Коррекционное занятие-конспект: Звуки речи. Гласные звуки и буквы первого ряда (1 класс).
план-конспект

Для коррекции специфических звукобуквенных ошибок в письменной речи учащихся с фонематическим недоразвитием, ФФНР,ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционное логопедическое занятие-конспект для 1 класса у учащихся с фонематическим недоразвитием, ФФНР, ОНР.

Тема: Звуки речи. Гласные звуки и буквы первого ряда.

Цели:

  • Познакомить учащихся с делением звуков на гласные и согласные, способами их образования;
  • Познакомить с гласными первого ряда;
  • Закрепить понятия «звук» и «буква»;
  • Упражнять в отраженной речи.
  • Фонематическое задание «Поймай звук А».

Ход занятия:

1.Сядет тот, кто назовет звук или напишет букву.

      2.Деление звуков на гласные и согласные.

-Послушайте звук (а). а-а-а-…

-Какой рот при произношении звука (а)? рот широко открыт

-Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? Нет.

-А вот другой звук – (М). Свободно ли выходит воздушная струя? Нет.

-Почему? Что мешает выходу воздуха? Смычка губ.

-Губы при произношении звука (М) смыкаются, образуя преграду.

-Послушайте звук (П), воздушная струя выходит не свободно, смычка губ, образуется преграда.

-Послушайте звук (О).0-0-0

-Какие губы при произношении звука (о)? – округлены, слега вытянуты вперед..

-Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? Нет

- Послушайте звук (Т). Свободно ли выходит воздушная струя? Нет.

- Язык при произнесении этого звука прижимается к верхней десне, образуя преграду.

-Послушайте звук (у) у-у-у..

-Какие губы при произношении звука (у)? Губы сильно вытянуты вперед.

-Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? Нет.

-Послушайте звук (э) э-э-ээ..

-Какой рот при произношении звука (Э)? слегка приоткрыт.

-Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? Нет.

- Послушайте звук (ы) ы-ы-ы-..Рот слегка приоткрыт, нижняя челюсть выдается вперед.

-Мешает что-либо во рту выходить воздушной струе из горла? Нет

-Мы почувствовали, что звуки (а,о,э,у,ы) произносятся свободно, без преграды и всегда с голосом. Они называются гласными. Гласные звуки тянутся, поются и во рту не встречают никакой преграды. Звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграду, называются согласными. Посмотрите, гласные буквы, которые обозначают эти звуки, записаны в первом ряду таблицы. Это буквы «а», «о», «у», «э», «ы». Этой таблицей мы будем пользоваться на каждом занятии:

а

о

у

э

ы

 -Давайте еще раз произнесем эти гласные звуки. ( а-а-а, о-о-о, у-у-у, э-э-э, ы-ы-ы).

-Как произносятся гласные? Тянутся, поются, во рту не встречают никакой преграды.

-При произношении каких звуков воздушная струя встречает во рту преграду? Согласных.

-Итак, подводим итог занятия. На какие две большие группы делятся все звуки нашего языка? Гласные и согласные.

3. Упражнения на различение гласных первого ряда и согласных.

-Поднимите красный кружок, если в ряду звуков услышите гласный звук. Логопед произносит гласные, слегка протягивая, согласные –четко.

(А,м,у,т.о,п,э,н,ы,к,а,д,о,ф,х,э,о,у,г,ц,а,у).

4.Фонематическое задание. Игра «Поймай звук А». Логопед произносит звуки, а учащиеся должны услышав правильный звук хлопнуть в ладоши: а,о,ы,у,а,э,ы,я,ю,а…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие "Гласные звуки и буквы" для обучающихся с общим недоразвитием речи

Занятие "Гласные звуки и буквы" предназначено для обучающихся первых классов с общим недоразвитием речи. Используется презентация, занятие - путешествие....

План-конспект занятия по логопедии в старшей группе по теме: Гласные звуки и буквы

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе по теме "Гласные звуки и буквы"...

Дифференциация гласных звуков и букв 1и2 ряда (3 класс)

Данное занятие разработано для учащихся 3 класса, имеющих диагноз нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР,  по теме дифференциация гласных звуков...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков» для школ VIII вида.

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...

Конспект интегрированного занятия «Гласные звуки и буквы» 1 класс

Фронтальное интегрированное занятие для обучающихся 1 класса "Гласные звуки и буквы", проводимое учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом...

Мастер-класс для родителей учеников 1 класса. "Роль гласных звуков и букв в начальном обучении грамоте"

Дать родителям представление о значимости гласного звука и буквы в подготовке к обучению чтению и письму...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит"

Цели урока:1.     уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;2.     развитие умений различать звук речи и бук...