Гласные звуки 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Колосова Полина Олеговна

Технологичкая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_v_fonetika_glasnye_zvuki.docx37.04 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

ф

Педагогическое отделение 
Кафедра литературы и методики её преподавания 

МБОУ СОШ №42 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя 

Технологическая карта урока
Тема: «Фонетика. Гласные звуки».

                                                                                                                                                                               Разработала:
                                                                                                                                                                              студентка 5 курса
                                                                                                                                                                              педагогического отделения
                                                                                                                                                                              Колосова Полина Олеговна
                                                                                                                                                                               Проверили:
                                                                                                                                                                               учитель русского языка и литературы
                                                                                                                                                                              Добарина Ирина Викторовна
                                                                                                                                                                              Групповой руководитель:
                                                                                                                                                                              Санькова Алёна Александровна
                                                                                                                                                                              Оценка за урок «
                                   »                         

                                    (подпись учителя)
                                     (подпись гр.рук.)                    

г. Ставрополь, 2018 г.

Дата проведения: 26.11.2018г.

Класс: 5 «В», МБОУ СОШ №42 с углубленным изучением английского языка г. Ставрополя. 

УМК: Русский язык, 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений, в 2 ч. Ч.1. / [ М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова ]. – М, Просвещение, 2012.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, презентационный материал.

Ход урока:

  1. Организационный  этап (5 мин.);
  2. Актуализация  изученного материала (10 мин.);
  3. Открытие нового знания (15 мин);
  4. Этап рефлексии (5 мин.);
  5. Домашняя работа (5 мин).

Цели урока:
Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к изучению русского языка;
  • способствовать развитию интереса к русскому языку, а так же к его бережному отношению и его лексике;
  • формировать положительную мотивацию обучения;
  •  способствовать нравственному воспитанию обучающихся через слово.

Обучающие:

  • повторить изученное по теме «Фонетика»;
  • изучить, как образуются гласные звуки;
  • закрепить умения учащихся при работе с фонетическим разбором слова;
  • закрепить умения учащихся при работе с транскрибированием.

Развивающие:

  • обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли по данной теме;
  • обеспечить условия для развития исследовательских способностей учащихся;
  • обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное для данной темы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • обучающиеся умеют использовать знания по теме «Фонетика»;
  • обучающиеся знают, как образуются гласные звуки;
  • обучающиеся умеют делать фонетический разбор слова;
  • обучающиеся умеют делать транскрибирование.

Метапредметные:

  • способность осознавать цели учебной деятельности и пояснять их;
  • умение поставить цель и организовать её достижение;
  •  владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского литературного языка;
  • рефлексивное мышление, самооценка и самоанализ.

Личностные:

  • осознание потребности в развитии и саморазвитии;
  • осознание ответственности за результаты своей учебы;
  • осознание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа.

Опорные понятия: фонетика, звук, буква, транскрипция, фонетический разбор, алфавит.

Этапы урока:

Деятельность учителя:

Деятельность ученика:

Формируемые УУД:

Используемые методы, приемы и формы

I. Организационный этап

Цель этапа: подготовить обучающихся к уроку, заинтересовать к работе на уроке.  Сформулировать тему и  определить цель урока.


- Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть.  Присаживайтесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа.
 Мы приступаем с вами к изучению нового раздела науки о языке. Я зашифровала с помощью транскрипции его название, а так же название тех звуков на которых мы с вами заострим сегодня свое внимание. (Фонетика и гласные звуки)

Теперь давайте вместе с вами запишем тему нашего урока. А как вы думаете о чем именно мы с вами должны поговорить сегодня?

Дети готовятся к уроку, приветствуют учителя. Записывают число, классная работа. Смотрят на доску. Отгадывают «Фонетика и гласные звуки».

  • Что такое фонетика;
  • Что такое гласные звуки;
  • Как они образуются;
  • Сколько гласных букв, а сколько звуков.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

Познавательные: дети вспоминают правила по пройденному материалу.

Личностные: нравственно-этическая ориентация; любовь и уважение к своему языку.

Словесный, приём – слово учителя

Мозговой штурм

II.        Актуализация изученного материала

Цель этапа: актуализация знаний по теме «Фонетика» с начальной школы.

 

Но прежде чем мы с вами начнем изучение нового материала по данной теме, давайте ка вспомним, что вы помните из начальной школы по данной теме:

  1. Что такое фонетика?
  2. Сколько у нас согласных и гласных букв, а сколько звуков?
  3. А как у нас образуются гласные звуки?
  4. А как образуются согласные звуки?
  5. А какие гласные звуки у нас делятся на 2 звука?
  6. А при каких условиях они делятся на 2 звука?
  7. А какими бывают гласные звуки?
  8. А какими бывают согласные звуки?
  9. А приведите мне пример, когда согласный звук твердый, мягкий, глухой, звонкий.

   

1. фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки речи.

2.  Начнем с гласных букв, так как их меньше — всего 10: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е, а звуков 6: [а], [э], [и], [о], [у], [ы], и  [йэ], [йо], [йу], [йа].

Согласных букв больше — 21: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

3. гласные звуки образуются и состоят только из голоса.

4. согласные звуки образуются и состоят из шума.

5. я, ю, е, ё.

6.  в начале слова: например, ель — [йэ]ль, ёж — [йо]ж, юла — [йу]ла, яма — [йа]ма;

после гласного звука: моет — мо[йэ]т, поёт — по[йо]т, дают — да[йу]т, лаять — ла[йа]ть;

после разделительных ь,ъ: съем — съ[йэ]м, пьёт — пь[йо]т, льют — ль[йу]т, рьяный — рь[йа]ный.

7. ударные и безударные.

8. твердые, мягкие, глухие, звонкие.

9. твердые:  лук — [лук]

мягкие:  люк — [л′ук]

глухие: слива — [с′л′ива]

звонкие: заяц – [зайац]

Познавательные: вспоминают то, что изучали по фонетике в начальной школе;

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее, задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности в сотрудничестве с партнером и коллективом.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; осознают возникающие трудности, умеют находить их причины и пути преодоления.

Личностные: нравственно - этическая ориентация; любовь и уважение к языку.

Мозговой штурм

Частичнопоисковый и исследовательский метод

III.          Открытие нового знания

Цель этапа: пополнить знания детей по теме «Фонетика».

Вы большие умнички ребята. Но давайте теперь с вами еще запомним,  что фонетика с греческого языка, обозначает звук.

А теперь давайте все вместе вспомним, как мы делаем фонетический разбор, раньше вы его называли звуко-буквенный, а теперь фонетический. Итак, записываем слово (земле).

Приложение 1

А теперь мне нужно три человека которые будут работать у доски. Приложение 2

Проверка выполненных заданий на доске, а дети  проверяют карточки друг другу и выставляют друг другу оценки. Открываем страницу 123 упражнение 265. Вам нужно выписать только выделенные слова и заключить в квадратные скобки гласные звуки. А теперь я хочу вам раздать не большие памятки.Приложение 3

Дети записывают пример фонетического разбора в тетрадь.

Далее, трое детей работает у доски, а остальные по карточкам.

Дети выполняют упражнение и устно проверяют с учителем. Получают памятки по «Фонетике».

Познавательные:  вспоминают то, что изучали по фонетике в начальной школе;

Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют ее, задают вопросы необходимые для организации собственной деятельности в сотрудничестве с партнером и коллективом.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осуществляют самоопределение уровня изученного материала; осознают возникающие трудности, умеют находить их причины и пути преодоления.

Личностные: нравственно - этическая ориентация; любовь и уважение к языку.

Словесный, приём – слово учителя.

Наглядный метод

IV.        Этап рефлексии

Цель этапа: подведение итога, оценивание своей работы на уроке, создание условий для совершенствования коммуникативных умений.

- Ребята, на этом наш урок подходит к концу.  
- Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей? А теперь оцените свою работу на уроке:

- Я узнал...
- Я научился...
- Мне понравилось...
- Мне показалось сложным...
- Мое настроение...

Ребята отвечают на вопросы.
Обучающиеся анализируют, как усвоили материал, что получилось, и чего не получилось, почему не получилось. Формируют конечный результат своей работы на уроке.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения; умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развитие умения извлечь главное, подвести итог.

Словесный метод (обобщающая беседа)

V.        Домашняя работа

Цель этапа: продолжение работы по закреплению изученного материала дома, формирование самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

- Наш урок подошел к концу. Откройте дневники, запишите домашнее задание. Вам необходимо выполнить:

Параграф: 50-51;
Упражнения: 267.

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники, задают вопросы, которые у них возникают.  

Коммуникативные: взаимодействие с учителем; взаимоконтроль; соблюдение правил речевого поведения.

Словесный метод

Репродуктивный

Приложение 1

Пример фонетического разбора 

Земле — зем-лé

з[з′] — согласный, мягкий, звонкий

е[и] — гласный, безударный

м[м] — согласный, твердый, звонкий

л[л′] — согласный, мягкий, звонкий

е[э] — гласный, ударный

__________

5 букв, 5 звуков

Приложение 2

  1. Транскрипция: устный, вьюн,  юность, юнга, семья. Фонетический разбор: сердце.

  1. Транскрипция:  яблоко, красивый, юг, горох, беда. Фонетический разбор: деревья.

  1. Транскрипция: якорь, ель, труд, ястреб, юла. Фонетический разбор: птичьего.

Приложение 3

Памятка по «Фонетике»  для 5 класса

10  гласных букв – а, о, у, и, е, ё, ы, э, ю, я.

6 гласных звуков - [а], [э], [и], [о], [у], [ы].

Буквы ю, я, е, ё делятся на два звука: 

е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу], я - [йа].

21 согласная буква:

  • Парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш;
  • Непарные согласные: л, м, н, р, й, ц, х, ч, щ.

36 согласных звуков:

  • Непарные: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’];
  • Парные: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [п], [п’], [ф], [ф’], [к], [к’], [т], [т’], [ш], [с], [с’], [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных звуков

Урок  русского языка в 5 классе. Тема: Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных  звуков Цель:повторить правописание проверяемых и непроверяемых гласных в корн...

Дифференциация гласных звуков и букв 1и2 ряда (3 класс)

Данное занятие разработано для учащихся 3 класса, имеющих диагноз нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР,  по теме дифференциация гласных звуков...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Фонетика. Гласные звуки" ФГОС

Урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика. Гласные звуки." разработан в соответствии с ФГОС.  Представлена технологическая карта урока с пошаговым описанием всех этапов урока.  Урок п...

Мастер-класс для родителей учеников 1 класса. "Роль гласных звуков и букв в начальном обучении грамоте"

Дать родителям представление о значимости гласного звука и буквы в подготовке к обучению чтению и письму...

Домашняя работа темам "Звуки [b]-[p], время суток, слова на гласные звуки"

Домашняя работа на закрепление следующих тем:-звуки [b]-[p]-время суток-повторение слов и их транскрипций с гласными звукамиЗадания могут различаться, зависит от уровня ученика...

Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)

Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...