Дифференциация гласных звуков [и] – [ы] и букв Ии – ы
план-конспект по теме
Применение здоровьесберегающих технологий особенно актуально для детей с нарушениями речи, у которых нередко страдает эмоционально-волевая, познавательная, двигательная сферы. Использование физминуток, динамических пауз, возможность двигаться во время занятия, различные виды гимнастики: артикуляционная, пальчиковая, мимическая – всё это способствует укреплению физического и психического здоровья детей, что в свою очередь повышает эффективность коррекционно-логопедической работы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.39 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ХИМКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27 г.о. Химки
141407 г.о. Химки, ул.Горшина, стр 5А,тел./8(905)5338610
Фронтальное логопедическое занятие на тему:
«Дифференциация гласных звуков [и]- [ы] буквы - Ии-ы
(1 класс)
Подготовила:
Учитель-логопед:
О.Е.Токарева
Цель:
- Учить различать парные звуки [и] – [ы] в слогах, словах, предложениях и обозначать их на письме буквами «ы», «и».
- Учить слышать твёрдые и мягкие согласные звуки.
- Развивать фонематическое восприятие.
- Совершенствовать слого- звуковой анализ и синтез слов.
- Активизировать и обогащать словарь и грамматические формы речи.
- Формировать связное учебное высказывание.
Оборудование:
Картинки, слоговые таблицы, таблицы слов, индивидуальные карточки
Ход урока
1. Орг. момент.
- Сейчас, мы с вами покажем, какие мы внимательные.
- Сколько звуков я скажу?
- Кто отгадал садится. (ау, иуа, оу, ауио).
- Какие звуки я вам называла?
- Почему они гласные?
2. Постановка цели урока.
Прослушайте стихотворение.
Что глядишь корова,
Строго и сурово?
Мишка – лодырь через «а»
Написал корова,
Напишите вы
Мишку через «ы»
Проучите мишку –
Превратите в мышку.
Кошка мышку хвать!
Будет лодырь знать.
«Рисунок 1».
Мишка | Мышка |
Сравните слова: мишка, мышка.
- Чем они отличаются? (звуками и –ы). Повесить карточки со словами: мишка, мышка.
- А сейчас чем отличаются эти слова? (буквами и -ы).
- Догадались, какие буквы мы будем сегодня различать?
- Запишите число, тему урока «Буквы и - ы»
- Какие это звуки? (гласные). Почему? А что ещё можно сказать об этих звуках?
Артикуляционная характеристика звука:
Язык «и» - кончик языка упирается в нижние резцы,
«ы» - кончик языка отодвинут от нижних зубов.
Губы «и» - губы в улыбке,
«ы» - губы не напряжены.
Зубы «и» - зубы сближены, но не сомкнуты,
«ы» - зубы разомкнуты,
Воздушная струя «и», «ы» - проходит через рот,
Голос «и», «ы» - работает.
3. Дифференциация звуков и букв в слогах.
- Прочитайте слоги первой и второй строчки:
пы, ты, мы, сы, ры, ды, бы, кы;
пи, ти, ми, си, ри, ди, би, ки.
- Как произносятся согласные, которые вы прочитали сначала, потом? (твёрдо, мягко).
- Назовите гласный, перед которой согласный звук звучит твёрдо – ы, мягко – и.
Игра «наоборот».
-Я называю вам слоги с твёрдым согласным звуком, а вы с мягким согласным звуком.
Логопед Дети
пы пи Как звучали мои
ры ри согласные?
кы ки Почему?
ны ни
- А теперь поменяемся гласными?.
Логопед Дети
ки кы А сейчас как звучали
си сы мои согласные?
ни ны Почему?
ви вы
Возьмите карточку №1. Пы, ты, пи, мы, ти, ми, ры, ды, ри, ди.
- Запишите слоги в две строчки: с буквой ы – в первую строчку, с и – во вторую.
Итог. Чем мы занимались? (различали буквы и – ы в слогах).
4. Дифференциация звуков и букв в словах.
-Я буду говорить слова, а вы выкладывайте цепочку из треугольников и квадратов. Треугольник это «ы», а квадрат – «и». (Мышь, рысь, тигр, лиса, сыч).
- Вспомните какие слова вы зашифровали? (выставляются картинки).
«Рисунок 2».
- Какая картинка не подходит? (сыч – птица, остальные – дикие животные).
Выкладывание звуковой дорожки слов: сыч, лиса, мышка.
Возьмите карточку №2. Вставьте пропущенные буквы «ы», «и».
Скворц…, ласточк…, грач…, синиц…, снегир…, аист…, кукушк…, клест…, стриж…, свиристел…, дрозд…, сов… , щегл… .
- Прочитайте слова, вставив пропущенные буквы и- ы.
- Как можно одним словом назвать слова, которые вы прочитали? (птицы).
- Скажите на какие две группы можно разделить этих птиц? (перелётные, зимующие).
- Почему их так называют?
- Каких зимующих птиц вы знаете? Каких перелётных птиц вы знаете?
- Запишите слова в тетрадь в два столбика. Подчеркните букву ы одной чертой, и – двумя чертами красной ручкой.
Итог. Что мы делали? (различали звуки и буквы в словах).
5. Физ. минутка.
Две птички.
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели, Все люди глядели,
Как они садились,
Все люди дивились.
6. Дифференциация звуков и букв в словосочетаниях.
Возьмите карточку №3.
Составьте словосочетания, подбирая подходящие по смыслу слова из первого столбика ко второму.
Холодные морозы
сильные снежинки
лёгкие ветры
- Составьте предложения, используя эти словосочетания.
Итог. Что мы делали? (различали звуки и буквы в словосочетаниях).
7. Дифференциация звуков и букв в предложениях.
- Прочитайте предложения.
Зима.
Наступила зима. Дуют ветры. Кругом сугробы. Тихо в лесу. Медведи залегли в берлогу и спят. Белки сидят в дупле и грызут орехи. Зайки залезли под кусты. Злые волки бегают по лесу.
- Что вы прочитали? (предложения).
- Связаны ли предложения по смыслу?
- Как мы называем такие предложения? (рассказ).Правильно. Запишите рассказ в тетрадь. Подчеркните буквы и – ы.
- Как ведут себя зимой медведи, белки, зайки и злые волки?
Итог. Что мы делали? (различали звуки и буквы в предложениях).
8. Итог занятия.
- О каких звуках мы сегодня говорили?
- Почему мы называем их гласными?
- Какой звук придаёт мягкость, твёрдость согласным?
- Что вы узнали нового на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация гласных букв у – ю.
Дифференциация гласных букв у – ю. Конспект занятия, для детей с нарушение письма, обусловленных ОНР...
Дифференциация гласных звуков и букв 1и2 ряда (3 класс)
Данное занятие разработано для учащихся 3 класса, имеющих диагноз нарушение чтения и письма, обусловленные ОНР, по теме дифференциация гласных звуков...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Дифференциации смешиваемых в письменной речи гласных звуков» для школ VIII вида.
Этап дифференциации звуков речи является обязательным этапом коррекции нарушений звукопроизношения во вспомогательной школе. Это обусловлено особенностями симптоматики нарушений звукопроизношени...

Тренировочные упражнения по дифференциации гласных букв для обучающихся с ОВЗ (2-3 класс)
Из многолетнего опыта логопедической работы постоянно наблюдаю за трудностями обозначения мягких согласных гласными 2 ряда у обучающихся с ОВЗ, в частности, с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Эт...
Коррекционное занятие-конспект: Звуки речи. Гласные звуки и буквы первого ряда (1 класс).
Для коррекции специфических звукобуквенных ошибок в письменной речи учащихся с фонематическим недоразвитием, ФФНР,ОНР....

Гласные звуки и обозначающие их буквы
презентация к уроку русского языка 5 класс "Гласные звуки и обозначающие их буквы"...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Тема: «Гласные звуки [а],[у],[и],[о],[ы]. Гласные буквы А, У, И, О, ы»
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Гласные звуки (а), (у), (и), (о), (ы). Гласные буквы А, У, И, О, ы."...
