Дифференциация гласных звуков и букв 1и2 ряда (3 класс)
план-конспект занятия на тему

Данное занятие разработано для учащихся 3 класса, имеющих диагноз нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР,  по теме дифференциация гласных звуков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема  занятия: «Дифференциация гласных звуков и букв I и II ряда.»
(учащиеся 3 классов)

Логопедическая тема: дифференциация гласных звуков и букв I и II ряда

Лексическая тема: географические названия

Цель: учить учащихся дифференцировать гласные звуки и буквы I и II ряда, определять на слух и классифицировать на письме.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Уметь различать гласные звуки и буквы в словах, дифференцировать их;
  • Закреплять знания учащихся о гласных звуках.
  1. Коррекционные:
  • Развивать фонематический слух;
  • Анализировать слова и группировать из по определенному признаку;
  • Развивать долговременную память, мышление;
  • Ориентироваться в пространстве;
  • Развивать орфографическую зоркость.
  1. Воспитательные:
  • Умение работать в группе;
  • Помогать своему товарищу и сопереживать.

Оборудование: презентация; физические карты материков; глобус или физическая карта мира; запись на доске; словари: словообразовательный, толковый, орфографический; цветные карандаши, листы бумаги.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

(слайд 1)  

Знаете ли вы кто такие «первооткрыватели»? (ответы учащихся)

(слайд 2)

Первооткрыватель – это человек, который первым открыл что-нибудь (обычно земли, страны, местности). На столе лежат 3 словаря: толковый, орфографический и словообразовательный. Скажите, в каком из представленных словарей мы найдем значение слова «первооткрыватель»? (ответы учащихся, проверка правильности ответа, нахождение значения слова). Хотите ли вы сегодня побывать первооткрывателями для себя?

  1. Актуализация знаний

Чтобы для себя что-то узнать новое, нам нужны будут уже известные знания и некоторые правила, которые помогут в открытии. Что же нам необходимо? (учащиеся самостоятельно формулируют правила, учитель-логопед помогает)

(слайд 3)

  1. Постановка учебной проблемы

Сегодня на занятии мы с вами будем работать с географическими названиями, открывать реки, горы города, в названии которых встречаются гласные звуки и буквы I и II ряда. (слайд 4)

Но где мы это с вами все можем найти? Отгадайте загадку.

(слайд 5)

4.«Открытие» учащимися нового знания

Чего на карте больше всего: рек, городов, гор? (учащиеся высказывают свое мнение) Давайте выясним это. Хотите? Посмотрите на карту, как обозначаются реки на карте (голубая извилистая линия), как обозначены города (точка и рядом название города), как обозначены горы (точка и рядом высота и название горы),

(слайд 6)

(ученики выходят к доске и рассматривают карту, делают первые выводы о том чего больше).

5. Первичное закрепление

Сейчас мы с вами разделимся на 2 группы: каждой группе буден дана карта материка, на доске нарисована таблица. Нужно каждой группе заполнить свою таблицу: названия рек, гор, городов. Каждая группа выбирает себе задание: в названиях всех географических объектах должны быть только гласные I ряда, а другая группа выполняет задание, где все названия объектов только гласные II ряда. Это является основной целью нашего исследования. Какая группа, какое задание возьмет для исследования? (группы выбирают себе задание). Давайте с вами вместе  сформулируем порядок действий каждого в группе. Что делаем самым первым, что затем и чем закончим.

 (слайд 7)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе.

Учащиеся получают карты материков и начинают выполнять задания. Учитель-логопед помогает группам, обращает внимание учащихся на допущенные ошибки, если такие появляются, следит, чтобы ученики следовали алгоритму выполнения исследования. На выполнения задания дается до 10 минут.

Давайте с вами проверим  какие горы, реки и города вы для себя сегодня открыли.  Первая группа проверяет правильность выполнения у второй группы и наоборот, вторая группа проверяет у первой, но при этом помним, какое задание нужно было выполнить. При проверке быть внимательными.

  1. Повторение

Давайте с вами сделаем вывод о том, чего же больше в мире: гор, рек, городов, обозначенных на карте? (ученики делают выводы, глядя на результаты в таблице). Конечно за такой маленький промежуток времени мы с вами не смогли все исследовать, продолжим на других занятиях, а теперь задание для самостоятельной работы.

(слайд 8)

  1. Итог занятия

Какие открытия для себя сделали? Каких названий на географической карте больше, где все гласные I ряда или II ряда?  Какие трудности испытали? Какие новые названия рек, гор и городов вы узнали? Для чего пригодятся вам эти знания? Если мы неправильно напишем название, то где мы можем оказаться? (ответы учащихся).

(слайд 9)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие "Гласные звуки и буквы" для обучающихся с общим недоразвитием речи

Занятие "Гласные звуки и буквы" предназначено для обучающихся первых классов с общим недоразвитием речи. Используется презентация, занятие - путешествие....

План-конспект занятия по логопедии в старшей группе по теме: Гласные звуки и буквы

Итоговое занятие по обучению грамоте в старшей группе по теме "Гласные звуки и буквы"...

Конспект интегрированного занятия «Гласные звуки и буквы» 1 класс

Фронтальное интегрированное занятие для обучающихся 1 класса "Гласные звуки и буквы", проводимое учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом...

Дифференциация гласных звуков [и] – [ы] и букв Ии – ы

Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает эмоционально-волевая, познавательная, двигательная сферы. Использование физминуток...

Мастер-класс для родителей учеников 1 класса. "Роль гласных звуков и букв в начальном обучении грамоте"

Дать родителям представление о значимости гласного звука и буквы в подготовке к обучению чтению и письму...

Конспект урока чтения и развития речи на тему "Дифференциация звуков и букв ж-ш" 1 класс

Урок проводился в 1 классе коррекционной школы. Он  построен в форме путешествия в сказку. Используется компьютерная презентация....

Коррекционное занятие-конспект: Звуки речи. Гласные звуки и буквы первого ряда (1 класс).

Для коррекции специфических звукобуквенных ошибок в письменной речи учащихся с фонематическим недоразвитием, ФФНР,ОНР....