Разговор про Н и НН, мненьями живой обмен» Открытый урок русского языка в 7 классе.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Граблюк Оксана Александровна

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Разговор про Н и НН, мненьями живой обмен»

Открытый урок русского языка в 7 классе.

Тема урока: Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии: элементы технологии дифференцированного и проблемного обучения, технология теста, информационно-педагогические коммуникативные технологии

Форма организации учебной деятельности на уроке: индивидуальная работа, фронтальная работа.

Цель:

  1. Расширить и углубить знания обучающихся по теме «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.»
  2. Формировать навык написания Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.
  3. Развивать речь обучающихся при работе с орфоэпическими нормами. Развивать мыслительно-речевую деятельность, память.
  4. Формировать представление об эстетических свойствах русского языка. (анализ выразительных средств образцового текста; наблюдение в художественном тексте за звукописью, за словами, использованными в метафорическом значении)
  5. Воспитывать интерес к русскому языку

Используемые технологии: элементы технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, технология теста, информационно – коммуникативные, игровые технологии

Оборудование: индивидуальные карточки, распечатка текстов, тесты, записи на доске, ИКТ

Ход урока:

  1. Организационный момент.(2 мин)

Здравствуйте.

Все друг к другу повернулись

И друг другу улыбнулись.

Ко мне скорей вы повернитесь

И мне тоже улыбнитесь.

А сейчас проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»?

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Орфоэпическая разминка.

Расставьте ударение в словах: прибЫвший, понЯвший, облегчИвший, умЕрший, прожИвший, принУдивший.

взятА, переведенА, привезенА, нанесенА, созданА.

Расскажите о словах 1 и 2 группы. (1- действительные причастия прошедшего времени. Образуются от основы инфинитива глаголов сов.и несов.вида переходных и непереходных при помощи суффиксов ВШ и Ш; 2- краткие страдательные причастия прошедшего времени. Образуются от основы н.ф.(инф.) перех. глаг. сов. и   несов.вида при помощи суффиксов НН, ЕНН, Т)

  1. Работа по орфографии

Вставьте пропущенные буквы (задания тренажёра)

  1. Синтаксическая 5-минутка

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Весёлым треском

Трещит затопленная печь.

Подчеркните грамматические основы предложений, определите роль причастий в предложении.

  1. Фронтальный опрос.
  1. Этап всесторонней проверки знаний

Распределите слова в 4 столбика в зависимости от написания:

Н+Н                      АН                    ОНН                        ЕНН            ЕН

                              ЯН                     ЕНН                         НН              Н

                              ИН                     искл.

                             искл.

Шерстяной, государственный, орлиный, глиняный, стеклянный, ветреный, озарённый, туманна, побеждён, оконный, серебряная посуда, барабанная дробь, картинная галерея, песчаный берег, утиный крик,

Для каких частей речи применимо данное правило? Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. Примеры. Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах причастий.

  1. Психологическая подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

Орфографическая задача(проблемная ситуация)

 -Внешне слова одинаковые, а пишутся по-разному. Почему?

-Проанализируйте: от чего и при помощи чего образованы данные слова.

Жареная картошка, жаренная с грибами картошка, пожаренная картошка.

Формулирование цели урока.

Критерии оценки за урок:

  1. Умею различать прилагательные, образованные от существительных, отглагольные прилагательные, страдательные причастия.
  2. Знаю правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий
  3. Умею применять орфограмму «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».
  4. Умею использовать прилагательные и причастия в речи.

  1. Объяснение нового материала.

Прилагательные могут быть образованы не только от существительных, но и от глаголов.

Анализ примеров:

Жареная картошка, жаренная с грибами картошка, пожаренная картошка.

Разберите слова по составу. Сравните морфемный состав слов.

Жар-ен-ая, жар-енн-ая с грибами, по-жар-енн-ая

Если слово образовано от глагола несовершенного вида, то это прилагательное, и в нём пишется Н. (варить- несов.вид. – варёный; квасить-несов.вид. – квашеная капуста)

Если слово образовано от глагола совершенного вида – это причастие, и в нём пишется НН. (решить – сов.вид. – решённая задача; запутать – сов.вид. – запутанная история)

Если у слова есть зависимые слова, то это причастие, и в нём пишется НН. (

В прилагательных, образованных от глаголов на ОВА, ЕВА пишется НН. (асфальтировать – асфальтированная дорога, мариновать – маринованные грибы)

Объясните написание слов (жареная, жаренная, пожаренная)

  1. Составление таблицы

                                   Н

                               НН

       1.Образовано от глагола несовершенного вида (жареный-что делать? жарить)

       1.Образовано от глагола совершенного вида (решённый-что сделать? решить)

       2.Нет приставки(кроме НЕ, она роли не играет)

       2.Есть приставка (ЗАжаренный)

       3.Нет зависимого слова (тушёное мясо)

3.Есть зависимое слово (тушённое С ОВОЩАМИ мясо)

       4.нет –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА-

       4. есть –ОВА-, -ЕВА-, -ИРОВА- (асфальтированный, маринованный) 

Искл. : кованый, жёваный, смышлёный, незваный, названый, посажёный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, раненый, отчаянный, желанный, читанный, виденный

  1. Составление алгоритма действия
  1. Определяю, является ли слово исключением, есть ли ОВА, ЕВА.

                                                               

       да                                                    нет

вывод:                               б) Определяю от глагола какого вида          

пишу так,                                   образовано; есть ли приставка.                                                                                                  как требует

написание                          совершенного; да          несовершенного; нет

(если искл.);

пишу НН,                      пишу НН – это                 в) Определяю,

 если есть                         причастие                      есть ли зависимые

ОВА, ЕВА                     (прожаренный)                            слова.

(организОВАнный)

                                                                                   нет                   да

                                                               пишу Н – это            пишу НН - это

                                                           прилагательное              причастие

                                                               (жареный)               (жаренный с    

                                                                                                      грибами)

  1. Закрепление
  1. Работа с алгоритмом

Пользуясь алгоритмом, вставить пропущенные буквы, объяснить написание.

Крашеный пол, крашенный краской пол, покрашенный пол, некрашеный пол, вязаная кофта, вязанная спицами кофта, кофта связана, плетеная корзина, плетённая из веток корзина, сплетённая корзина.

  1. Проверка понимания сущности новых понятий

Один ученик работает у доски, остальные в тетради.

Запишите, раскрывая скобки. Объясните свой выбор.

Посеребрённые инеем деревья, ветреный день, обветренное лицо, комната хорошо побелена, перевязать раненого, писанная масляными красками картина, желанный гость, смышлёный  мальчик, иллюстрированный журнал, асфальтированная дорога, деревянный выкрашенный пол; прицеп, гружённый песком.

Дополнить, уточнить, исправить ответ товарища.

  1. Узнавание «в лицо».

Игра «Четвёртый – лишний»

Выберите лишнее, обоснуйте свой выбор.

  1. Воробьиный, вытканный, купленный, разбросанный.
  2. Величественный, построенный, скроенный, зажаренный.
  3. Разбросанный, развешанный, ржаной, сделанный.
  4. Журавлиный, подстриженный, маринованный, искусственный.

Работа с бесприставочными глаголами совершенного вида.

  1. Работа с текстом.

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке,

Движется, огромна и тягуча,

С фонарём в приподнятой руке.

Сколько раз она меня ловила,

Сколько раз, сверкая серебром,

Сломанными молниями била,

Каменный выкатывала гром!

Прочитайте стихотворение Н.Заболоцкого. Какие средства художественной выразительности помогают представить картину, нарисованную поэтом?

Каким чувством проникнуто стихотворение?

Назовите тему стихотворения.

Какова роль эпитетов, выраженных страдательными причастиями прошедшего времени?

-Так для чего еще служат причастия в речи? (для создания эпитетов).

  1. Тестирование

  1. Отглагольные прилагательные образуются:

а) от глаголов без приставок несовершенного вида;

б) от глаголов совершенного вида.

  1. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, пишется в суффиксе:

а) нн;

б) н.

  1. Прилагательные, образованные от глаголов с суффиксами –ова-, -ева-, пишутся:

а) с нн

б) с н

  1. Причастия, образованные  от глаголов совершенного вида, пишутся:

а) с н

б) с нн

  1. Найдите прилагательное, образованное от глагола:

а) крашеная;

б) покрашенная;

в) крашенная маляром.

  1. Найдите прилагательное, образованное от глагола:

а) туманный день;

б) вязаные варежки;

в) скошенное поле;

г) гружённый кирпичом.

  1. В каком примере пропущена одна Н в суффиксе?

а) упакова…ые вещи;

б) плетё…ая из веток корзина;

в) сея…ая мука.

  1. В каком слове в суффиксе пишется НН?

а) варё…ое яйцо;

б) некоше…ый луг;

в) мочё…ое яблоко;

г) асфальтирова…ая дорога.

  1. В каком слове в суффиксе пишется НН?

а) тушё…ое мясо;

б) Тушё…ое в кастрюле мясо;

в) ветре…ый день;

г) лома…ая линия.

  1.  В каком слове в суффиксе пишется Н?

а) Написа…ое письмо;

б) неслыха…ая удача;

в) Кова…ый сапог

  1. Домашнее задание.

Закончите фразу:

На уроке я научилась(ся)…

Я запомнил(а)..

Мне хочется сказать…

В чём затруднился на уроке?

Добились ли мы поставленной цели?

Как оцените свои знания по критериям?

  1. Задание на карточках для закрепления изученной орфограммы.

Для тех, кто усвоил материал только по 1,2 критериям

  1. Задания на карточках: работа с текстом.

Для тех, кто усвоил материал по 1, 2, 3 критериям.

  1. Составление связного текста с использованием в нём слов с изученной орфограммой.

Для тех, кто усвоил материал по всем 4-м критериям.

Урока время истекло.

И мы решили все задачи.

Благодарю я вас зато, что

Всё успешно так прошло.

А я желаю вам удачи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

прибывший , понявший , облегчивший , умерший , проживший , принудивший . взята, переведена, привезена, нанесена, создана.

Слайд 2

прибЫвший , понЯвший , облегчИвший , умЕрший , прожИвший , принУдивший . взятА , переведенА , привезенА , нанесенА , созданА .

Слайд 3

Жареная картошка Жаренная с грибами картошка Пожаренная картошка

Слайд 4

Разговор про Н и НН , мненьями живой обмен

Слайд 5

Критерии оценки за урок: Умею различать прилагательные, образованные от существительных, отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Знаю правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий Умею применять орфограмму «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов». Умею использовать прилагательные и причастия в речи.

Слайд 6

н нн Образовано от глагола несовершенного вида Нет приставки Нет зависимых слов Нет ОВА, ЕВА, ИРОВА Образовано от глагола совершенного вида Есть приставка Есть зависимое слово Есть ОВА, ЕВА, ИРОВА

Слайд 7

Исключения: кованый, жёваный, смышлёный, незваный, названый, посажёный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный, нечаянный, раненый, отчаянный, желанный, читанный, виденный

Слайд 8

1 . Определяю, является ли слово исключением, есть ли ОВА, ЕВА, ИРОВА. 2. Определяю от глагола какого вида образовано; есть ли приставка да нет Вывод: п ишу так, к ак требует н аписание (если искл .); п ишу НН, е сли есть ОВА, ЕВА, ИРОВА Совершенного; да Нес овершенного; нет п ишу НН – это п ричастие (прожаренный с ов.вид ) 3. Определяю, есть ли з ависимые слова да нет пишу НН – это п ричастие (жаренный с грибами) пишу Н – это прилагательное (жареный)

Слайд 9

Посеребрё ые инеем деревья Ветре ый день Обветре ое лицо Комната хорошо побеле а Перевязать ране ого Жела ый гость Иллюстрирова ый журнал Деревя ый выкраше ый пол Прицеп, гружё ый песком Писа ая масля ыми красками картина Н НН НН НН НН НН НН НН Н Н НН Н

Слайд 10

Четвёртое «лишнее» Воробьиный, вытканный, купленный, разбросанный.

Слайд 11

Четвёртое «лишнее» Величественный, построенный, скроенный, зажаренный.

Слайд 12

Четвёртое «лишнее» Разбросанный, развешанный, ржаной, сделанный .

Слайд 13

Четвёртое «лишнее» Журавлиный, подстриженный, маринованный, искусственный.

Слайд 14

Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарём в приподнятой руке. Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром, Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром ! Н.Заболоцкий

Слайд 15

Критерии оценки за урок: Умею различать прилагательные, образованные от существительных, отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Знаю правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий Умею применять орфограмму «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов». Умею использовать прилагательные и причастия в речи.

Слайд 16

Спасибо за урок. Желаю удачи!



Предварительный просмотр:

Критерии оценки за урок:

  1. Умею различать прилагательные, образованные от существительных, отглагольные прилагательные, страдательные причастия прошедшего времени.

  1. Знаю правило написания Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий

  1. Умею применять орфограмму «Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов».

  1. Умею использовать прилагательные и причастия в речи.



Предварительный просмотр:

Карточка №1.

Запишите в три колонки словосочетания: 1) с прилагательными, образованными от имён существительных; 2) с прилагательными, образованными от глаголов; 3) с причастиями. Объясните графически написание.

Ржаной хлеб, замеченная ошибка, гружённые углем, соломенная шляпка, спутанные водоросли, балованный ребёнок, вязаный шарф, ледяной столб, купленный карандаш, раненый боец,  ветряная мельница, львиная грива, вычищенный колодец, точённый в ступке, эмалированная посуда, серебряная ложка, крашенные синей краской, мышиная норка, лиственный лес, раненый боец, раненный в плечо, фасованные продукты, жжёный сахар, выжженная поляна.

Карточка №2.

Запишите в три колонки словосочетания: 1) с прилагательными, образованными от имён существительных; 2) с прилагательными, образованными от глаголов; 3) с причастиями. Объясните графически написание.

Ржа…ой хлеб, замече…ая ошибка, гружё…ые углем, соломе…ая шляпка, спута…ые водоросли, балова…ый ребёнок, вяза…ый шарф, ледя…ой столб, купле…ый карандаш, ране…ый боец,  ветря…ая мельница, льви…ая грива, вычище…ый колодец, точё…ый в ступке, эмалирова…ая посуда, серебря…ая ложка, краше…ые синей краской, мыши…ая норка, листве…ый лес, ране…ый боец, ране…ый в плечо, фасова…ые продукты, жжё…ый сахар, выжже…ая поляна.

Дополните колонки своими примерами.

Карточка №3.

Запишите в три колонки словосочетания: 1) с прилагательными, образованными от имён существительных; 2) с прилагательными, образованными от глаголов; 3) с причастиями. Объясните графически написание.

Ржа…ой хлеб, замече…ая ошибка, гружё…ые углем, соломе…ая шляпка, спута…ые водоросли, балова…ый ребёнок, вяза…ый шарф, ледя…ой столб, купле…ый карандаш, ране…ый боец,  ветря…ая мельница, льви…ая грива, вычище…ый колодец, точё…ый в ступке, эмалирова…ая посуда, серебря…ая ложка, краше…ые синей краской, мыши…ая норка, листве…ый лес, ране…ый боец, ране…ый в плечо, фасова…ые продукты, жжё…ый сахар, выжже…ая поляна.

Дополните колонки своими примерами.

Составьте 3 предложения с любыми из этих словосочетаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс

Односоставные предложения...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...