Главные вкладки

    Разработка урока обществознания в 8 классе. Повторение темы "Человек"к
    методическая разработка по обществознанию (8 класс) по теме

    Яковлева Людмила Леонидовна

    Урок разработан с использованием слайдов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tema_uroka.doc59.5 КБ
    Office presentation icon prezentaciya_uroka_-_1.ppt2.59 МБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Что такое человек?

    (повторительно-обобщающий урок)

       Цель: 

    1. Создать условия для систематизации и контроля качества знаний учащихся по изучаемому разделу.

    Задачи:

    1. Учебная:  закрепить, систематизировать знания учащихся о том, что человек – существо биосоциальное, о его деятельности, потребностях, способностях, характере и т.д.

    2. Развивающая:   дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения;  развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки.  Способствовать развитию познавательного интереса. 

    3. Воспитательная:  развитие навыков культуры общения,  социального кругозора.

    Основные понятия и термины:

    Человек, индивид, личность, гуманизм, потребности, способности, талант, гениальность, культура, самопознание, самооценка, образ «Я», «вечные» вопросы.

     

     Необходимое оборудование: компьютер, проектор     

         Методические приёмы:

     Беседа,  опрос, объяснение, уточнение, использование ИКТ.

    План урока

    1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.
    2. Систематизация и проверка знаний учащихся по изученному разделу.
    3. Подведение итогов, оценивание.

    Ход урока

    I. Вступление. – 2 мин

    -определите, о ком идет речь?

    А) у него самые беззащитные детеныши;

    Б) он практически лишен средств защиты и нападения;

    В) любой крупный хищник может справиться с одним этим существом;

    Г) он единственное разумное существо на нашей планете.

    Человек 

    - цель нашего урока – систематизировать, обобщить ваши знания по теме «Что такое человек?»,  и я постараюсь оценить ваши знания. У вас на парте лежат жетоны (умники).  За каждый правильный полный ответ вы берете один жетон, за дополнение – половинку. В конце урока мы посчитаем,  сколько каждый набрал «умников», и в зависимости от их количества получите оценки.  Удачи вам!

    - Девиз урока:  ( слайд) «Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и, ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время».

               Ф. М. Достоевский

    II.1.Фронтальная работа.

    а)- какие теории происхождения человека на земле вы знаете?- 2 мин

    (дети отвечают, учитель дополняет, если ответы неполные)

    б)- М.В.Ломоносов писал: «Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей…»

    - Назовите три отличия человека от животных, о которых говорится в этой фразе. Свои ответы подкрепите словами из текста.  (Речь, социальные отношения, мышление)

    -Какие еще вы можете добавить отличия? (производить и совершенствовать орудия труда, целенаправленная творческая деятельность). – 3 мин

    в)- Как звали литературного героя, выросшего среди животных?

    - Можно ли его назвать человеком? Почему?

    -Знаете ли вы реальные истории «Маугли»?

    (дети отвечают, учитель дополняет)

    - Вывод:    

    -человеком  можно стать только живя в социуме, т. е.  в  обществе, хотя он не перестает быть существом природы.

    У человека есть и биологические, и социальные потребности. - 2 мин.

    2. Заполнение схемы:

    - Биологические и социальные потребности  человека:

    А) биологические                                                         б) социальные

    - общение, дыхание, сон, труд, питание, потребность в защите, вода, тепловая среда, инстинкт самосохранения.

    -Какой вывод можно сделать к схеме?

    (Человек – существо  биосоциальное.  Для человека важны оба начала, и биологическое, и социальное, они неразрывно связаны. В результате длительного развития человек приобрел современные черты, высокоорганизованный мозг, сохранил потребность в творческом труде, развивающем мышление и речь.) – 2 мин.

    3. О человеке можно сказать: индивид, индивидуальность, личность.

         - Что такое индивид, индивидуальность, личность?…

    - Какие черты лорда Гленарвана как индивида, индивидуальности, личности описаны в отрывке произведения Жюль Верна «Дети капитана Гранта»?

    «У лорда Гленарвана было огромное состояние. Он делал много добра, и его доброта превосходила даже его щедрость, ибо доброта неисчерпаема, а щедрость имеет пределы.

    Эдуарду Гленарвану было 32 года. Он был высокого роста, с несколько суровыми чертами лица, но необыкновенно добрыми глазами. От него так и веяло поэзией горной Шотландии. Он слыл человеком исключительной отваги, предприимчивым и благородным. Это был Фергус XIX столетия, необычайно добрый, совершеннее, чем сам святой Мартин, способный единственное рубище свое отдать бедняку». - 4 мин.

    Учитель: - Стать личностью – не только обладать важными для общества качествами, но и проявлять эти качества в разнообразной деятельности.

    4. Прокомментируйте слайд. – 1 мин

    (показ слайда, расширенное объяснение)

    (Слайд 8) - 2 мин.

    5. Продолжи фразу:

    -преобразование окружающего мира человека – это….

    а) речь, б) мышление, в) деятельность, г) потребность

    - курение является…

    а) ложной потребностью, б) социальной потребностью,

     в) материальной потребностью, г) духовной потребностью.

    - регуляторами нашего поведения являются…

    а) потребности, б)ценностные ориентации, в)знания, г)виды деятельности.

    - индивидуальные особенности личности, помогающие ему успешно заниматься определенной деятельностью….

    а)упорство, б)воля, в)способности, г)талант.

    - для характеристики выдающихся способностей используют слова…

    (талант, гений)

    6. Тест.

    1. Вставьте пропущенное число.

    2  5  8  11 _

    2. Что здесь лишнее.

    Дом   иглу   бунгало   контора   хижина

    3. Какое слово не является маркой автомобиля?

    голав

    углииж

    чивсмок

    анрулс

    кайач

    4. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе.

    Ст(…)ьер

    -  Могут ли все учащиеся класса одинаково ответить на все вопросы? Почему?

    - Что влияет на развитие способностей человека?

    (наследственность, характер, трудолюбие, сила воли)

    - Под влиянием чего формируется характер?-

    (наследственность, общественная среда, самовоспитание)

    -Учитель: запомните, ребята – «посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характкр – пожнешь судьбу.» -3 мин.

    7. Объясните, как вы понимаете выражения? Рассуждение.

    - «Всякий человек есть творец своей судьбы».

    - «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их».- 3 мин.

    8. Терминологический диктант.

    - ощущения, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение.

    -  Что объединяет эти термины?

    ( При помощи них человек познает мир).

    - Какова цель познания?

    (установление истины)

    - Что такое истина?

    - практика, народная мудрость, наука, здравый смысл, опыт, наблюдение, средства искусства.

    - Что объединяет эти термины?

    (пути достижения истины).

    - Какой путь ближе подводит нас к истине? Почему?- 3 мин.

    7. Убрать лишнее.

    1. Что из перечисленного не относится к понятию научного познания истины?

    А) опыт;

    Б) народная мудрость;

    В) наблюдение;

    В) нет верного ответа.

    2. Какой из вопросов нельзя отнести к категории вечных?

    А) Кто Я?

    Б) Зачем я?

    В) Откуда Я?

    Г) Что будет после меня? – 1 мин.

    - Какие еще вы знаете вечные вопросы?

    10. Объясните слайд  - 4 мин.   

    - запишите характеристику качеств культурного человека.

    ( дети записывают на подготовленном листочке)

    11. Разрешение ситуаций. -4 мин.

    - Часто человек, хорошо зная, что тот или иной поступок, то или иное действие является плохим, пытается оправдать свое поведение тем, что у него не было другого выхода. «Обманывать нехорошо, но в данном конкретном случае…»

    Но ведь вся наша жизнь состоит из конкретных случаев. Подумайте, как оставаться человеком в самом трудном положении. Вспомните «золотое правило нравственности»

    ( чего в другом не любишь, того и сам не делай)

    - «Тот, кто прям сердцем и кто питает по отношению к другим те же чувства, что и по отношению к себе, не уклоняется от нравственного закона, от долга, предписанного человеку разумной природой; он не делает другим того, чего не желает, чтоб ему делали».

                Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.) –       китайский философ.

    - Христос учил: «…Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с нами».

    -  Что в этих словах общего с «золотым правилом нравственности»?

    - Почему люди, живущие в разное время,  ценят одно и то же?

    12.Человек и человечность. Беседа.  -5 мин. 

     - Как по латыни звучит «человек»? (homo)

    - Как называется человеческое отношение, образованное от этого слова?

    - Какие качества в повседневных отношениях людей  включает в себя принцип гуманизма?

    Запишите. (Дети записывают на подготовленном листочке)

    - Делаем вывод: Что такое человек? Используйте свои записи на листочке.

    (слайд)

     Вывод:

    Человек – биосоциальное существо, разумное, мыслящее, лучшее из того, что существует в мире. У каждого человека есть способности, но не каждый их проявляет. Есть воля, характер, темперамент. Человек может познавать окружающий мир, формировать образ своего «я», соотносить свои поступки с принятыми в обществе нормами поведения. «Золотое правило нравственности» помогает поступать в соответствии с принципом гуманизма.

    - одним из ценностных отношений человека  к людям является толерантность. Что это такое?

    (Говорят дети)

    (показ презентации «Толерантность»)( Листочки остаются у детей.)

    Стих

    III. Подведение итогов. Выставление оценок. – 4 мин.

    - Подсчет баллов. Оценивание. 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Человек

    Слайд 2

    Что такое человек?

    Слайд 3

    «Человек есть тайна. Ее надо разгадывать, и, ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время». Ф. М. Достоевский

    Слайд 4

    - М.В.Ломоносов писал: «Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей…» Назовите три отличия человека от животных, о которых говорится в этой фразе. Свои ответы подкрепите словами из текста. -Какие еще вы можете добавить отличия? ?

    Слайд 5

    Биологические и социальные потребности человека: А) биологические б) социальные общение, дыхание, сон, труд, питание, потребность в защите, вода, тепловая среда, инстинкт самосохранения. Сделайте вывод

    Слайд 6

    - Что такое индивид, индивидуальность, личность? - Какие черты лорда Гленарвана как индивида, индивидуальности, личности описаны в отрывке произведения Жюль Верна «Дети капитана Гранта»? «У лорда Гленарвана было огромное состояние. Он делал много добра, и его доброта превосходила даже его щедрость, ибо доброта неисчерпаема, а щедрость имеет пределы. Эдуарду Гленарвану было 32 года. Он был высокого роста, с несколько суровыми чертами лица, но необыкновенно добрыми глазами. От него так и веяло поэзией горной Шотландии. Он слыл человеком исключительной отваги, предприимчивым и благородным. Это был Фергус XIX столетия, необычайно добрый, совершеннее, чем сам святой Мартин, способный единственное рубище свое отдать бедняку.»

    Слайд 7

    Деятельность? Творчество Инстинкт Деятельность Коллективная Общение речь

    Слайд 8

    Продолжи фразу: -преобразование окружающего мира человека – это…. а) речь, б) мышление, в) деятельность, г) потребность - курение является… а)ложной потребностью, б) социальной потребностью, в)материальной потребностью, г) духовной потребностью. - регуляторами нашего поведения являются… а) потребности, б)ценностные ориентации, в)знания, г)виды деятельности. - индивидуальные особенности личности, помогающие ему успешно заниматься определенной деятельностью…. а)упорство, б)воля, в)способности, г)талант. для характеристики выдающихся способностей используют слова…

    Слайд 9

    1. Вставьте пропущенное число. 5 8 11 _ 2. Что здесь лишнее. Дом иглу бунгало контора хижина 3. Какое слово не является маркой автомобиля? голав углииж чивсмок анрулс Кайач 4. Вставьте слово, которое заканчивает первое слово и начинает второе. Ст(…)ьер Тест

    Слайд 10

    Объясните, как вы понимаете выражения? Рассуждение. - «Всякий человек есть творец своей судьбы». - «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их».

    Слайд 11

    Убрать лишнее. 1. Что из перечисленного не относится к понятию научного познания истины? а) опыт; б) народная мудрость; в) наблюдение; г) нет верного ответа. 2. Какой из вопросов нельзя отнести к категории вечных? а) Кто Я? б) Зачем я? в) Откуда Я? г) Что будет после меня?

    Слайд 12

    Что такое культура? Культура 200 определений Все что создано человеком в пространстве во времени

    Слайд 13

    Какая бывает культура? Культура материальная духовная Знания Умения Образное мышление Развитие человека!

    Слайд 14

    Приобщение к культуре. Как? Мудрец-шахматы оплата-зерно Царский путь Образование и самообразование

    Слайд 15

    Приобщение к культуре. Приобщение к культуре Познание мира в сложности и красоте Престижное присвоение культурных ценностей Приобщение к культуре не только дает эстетическое наслаждение, но и формирует из человека творца.

    Слайд 16

    Черты культурного человека Культурный человек Энциклопедичность Культура общения Человечность Скромность

    Слайд 17

    Разрешение ситуации - Часто человек, хорошо зная, что тот или иной поступок, то или иное действие является плохим, пытается оправдать свое поведение тем, что у него не было другого выхода. «Обманывать нехорошо, но в данном конкретном случае…» Но ведь вся наша жизнь состоит из конкретных случаев. Подумайте, как оставаться человеком в самом трудном положении. Вспомните «золотое правило нравственности»

    Слайд 18

    - «Тот, кто прям сердцем и кто питает по отношению к другим те же чувства, что и по отношению к себе, не уклоняется от нравственного закона, от долга, предписанного человеку разумной природой; он не делает другим того, чего не желает, чтоб ему делали». Конфуций (551 - 479 гг. до н. э.) – китайский философ. - Христос учил: «…Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали, так поступайте и вы с нами». - Что в этих словах общего с «золотым правилом нравственности»? - Почему люди, живущие в разное время, ценят одно и то же?

    Слайд 19

    Вывод Человек – биосоциальное существо, разумное, мыслящее, лучшее из того, что существует в мире. У каждого есть способности, но не каждый их проявляет. Есть воля, характер, темперамент. Человек может познавать окружающий мир, формировать образ своего «я», соотносить свои поступки с принятыми в обществе нормами поведения. «Золотое правило нравственности» помогает поступать в соответствии с принципами гуманизма.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

    Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

    Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

    Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

    разработка урока обществознания 7 класс по теме "Правоотношения"

    Урок разработан на основе учебника А. Кравченко Обществознание 7 класс. Инновационная школа. Данный урок продолжает тему "Правовое регулирование поведения человека в обществе" . Учащиеся знакомятся с ...

    "Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс

    Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...

    Методическая разработка урока обществознания, 6 класс "Быть гражданином"

    Программа курса "Обществознание" Л.Н.Боголюбова...

    Разработка урока обществознания 11 класс "Политическая сфера современного общества" ( с приложением)

    Представленный урок можно использовать как обощающий по теме Политическая сфера общества....

    разработка урока обществознания 7 класс "Конституция - Основной закон государства"

    Разработка урока обществознания для 7 класса по теме "Конституция - Основной закон государства"...