ЕГЭ 2022 по русскому языку. Работа с текстом. Задание 22-26.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)

Татьяна С. Пустовалова

ЕГЭ по русскому языку. Работа с текстом. Задание 22-26. Текст №1 по Г.К.Паустовскому. Текст №2 по А.Г.Алексину 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЕГЭ 2022 по русскому языку. Работа с текстом. Задание 22-26.

Текст. 1

(1)Мы прожили несколько дней на кордоне, ловили рыбу на Шуе, охотились на озере Орса, где было всего несколько сантиметров чистой воды, а под ней лежал бездонный вязкий ил. (2)Убитых уток, если они падали в воду, нельзя было достать никаким способом.
     (3)Но больше всего времени мы проводили на Пре. (4)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.
    (5) Сосновые сухие леса на ее берегах перемешивались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (6)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты, над ее коричневой, но совершенно прозрачной водой. (7)С этих сосен мы удили упористых язей.
     (8)Перемытые речной водой и перевеянные ветром песчаные косы поросли мать-и-мачехой и цветами. (9)За все время мы не видали на этих белых песках ни одного человеческого следа – только следы волков, лосей и птиц.
     (10) Река шла причудливыми изгибами. (11)Ее глухие затоны терялись в сумраке прогретых лесов. (12)Над бегучей водой беспрерывно перелетали с берега на берег сверкающие сизоворонки и стрекозы, а в вышине парили огромные ястребы.
    (13) Все доцветало вокруг. (14)Миллионы листьев, стеблей, веток и венчиков преграждали дорогу на каждом шагу, и мы терялись перед этим натиском растительности, останавливались и дышали до боли в легких терпким воздухом столетней сосны. (15)Под деревьями лежали слои сухих шишек. (16)В них нога тонула по косточку.
     (17)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (18)В нем была полная и совершенная чистота. (19) Эта чистота придавала особую резкость, даже блеск всему, что было окружено этим воздухом. (20)Каждая сухая ветка сосны была видна среди темной хвои очень далеко.(21) Она была как бы выкована из заржавленного железа. (22)Далеко было видно каждую нитку паутины, зеленую шишку в вышине, стебель травы.
    (23) А среди дня и река и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (24)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой, шевелящийся мир листвы.(25) Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета.
    (26) Лесные запахи набегали волнами. (27)Подчас трудно было определить эти запахи.(28)В них смешивалось все: дыхание можжевельника, вереска, воды, брусники, гнилых пней, грибов, кувшинок, а может быть, и самого неба… (29)Оно было таким глубоким и чистым, что невольно верилось, будто эти воздушные океаны тоже приносят свой запах – озона и ветра, добежавшего сюда от берегов теплых морей.
     (30)Очень трудно подчас передать свои ощущения. (31)Но, пожалуй, вернее всего можно назвать то состояние, которое испытывали все мы, чувством преклонения перед не поддающейся никаким описаниям прелестью родной стороны.
    (32) Тургенев говорил о волшебном русском языке. (33)Но он не сказал о том, что волшебство языка родилось из этой волшебной природы и удивительных свойств человека.
    (34) А человек был удивителен и в малом и в большом: прост, ясен и доброжелателен. (35)Прост в труде, ясен в своих размышлениях, доброжелателен в отношении к людям. (36)Да не только к людям, а и к каждому доброму зверю, к каждому дереву.

(По К. Г. Паустовскому*)

*Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968) – известный русский прозаик, автор повестей, рассказов и очерков.

Задание 22. 

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

 

1) Писатель восхищается живописными глухими местами в России

2) Современный человек не всегда может черпать духовные силы в общении с природой.

3) Восхищение чистотой воздуха, лесными запахами на реке Пре

4) С раннего детства человек осознаёт свою любовь к Родине.

5) Человек относится доброжелательно к людям, животным, деревьям

Задание 23.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.

1) В предложениях 30-35 представлено рассуждение.

2) Предложение 7 подтверждает содержание предложения 6.

3) В предложении 8 представлено повествование.

4) В предложении 29 содержится элемент описания.

5) Преобладающий тип речи текста в целом —рассуждение

Задание 24.

Из предложений 1-7 выпишите синонимы.

Задание 25.

Среди предложений 10–14 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26

 «Г.К.Паустовский — мастер художественного пейзажа. Тропы: (А)_________ («реку девственную и прозрачную», в предложениях 4, « глухие затоны» в предложении 11) и (Б)_________ («река и леса играли множеством солнечных пятен» в предложении 23, «запахи набегали волнами» в предложении 26) — помогают писателю передать красоту природы. Сложность чувства любви к родным местам подчёркивают приём — (В)_________ («чистота» в предложении 18,19) Помогают дать оценку ощущению и состоянии, которые испытывают люди с помощью синтаксического средства,   — (Г)_________ (предложения 1, 35, 36)». 

Список терминов:

1) фразеологизм

2) ряды однородных членов

3) восклицательные предложения

4) гипербола

5) олицетворение

6) метафора

7) эпитет

8) диалектизм

9) лексический повтор

 



Предварительный просмотр:

ЕГЭ 2022 по русскому языку. Работа с текстом. Задание 22-26.

Текст. 2
(1)Некоторые, к моему изумлению, вспоминают свои школьные годы с неприязнью. (2)А я люблю свою школу, приятелей детства. (З)Были у меня и любимые учителя. (4)Вообще, я более всего почитаю две профессии: учителя и врача. (5)Эти призвания в чём-то схожи: один и другой заботятся о человеческом здоровье — только первый о здоровье нравственном, а второй — о физическом... (6)Помню, всегда я ждал встреч с уроками литературы. (7)Мария Фёдоровна Смирнова не «проходила литературу» (ибо «проходить» можно лишь мимо чего-нибудь), а приобщала нас к великим творениям. (8)То были не только уроки литературы, а и уроки гуманизма.

(9)Мария Фёдоровна говорила, к примеру:
(10)— Ванька Жуков написал письмо «на деревню дедушке». (11)Но, допустим, оно всё же дошло... (12)Что бы дедушка ответил Ваньке?
(13)И мы все, ученики 4-го класса «Г», отвечали Ваньке от имени дедушки и звали его обратно в деревню и обещали, что всё будет хорошо. (14)Да, это были воистину уроки доброты...
(15)Мария Фёдоровна первой знакомилась с моими незрелыми литературными опусами — и давала строгие, бесценные советы.
(16)А потом все мы расстаёмся со своими учителями... (17)В жизненной круговерти, увы, не так уж часто вспоминаем о них и уж совсем редко с ними видимся. (18)Бывает, конечно, и по-иному. (19)Но, что греха таить, случается это как исключение... (20)Прости нас, Господь!(21)Мария Фёдоровна сама прислала мне письмо. (22)Сообщила, что внимательно «следит» за мной, не пропускает ни одной моей повести, ни одного моего спектакля. (23)Обозначила в конце номер своего телефона, свой адрес. (24)Я немедленно отозвался... (25)И договорились мы непременно встретиться. (26)«Только не надо надолго откладывать», — словно извиняясь, проговорила она. (27)Следовало отправиться к ней в тот же вечер... (28)Но были съёмки очередной моей телепередачи «Лица друзей». (29)Сейчас я думаю: почему так часто повседневная суета, и в том числе «Лица друзей», как бы отстраняли от меня лица моих личных друзей, не позволяли порой к ним прорваться? (З0)Хотя друзьями своими я всегда искренне и безмерно дорожил... (31)После передачи нагрянули репетиции спектаклей в других городах, на которых я обязан был присутствовать. (32)А ещё позже... (ЗЗ)Не хочется перечислять.
(34)Наконец — как только выдался просвет! — я позвонил, чтобы встретиться со своей самой любимой учительницей. (35)И мне ответили... что её уже нет. (З6)Она же предупреждала: (37)«Только не надо надолго откладывать». (38)Наверно, была больна. (39)Но не настаивала... из-за неизменной своей деликатности. (40)Куда же девалась моя деликатность? (41)Почему мы порою откладываем именно то, что касается самых близких, самых любимых? (42)А потом рвём на себе волосы... (43)Всю жизнь я, честное слово, старался откликаться на просьбы, помогать, «протягивать руку». (44)Но всё же случалось: туда, куда необходимо было устремиться немедленно, в первую очередь, не устремлялся. (45)Суета, суета...
(46)«С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата», — говорит один из моих персонажей. (47)Он прав.
(48)Запоздалые покаяния. (49)Примите их все, перед кем виноват! (50)К кому опоздал... (51)Примите и простите, если можете.
А. Алексин*)

Анатолий Георгиевич Алексин (род. в 1924 г.) — русский писатель (прозаик, драматург, сценарист). Лауреат Международных премий, Государственных премий СССР и России. Удостоен награды «За большой вклад в развитие литературы», награждён Золотой медалью имени Януша Корчака, а также Большой Золотой медалью Международной Ассоциации «Знание». Широко известен как детский писатель.

Задание 22. 

Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. Рассказчик, получив письмо Марии Фёдоровны, не сразу позвонил учительнице.

2. Уроки литературы, которые вела Мария Фёдоровна, были уроками доброты и гуманизма.

3. Мария Фёдоровна на уроках литературы приобщала учеников к великим произведениям.

4. Профессии учителя и врача похожи тем, что заботятся о физическом здоровье человека.

5. После окончания школы все мы часто вспоминаем своих учителей, видимся с ними.

мы часто вспоминаем своих учителей, видимся с ними.

Задание 23. 

 Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 1—5 представлено повествование

2. Предложение 5 поясняет, раскрывает содержание предложения 4.

3. В предложении 14 содержится вывод, следствие из содержания предложений 9—13.

4. В предложениях 29—33 заключено рассуждение.

5. В предложениях 42—43 содержится ответ на вопрос, поставленный в предложении 41

 

Задание 24. 

 Из предложений 7—14 выпишите фразеологизм.

Задание 25. 

 Среди предложений 1—8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи противительного союза и однокоренных слов. Напишите номер этого предложения.

Задание 26. 

Вспоминая свою первую учительницу, автор в конце текста приходит к обобщениям, прибегая к (А) _____ (предложение 46). Неслучайно А. Алексин использует (Б) _____ (предложения 40, 41) и (В) ____ (предложения 32, 45). Синтаксис его речи интересен ещё и (Г) _____ (предложения 27—28, 29-30, 38-39, 49—50)».

Список терминов:

1) синонимы

2) парцелляция

3) риторические вопросы

4) восклицательное предложение

5) неполные предложения

6) ирония

7) гипербола  

8) эпитет

9) цитирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку, часть В. Тексты и задания.

Представлены тексты из очерков В.Пескова (газета "Комсомольская правда"), разработаны задания части В....

Урок русского языка "Работа с текстом" 5 класс

Материал  содержит план-конспект урока русского языка "Работа с текстом".  Форма проведения урока " урок-экскурсия" ...

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОК ЕГЭ русский язык КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА 5 КЛАСС РАБОТА №1.

КОНТРОЛЬНЫЙ УРОКЕГЭ русский языкКОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА5 КЛАССРАБОТА №1....

Контрольная работа по русскому языку "Комплексный анализ текста с заданиями"

Контрольная работа по русскому языку "Комплексный анализ текста с заданиями" содержит общий план комплексного анализа текста  по двум вариантам "Зимний лес" и "Орел и кошка", задания и  ...

Презентация к уроку русского языка в 10 классе при подготовке к ЕГЭ "Выразительные средства языка в художественном тексте" (задание 26)

на уроке учащиеся повторяют  лексические и синтаксические средства выразительности (тропы, стилистические фигуры), учатся их различать в контексте, работают с рецензией на текст (формат ЕГЭ)...

Открытый урок по русскому языку "Учимся выполнять тестовые задания ОГЭ-2022"

Открытый урок проводится в 9 классе с целью  повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам выразительности языка, используя различные приёмы и методы, отрабатывая  навыки...