Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"
рабочая программа по русскому языку

Кривушина Юлия Леонидовна

Программа внеурочной деятельности "Русской речи чудеса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkoy_rechi_chudesa.docx28.05 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение                      средняя общеобразовательная школа п.Батецкий                         Батецкого муниципального района Новгородской области

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Русской речи чудеса»

Автор программы:

Киселёва Юлия Леонидовна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории

МАОУСОШ п.Батецкий.

Пояснительная записка

                                                            Речь - это канал развития интеллекта...

                                                             Чем раньше будет усвоен язык,

                                                      тем легче и полнее будут усваиваться знания.

                                                                                                                               Н.И. Жинкин

           С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Данная работа не теряет своей актуальности и в среднем и старшем звене.

          Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня старшеклассника. Чем богаче  и правильнее речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с окружающими, тем активнее происходит его психическое развитие, строятся взаимоотношения с социумом. Поэтому работа над развитием речи является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.

         Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у обучающихся.

         Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития ребят старшего школьного возраста недостаточен. Думается,  выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа внеурочной деятельности «Русской речи чудеса» для учащихся 10-11 классов.

          Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

          Программа «Русской речи чудеса» составлена с учетом  имеющихся в методиках русского языка и литературы подходов по развитию речи старших школьников.

          Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературы, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть  те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.

          Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Работая с определенными речеведческими понятиями, обучающиеся постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

          Специфика изучения курса «Русской речи чудеса» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.

          В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

         Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 2 года (всего 68 часов) -  на  34 учебных недели в год – 1 час в неделю.

Уровень образования школьников: 10-11 классы

Форма учебной работы: внеурочная.

Цели и задачи программы.

  Цель:

 - создание условий для формирования языковой компетенции старших

   школьников;

-  совершенствования у обучающихся основных видов речевой деятельности:

 говорения, слушания,  письма и чтения; формирования умений правильно,  

 содержательно и убедительно высказывать собственные мысли ;

- создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих   способностей.

Задачи:

1.     Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.

2.     Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.

3.      Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.

4.      Обогащать словарный запас учащихся.

5.     Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.

Основными принципами организации содержания курса стали следующие:

коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые    необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;

системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;

этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;

концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

        Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и  деятельностный подходы.

        Коммуникативно – ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями — умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.

        Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:

 - мотив;

 - цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить  и т.д.);

- замысел (зачем говорю);

- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);

- планирование (что и как скажу);

 - реализация (что и зачем услышу);

 - контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).

Методы  и приемы:

словесные (устное или печатное слово) ;

наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия);

репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков);

проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность);

создание ситуации успеха в обучении;

учебные дискуссии;

творческие задания;

постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

устный контроль;

письменный контроль;

      Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературы, обеспечивают единство развития воспитания и обучения.

Содержание программы

10-й класс.

Тема 1. Текст и его строение. Основные признаки текста (2 часа).

Тема 2. Типы речи. Особенности типов речи (5 часов).

Тема 3. Виды сокращений текста (12 часов).

Тема 4. Стили речи. Особенности стилей речи (7 часов).

Тема 5. Выразительные средства языка, их функции в тексте (6 часов).

N п/п

Тематика занятий

Кол-во часов

Результаты деятельности

1

Текст. Его строение. Признаки текста

2

Знать строение текста и его признаки

2

Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение.

3

Знать особенности всех типов речи

3

Практические упражнения по определению типа речи текстов.

2

Уметь определять тип речи

4

Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект. Аннотация. Реферат.

6

Знать виды сокращений текстов

5

Практическая работа по сокращению текстов.

2

Уметь сокращать текст

6

Оценка текста. Рецензия.

1

Знать особенности написания рецензий

7

Практическая работа по составлению рецензии.

1

Уметь оставлять рецензию на предложенную тему

8

Анализ написанных работ.

1

Уметь выявлять ошибки, допущенные при написании работ

9

Стили речи: художественный, научный, официально-деловой, публицистический, разговорный.

5

Знать особенности каждого стиля речи

10

Практические упражнения по определению стилевой принадлежности текстов.

2

Уметь определять стиль речи текстов

11

Выразительные средства языка и их функции.

2

Знать выразительные средства языка

12

Практическая работа по определению выразительных средств языка.

1

Уметь находить выразительные средства в тексте, определять их функции

13

Составление текста с использованием выразительных средств языка.

2

Уметь составлять текст, используя выразительные средства языка

14

Анализ написанных работ.

1

Уметь анализировать работы с точки зрения использования выразительных средств

15

Конференция на тему «Мой царь! мой раб! родной язык!» (в.Я.Брюсов).

2

Написание и защита самостоятельно составленных текстов

Итого:

34 часа

11-й класс.

Тема 1. Структура сочинения. Типичные ошибки в сочинении (2 часа).

Тема 2. Типы и жанры сочинений (19 часов).

Тема 3. Технология написания сочинения (11 часов)

№ п/п

Тематика занятий

Кол-во часов

Результаты деятельности

1

Требования к сочинении. Каким оно должно быть?

1

Знать основные требования к написанию сочинений

2

Типичные ошибки в сочинении

1

Знать типичные ошибки в сочинениях

3

Типы сочинений. Жанры.

1

Уметь различать типы сочинений и жанры

4

Сочинение-анализ литературного произведения

1

Знать особенности сочинения-анализа произведения

5

Практическое занятие. Анализ работ учащихся

1

Уметь составлять текст на определенную тему

6

Сочинение-характеристика героев или героя

1

Знать особенности сочинения-характеристики героя

7

Образ лирического героя в поэзии

1

Уметь выявлять особенности образа лирического героя в поэзии

8

Интерпретация прочитанного стихотворения. Самостоятельный анализ стихотворения

1

Уметь анализировать стихотворение

9

Сочинение художественной формы. Мастерство писателя

1

Уметь составлять сочинение художественной формы

10

Сочинение-образ автора. Автор и герой

1

Уметь составлять сочинение-образ автора

11

Сочинение на публицистическую тему: «Мой любимый герой», тема природы и экологии, тема войны

4

Знать особенности сочинений на публицистическую тему

12

Сочинение-монография: всесторонне раскрытие образа главного героя, углубленное объяснение одной черты героя (героини)

3

Знать особенности сочинения-монографии

13

Сочинение-сопоставление героев. Сравнительная характеристика героев

1

Уметь составлять сочинение-сопоставление героев

14

Сочинение-обобщение. Как представить образы нескольких героев в сочинении?

1

Уметь составлять сочинение-обобщение

15

Сочинение на проблемно-обобщающую тему: «Природа и человек»

2

Знать особенности сочинения на проблемно-обобщающую тему

16

Технология написания сочинения. Зачем нужен его подробный план?

1

Знать технологию написания сочинения

17

Каким должно быть вступление к сочинению? Виды вступительной части

2

Знать виды вступительной части

18

Прием сравнения как необходимая деталь сочинения

1

Знать особенности приема сравнения

19

Цитирование, оформление цитат

1

Уметь оформлять цитаты в сочинении

20

Работа с текстами сочинений разных жанров (практическая работа)

2

Уметь составлять сочинения разных жанров

21

Анализ написанных сочинений

4

Уметь выявлять недочеты в работах

22

Конкурс на лучшую работу учащихся

2

Самостоятельное написание сочинения любого жанра (на выбор)

Итого:

34 часа

Список литературы:

  1. Баранов М.Т. и др. Русский язык: Справочные материалы. – М, 2006.
  2. Власенков А.И. Русская словесность: 5-11 классы. – М, 1999.
  3. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М, 1993.
  4. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. – М, 2006.
  5. Мурашов А.А., Русецкий В.Ф. Культура русской речи: 10-11 классы. – М, 2006.
  6. Скворцов Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи. – М, 1996.
  7. Солганик Г.Я. Стилистика текста. – М, 1997.
  8. Шанский Н.М. Занимательный русский язык. – М, 1996.
  9. Энциклопедический словарь юного филолога /Сост. М.В.Панов. – М, 1989.
  10. Энциклопедия для детей. – Т.10: Языкознание. Русский язык. – М, 1998.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления "География чудес"

Курс «География чудес» призван восполнить знания обуча­ющихся о чудесных уголках Земли и помочь в формировании неповторимого «образа» нашей страны и каждого материка.        ...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

Рабочая программа внеурочной деятельности по интеллектуальному направлению «Чудеса химии» для обучающихся 5 - 6 классов

Данный курс внеурочной деятельности «Чудеса химии» был создан с целью формирования интереса к химии, расширения кругозора учащихся. Он ориентирован на учащихся 5-7 классов, то есть такого возраста, ко...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5-6 класс "чудеса химии"

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 классов общеинтеллектуального направления "Чудеса химии"...

Программа внеурочной деятельности «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР»

Но люблю тебя, родина кроткая! А за что — разгадать не могу.Есенин С. А. Пояснительная запискаПрограмма «Семь чудес Некрасовского поселения ЯМР» составлена для работы во внеуроч...

Программа внеурочной деятельности по теме "Чудеса химии в повседневной жизни человека" 9 класс

Программа включает в себя несколько разделов личностные, метопредметные и предметные результаты освоения курса; учебно-тематический план; календарно тематическое планирование; требования к усвоению уч...