ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ТЕМА: «Дифференциация гласных и согласных звуков - школа Бабы Яги»
план-конспект

Насонова Татьяна Романовна

Детский сад «Детство» 

Конспект группового логопедического занятия в старшей группе комбинированного вида №10

 учитель - логопед Насонова Т.Р.  06.04.2017г.

Дети вместе со взрослыми пели частушки, вспоминали русские народные сказки, отгадывали загадки, проговаривали скороговорки, играли в игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2017_otkrytoe.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Детский сад «Детство»  

Конспект группового логопедического занятия

в старшей группе комбинированного вида №10

ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ

ТЕМА:

«Дифференциация гласных и согласных звуков - школа Бабы Яги»

 

Провела: учитель – логопед

Насонова Т.Р.

 06.04.2017 г.

Конспект занятия

Тема: Дифференциация согласных и гласных звуков»

Цель: Учить выделять и дифференцировать гласные и согласные звуки. Развивать слуховое внимание, фонематический слух, фонематическое восприятие, зрительное восприятие. Формировать умение выделять звуки в начале слова.

Задачи:

Образовательные:

  1. Закреплять образы букв.
  2. Формировать понятие: звук – буква.
  3. Закреплять навык деления слов на слоги.
  4. Совершенствовать пространственно-временные представления.
  5. Закреплять навык дифференциации  одушевленных и неодушевленных имен существительных.

Коррекционно – развивающие:

  1. Формировать навык звукового анализа и синтеза.
  2. Активизировать имеющийся словарь ребенка.
  3. Обогащать словарный запас глаголов, признаков и предметной лексики.
  4. Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику.
  5. Развитие произвольного внимания, памяти, мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к занятиям.
  2. Развитие способности к саморегуляции.
  3. Совершенствование коммуникативных навыков.

Здоровьесберегающие:

  1. Следить за правильной осанкой.
  2. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
  3. Соблюдать режим охраны зрения.
  4. Чередовать статические и динамические задания.

Оборудование: Предметные  картинки,  презентации.

1. Орг. момент:

Логопед: дети, сегодня у нас необычное занятие, а сказочное. Я хотела пригласить Бабу Ягу, но прилетела сорока и сообщила, что Баба Яга уехала в командировку, так что мы ее не будем ждать, а будем заниматься без нее,  чтобы было весело, мы послушаем про нее песенку и посмотрим на экран.

Презентация №1 (дети смотрят презентацию и выполняют движения в соответствии с текстом, по показу)

 В конце презентации выход Бабы Яги.

БАБА ЯГА:

 Так-с, так-с, так-с!
Меня не ждали!
И к себе не зазывали.
"Пусть старушка посидит на печи,
И лопает одни сухи калачи.

Где это видано, где это слыхано,
Чтоб со старшими так обращались
И на занятие  не приглашались?

Логопед: У тебя, дорогая Яга,
Мы все просим прощения!
Прими же от нас извинения    В знак глубочайшего к тебе уважения.
Нам ведь сорока на хвосте принесла,
Будто ты в командировке была...

Презентация №2 (На экране  на дереве сидит сорока)

БАБА ЯГА (перебивая): Что-то слабые у вас отмазки,
Отговорки словно бы из сказки!

Вот поймаю я ту сороку,
Да зажарю, а что в ней проку!?

Логопед:

Пощади, не жарь сороку.

Лучше нас испытай.

Ты нам загадки загадай.

БАБА ЯГА:

Мои загадки не простые,

Я над ними колдовала

Все запутала и перемешала.

Вы сороку выручайте.

Голоса птиц отгадайте.

2. Основная часть 

1. «Голоса птиц» -  презентация №3 (дети отгадывают голоса птиц).

2. «Отгадай сказку»

БАБА ЯГА:

Еще раз вас испытаю

Я вам сказки загадаю

Мои сказки не простые,

Я над ними колдовала

Все запутала и перемешала.

- Жил-был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке. А тут Мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и всё съели, а крошки оставили. Побежали они домой, а крошки рассыпали по дорожке. Прилетели Гуси-лебеди, стали крошки клевать, да из лужи запивать. Тут Аленушка им и говорит: "Не пейте, а то козлятами станете!"
(5 сказок: "Колобок", "Курочка Ряба", "Волк и семеро козлят", "Гуси-лебеди", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка",.

Презентация №4 Дети отгадывают названия сказок.
- Жили-были три медведя. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо Мышка-норушка и Лягушка-квакушка, увидали избушки и говорят: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!". Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждет, когда Емеля ее поцелует.
(6 сказок: "Заюшкина избушка", "Теремок", "Баба Яга", "Репка", "Спящая красавица", "По щучьему веленью")
Презентация №5 Дети отгадывают названия сказок.
3. Игра:  «Повтори движения»

Логопед: ну что, Баба Яга, ты детей испытала, они с заданием справились, теперь я тебя испытаю. Игра называется «Повтори» (логопед с хлопком показывает движения, Баба Яга не может правильно повторить).

Дети встают и повторяют движения за логопедом.

4. «Дополни имя».

Логопед: у некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову тебе первую часть имени, а ты догадайся, о каком сказочном герое идет речь.

(Логопед называет имена, а Баба Яга отвечает неправильно. Логопед просит детей научить Бабу Ягу и правильно назвать имена)
Елена... (Прекрасная)
Сестрица...(Аленущка)
Василиса... (Премудрая)
Крошечка …(Хаврошечка)
Марья...(Искусница)
Кощей... (Бессмертный)
Мальчик... (с пальчик)
Братец... (Иванушка)
Иван... (Царевич)
Змей... (Горыныч)

Лягушка .. (Квакушка)

Зайчик … (побегайчик)

Лисичка … (сестричка)

5. Повтори скороговорку

Логопед: Баба Яга покажи свое уменье  повтори скороговорку (ритм задается  ложками):

-  От топота копыт

Пыль по полю летит.

- Баба Яга не может повторить, путает слова. Дети учат Бабу Ягу, повторяют чистоговорки.

-  Бараны, бараны били в барабаны,

Без разбору били лбы себе разбили.

-  Чистоговорки на звук «Ц» (один ребенок повторяет за логопедом ритмический рисунок на слоги: ЦО, ЦУ, ЦА, ЦЫ, а все вместе продолжают)

Баба Яга плачет от того, что не может повторить чистоговорки.

6. Логоритмика: «Артикуляционная гимнастика»

 Логопед: не расстраивайся, ты не можешь хорошо говорить из-за того, что зарядку для язычка не делаешь, наши дети тебе покажут, и у тебя будет все получаться.

Дети встают на ковер и выполняют упражнения.

7. «Кодировки» и выделение  гласных 1 и 2 ряда.

Логопед:  Баба Яга, наши дети не только гимнастику для языка делают, но и петь звуки умеют. Скажи, какие звуки можно спеть?

БАБА ЯГА: - согласные и гласные (дети называют, какие звуки можно петь).

- «Кодировки гласных 1 и 2 ряда».

Логопед:  Баба Яга, слушай внимательно, назови, какой гласный звук слышится в слове. Баба Яга называет звуки неправильно.

- Дети выделяют с кодировками гласные из слов.

8. Артикуляционные упражнения и выделение согласных звуков.

Логопед:  Баба Яга, наши дети могут не только различать гласные звуки, но и согласные (дети выполняют упражнения на звуки: С – З – В – Ф – Т – Д – Ж – Ш, хлопают в ладоши, выделяя из цепочки звуков заданный звук).

9. «Отгадай букву»

Логопед:  Баба Яга, скажи, чем отличаются звуки от букв?

Баба Яга:  Это очень трудный вопрос, это только академики знают.

Логопед:  а вот наши дети сейчас сядут и тебе все объяснят (дети садятся за столы).

Работа у доски.

Дети отвечают на вопрос, чем отличаются звуки от букв. Логопед  вызывает к доске детей, загадывает загадки про буквы, дети отгадывают и показывают буквы.

10. Игра: «Собери большую картинку»

- назвать картинки (логопед по одной выставляет картинки, дети называют).

- Игра: «Кто -  что» (четверо детей показывают на картинки и задают вопросы Бабе Яге).

- Игра: «Отгадай по словам действиям, признакам»

- Игра: «Я запутаю слова»

- логопед просит Бабу Ягу разместить картинки на звуки под написанными буквами (баба Яга ошибается, дети исправляют ошибки и собирают картинки).

3. Итог занятия

Логопед:  вы все молодцы, многому научили Бабу Ягу. А на прощанье последний раз испытаем Ягу, а ваши родители ей помогут. Логопед показывает серию ритмических упражнений для рук (родители с Бабой Ягой   под музыку выполняют упражнение). Упражнение выполняют дети. Баба Яга прощается, благодарит детей и уходит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Урок содержит разнообразный словарно-орфографический и игровой материал по теме "Фонетика" и нацелен на введение в лексикон обучающихся  термин “фонетика”. Дает  понятие об образовании гласн...

Урок русского язык в 5 классе. Тема. Чередование гласных и согласных звуков в корнях слов. Буквы е, и в корнях с чередованием

С помощью материала урока ученики научатся распознавать слова с чередующимися гласными и согласными в корне, сопоставлять произношение и написание слова, изучат правило написания е, и в корнях с черед...

Разработка открытого занятия «Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [в]- [в\']. Буквы В, в.»

Разработка открытого занятия «Путешествие по волшебному лесу. Согласный звук [в]- [в\']. Буквы В, в.» в в объединении предшкольной подготовки "Филипок"....

УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016 Презентация к уроку русского языка в 5 классе на тему "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Презентация предназначена для систематизации и закрепления знаний по теме "Фонетика"...

УЧИТЕЛЬ ГОДА 2016 Конспект открытого урока по теме: "Фонетика. Гласные и согласные звуки"

Конспект открытого урока с презентацией и раздаточным материалом...