Дифференциация гласных звуков [и] – [ы] и букв Ии – ы
план-конспект по теме

Токарева Оксана Евгеньевна

Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает эмоционально-волевая, познавательная, двигательная сферы. Использование физминуток, динамических пауз, возможность двигаться во время занятия, различные виды гимнастики: артикуляционная, пальчиковая, мимическая – всё это способствует укреплению физического и психического здоровья детей, что в свою очередь повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 г.о. Химки

141407 г.о. Химки, ул.Горшина, стр 5А,тел./8(905)5338610

Фронтальное логопедическое занятие на тему:

   «Дифференциация гласных звуков [и]- [ы] буквы - Ии-ы

                                        (1 класс)

 Подготовила:

                                                    Учитель-логопед:

                                                                                                         О.Е.Токарева

Цель:

  • Учить различать парные звуки [и] – [ы] в слогах, словах, предложениях и обозначать   их на письме буквами «ы», «и».
  • Учить слышать твёрдые и мягкие согласные звуки.
  • Развивать фонематическое восприятие.
  • Совершенствовать слого- звуковой анализ и синтез слов.
  • Активизировать и обогащать словарь и грамматические формы речи.
  • Формировать связное учебное высказывание.

Оборудование:

Картинки, слоговые таблицы, таблицы слов, индивидуальные карточки

Ход урока

1. Орг. момент.

- Сейчас, мы с вами покажем, какие мы внимательные.
- Сколько звуков я скажу?
- Кто отгадал садится. (ау, иуа, оу, ауио).
- Какие звуки я вам называла?
- Почему они гласные?

2. Постановка цели урока.

Прослушайте стихотворение.

Что глядишь корова,
Строго и сурово?
Мишка – лодырь через «а»
Написал корова,
Напишите вы
Мишку через «ы»
Проучите мишку –
Превратите в мышку.
Кошка мышку хвать!
Будет лодырь знать.

«Рисунок 1».

http://festival.1september.ru/articles/571225/1.jpg

Мишка  

http://festival.1september.ru/articles/571225/3.jpg

Мышка

Сравните слова: мишка, мышка.

- Чем они отличаются? (звуками и –ы). Повесить карточки со словами: мишка, мышка.
- А сейчас чем отличаются эти слова? (буквами и -ы).
- Догадались, какие буквы мы будем сегодня различать?
- Запишите число, тему урока «Буквы и - ы»
- Какие это звуки? (гласные). Почему? А что ещё можно сказать об этих звуках?

Артикуляционная характеристика звука:

Язык   «и» - кончик языка упирается в нижние резцы,
«ы» - кончик языка отодвинут от нижних зубов.
Губы   «и» - губы в улыбке,
«ы» - губы не напряжены.
Зубы   «и» - зубы сближены, но не сомкнуты,
«ы» - зубы разомкнуты,
Воздушная струя   «и», «ы» - проходит через рот,
Голос   «и», «ы» - работает.

3. Дифференциация звуков и букв в слогах.

- Прочитайте слоги первой и второй строчки:

пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы;
пи, ти, ми, си, ри, ди, би, ки.

- Как произносятся согласные, которые вы прочитали сначала, потом? (твёрдо, мягко).
- Назовите гласный, перед которой согласный звук звучит твёрдо – ы, мягко – и.

Игра «наоборот».

-Я называю вам слоги с твёрдым согласным звуком, а вы с мягким согласным звуком.

Логопед                      Дети

пы                                пи               Как звучали мои
ры                                ри               согласные?
кы                                ки                Почему?
ны                                ни

- А теперь поменяемся гласными?.

Логопед                     Дети

ки                                 кы               А сейчас как звучали
си                                 сы                мои согласные?
ни                                 ны                Почему?
ви                                 вы

Возьмите карточку №1. Пы,  ты,  пи,  мы,  ти,  ми,  ры,  ды,  ри,  ди.

- Запишите слоги в две строчки: с буквой ы – в первую строчку, с и – во вторую.

Итог. Чем мы занимались? (различали буквы и – ы в слогах).

4. Дифференциация звуков и букв в словах.

-Я буду говорить слова, а вы выкладывайте цепочку из треугольников и квадратов. Треугольник это «ы», а квадрат – «и». (Мышь, рысь, тигр, лиса, сыч).
- Вспомните какие слова вы зашифровали? (выставляются картинки).

«Рисунок 2».

http://festival.1september.ru/articles/571225/4.jpg

http://festival.1september.ru/articles/571225/7.jpg

http://festival.1september.ru/articles/571225/9.jpg

http://festival.1september.ru/articles/571225/5.jpg

http://festival.1september.ru/articles/571225/2.jpg

 


                   
- Какая картинка не подходит? (сыч – птица, остальные – дикие животные).

Выкладывание звуковой дорожки слов: сыч, лиса, мышка.

Возьмите карточку №2. Вставьте пропущенные буквы «ы», «и».

Скворц…, ласточк…, грач…, синиц…, снегир…, аист…, кукушк…, клест…, стриж…, свиристел…, дрозд…, сов… , щегл… .

- Прочитайте слова, вставив пропущенные буквы и- ы.
- Как можно одним словом назвать слова, которые вы прочитали? (птицы).
- Скажите на какие две группы можно разделить этих птиц? (перелётные, зимующие).
- Почему их так называют?
- Каких зимующих птиц вы знаете? Каких перелётных птиц вы знаете?
- Запишите слова в тетрадь в два столбика. Подчеркните букву ы одной чертой, и – двумя чертами красной ручкой.

Итог. Что мы делали? (различали звуки и буквы в словах).

5. Физ. минутка.

Две  птички.
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели, Все люди глядели,
Как они садились,
Все люди дивились.

6. Дифференциация звуков и букв в словосочетаниях.

 Возьмите карточку №3.

Составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова из первого столбика ко второму.

Холодные                      морозы
сильные                        снежинки
лёгкие                           ветры

- Составьте предложения, используя эти словосочетания.

Итог. Что мы делали? (различали звуки и буквы в словосочетаниях).

7. Дифференциация звуков и букв в предложениях.

 - Прочитайте предложения.

Зима.

Наступила зима. Дуют ветры. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Медведи залегли в берлогу и спят. Белки сидят в дупле и грызут орехи. Зайки залезли под кусты. Злые волки бегают по лесу.

- Что вы прочитали? (предложения).
- Связаны ли предложения по смыслу?
- Как мы называем такие предложения? (рассказ).Правильно. Запишите рассказ в тетрадь. Подчеркните буквы и – ы.
- Как ведут себя зимой медведи, белки, зайки и злые волки?

Итог. Что мы делали? (различали звуки и буквы в предложениях).

8. Итог занятия.

- О каких звуках мы сегодня говорили?
- Почему мы называем их гласными?
- Какой звук придаёт мягкость, твёрдость согласным?
- Что вы узнали нового на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация гласных букв у – ю.

Дифференциация гласных букв у – ю. Конспект занятия, для детей с нарушение письма, обусловленных ОНР...

Дифференциация гласных звуков и букв 1и2 ряда (3 класс)

Данное занятие разработано для учащихся 3 класса, имеющих диагноз нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР,  по теме дифференциация гласных звуков...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков» для школ VIII вида.

Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: «Дифференциация гласных и согласных звуков - школа Бабы Яги»

Детский сад «Детство»  Конспект группового логопедического занятия в старшей группе комбинированного вида №10 учитель - логопед Насонова Т.Р.  06.04.2017г.Дети вместе со взр...

Тренировочные упражнения по дифференциации гласных букв для обучающихся с ОВЗ (2-3 класс)

Из многолетнего опыта логопедической работы постоянно наблюдаю за трудностями обозначения мягких согласных гласными 2 ряда у обучающихся с ОВЗ, в частности, с тяжёлыми нарушениями речи  (ТНР). Эт...

Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)

Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...

Коррекционное занятие-конспект: Звуки речи. Гласные звуки и буквы первого ряда (1 класс).

Для коррекции специфических звукобуквенных ошибок в письменной речи учащихся с фонематическим недоразвитием, ФФНР,ОНР....