«Число имён существительных»
план-конспект урока по русскому языку

 Симонян  Анаит Рафиковна

Цель:  научить определять число имён существительных.

Задачи:

- обучать умению соотносить новую информацию с имеющимися   знаниями;

- обобщить полученные знания об имени существительном;

- развивать  «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;

- воспитывать в учениках уверенность в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_imyon_sushchestvitelnyh.docx27.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Число имён существительных»

                                                             Класс  3                            

Тема  урока:       « Число имен существительных»

Цель:  научить определять число имён существительных.

Задачи:

- обучать умению соотносить новую информацию с имеющимися   знаниями;

- обобщить полученные знания об имени существительном;

- развивать  «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;

- воспитывать в учениках уверенность в своих силах.

Оборудование: 

                                  Компьютер,

                             проектор,

                             презентация к уроку,

                             карточки со словами,

                             карточки с  изображением мастера  и инструментов.

Предметные:

-  определять  грамматические признаки имён существительных – единственное и множественное число;

- находить в тексте имена существительные;

-видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания;

Личностные:

-формировать учебно-познавательный интерес  к новому материалу и способам решения новой задачи;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться  собственных ошибок;

Метапредметные:

РУУД:

-определять и формулировать тему и цель урока;

- умение принимать  планировать  и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения  своих и чужих действий;

ПУУД:

-ориентироваться в системе знаний; отличать новое от раннее изученного;

- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения в форме  простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

КУУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Этапы работы

Содержание этапа

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки хороши открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем

- Запишите число, классная работа. 

Настраиваются на активную работу

Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности

3.Минутка чистописания

- Минутка чистописания

- Посмотрите внимательно на доску. Перед вами цепочка. Определите последовательность написания букв в этой цепочке.

Аас  Аау Аащ Аае ….  (Первые две буквы повторяются, а последние буквы, если соединить вместе образуют слово “СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ”)

- Какую букву надо дописать в мою группу?

- Запишите эту цепочку самостоятельно.

Записывают число, классная работа

Аас Аау Аащ Аае Аас Аат Аав Ааи Аат Аае Аал Ааь Аан Аао Аае

Регулятивные: формирование способности к организации своей деятельности

3.Постановка  цели урока и изучение нового материала.

- Кто догадался, о чём сегодня мы будем вести речь?

- Обобщать полученные знания нам поможет цветок. Название у этого цветка: Имя существительное

- Что такое  имя существительное?

- Что обозначает имя существительное в широком смысле слова? (конкретные предметы, живые существа, растения, явления природы, свойства, качества, события, географические названия)

Правило об имени существительном.

Обучающийся научится:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- строить понятные для партнера высказывания –К

4.Обобщение изученного материала

1. Имена существительные собственные и нарицательные

Словарная работа.

- Запишите словарные слова. Подчеркните букву, которую надо запомнить, поставьте ударение, рядом с этим существительным допишите имена собственные.

Город

Корова

Собака

Сорока

(Проверка).

К какому правилу относятся эти слова?

- Кто все сделал правильно – поставьте +

Работа с карточками:

Ребята, у которых нарицательные имена существительные станьте в одну сторону, собственные имена существительные в другую. Кто не может определиться?

На карточках слова: (З,з)емля, (Р,р)акета,  (Ж,ж)учка, (В,в)нучка, (Д,д)он, (М,м)ороз.

- Какие имена существительные  называются собственными, а какие нарицательными? Это постоянный признак или непостоянный? (лепесток)

- Составьте распространенное предложение со словом мороз. (разбор предложения)

- Какие члены предложения могут быть выражены именем существительным?

(лепесток)

2. Имена существительные одушевленные и неодушевленные

На карточках имена существительные.

- Прочитайте слова:  лисичка, сторона,  вода, водолаз, директор, портфель, ручка, ученик, школьник, повар.

На какие группы можно разделить эти слова? (одушевленные и неодушевленные)

Выпишите одушевленные имена существительные.

Проверка. (работа в паре)

- Какие имена существительные относятся к одушевленным, а какие к неодушевленным?

Проверка (лепесток)

3.Число имени существительного

Прочитайте слова

Дерево, окунь, страны, деревья, окуни, страна

- Что общего у этих слов?

- Разделите данные имена сущ. на две группы. Запишите в тетрадь.

- Какие имена сущ. вы отнесли к первой группе?

- Почему именно эти существительные? (объясняют)

- Какие имена сущ. вошли во вторую группу? (Дети отвечают)

- Проверяем:

- Прочитайте написанные слова парами.

- Как в данном случае изменяются имена существительные?

- Какая  часть  слова изменяется?

-Выделите окончания.

 (лепесток)

Из данных слов найдите слово, в котором букв больше, а звуков меньше. Фонетический анализ слова окунь

Записывают словарные слова, подчеркивают непроверяемую гласную, ставят ударение, рядом со словами записывают имена собственные.

Город Воронеж, корова Зорька,

Собака Тузик, сорока Белобока.

Получив карточку, учащиеся определяют, в какую группу стать: к нарицательным или собственным именам существительным.

Учащиеся составляют распространенное предложение со словом мороз.  Один ученик с объяснением у доски. Остальные в тетрадях. Синтаксический разбор предложения.

Выписывают одушевленные имена существительные : лисичка, водолаз, директор

Рассказывают правило.

ед. ч.          мн. ч.

Дерево      деревья

Окунь       окуни

Страна     страны

Вывод. При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание.

Изменение имен существительных по числам – это грамматический признак имени существительного.

 

-Имена существительные изменяются по числам.

-Окончание.

Фонетический анализ слова окунь

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- различать способ и результат действия –Р

Обучающийся научится:

- строить сообщения в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи -П

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве друг с другом и с учителем, одноклассниками;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную -Р

У обучающегося будут сформированы:

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;

- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей -Л

5. Физминутка

Ребята, давайте немного разомнемся. Я называю имена существительные. Если имя существительное употреблено в форме единственного числа, то вы садитесь, а если в форме множественного числа – подпрыгиваете.

  1. Наблюдение над изменением имён сущ. по числам

Игра «Наоборот»

- Измените форму числа имен существительных:

Школа - …, вёдра - …, сапог - …, воробей - …, поле - …, шапка - …, учитель -…, ножницы-…, мальчики, сахар, духи.

- Помогите мальчику разложить инструменты: в первый ящик имена существительные, называющие предмет, который можно поставить только в форму множественного числа, во второй – и единственного и множественного числа.

- Понаблюдайте за словами, определите  форму имен существительных.

 Брюки, кудри, белье, сахар, детвора, сани, макароны, масло, сливки, жалость, духи, кино.

Когда в практике мы применяем изменение формы существительных по числам?

Поработаем с учебником.

Составьте из слов предложения, изменяя где нужно, число имен существительных.

Устно меняют форму числа имен существительных

Учащиеся делают вывод: есть имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа (брюки, макароны и др.), есть имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа (молоко, сахар, сметана, кино, масло и др)

Учащиеся устно делят слова на две группы: имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа и только в форме единственного числа.

Выступление двух учащихся:

-Изменение имен существительных по числам – это один из способов проверки гласной в корне:

Коренья-корень, дворы – двор, река – реки, зима – зимы, доска – доски.

- Изменение имен существительных по числам – это один из способов проверки написания парной согласной:

Дуб – дубы, зуб – зубы, город – города, тетрадь - тетради

Работа с предложениями: составление из слов предложения, изменяя где нужно, число имен существительных.

6.

Рефлексивный этап.

 - Обратимся к формуле урока: чтобы быть успешным, надо быть старательным, внимательным, сообразительным. Посмотрим кто на уроке был успешен.

-Что у вас получилось, а что вызвало затруднения?

Посчитайте, сколько плюсов в вашей тетради на полях? Поставьте себе оценку.

- С какой частью речи работали на уроке?

 - Что нового узнали?

- Что получилось легко?

- В какие моменты урока вы испытывали трудности?

-Ребята, считаете ли вы, то что, мы сегодня учили на уроке, вам пригодится в жизни?

Домашнее задание:

Всем спасибо за работу.

Считают успешные задания, обращают внимание на ошибки, оценивают свою работу за урок.

Запись задания в дневник.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация, правила по татарскому языку.Исемнең күплек саны (Множественное число имён существительных)

Правила по татарскому языку в виде презентации. Исемнең күплек саны (множественное число имён существительных)...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ"...

Урок английского языка по теме "Множественное число имён существительных"

Урок английского языка по теме "Множественное число имён существительных"...

Урок «Множественное число имён существительных».

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Множественное число имён существительных»....

Пятиминутка для проверки знаний множественного числа имён существительных

Небольшая проверочная работа для проверки знаний по теме множественное число имён существительных во 2 классе...

Множественное число имён существительных в алгоритме.

Правило образования множественного числа имён существительных в английском языке представлено в виде алгоритма....

Презентация "Множественное число имён существительных для учащихся 2 класса"

Данный ресурс предназначен для проведения уроков английского языка в начальных классах с целью зрительного запоминания образования множественного числа.Прилагается описание к презентации для учителя....