Урок в 7-м классе. Повторение темы "Деепричастие" | 13.12.21
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Никонова Александра Степановна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtorenie_temy_deeprichastie.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

07.12.2021      русский  язык в 7 классе

Тема «Повторение темы «Деепричастие».

     Планируемые результаты:

Предметные:

 -учащиеся понимают, что такое деепричастия, узнают его в устной и письменной речи; -используют знания по теме «Деепричастие» в различных видах коллективной и самостоятельной работы.

-умеют распределить деепричастия на совершенный и несовершенный вид;

 -видят ошибки в употреблении деепричастий в речи и умеют их исправить.

         Метапредметные:

    - развивать творческие способности учащихся, умение анализировать, строить умозаключения, делать выводы, осуществлять контроль и самоконтроль.

       Личностные:

   -Воспитывать бережное отношение к слову, культуру речи.

   -Воспитывать чувство уважения к товарищам при фронтальной работе.

   -Воспитывать аккуратность оформления работ в тетрадях и на доске.

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

    Вид урока: урок-практикум.

Ход урока:

     Оргмомент. (У ребят на столах лежат дневники, тетради, учебники русского языка, карандаши, линейки,)

     Сообщение темы урока.

      Целеполагание

      Проверка домашнего задания.

1. - Итак, сегодня проводим ещё один урок по теме «Деепричастие». Это урок – практикум.  Кто попробует сформулировать цель нашего урока? (Сегодня обобщаем, повторяем, систематизируем знания по теме «Деепричастие»)

- Верно. Вы должны уметь слышать и видеть деепричастия в устной и письменной речи и правильно употреблять их. Запишем сегодняшнее число. Но, прежде, чем мы перейдем к повторению, необходимо проверить домашнее задание.

2. Работа по теме урока

- Что же такое деепричастие? (Деепричастие – это самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие к основному и отвечает на вопросы что делая? Что сделав?)

 Нахождение деепричастий в устной речи.

Ваша задача – найти в текстах деепричастие, выписать их и доказать правильность своего выбора, выделив суффиксы и задав вопросы к выписанным словам.

1.Размышляя о Пушкине, люди невольно сравнивают себя с ним. Это очень полезные размышления. Они способствуют пробуждению в наших душах и умах самых лучших высоконравственных мыслей и устремлений.                                                                         

2. Впитав в себя драгоценные традиции отечественной литературы, обогатившись глубоким знанием отечественной истории, включив в круг своего писательского внимания все достижения мировой литературы, Пушкин всю свою писательскую жизнь посвятил открытию новых имён для русской, а тем самым и для мировой литературы.                                                                           

3. Отвечая на мои вопросы, Блок сообщил, что стихи он создает всегда на бумаге, не произнося их в процессе творчества и не проверяя написанных слов на слух.

4. А речка, оказывается всё так же текла, журчала на перепадах, и родники всё так же били, перезваниваясь между собой. Раздвигаю заросли, обжигаясь крапивой, и отыскиваю один родничок, второй, третий….

Молодцы! С вами очень приятно работать!

1)Признаки каких частей речи объединяет деепричастие?

2) Какие признаки позаимствовало деепричастие у глагола?

3. Игра «Найди лишнее»

 - 4 слова. Одно из них лишнее. Найти его и доказать, что оно лишнее.

1.Читая, думая, рисуя, вдумавшись.

2.Занимаясь, развлекая, собираясь, увлекаясь.

3.Проиграв, пропустив, поразмыслив, отдыхающей.

4.Развёртывая, промолвить, наклоняясь, понимая.

4. Как образуются деепричастия?

- Запишите в столбик глаголы и рядом с ними запишите деепричастия, образованные от этих глаголов.

Просохнуть – просохнув

Окрепнуть – окрепнув

Дуть – дуя

Замер – замерши

Идти – идя

Начать – начав

Сидеть – сидя

5.  Синтаксический разбор предложения.

- Каким членом предложения может быть деепричастие?

- Как называется деепричастие с зависимыми словами?

- Как деепричастный оборот выделяется на письме?

(Ученик работает у доски для проверки.)

Запишите предложение. В саду летают пчёлы, собирая нектар с цветов. (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнено деепричастным оборотом)

6.  Морфологический разбор деепричастия

Традиционно, изучение любой части речи мы заканчиваем морфологическим разбором. Итак, посмотрим на морфологический разбор деепричастия (образец разбора – на слайде)

7. Выпиши из пословиц деепричастия, выполните их морфологический разбор.

      Не бравшись за топор, избы не срубишь.

      Не учась и лаптя не сплетёшь.

      Поработавши  до поту и поешь в охоту.

      Убегая от дыма, не бросайся в огонь.

      8.       Итог урока. (Опрос, что закрепили)

Рефлексия. Проверочный тест

1).б г. 2)а, в. 3)в, 4)б3  5) Г 6) б

9. Домашнее задание: выписать из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» 5 предложений с деепричастными оборотами, выделить и разобрать их.

Тест по теме "Деепричастие"

1. Найти предложения, в которых есть часть речи, обозначающая добавочное действие к основному.

А) Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.

Б) Приземлившись, он радостно осмотрелся вокруг.

В) Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.

Г) Изогнув длинные шеи, птицы поднимаются вверх.

2. Найти предложения, в которых есть деепричастие.

А) Мама сидела откинувшись в кресле.

Б) Я открыл окно и залюбовался видом.

В) Разложив игры дети сели в кружок.

Г) Уставшая она не хотела идти домой.

3. В каком ряду все слова являются деепричастиями?

А) расправь, выпав, пройдя, разговаривая;

Б) бегая, присмотревшись, забыв, глядя;

В) сидя, выполнив, радуясь, укрыв;

Г) навзничь, объевшись, белая, двигая.

4. Сколько деепричастий в предложении?

Капитан стоит втянув голову в плечи держась за поручни не двигаясь с места словно остолбенев перед грозою  а до меня ему как будто нет никакого дела.

А) 2;  Б) 3;   В) 4;  Г) 5.

5. В каком варианте грамматические признаки определены неправильно?

А) увидев — деепричастие совершенного вида, невозвратное;

Б) наткнувшись — деепричастие совершенного вида, возвратное;

В) вспоминая — деепричастие несовершенного вида, невозвратное;

Г) расставаясь — деепричастие несовершенного вида, невозвратное. 

6 *В каком варианте содержится ошибка в определении грамматических признаков выделенных слов?

Не держась за руль, откинувшись и скрестив на груди руки, он катил по шоссе и городу и поглядывал на столбы и провода, проверяя состояние сети. А) не держась — деепричастие несовершенного вида, возвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;Б) откинувшись — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;В) скрестив — деепричастие совершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства;Г) проверяя — деепричастие несовершенного вида, невозвратное, входит в состав обособленного обстоятельства.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры в 9 классе "Повторение по теме "Квадратичная функция"

На данном уроке организовано повторение функциональной символики, понятия и  свойств квадратичной функции, работа с графиками....

Презентация к уроку физике в 11 классе "Повторение. Физика атомного ядра"

Урок повторения учебного материала "Физика атомного ядра" с использованием презентации. Урок построен в форме конкурса, разделен на несколько туров. ...

урок физики в 8 классе "Повторение материала по теме "Тепловые явления""

Научить видеть физику в окружающем мире.Стимулировать мотивацию изучения физики, используя задания на образное представление явлений, Показать интегральную связь физики, основ безопасности жизнедеятел...

Урок химии в 8 классе Повторение и систематизация знаний по теме "Важнейшие классы неорганических соединений"

Данный урок является заключительным по теме, в игровой форме способствует закреплению знаний у учащихся уч: • определений понятий – оксиды, кислоты, основания, соли; специальные умения: • классифициро...

Урок математики в 6 классе. Повторение по теме "Положительные и отрицательные числа" (олимпийский урок-путешествие)

Тема урока: Повторение по теме «Положительные и отрицательные числа» Тип урока: обобщающий Форма проведения урока: урок – путешествие Оборудование урока: Маршрутная карта, карточки-зада...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....