Развитие речи: Описание предмета
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Морозова Ангелина Андреевна

Урок русского языка в 7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по теме «Развитие речи: Описание предмета».

Цели урока: дать представление о типе речи описании, признаках текста-описания, расширить преставление об изобразительно- выразительных средствах.

 

Задачи: Повторить с учащимися правила оформления сочинений, правила разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать культуру речи учащихся; развивать чувство стиля, способность к описательной речи.

 

Тип урока: комбинированный, т.к. предусматривает повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала. В системе уроков по развитию речи «Типы речи» данный урок является первым.

 

Оборудование: мультимедийное оборудование, словарики, иллюстрации художников – маринистов.

 

Планируемые результаты.

  1. Личностные: воспитание любознательности, наблюдательности, творческой активности, воспитание любви к прекрасному; совершенствование навыка сотрудничества со в паре.
  2. Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  3. Предметные: учащиеся научатся писать текст-описание, используя прилагательные-эпитеты, понимать роль эпитетов в речи как средства выразительности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_russkiy_yazyk_21.12.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы Троицкий реабилитационно-образовательный центр "Солнышко"

Урок русского языка

в 7 специальном (коррекционном)

классе VIII вида

по теме «Развитие речи: Описание предмета»

Урок разработан

Учителем Морозовой А. А.

 

Москва

2021

Тема урока -  Развитие речи: Описание предмета

Цели урока: дать представление о типе речи описании, признаках текста-описания, расширить преставление об изобразительно- выразительных средствах.

Задачи: Повторить с учащимися правила оформления сочинений, правила разработки плана; воспитывать интерес к тексту описательного характера, развивать культуру речи учащихся; развивать чувство стиля, способность к описательной речи.

Тип урока: комбинированный, т.к. предусматривает повторение пройденного, объяснение и закрепление нового материала. В системе уроков по развитию речи «Типы речи» данный урок является первым.

Оборудование: мультимедийное оборудование, словарики, иллюстрации художников – маринистов.

Планируемые результаты.

  1. Личностные: воспитание любознательности, наблюдательности, творческой активности, воспитание любви к прекрасному; совершенствование навыка сотрудничества со в паре.
  2. Метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
  3. Предметные: учащиеся научатся писать текст-описание, используя прилагательные-эпитеты, понимать роль эпитетов в речи как средства выразительности.

Методы и формы обучения: наблюдение за языком, эвристический метод; индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование: Компьютер, проектор.

Наглядно-демонстративный материал: картинки, информационные карточки

Основные понятия и термины: публицистический стиль, заметка.

Ход урока:

  1. Мотивация

Вступительное слово:  

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите число, тему урока «Описание предмета».

  1. Актуализация и пробное учебное действие 

-Что такое описание? Прочитайте, что такое описание.

- Описание - изображение людей, предметов, животных, природы. К текстам описательного характера можно поставить вопрос КАКОЙ? В описании главную смысловую нагрузку несут прилагательные. Для описания характерно использование художественных средств (эпитетов, олицетворений и др.)        

3. Постановка проблемы 

-Описывать можно всё, что угодно. Что будем описывать мы, догадайтесь, прочитав текст. (На экране текст)

 … может быть разным. То оно спокойное ласковое задумчивое. И тогда расстилается перед вами безбрежное, лазоревое. А то вдруг вдыхает полной грудью, становится тёмно-синим…  И вот уже не белые барашки бегут наперегонки, а грозные, чёрные валы с белыми гребнями обрушиваются сердито на песчаный берег.

  -Что описывается в тексте?

-Правильно, море. Сегодня вы должны научиться описывать море. В течение урока вы будете собирать материал, слова о море для того, чтобы в сочинении показать, какое оно, море. Репродукции картин И.К.Айвазовского помогут вам представить море.  

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

Для того, чтобы текст получился связным, законченным, интересным, необходимо подумать, какой именно предмет вы хотите описать.  Можно вспомнить интересный случай, связанный с этим предметом, историю его появления.  По возможности необходимо создать такое описание, которое помогло бы читателю максимально ярко, точно и подробно представить описываемую вещь.  Для того, чтобы грамотно написать рассказ, не упустив ничего лишнего, необходимо продумать последовательность текста, то есть составить план.

4. Отбор и систематизация материала к сочинению

-А вы, ребята, знаете, как называются художники, рисующие море? Прочитайте: «Маринист - художник, изображающий морские пейзажи».

-Кроме И.К. Айвазовского, море рисовали А.И. Куинджи, Л.Ф. Лагорио (показать на слайдах работы этих художников). Понравились вам? Что особенно вам понравилось, почему?

-Художники красками нарисовали такие замечательные морские пейзажи. А вам, ребята, предстоит нарисовать море, показать, какое оно, с помощью слов. И сделать это нужно грамотно.

-Повторим орфограммы. Вставьте пропущенные буквы в словах, запишите слова, орфограммы выделите (на отдельных листах записаны слова с пропущенными буквами, показываю по одному):

М..рской, чудес..ный, радос..ный,.лё..кий. ш..рокое.

Проверьте, правильно ли вставлены буквы (в показанных словах открываю ранее закрытые буквы)

- Вам для сочинения понадобятся «морские» слова. Назовите как можно больше однокоренных слов к слову «море». (Ребята по цепочке, устно называют однокоренные слова) Молодцы.

-  А вы знаете, ребята, что прилагательные не просто определяют предмет, называют его типичные признаки, но и подчёркивают особенную черту  предмета. Такие слова называются эпитетами.

- «Эпитет - определение, придающее выражению образность, эмоциональность, подчёркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете». Достичь высокого мастерства в создании эпитетов чрезвычайно трудно. Это под силу только большим писателям. Вы знаете, создан «Словарь эпитетов русского литературного языка» К.С.Горбачевича и Е.П.Хабло, в котором отражены эпитеты 600 писателей и поэтов.

-Продолжаем подготовку к сочинению о море. Распределите по группам данные эпитеты: безбрежное, жемчужное, лиловое, неоглядное, бездонное, бирюзовое, молочное, изумрудное, бескрайнее, туманное, серебристое, громадное, глубокое, чёрное.

По величине:_____________

По  глубине: _____________

По цвету: ________________

Прочитайте. Внимание на экран. Проверьте правильно ли распределили эпитеты. Молодцы.

5.Минутка релаксации.

- Вы увидели, ребята, каким море может быть по глубине, по величине, по цвету. А теперь послушаем, как море звучит. Откиньтесь на спинку стула, закройте глаза. Звучит шум прибоя.

- Вы услышали море. Какое оно по характеру? Какой репродукции соответствует? Почему вы решили, что море сердится?

6. Работа по теме урока

- Как называется художественное средство, при котором неодушевлённый предмет наделяется свойствами одушевлённого? Правильно, олицетворение. У вас в словариках есть определение этого слова. В случае необходимости вы можете к нему обращаться.

- Писатели и поэты, рисуя художественный образ, часто использовали олицетворение.

Найдите олицетворения в следующих отрывках из стихотворений .

 Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей .

Ты живо; ты дышишь; смятённой любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

В.А.Жуковский «Море»

И бунтует, и клокочет,

Хлещет, свищет, и ревёт,

И до звёзд допрянуть хочет

 До незыблемых высот.

Ф.И.Тютчев «Море и утёс»

- Всё, что сегодня вы вспомнили, узнали о море, пригодится вам при выполнении следующей работы.

Перед вами тексты с пропущенными словами. Выберите один из текстов, вставьте подходящие по смыслу слова так, чтобы у вас получился связный текст.

Море___третий день, и шхуна никак не могла пристать к берегу. ____ волны____били о борт, словно хотели перевернуть судно. Шхуну___ из стороны в сторону. На горизонте море сливалось с грозовым небом, было___цвета. Там, где из свинцовых туч пробивалось солнце, вода становилась_____.Как прекрасно море на закате!__волны___берег. Они легко обгоняли друг друга. Весь день море было___. А к вечеру вода стала___. Солнце садилось, оставляя на воде_____дорожку.

 - Проверим, насколько вы справились с заданием.

- А дома вы дополните ваш текст своими предложениями о море. Таким образом, у вас получится сочинение.

 IV. Подведение итогов. Рефлексия деятельности.

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? Что заинтересовало вас? Что вам понравилось?

– Какие трудности встретились?

– Что помешало при выполнении задания?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Дайте оценку своей работы.

8. Включение в систему знаний и повторений

Беседа по вопросам:

  1.  В каком стиле должно быть написано сочинение? Могут ли в тексте присутствовать большие фрагменты, различающиеся по стилевой окраске?
  2. Каким должно быть название рассказа?
  3. Каким образом должен составляться план рассказа?
  4. Какие пункты мы можем включать при описании предмета?

9.Рефлексия учебной деятельности

- Что нового узнали на уроке? Какие трудности появились у вас в процессе работы? Как Вы их преодолевали?

- Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Дайте оценку вашей работе (смайлики)?

Домашнее задание: дополнить текст своими предложениями о море (3-4 предложения минимально).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку развития речи "Описание природы. Зима.", 6 класс.

Презентация к уроку развития речи (по программе В.В. Бабайцевой) поможет учителю активизировать внимание учащихся, используя принцип наглядности. Яркие иллюстрации, картины художников, тексты, план ра...

Урок развития речи "Описание действий"

Урок развития речи "Описание действий" в 7-ом классе по теме "Наречие" (на примере трудов Преподобного Сергия Радонежского с  использованием церковнославянского языка, презентации и интернет ресу...

Презентация к уроку развития речи "Описание действий"

Презентация к уроку развития речи в 7-ом классе по теме "Наречие" (на примере трудов Преподобного Сергия Радонежского)...

Наглядный материал к урокам развития речи. Описание памятника.

Описание памятников литературных героев,архитектурных сооружений, знаменитых людей.Данные презентации подготовлены учениками 8 "Г" класса к урокам развития речи по  теме "Описание памятника"....

Урок развития речи.Описание предмета.(Олимпийский факел)

Урок развития речи. 5 класс.Описание предмета (Олимпийский факел) По ФГОС. С видео....

Методическая разработка. Русский язык 5 класс. Развитие речи. Описание предмета

Представлена технологическая карта урока.Задачи урока: - формировать представление об описании как о функционально-смысловом типе речи,- знакомиться со структурой текста типа «описание», с...

Урок развития речи. Описание предмета.5 класс

Цель: обучить написанию связного текста – описанию предмета;Задачи:– познакомить учащихся со строением текста типа описания предмета;– сформировать умения создавать собственные текст...