О-Ё после шипящих
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Глейм Елизавета Андреевна

Урок в 5 классе по теме "О-Ё после шипящих в окончаниях имён существительных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

           5-й класс

"Правописание "о-е" в окончаниях

 имен существительных после шипящих и "ц"".

Урок-объяснение нового материала

Цель:

  • создать на уроке проблемную ситуацию, которая поможет открыть причины написания о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц, научиться правильному написанию данной орфограммы, отработать правило на практике, научиться видеть ошибку в написании о-ё в окончании существительных после шипящих и ц и исправлять ее;
  • развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости, памяти, мышления, наблюдательности; развивать умения применять знания на практике;
  • воспитывать взаимоуважение, любовь и интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютерная презентация, карточки для самостоятельной работы (если останется время).

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Настроились на серьезную работу, приготовились. Открыли тетради, записали число, классная работа.

 2. Повторение пройденного.

- Я предлагаю вам разгадать загадки, ответ запишите в тетради в строчку через запятую.

1. Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска)

2. В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

3. Низок да колюч, сладок, а не пахуч. Ягоды сорвёшь – всю руку обдерёшь. (Крыжовник)


- Отметьте в словах орфограмму, по которой эти слова можно сгруппировать. Как называется эта орфограмма? (Буква О – Ё после шипящей в корне слова)

- Какое из записанных вами слов лишнее? Почему именно оно лишнее? (Крыжовник, так как это слово-исключение)

- Какие ещё слова-исключения Вам известны?

3. Актуализация знаний. Целеполагание.

1) (на слайде) болеть душ...й, болеть сердц...м.

- Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.

Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)

- В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? (существ.,

оконч.)

- За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц)

- А какая это может быть гласная? (о или е)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в

окончаниях имен существительных после шипящих и ц)

Запишите тему урока.

- Итак, тему мы с вами определили, а теперь, исходя из темы, попробуйте

сформулировать цели нашего урока. Посмотрите на слайд.

 Сформулируйте цели урока, используя начало предложений:

1) Познакомиться с ...

2) Научиться .....

- Ребята, прежде чем перейти к новому правилу, прочитайте пословицу:

Не спеши языком, торопись делом.

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Назовите имена существительные в пословице? Языком, делом. Укажите

падеж этих существительных? (ТВ.п) На какой вопрос отвечает ТВ.падеж?

(кем?чем?)

2) Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова на слайде:

Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем,

юношей. Запишите эти слова

- Все ли слова понятны?

- Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма? (в окончании)

- После каких согласных? (шипящих)

- Назовите шипящие согласные? (ж, ш, ч, щ и ц)

- Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?

- Выделите окончание, поставьте ударение.

- Теперь есть какие-нибудь гипотезы?

- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен

существительных?

- Сформулируйте правило.

- В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. Падеже)

- А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило.

Обратите внимание, как выделяется орфограмма.

- Вернитесь к фразеологическим оборотам, вставьте пропущенную букву.

Объясните.

4. Закрепление материала.

1) Объяснительный диктант (у доски)

Любоваться чижом, суп с перцем, говорить со сторожем, салат с огурцом,

пять пальцев, быть молодцом, за лиловой тучей.

2) Выборочный диктант с взаимопроверкой (выписать слова с о – е в окончаниях

существительных в два столбика:

  1. Лошади бежали рысцой. 2. Герасим толкнул дверь плечом. 3. Ласточка

свила гнездо под крышей. 4. Над рощей пронеслась туча.

5. Ласточку называют вестницей весны.

- Проверим:

 1 столбик -о, второй – е.

Справились, а теперь внимание на слайд. Поменялись тетрадями.

Взаимопроверка. Исправили ошибки, если есть. А теперь оцените друга

(слайд). Вернули тетради, посмотрели на свои ошибки. Поднимите руку у кого

нет ошибок? Молодцы!

3) Подберите синонимы - слова на изучаемую

орфограмму, поставив в творительный падеж. (устно)

Границу по-другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом),

луну (месяцем), родник (ключом), свидетеля (очевидцем), поэта

(стихотворцем) юношу (хлопцем), вид местности (пейзажем), грубияна

(невежей).

4)  Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите

предложения в исправленном виде. Выделите окончания существительных.

(на слайде)

Мой друг доволен своей удачий.

Я открыл дверь ключём.

 Народ называет землю кормилицой. Между

гаражём и кузницей была мастерская

6. Итог урока.

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы снова

воспользуемся методикой незаконченного предложения.

- Сегодня на уроке мы познакомились....

- Мне удалось на уроке ....

- Я думаю, что с домашним заданием....

 Хорошо, ребята, сегодня на уроке активно работали почти все. Осталось закрепить полученные знания дома!

7. Домашнее задание: Выучить правило, упр.

Самостоятельная работа. Списать, вставить о или е. (Если останется время)

1. храбрец..м

8. встреч..й

2. ключ..м

9. чертеж..м

3. каланч..й

4. удач..й

10. неудач..й

5. зайц..в

11. мудрец..в

6. сторож..м

12. пейзаж..м

7. ш...пот

13. ш...колад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"

Урок в технологии «Дидактический цикл»...

Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных

Урок в технологии "Дидактический цикл"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

дидактический материал "Мягкий знак после шипящих у всех частей речи", "Буквы О-Ё после шипящих"

дидактический материал "Правописание Ь после шипящих"- обобщающий материал, объединяющий схожие орфоргаммы на все изученные части речи...

Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»

Тренажер по русскому языку в 5 классе по теме «Правописание о, е после шипящих, и, ы после ц»...