заболел. → Мне…, что я заболел. (структура нарушена, кажется является сказуемым. Кажется , я заболел. → … , я заболел. (структура не нарушена, это вводное слово)

Слайд 10

Слова наконец, однако, вообще могут быть вводными или не являться таковыми в зависимости от значения. Вводное слово Не вводное слово наконец Если имеет значение «и ещё»: Наконец, расскажу о самом главном. Если имеет значение «в результате», «в конце концов»: Мы наконец закончили работу. однако Если стоит в середине или в конце предложения: Спор, однако, затянулся. Если стоит в начале простого предложения и синонимично союзу но: Было трудно, однако я справился . вообще Если имеет значение «вообще говоря »: Это, вообще, хороший признак. Если имеет значение «В целом», «обычно», «всегда»: Здесь вообще зимой бывает холодно.

Слайд 11

Слова значит, главным образом могут быть вводными или не являться таковыми в зависимости от значения. Вводное слово Не вводное слово Главным образом Если служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки: Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом. (Главным образом = самое главное) Если имеет значение в первую очередь, больше всего: Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию. Значит Если синонимично словам стало быть, следовательно: Значит, вы не можете сегодня прийти? Если находится между придаточным и главным предложениями: Если наступит весна, значит, будет тепло. Если близко по смыслу к слову означает , то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем. Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставится тире: Бороться – значит победить.

Слайд 12

Тестовые задания для закрепления изученного материала по теме «Омонимия вводных слов и членов предложения» 1.В каком предложении слово однако является вводным и выделяется с двух сторон запятыми? 1.Работа над проектом идет однако до конца еще далеко. 2.Трудно поверить что изба построена без единого гвоздя однако это так. 3.Письмо написано корявым почерком с помарками однако без ошибок. 4.Каждый день небо заволакивало тучами дождь однако так и не пошел. 2.В каком предложении слово наконец является вводным и выделяется с двух сторон запятыми? 1.Очертания гор становились все бледнее и наконец совсем растаяли. 2.Юре не хватает терпения, внимания и наконец знаний. 3.Поезд медленно шел вдоль платформы и наконец остановился. 4.Репетиции продолжались несколько месяцев. Наконец был объявлен день премьеры.

Слайд 13

Проверьте ответы! Ответы: 1 – 4); 2 – 2);

Слайд 14

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и сочетания: Исключительно Авось Буквально Будто Вдобавок Вдруг Ведь Именно Небось Приблизительно Примерно Притом Почти Поэтому В конечном счете Вряд ли все-таки Вроде бы Тем не менее К тому же Между тем По совету… По указанию По постановлению

Слайд 15

Алгоритм работы при выполнении заданий по теме «Омонимия вводных слов и членов предложения» 1. Прочитайте предложение с правильной интонацией. 2. Выясните, существует ли между выделенными словами и членами предложения грамматическая зависимость. При наличии такой связи выделенные слова являются членами предложения, а при отсутствии — вводными. 3. Убедитесь, что изъятие или перестановка вводного слова не нарушает структуры предложения. 4. Выделите вводное слово запятыми. 5. Убедитесь, что изъятие члена предложения разрушает синтак­сическую структуру.

Слайд 16

Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Определите, чем являются выделенные слова. Ваше предложение кажется мне (не)пр.. емлемым . Мы кажется многого (не)предусмотрели. Окно должно быть открыто всю ночь. Окно должно быть забыли закрыть на ночь. Ты может хочешь поехать в Москву? Ваше предложение может быть принято на определе ( н,нн ) ых условиях. Откровенно сказать я вижу этого человека (в)первые. Я прошу тебя откровенно сказать свое мнение.

Слайд 17

Вводные слова и сочетания слов, находясь рядом с сочинительными союзами, отделяются или не отделяются от них запятыми в зависимости от контекста. ДА ВЫВОД: Запятая после союза ставится Можно ли опустить вводное слово без изменения структуры предложения НЕТ ВЫВОД: Запятая после союза не ставится

Слайд 18

☼ На заметку Союз а (реже союз но )не отделяется от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое. Несчастье нисколько его не изменило, а напротив , он стал еще крепче и энергичнее. Если при помощи союза противопоставляются два однородных члена предложения и вводное слово не связано с союзом – ставь запятую! Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.

Слайд 19

☼ На заметку При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится! Так, например, к соединительным союзам относится союз ни . \

Слайд 20

Знаки препинания при вводных словах Не выделяются запятыми вводные слова или словосочетания, стоящие в начале или в конце обособленного оборота: причастного, деепричастного, уточняющего, присоединительного. Дверь вела в комнату, по-видимому служившую столовой. Они молча смотрели друг на друга, быть может и без слов понимая все. Книга понравилась многим, например мне .

Слайд 21

Вводное слово в составе обособленного оборота Мимо пробежал кто-то по счастью меня не заметивший. Мимо пробежал кто-то меня по счастью не заметивший . Мимо пробежал кто-то меня не заметивший по счастью .

Слайд 23

При сочетании знаков препинания (скобки, запятые) запятая, которая должна была стоять в тексте, если бы не было вводного предложения, ставится после скобок. Только под утро (петухи – я слышал это сквозь сон – уже подавали голос) она наконец уснула. Рощин оперся на винтовку (все еще болела нога) , и непрошенные мысли овладели им.

Слайд 24

☼ На заметку Не являются вводными словами и не выделяются запятыми частицы ведь, вот, будто, словно, примерно, просто, якобы, именно, как раз, едва ли, вряд ли, почти, как бы, даже. Частица бывало выделяется запятыми!!!

Слайд 25

Частицы, не выступающие в роли вводных слов Вы мне как будто этого не говорили. Солнце словно замедлило свое движение к небу. Книга якобы интересная. Сеанс продолжался приблизительно полтора часа. Мы даже не заметили быстрого наступления вечера. Нужно поговорить именно с ним. Для беседы подошли как раз вы. Сядет, бывало, и начнет рассказывать.

Слайд 26

Расставьте знаки препинания. Не путайте вводные слова и слова, похожие на них. Бежит и слышит за собой как будто громкий топот. Определенно он опоздает. Между тем концерт продолжался. Вдруг налетел шквальный ветер и лодку понесло в открытое море. Где именно можно взять эту книгу? К счастью всё необходимое было с собой. Я к сожалению должен идти. Вы всё же неправы. Я вряд ли успею купить билеты. Он якобы предупреждал нас. Он конечно прав.

Слайд 27

Проверьте написанное! Бежит и слышит за собой как будто громкий топот. Определенно он опоздает. Между тем концерт продолжался. Вдруг налетел шквальный ветер и лодку понесло в открытое море. Где именно можно взять эту книгу? К счастью, всё необходимое было с собой. Я , к сожалению, должен идти. Вы всё же неправы. Я вряд ли успею купить билеты. Он якобы предупреждал нас. Он , конечно, прав.

Слайд 28

Алгоритм работы к заданию А21 Прочитайте предложение с правильной интонацией. Имейте в виду, что вводные и вставные конструкции выделяются в предложении интонационно, отграничиваются от него. Для них характерна интонация вводности : понижения голоса и убыстренный темп произношения по сравнению с произносительной интонацией остальной части предложения. Подчеркните грамматические основы. Определите, связаны ли между собой части структурно и семантически. Помните, что подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях — подчинительных союзах и союзных словах. Части сложноподчиненного предложения представляют собой структурное и семантическое целое; в нем присутствуют главная часть и придаточная. Выясните, являются грамматически не связанные с членами предложения речевые единицы вводными или вставными. Помните, что вводные предложения выражают отношения говорящего к содержанию высказывания. Они выражают те же значения, что и вводные слова. Вставные предложения содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания по поводу содержания основного предложения и интонационно выделяются, разрушая его интонационное единство. Расставьте знаки препинания. Вводные единицы выделяются запятыми, а вставные — тире или скобками.

Слайд 29

Тестовые задания (А 21) 1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Генерал (1) казалось (2) не слышал слов капитана (3) однако (4) это впечатление было обманчивым . 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 1, 2, 3 4) 1, 2, 3, 4 2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Раннюю поэзию С.Маршака (1) пожалуй (2) можно назвать импрессионистической, ведь она (2) кажется (3) призрачной, и каждый образ оставляет впечатление тайны. 1) 1, 2 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4 3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? В организации внешнего театрального действия Чехов (1) по мнению многих критиков (2) отступил от канонов классической драмы. Главное событие пьесы (3) казалось (4) передвинутым за сцену. 1) 1, 2, 3, 4 2) 1, 3 3) 3, 4 4) 1, 2 4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Язык (1) по мнению лингвистов (2) сложная система, которая включает более простые системы: фонетическую, морфологическую, лексическую. Было бы неправильно (3) однако (4) полагать, что каждая из этих систем независима от других. 1) 1, 2 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

Слайд 30

Проверьте ответы! Ответы: 1 – 3); 2 – 1); 3 – 4); 4 – 4) Вводные слова могут быть словами – сорняками. Сравни! 1.Мне , конечно, 13 лет. 2.Ему , конечно, не меньше 13 лет. 3.Я, значит, живу у самой реки. 4.Он слышал гудок теплохода. Значит, недалеко река.

Слайд 31

Работа по развитию речи Прочитайте текст. Все ли вводные слова, употребленные в нем, уместны? Мнение обоснуйте. Запишите текст в исправленном виде. Я , конечно, люблю весну. А кто, скажите, ее не любит? Выйдешь , бывало, на лесную опушку, вдохнешь аромат оттаявшей земли, потрогаешь, естественно, гладкий ствол березы, вслушаешься, само собой, в окружающие звуки. И эти часы, проведенные наедине с весенней природой, несомненно, согревают душу, придают силы.

Слайд 32

Дифференцированное домашнее задание. Воспроизводящие задания Подготовьте сообщение на тему «Роль вводных слов в речи». Исследовательское сообщение (выступление) Найдите в произведениях М.Булгакова, М.Шолохова примеры использования вводных слов. Творческие задания Составьте тест по теме «Вводные слова». Традиционные задания Прочитайте параграф §79, в учебнике (В.Ф. Греков). и выполните упражнение 392.

Слайд 33

РЕФЛЕКСИЯ Какие вопросы по теме «Вводные слова и предложения» не затрагивались? Подготовьте сообщение. Какие вопросы вызвали затруднение? О чём вы хотели бы услышать ещё раз? Что запомнилось больше всего ? При выполнении каких заданий ЕГЭ вы можете использовать полученные знания?

Слайд 34

Использованные ресурсы Подготовка к ЕГЭ http :// bugaga . net . ru / http :// peressa 2009. narod 2. ru / Gotovimsya _ k _ uroku / http://pptbase.ru/node/136 http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/podgotovka-k-ege-zadanie-v4 !!! http://school-collection.edu.ru punktuatsiya_pri_vvodnyh_slovah.rar Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы/ В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко . – М.: Просвещение, 2010г. Н.А.Сенина Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2010 – Ростов – на - Дону: Легион, 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, часть В. Тексты и задания.

Представлены тексты из очерков В.Пескова (газета "Комсомольская правда"), разработаны задания части В....

ЕГЭ по русскому языку. Часть В. Задание В1 - В6.

Задание В1: словообразовательный анализ слова.Задание В2: части речиЗадание В3: словосочетаниеЗадание В4: односоставное предложениеЗадание В5: ОбособлениеЗадание В6: сложное предложение...

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (Часть С)

Учимся писать сочинение (Часть С) в 10-11 классах. Вашему вниманию представлен алгоритм  работы с текстом, образец сочинения и  схема сочинения - рассуждения....

Интерактивный практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Часть С

Предлагается интерактивный практикум по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С) ЕГЭ по русскому языку. Интерактивный практикум входит в учебно-методический комплекс  (Программа фак...

Тестовые задания "Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" - часть А

Тестовые задания по русскому языку "Подготовка к ЕГЭ", часть А....

ЕГЭ. Русский язык, часть 1, задание 2 - "Средства связи предложений в тексте"

Интерактивная презентация "Средства связи предложений в тексте"  есть попытка системного, концентрированного изложения  программного теоретического  и практического материала  к ...

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Часть 2. Задание 5 с ответами по тексту Куприна А.И., тестовые задания по теме "Деепричастие"

Тестовые задания на тему "Правописание суффиксов" призваны отработать умение находить слова с орфограммами на правописание суффиксов разных частей речи. В пособиях представлены задания на отработку пр...