Проектная и исследовательская деятельность школьников в контексте требований ФГОС (подготовка к итоговой аттестации)
проект по русскому языку (9 класс)

Смирнова Елена Евгеньевна

Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность: учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty.docx37.71 КБ
Файл proekt_kirilla.docx70.27 КБ
Файл proekt_kirilla.pptx83.76 КБ
Файл proekt1.docx1.9 МБ
Файл itogovyy_proekt.pptx758.7 КБ
Файл buklet.docx13.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         ПЛАН РАБОТЫ

      (с обучающимися, выбравшими итоговый проект по русскому языку)

«Проектная и исследовательская деятельность

школьников в контексте требований ФГОС»

В условиях реализации ФГОС  ООО перед учителями ставятся задачи формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении.

Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной проектно - исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС ООО и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу.

Проектно-исследовательская деятельность является частью самостоятельной работы учащихся.

Качественно выполненный проект – это поэтапное планирование своих действий, отслеживание результатов своей работы.

Основные этапы организации проектной деятельности учащихся:

1.Подготовка к выполнению проекта (формирование групп, выдача заданий. Выбор темы и целей проекта; определение количества участников проекта). Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.

Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

2.Планирование работы (распределение обязанностей, определение времени индивидуальной работы). Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей среди членов команды.

Учащиеся вырабатывают план действий.

Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.

3.Исследование (учащиеся осуществляют поиск, отбор и анализ нужной информации; экспериментируют, находят пути решения возникающих проблем, открывают новые для себя знания, учитель корректирует ход выполнения работы).

4.Обобщение результатов (учащиеся обобщают полученную информацию, формулируют выводы и оформляют материал для групповой презентации).

И на этом этапе учителю необходимо предоставить учащимся максимальную самостоятельность выбора форм представления результатов проекта, поддерживать такие, которые дадут возможность каждому ученику раскрыть свой творческий потенциал. Если случиться так, что ребята испытывают затруднения в процессе решения какой-либо проблемы, учитель должен прийти им на помощь, но только с личного приглашения ребят. Не следует вмешиваться в их творческий исследовательский процесс без их согласия. В то же время следует помнить, что пускать все на самотек, допускать стихийную самостоятельность нельзя. Процесс обобщения информации важен потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученные всей группой знания, умения, навыки, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта.

5.Презентация (итоговый отчет  осуществляется в конце учебного года, учащиеся представляют «портфолио»).

6.Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов 

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом.

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передаёт знания, а обеспечивает деятельность школьника, а именно:

● Консультирует (Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель — это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то».)

● Мотивирует (Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.)

● Провоцирует (Учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации.)

● Наблюдает (Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня компетентности учащихся, с другой).

● Поэтапно отслеживает результаты проектной деятельности.

● Координирует внутригрупповую работу обучающихся.

Роль ученика

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Иными словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

При добросовестной самостоятельной работе школьников на уроках удается значительно увеличить объем изучаемого материала. Отношение школьников к выполнению домашних заданий (помимо проектных) существенно меняется. Дети уже не боятся совершать ошибки, становятся более изобретательными в способах доказательства и решения задач. Этому способствуют задания проекта, совместная интеллектуальная деятельность рабочих групп, консультации учителя.

Еще одним важным результатом проектной деятельности является активизация процессов социализации школьника. Поиски информации, обращение к старшим, неформальные консультации с учителем благотворно влияют на личностное становление ребенка, его самореализацию и осмысление собственного места в социальном окружении.

Учащиеся приобретают следующие ключевые компетентности: 

- готовность к разрешению проблем, 
- технологическая компетентность, 
- готовность к  самообразованию, 
- готовность к использованию информационных ресурсов, 
- готовность к социальному взаимодействию, 
- коммуникативная компетентность.

№ п/п

Этапы

Сроки

1

Подготовка к выполнению проекта

Сентябрь-октябрь

2

Планирование работы

Ноябрь

3

Исследование

Декабрь-февраль

4

Обобщение результатов

Март-апрель

5

Презентация

Оценка результатов проектной деятельности и подведение итогов

Май



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михейковкая средняя школа

Итоговый проект

по русскому языку

«Влияние интернет-сленга на речевую культуру подростков»

Выполнил:Прудников Кирилл

Руководитель:Смирнова Елена Евгеньевна

“2020”

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….4

Глава 1. Интернет-сленг……………………………………………………………………….6

  1. Появление Интернет-сленга………………………………………………………….…....6
  2. Способы образования Интернет-сленга   …………………………………………………8
  1. .Фонетические средства выражения эмоций в Интернет-сленге ……………………….12

Глава 2. Практическая часть………………………………………………………………..17

2.1. Опыт 1. Изучение появления Интернет-сленга и его отличий…………………………17

2.2. Опыт 2.Изучение способов образования Интернето-сленга……………………………18

2.3. Опыт 3. Проведение анализа блогов, чатов, комментариев в сети Интернет…………19

2.4. Опыт 4. Определение уровня влияние Интернет-сленга на речевую культуру современной молодёжи    ……………………………………………………………………...20

2.5. Опыт 5. Создание толкового словарика Интернет-сленга  .   …………………………..21

Глава 3. Заключение    ……………………………………………………………………….22

Список литературы…………………………………………………………………………...24

Приложения……………………………………………………………………………………25

Приложение I…………………………………………………………………………………...25

Приложение II……………………………………………………………………………….....27

Приложение III………………………………………………………………………………... 29

Введение

     Сеть Интернет стала средством общения для миллионов людей. Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, сразу замечаешь, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют без соблюдения норм орфографии. В чатах,  на форумах тексты пишутся без знаков препинания, без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.  Современная молодежь старается общаться на более упрощённом, чаще безграмотном языке, и в дальнейшем это может  отразиться на речевой культуре целого поколения.

Актуальность выбранной темы:

     Выбор темы данной  работы связан  с тем, что сетевой язык уже превратился в новый стиль общения, и наличие орфографических ошибок входит в привычку и становится причиной падения грамотности; если постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью Интернет-сленга, то в нужный момент человек не сможет говорить красиво, грамотно, свободно. 

    Цель моего проекта: проанализировать речь обучающихся моей школы, выяснить характер и особенности специального искажения слов русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет, изучить историю появления, способы образования Интернет-сленга и причины использования сетевого сленга молодежью.

     Задачи проекта: изучить научную литературу по теме проекта; провести анкетирование среди обучающихся среднего и старшего звеньев с целью определения уровня влияния Интернет-сленга на их речевую культуру; проанализировать результаты опроса; сформулировать выводы и предложения по теме исследования; составить толковый словарик Интернет-сленга; создать мультимедийную презентацию по теме проекта.

  Гипотеза: использование Интернет-сленга в сетевом пространстве оказывает сильное влияние на  речевую культуру современной молодежи  и искажает великий русский язык


Объекты исследования:

     Объектами моего исследования  являются анкеты одноклассников, сленг пользователей Интернета, взятый из чатов, форумов, социальных сетей. 

     Методы исследования: чтение и анализ научной литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, устный опрос, анкетирование, анализ результатов анкетирования, сбор часто употребляемых выражений в сетевом пространстве, ассоциация, мозговая атака. 

Этапы исследования:

1) изучение научной  литературы;

2) подбор теоретического материала;  

3) проведение анкетирования, обработка результатов;

4)исследование сленга пользователей Интернета;

5) написание  исследовательской работы;

6) создание толкового словарика Интернет-сленга и мультимедийной презентации.

     
Новизна
 данной работы состоит в том, что впервые рассматривается общение  учащихся моей школы в сети Интернет и данное исследование является своего рода призывом не только для подростков, но и для взрослого населения страны к борьбе за чистоту родного языка в сетевом пространстве.

   
Практическая значимость:
результаты работы могут послужить основой для дальнейшего изучения Интернет-сленга, материал исследования может  применяться на уроках русского языка и классных часах.

     Данный проект позволяет развивать творческое мышление, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщения, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других.  

Глава 1. Интернет-сленг.

  1.  Появление Интернет-сленга.

     Бурный рост со второй половины XX века компьютерных технологий, и, в частности, массовое внедрение в середине 1980-х годов в обиход обычного человека персональных компьютеров и компьютерных устройств, внесли в русский язык громадное количество специальных слов и выражений, богатую разветвлённую терминологию. Под термином «сленг» объединяются разнородные явления - жаргонизмы, разговорные слова и выражения, присущие виртуальному общению, случайные образования, возникшие в результате ассоциаций, образные слова и выражения. Многие слова и обороты, начавшие свое существование как «сленговые», в настоящее время прочно вошли в сетевое пространство.  Эти единицы, выходя за пределы профессионального и группового сленга, начинают употребляться широкими кругами носителей общелитературного языка, не ограниченными определенными социальными рамками (возраст, профессия, уровень образования, общие интересы и др.). Основным источником таких слов в русском языке является Интернет-сленг[1].

     Интернет-сленг делает речь более краткой, эмоционально-окрашенной. В виртуальном пространстве с помощью Интернет-сленга современная молодежь может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.  Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Молодежный интернет-сленг подобен его носителям: он резкий, громкий, дерзкий.

     Характерной особенностью, отличающей сленг в сетевом пространстве от других видов, является его быстрая изменчивость, объясняемая сменой поколений [2]. В чем же отличие Интернет-сленга от сленгов других типов?

     Во-первых,  эти  слова служат для общения людей  одной  возрастной категории. При этом  они  используются  в  качестве  синонимов  к английским словам, отличаясь от них эмоциональной окраской.

     Во-вторых,   Интернет- сленг  отличается   «зацикленностью»   на реалиях мира молодых. Рассматриваемые сленговые названия относятся только к сетевому пространству, таким образом отделяя его от всего остального, и зачастую непонятны людям других возрастных категорий. Благодаря знанию такого специального языка, молодые чувствуют  себя членами некой замкнутой общности.

     Вместе с новой техникой в мир человека внедрились также компьютерные игры, где тоже присутствуют определённые индивидуальные обозначения вещей, такие как квест,  RPGдедматч и др.

     Таким   образом,  Интернет- сленг нельзя причислить ни к одной отдельно взятой группе  нелитературных слов  и  можно рассматривать его как явление, которому присущи черты  каждой из них. Это и позволяет определить термин  «Интернет-сленг»   как слова,  употребляющиеся  только  людьми  определенной возрастной  категории, заменяющие обыденную лексику и  отличающиеся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской.

  1. Способы образования Интернет-сленга.

     Сфера действия Интернет-сленга охватывает людей, профессионально работающих с компьютерами, и просто пользователей, т. е. она достаточно широка. Как и любой другой «язык», свойственный той или иной группе людей, компьютерный сленг является средством самовыражения участников коммуникации, которых сближает общее дело, одна специальность. Его использование позволяет свободно общаться специалистам и пользователям разного уровня.

     Практически каждую неделю появляются новые значимые разработки в области компьютерных технологий. В условиях такой технологической революции каждое новое явление должно получить своё название. Почти все разработки появляются в Америке, поэтому получают свои названия на английском языке. Когда же об этих разработках через какое-то время узнают в России, то для их подавляющего большинства не находится эквивалента в русском языке.

     Новые термины из закрытого лексикона программистов и разработчиков компьютерной техники стали переходить в разряд общеупотребительной. Параллельно этому явлению происходит ещё один закономерный, с точки зрения лингвистики,              процесс - образование специфического компьютерного сленга [3].  

     Так, если говорить о фонетико-графическом уровне, то для языка Рунета характерна латинизация. Прежде всего, она вызвана техническими потребностями диалога посредством машины и приводит к обилию англоязычных заимствований, которые быстро русифицируются — Internet / Интернет, Web / Веб. С другой стороны, потребность в самовыражении и экспрессивности приводит к появлению каламбуров, образуемых за счет включения в слова латинских букв (кRUтая игра, inтерьер).

     Целью общения в виртуальной сети не всегда бывает только установление контакта, обмен информацией, единение с какой-то социальной группой, а чаще всего, что подтверждают и сами пользователи, — самовыражение, эмоциональное воздействие на собеседника, желание выплеснуть эмоции. Такая функционально обусловленная потребность языка Интернета в передаче эмоций нашла выход в использовании графических средств. Широко распространена графическая передача звуков и слогов цифрами: вну3 — «внутри», о5 — «опять». C той же целью употребляется сочетание кириллицы и латиницы: круШ. Для передачи модуляций голоса принято использовать сочетание строчных и прописных букв, многократные повторы гласных и согласных: ауууууу- уу!, НеНоРмАлЬнЫе, пАрАзительный, С ПраЗдНиКом!!!!!!.

     Отсутствие возможности интонирования компенсируется использованием подчеркивания, разрядки, многоточия, вопросительного и восклицательного знаков и их сочетаний, знака: Добрый день!!!!!)))))))) ты придёшь сегодня??!! Повышение тона может передаваться прописными буквами: ХОРОШО!! Буду скоро))).

     Общение в Рунете отличается орфографическим сближением с транскрипцией, максимальной приближенностью к фонетике разговорной речи: че «что», тока «только», щас, счас «сейчас», а ряде случаев наблюдается искажение и написания, и произношения: луче пойдем в бовулинг сходим [4]. Чаще всего на письме отражается редукция звуков:               лана — ладно,  ужс — ужас, скока — сколько, тада — тогда; позиционное чередование звуков: а//о харашо, маладец, е//и : типло, висёлый; сочетание согласных тс/тьс передается посредством ц : улыбаца, смеяца; усечение части слова, не играющей смыслоразличительной роли: я тя лю — я тебя люблю.

     В качестве компенсации проявлений, свойственных устной речи — интонации, жестов, мимики — используются графические элементы пиктограммы (смайлики), часть из которых стала общеупотребительной.

     Лексика в интернет-диалогах тесно связана с молодежным сленгом: грузить «высказываться на тему, не интересующую слушателя»; клево, напряг; по чесноку «по-честному»; уважуха «выражение одобрения»; с компьютерным жаргоном: глюк «сбой в программе».

     Активно используется иноязычная лексика, в большинстве своем англицизмы: вэлком, андерстэнд, вай-фай, хай; плиз; сэнкью, френды. Даже в качестве звукоподражаний пользователи обращаются к англоязычным вариантам: уупс! (англ. oops!), вау! (англ. wow!). Широко используются звукоподражательные слова: уууу (в значении недовольства); гы (смех); ммм (думаю); чмок-чмок (целую).

     Речь интернет-пользователей изобилует аббревиатурными образованиями типа                 СПС — спасибо; сокращаться могут даже топонимы: Тлт—Тольятти.

     Стремление сетевых коммуникантов к самовыражению,  эмоциональному воздействию на собеседника проявляется в словотворчестве, в результате которого образуются окказионализмы, обладающие коннотациями новизны и оригинальности: Емеля (e-mail), крюказябл (общее название нечитаемых символов, возникающих из-за несоответствия кодировок национальных алфавитов), бредукция (доведение до абсурда), снуляк (характеристика какого-либо дела, которое надо начинать «с нуля», с большой затратой усилий).

     Общение в Интернете, с одной стороны, оперирует своими фразеологическими единицами: кинуть мылом (отправить сообщение по электронной почте), писать в личку (писать личное сообщение, видимое только адресату). С другой стороны, здесь широко распространено перефразирование пословиц и поговорок: губа не гуру, леди с                дилижанса — пони легче [5].

     Большая часть подобных лексических единиц остается лишь в зоне Интернета, но есть и такие, которые осваиваются широким кругом лиц: интернет-магазин, сайт, сеть, спам, виртуальный, ссылка, интерактивный, скачать (загрузить файл) и др.

     Обращаясь к морфологическим особенностям и словообразовательным процессам в Рунете, следует отметить факт активного освоения заимствований — они склоняются, спрягаются, становятся производящими основами для новообразований посредством префиксации и суффиксации: аватарка (от аватар), загуглить (от названия поисковой сети Google). Имеет место вторичное освоение русских лексем английского происхождения — когда речь идет о транслитерации уже ассимилированных английских слов. Так, например, наряду с широко распространенным словом менеджер (англ. manager) появляется слово манагер.

     Из интересных проявлений морфологического плана в интернет- общении довольно часто встречаются формы женского и мужского рода имени существительного резюме: вот такая резюма; как писать резюм.

     В синтаксисе интернет-общения очевидна активизация разговорных конструкций, употребление неполных предложений, рост сегментированных высказываний (вместо единого развернутого высказывания — прерывистая, динамичная цепочка высказываний). Так, сложные предложения сворачиваются здесь до простых, причем заметно преобладают бессоюзные предложения: «недавно получила права. 2 месяца назад, больше на машине не каталась.... недавно с родителями приобрели машинку, перегоняли с перегонщиком. чуть ближе к дому я уже поехала сама, с боязнью и не привычкой к машине ....больше пока не ездила. стоит в гараже. думаю в выходные покататься на районе, привыкнуть».

     Характерными чертами общения в Интернете является рематизация высказываний путем изменения порядка слов: «у нас педиатр категорически против была таких «чаёв»; использование межфразовых скреп а и ну: «Ну это очень спорный вопрос; а еще я хочу свой атомобиль. а у меня стаж 4,5 года))) Вот! /А я только начала ходить на курсы вождения»; присоединительные конструкции: «Нам уже за 30, а мы молоды, красивы, как в 18, да ещё и УМНЫЕ!!!» [6].

     Грамматическим аналитизмом, типичным для разговорной речи, характеризуются высказывания с именительным падежом существительного вместо косвенного: «Пробовали «бабушкино лукошко» ромашка. Не стала пить» (в кодифицированном языке было бы чай «Бабушкино лукошко» с ромашкой или из ромашки).

     Текстовая специфика интернет-сленга проявляется в том, что структурной единицей, объединяющей различные типы информации в Интернете является гипертекст — совокупность страниц, объединенных гиперссылками, которые выполняют роль нитей, связывающих веб-страницы. Кроме того, отмечается креолизованность текстов (включение разнородных элементов: вкраплений из других языков, различных графических элементов, анимации). Меняется понимание авторства текста, так как Интернет предлагает возможность участвовать в создании текста многим авторам (виртуальные романы, самодеятельные он-лайновые словари, проекты Вики — Википедия, Википутешествие, Викиновости и др.).

     Интернет-сленг выходит за пределы виртуального общения, его элементы встречаются сегодня в политике, в рекламе, на телевидении, в обыденной речи, и даже в литературе. Например, «Интер@ктивные мамы» — заголовок публикации в глянцевом журнале, где говорится о том, как родители учатся пользоваться Интернетом и мобильными телефонами. На сочетании букв и других графем построено названия кинофильмов «Вирту@льный роман», }{0ТТ@БЬ)Ч(«Хоттабыч»), последняя номинация подчеркивает таким образом современность истории древнего джинна в наши дни; сочетание кириллицы и латиницы видим в названии фильма «ЖАRA», во многих литературных наименованиях: Марта Кетро «Письм@ моих друзей. Хип-хоп, улитка», С. Минаев «Духless: повесть о ненастоящем человеке», В. Пелевин «Generation П».

     Выражения аффтар жжот (восхищение текстом), выпей йаду (неудовольствие), аццкий сотона (восхищение), превед (привет), источник которых — широко распространенное в Интернете явление, известное под названием «олбанский язык», или «язык падонкафф», главные принципы которого — упрощение, сознательное искажение, стало достаточно стереотипным. Известна целая книжная серия под названием «Автор ЖЖОТ»:                            Е. Гришковец «Год жжизни», «Продолжение жжизни», М. Кетро «Вдохнуть! и! не!                   ды! шать!».

     Перечисленные примеры демонстрируют нам жизнеспособность языка Интернета и убеждают в необходимости создания переводческих словарей.

  1. Фонетические средства выражения эмоций в Интернет-сленге.

     Интернет-сленг является системой фонетических, лексических, грамматических и графических средств, которые формируются в уникальных условиях Интернет-среды. Рунет, жаргон геймеров, компьютерный жаргон относятся к общему языку Интернет, как частные понятия. Интернет-сленг является интернациональным феноменом, так как специфические ситуации общения возникают на всем его пространстве независимо от национальных языков пользователей.

     Следует отметить, что Интернет-сленг, будучи по форме письменной речью, фактически относится к разговорной речи и имеет все его основные признаки: непринужденность, непосредственность и неподготовленность общения, преобладание диалога над монологом, эмоциональность, оценочные реакции, неполноструктурная оформленность синтаксического, фонетического и морфологического уровней, прерывистость и логическая непоследовательность высказываний. Лексический состав Интернет-сленга также соответствует вокабулярному наполнению разговорной речи.

     Ученые выделяют следующие фонетические средства русского языка, способные выражать эмоции: звуки речи, ударение (словесное и фразовое или логическое) и интонация. Все они, в той или иной мере, представлены в Интернет-сленге.

     Для Интернет-сленга характерно многократное повторение звуков в эмоционально значимых словах. Подобная пролонгация может осуществляться, как с использованием дефиса так и без него.

     Одобрение, восхищение, радость выражают следующим образом:

  1. Наши рууууляяят форееевааааа!!!!!!!
  2. Какой он клааасссныыый!

     Многократное повторение звуков также может отражать негативные эмоции пользователя.

  1. Такой но-о-осище не кирпича, а железобетонного блока просит.
  2. Аааааа... что значат все эти страшные бууквыыы?!!!

     В литературном русском языке эмоциональной пролонгации чаще всего подвергаются гласные звуки и сонорные согласные звуки ([л], [м], [н], [р]), реже шумные длительные согласные ([з], [ж], [ш], [с], [щ], [ф], [х], [в]) и никогда - шумные мгновенные согласные ([б], [г], [д], [к], [п], [т]), что отражает артикуляционные возможности речевого аппарата человека. В Интернет-сленге, который не предполагает артикуляции, многократно повторяться могут любые звуки без учета особенностей их произношения. Пользователь посредством пролонгации звуков стремится графически придать эмоциональную значимость своему сообщению, фонетические особенности языка при этом часто не учитываются [7]. Например:

  1. Афффтттаааррр! Зажигггаааай!
  2. Зззуууббб соседа даю, что это правда!

     Скандирование или произношение, в письменной речи и Интернет-среде - написание, по слогам также часто служит для выражения чувств пользователя:

  1. Поз-дра-вл-яю! Мо-ло-дец!!!
  2. Лео-пер-до-вая УШАНКА - хит сезона!

     В литературном русском языке принято разбивать слова на слоги исключительно посредством дефиса. В Интернет-сленге деление лексических единиц на слоги может происходить по-разному:

  • Членение точками:
  • По.след. ний. при. вет. из.Гон. ду.ра.са.
  • Он.те.бя.пом.нит... Он.Тебе.Все.При.Пом.Нит!!!
  • Членение символом ‘/’ (слэш) или ‘\’ (обратный слэш):
  • Позд/рав\ляю! Позд\рав/ляю! Позд/рав\ляю!
  • Членение чередованием заглавных и строчных букв:
  • ПоМоГиТе!!!!!
  • Здесь все дешево, но очень СерДиТо.
  • Членение символом ‘*’ (звездочка):
  • Подделка, конечно, но такая хо *ро *шень*кая!!!
  • Кра*со*та не*пи*сан*ная!
  • Членение двоеточием:
  • Бес:пре:дель:но мил!!!
  • Э... не нравится совсем... стра:шнень:кий.

     Искажение стандартов орфографии русского языка может служить средством выражения эмоций пользователя. «Одной из характерных черт языковой специфики Рунета стало возникновение особого письменного социолекта, по своим функциям сравнимого с жаргоном (поддержание групповой корпоративности; экспрессивность), - в сетевой коммуникации происходит сознательное и достаточно системное трансформирование правил русского письма». Иногда демонстративное пренебрежение правилами орфографии превращает текст в подобие фонетической транскрипции. Формируемый в настоящее время стиль Интернет-сообщения переносит черты разговорности и сниженности, характерные для чата, в тексты более «высоких» Интернет-жанров: информационных и научных [8]. Сам по себе язык аффторов  или олбанский язык не несет в себе какого-либо эмоционального значения, но, если отдельные «славечки» употребляются в приближенной к литературной норме речи пользователей, они, как правило, приобретают эмоциональную окраску и выражают иронично-негативное отношение к тому или иному лицу, предмету или явлению. Например:

  1. Колобок со скрипкой жжет нипадецки, прям виртуоз!
  2. Ниасилил я этот фильм - действие топчется на месте, два часа тягомотины. 

     Искажение орфографии не всегда соответствует транскрипции слова. Так в современном языке Рунета существует тенденция озвончения глухих согласных и замены буквы ‘и’, ‘е’ на ‘ы’, как правило, подобной трансформации подвергаются эмоционально-значимые слова с негативной окраской:

  1. Ты как Йожиг в тумане вечно ничего не знаешь.
  2. Красавчег пысаный!

     Словесное ударение в Интернет-пространстве чаще всего демонстрируется посредством заглавной гласной буквы и выполняет две функции: смыслоразличительную и стилистическую.

     Ученые признают значимость словесного ударения как фонетического средства языка, имеющего стилистическое значение, при этом они указывают на то, что «словесное ударение в художественной речи используется в формировании ритмической структуры русского стиха, основанного на чередовании ударных и безударных слогов <...> усиливает ее эмоциональность и художественную выразительность». Выражение эмоций пользователя осуществляется при осознанной неправильной постановке словесного ударения. Как правило, таким образом, выражаются негативные эмоции: ирония, раздражение, презрение, отвращение:

  1. КрасавЕц! Ничего не скажешь! Лысый, толстый и морда красная!
  2. Злоупотребление Алкоголем, никАтином и нАркотиками может привести к некоторым проблемам со здоровьем.

     Фразовое ударение в литературном русском языке выделяется, как правило, курсивом или заглавными буквами. Средства выражения фразового ударения в Интернет-сленге значительно разнообразней. Приведем основные из них:

  • Логический центр высказывания выделяется заглавными буквами:
  • На нашем местном сайте пишут, что завтра будет шквалистый ветер при ГРОЗЕ. И это в феврале!
  • Фразовое ударение обозначается жирным шрифтом.
  • Хочу много денег. Очень много.
  • Мы буквально ехали по крышам автомобилей.
  • Также фразовое ударение демонстрируется подчеркиванием.
  • Вы должны там быть не позже 12!
  • Чем меньше становится власти у конкретного политика, тем меньше становится демократии в России.
  • Иногда для демонстрации фразового ударения используется написание отдельных букв в русских словах латиницей или латиницей пишутся целые слова и словосочетания:
  • Этот кабак такой glamurnyi, что там даже фейсконтроль есть.
  • Их sуперцена для нас все равно не геаlна.
  • Подчеркивание эмоционально значимого слова или словосочетания может осуществляться с помощью знаков:
  • ‘*’ (звездочка):
  • Сумка настолько *стильная*, что взгляду зацепиться не за что.
  • Это просто праздник *пуза* какой-то!
  • ‘#’ (решетка):
  • Где можно скачать действительно #новые# проги на эту тему?
  • ‘$’ (доллар):
  • Полезная информация по выжимке $легких$ денег из Интернета.
  • ‘+’ (плюс):
  • Спасибо огромецкое! Особо за +клевый+ фейсреспект.
  • ‘!’ (восклицательный знак):
  • У вас там правда мороз !за 40! уже неделю держится?
  • Господи... у меня пошла !глобальная! сбыча мечт!!!
  • ‘?’ (вопросительный знак):
  • Ты что действительно заплатил за ?эту фигню? 7 штук?!!!
  • ?Веснушки? говорите?! Это больше похоже на оспу в последней стадии!

     Подобные символы, кроме обозначения фразового ударения, часто выполняют информативную функцию, например, символы валют используются преимущественно в сообщениях так или иначе связанных с денежной темой, знак ‘+’ указывает на положительное отношение пользователя, вопросительный и восклицательный знаки чаще всего выражают удивление. Следует отметить то, что в средствах обозначения фразового ударения имеются широкие возможности для выражения творческого потенциала языковой личности.

     Интонационная окраска Интернет-сообщений соответствует общим правилам письменной речи русского языка, то есть в Интернет-пространстве также существуют утвердительные, восклицательные, вопросительные предложения. Однако следует отметить то, что для большей эмоциональной выразительности интонационные знаки препинания могут повторяться пользователем неограниченное число раз. Например:

  1. О, МАЙНГАТ!!!!!! Обожаю кошек!!!!!! А тут ТАКОЕ! Пойду валерьянки выпью!!!!!!!!!!!!!!!!!!
  2. Откуда ты это взял????? Кинь ссылку, плиз!!!!

     Можно говорить о том, что интонационно литературный язык богаче Интернет-сленга, потому что «писатели часто комментируют приводимые ими фразы действующих лиц, отмечая ту или иную особенность движения голоса, поскольку в системе графики нет специальных знаков, которые показывали бы характер того или иного интонационного рисунка. <.. .> Комментарий автора усиливает воздействие на читателя реплик действующих лиц, способствует более полному представлению происходящих событий». Интернет-сленг по большому счету представляет собой полилог множества пользователей, об интонационной окраске речи которых, можно составить слабое представление лишь по пунктуационным знакам. Впрочем, иногда пользователи описывают собственную интонацию, создавая своего рода ремарки:

  • Можно мне тоже этот файлик скинуть? Скромненько так попрошу.

     Высказывания пользователей, характеризующие интонацию их сообщений, могут быть выделены круглыми скобками:

  • Ссылки на Интернет-магазины дублируйте в теме «Шоппинг»! (продолжаю бурчать).
  • Иииии!!! Какая прелесть!!!! (Восторженно вижжжу!).

     Фонетические средства выражения эмоций в Интернет-среде разнообразней и частотность их использования в Интернет-сленге несравненно выше, чем в литературном языке. Отмечается ряд стилистических приемов характерных для Интернет-сленга, но несуществующих в литературном языке или нетипичных для него: чрезмерная пролонгация звуков в эмоционально-значимых словах, чрезмерное скандирование иногда с использованием атипичной разбивки на слоги, намеренное нарушение орфографии, искажение ударения в подчеркиваемых эмфатически словах, выделение логического ударения всеми доступными пользователю способами, обильное употребление интонационных знаков препинания.

     Фонетика Интернет-сленга отличается выраженной эмоциональностью и максимально приближена к фонетике устной речи.

Глава 2. Практическая часть.                                                                  

2.1. Опыт 1. Изучение появления Интернет-сленга и его отличий.

Материалы:

  • научная литература;
  • толковый словарь С. И. Ожегова [9];
  • ручка;
  • блокнот.

Мои действия:

  1. Внимательно изучила научную литературу, связанную с появлением Интернет-сленга.
  2. Выяснила в толковом словаре значение неизвестных мне слов.
  3. Записала выводы в блокнот.

Выводы:

  • Бурный рост со второй половины XX века компьютерных технологий, и, в частности, массовое внедрение в середине 1980-х годов в обиход обычного человека персональных компьютеров и компьютерных устройств, внесли в русский язык громадное количество специальных слов и выражений, богатую разветвлённую терминологию.
  • Характерной особенностью, отличающей сленг в сетевом пространстве от других видов, является его быстрая изменчивость, объясняемая сменой поколений.
  • Интернет- сленг  отличается   «зацикленностью»   на реалиях мира молодых.
  • Интернет-сленг употребляется людьми, имеющими непосредственное отношение к компьютерам в повседневной жизни, заменяющие профессиональную лексику и отличающиеся разговорной.
  • Компьютерный сленг является средством самовыражения участников коммуникации, которых сближает общее дело, одна специальность. Его использование позволяет свободно общаться специалистам и пользователям разного уровня.

2.2. Опыт 2. Изучение способов образования Интернет-сленга.

Материалы:

  • научная литература;
  • толковый словарь С. И. Ожегова;
  • блокнот;
  •  ручка.

Мои действия:

 1. Внимательно изучила научную литературу о способах образования Интернет-сленга.

2. Выяснила в толковом словаре значение неизвестных мне слов.

3. Записала выводы в блокнот.

Выводы:

Основные способы образования Интернет-сленга:

  • графическая передача звуков и слогов цифрами;
  • сочетание кириллицы и латиницы, строчных и прописных букв, многократные повторы гласных и согласных;
  • использование подчеркивания, разрядки, многоточия, вопросительного и восклицательного знаков и их сочетаний, знака;
  • максимальная приближенность к фонетике разговорной речи;
  • графические элементы пиктограммы (смайлики);
  • иноязычная лексика, в большинстве своем англицизмы;
  • аббревиатурные образования;
  • перефразирование пословиц и поговорок;
  • употребление неполных предложений;
  • изменение порядка слов;
  • высказывания с именительным падежом существительного вместо косвенного;
  • включение разнородных элементов: вкраплений из других языков, различных графических элементов, анимации.

2.3. Опыт 3. Проведение анализа блогов, чатов, комментариев в сети Интернет.

Материалы:

  • блоги, чаты, комментарии;
  • телефон;
  • ручка;
  • блокнот.

Мои действия:

  1. Внимательно изучила популярные социальные сети.
  2.   Записала выводы в блокнот.

Выводы:

  • Фонетика Интернет-сленга отличается выраженной эмоциональностью и максимально приближена к фонетике устной речи.
  •  Современная молодежь в чатах выражает свои эмоции следующим образом:
  • многократное повторение звуков, интонационных знаков препинания;
  • написание по слогам;
  • членение точками:
  • членение символом ‘/’ (слэш) или ‘\’ (обратный слэш):
  • членение чередованием заглавных и строчных букв:
  • членение символом ‘*’ (звездочка):
  • членение двоеточием:
  • озвончения глухих согласных и замена букв ‘и’, ‘е’ на ‘ы’;
  • выделение заглавными буквами логического центра высказывания;
  • обозначение фразового ударения жирным шрифтом, подчеркиванием, написанием отдельных букв, слов в русских словах латиницей;
  • подчеркивание эмоционально значимого слова или словосочетания может осуществляться с помощью различных знаков;

2.4. Опыт 4. Определение  уровня влияния Интернет-сленга на речевую культуру современной молодёжи.

Материалы:

  • научная литература;
  • толковый словарь С. И. Ожегова;
  • ручка;
  • блокнот;
  • фотоаппарат;
  • анкеты. (Приложение № 1).

Мои действия:

  1. Обратилась с просьбой к учащимся среднего и старшего звеньев принять участие в анкетировании  с целью определения уровня влияния Интернет-сленга на их речевую культуру, отношения к Интернет-сленгу сверстников, взрослых.
  2. Внимательно изучила предоставленные мне анкеты.
  3.  Записала выводы в блокнот. (Приложение № 2).

Выводы:

     Интернет-сленг оказывает на речевую культуру современной молодёжи негативное влияние, а именно:

  1. Несоблюдение норм русского языка и в сети Интернет, и в обычной жизни;
  2. Использование в речи множества английских заимствований;
  3. Приобщение к американской культуре и стилю жизни;
  4. Неправильное прочтение русских и английских слов;

Повышение безграмотности.

Глава 3. Заключение.

     Интернет-сленг – это особая форма языка молодого поколения. Это очень эмоциональные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни и часто рассматриваются, как нарушение норм литературного языка. Интернет-сленг очень актуален в наше время среди подростков, что  говорит об их небогатом духовном мире.

     В результате изучения истории появления и способов образования Интернет-сленга, данных анкетирования и проведения практической работы я пришла к следующим выводам:

  • Бурный рост со второй половины XX века компьютерных технологий, и, в частности, массовое внедрение в середине 1980-х годов в обиход обычного человека персональных компьютеров и компьютерных устройств, внесли в русский язык громадное количество специальных слов и выражений, богатую разветвлённую терминологию.
  • Интернет-сленг делает речь более краткой, эмоционально-окрашенной. В виртуальном пространстве с помощью Интернет-сленга современная молодежь может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции.  Главное в этом языковом                        явлении – отход от обыденности, игра, ирония, маска. Непринужденный молодежный                          сленг стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей. Молодежный интернет-сленг подобен его носителям: он резкий, громкий, дерзкий.
  • Интернет-сленг употребляется людьми, имеющими непосредственное отношение к компьютерам в повседневной жизни, заменяющие специальную лексику и отличающиеся разговорной. Преодолевая границы профессионального средства общения, он превращается в  групповой, корпоративный жаргон с постоянно увеличивающимся числом носителей - всех пользователей компьютеров.
  •  Интернет-сленг оказывает на речевую культуру современной молодёжи негативное влияние. Подростки не соблюдают нормы русского языка и в сети Интернет, и в обычной жизни, что приводит к повышению безграмотности.
  • Фонетические средства выражения эмоций в Интернет-среде разнообразней и частотность их использования в Интернет-сленге несравненно выше, чем в литературном языке. Отмечается ряд стилистических приемов, характерных для Интернет-сленга, но не существующих в литературном языке или нетипичных для него: чрезмерная пролонгация звуков в эмоционально-значимых словах, чрезмерное скандирование иногда с использованием разбивки на слоги, намеренное нарушение орфографии, искажение ударения в подчеркиваемых словах, выделение логического ударения всеми доступными пользователю способами, обильное употребление интонационных знаков препинания. Фонетика Интернет-сленга отличается выраженной эмоциональностью и максимально приближена к фонетике устной речи.
  • Учащиеся моей школы в своей речи  наиболее часто употребляют следующие слова Интернет-сленга: комп,  клево,  столовка, реально, прикольно, кайф, фигня, отцепись, обалдеть, блин.
  • 11-13-летние подростки активно используют Интернет-сленг, они воспринимают его как нечто само собой разумеющееся и позитивное. Чаще всего пятиклассники и семиклассники употребляют слова, выражающие эмоциональную оценку.
  •   Подростки 14-15 лет также являются  пользователями Интернет-сленга, но только малая часть подростков этого возраста считают его модным. Большая их часть пользуется им по привычке.

     Подводя итоги, проделанной мной работы я поняла, что Интернет-сленг живет своей жизнью и видоизменяется. Его словарный состав постоянно подвержен изменениям и то, что сегодня звучит дико, через некоторое время, возможно, станет нормой. Но, конечно, хотелось бы, чтобы при этом оставалась какая-то нетронутая языковая литературная база, не подверженная веяниям времени, чтобы подростки знали,  что разговорная и литературная речь – это вещи разные, а Интернет-сленг - лишь часть "большого" языка.   Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь, но представить современного подростка совсем без него невозможно. Итогом моего проекта является составление словаря Интернет-сленга современной молодёжи и создание мультимедийной презентации по теме проекта.

     Таким образом, я считаю, что цель и задачи, поставленные мною в начале работы, достигнуты. Гипотеза о том, что использование Интернет-сленга в сетевом пространстве оказывает сильное влияние на  речевую культуру современной молодежи  и искажает великий русский язык подтверждена моим исследованием. Это проект был очень интересен. Исследование Интернет-сленга учащимися моей школы позволяет сделать вывод о том, что каждый гражданин своей страны должен совершенствовать свой язык, чтобы быть широко образованным, воспитанным, свободным и высоконравственным человеком, ориентировавшимся в современных условиях жизни.

Список использованной литературы.

  1. Интернет-сленг / http://wikireality.ru/wiki/Интернет-сленг
  2. Интернет-коммуникация как новая речевая формация / ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова. — М. : ФЛИНТА : Наука, 2012.
  3. Асмус Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства/ Н. Г. Асмус - Челябинск, 2014.
  4. Буторина Е. А Поговорить? Интернет как лингвистический феномен / http://www. gramota.ru/biblio/magazines/gramota/net/28_11
  5. Аксак В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два / В. А. Аксак. -  Эксмо, 2006 г.
  6. Копыл В.И. Общение в Интернете / В. И. Копыл. – АСТ, 2005.
  7. Н. В. Виноградова. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции / Н. В. Виноградова – М: Исследования по славянским языкам, 2011.
  8. Кучинков Т.В. Общение в Интернете / Т. В. Кучинков. - СПб. 2005
  9. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов – М.: Просвещение, 2004.
  10. www.vkontakte.ru
  11. www.odnoklassniki.ru

Приложение I.

  Вопросы анкеты для учащихся:

  1. Что такое Интернет-сленг?
  2. Знаете ли вы слова Интернет-сленга?
  • Да;
  • Нет;
  1. Используете ли вы эти слова в своей речи?
  • Часто;
  • Редко;
  • Никогда.
  1. Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто:

комп, классно, клево, лафа, зашибись, кайф, прикольно, круто, реально, везуха, фигня, тормоз, шестерка, хавать, отвали, отвяжись, отцепись, отвянь, базарить, приколоться, грузить, обломиться, очуметь, обалдеть, оттянуться, балдею, тащусь, слинять, наехать; СПС; чд?; норм.

  1. С какой целью  вы их употребляете?
  • Чтобы быть современным;
  • Чтобы меня понимали сверстники;
  • Не хватает времени на написание сообщений в сети Интернет, соблюдая правила русского языка;
  • Грамотное написание слов – это скучно;
  • Чтобы прикрыть свою безграмотность;
  • Потому что это модно.
  1. Могли бы вы обойтись без употребления Интернет-сленга?
  • Да;
  • Нет;
  • Не думал об этом.
  1.  Стараетесь ли вы обойтись без использования Интернет-сленга?
  • Да;            
  • Нет;                                
  • Не думал об этом.
  1. Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?
  • Да;                                
  • Нет;                                      
  • Не думал об этом;

  1. Приложение II
  2. Толковый словарь «Интернет-сленг».

«А»

  1. Автограф – синяк, ушиб.

«Б»

  1. Барсик – язык программирования Бэйсик;
  2. букварь – руководство, документация;
  3. бродилка – браузер, игры;
  4. бук – ноутбук.

 «В»

  1. Виндуха – Windows.

 «Г»

  1. Глючить - вести себя странно;
    гнать – придумывать, сочинять; 
    грузить – обманывать, лгать.

«Д»

  1. Доводить – намеренно злить, нервировать; 
    долбануться – удариться, упасть, сойти с ума, помешаться; 
    допереть – догадаться, додуматься; 
  2. до лампочки – всё равно.

«Е»

  1. ЕМНИП — Если Мне Не Изменяет Память

«З»

  1. Зависнуть – остаться где-либо, увлечься, перестать понимать что-либо;
    завязывать – бросать, заканчивать что-либо делать;
  2. задрало – надоело;
  3. заколебать – надоесть, замучить;
  4. закрыли тему – не будем больше говорить об этом;
  5. заткнись – замолчи.

 «И»

  1. Инет — Интернет

«К»

  1. Касперыч, Каспер, Кашпировский, Кашперский — Антивирус Касперского;
  2. клава — клавиатура;
    конкретно – точно;
    комп – компьютер;
  3. короче – быстрее; 
    круто – здорово, модно, резко;
  4. крутоваться – себя показать;
  5. крысодром - коврик для мыши.

«Л»

  1. Лафа – отдых, удовольствие;
  2. личка — приватные сообщения.

«Н»

  1. Навороты – дополнительные технические возможности;
    наезжать – идти с кем-либо на конфликт, искать повод для ссоры;
    напряг – трудное положение, напряжённая ситуация;

 «О»

  1. Облом – неудача; 
    отключаться – засыпать, терять сознание; 
    откосить – уклоняться от какой-либо работы; 
    отмазываться – находить оправдание;
    отпад – крайнее эмоциональное состояние.

«П»

  1. Палёный – ненадёжный, сомнительный, поддельный; 
    париться – переживать, беспокоиться;
    пахать – усердно работать;
    подкалывать – подшучивать над кем-либо;
    понтоваться – важничать, пытаться набить себе цену;
  2. предки – родители; 
  3. прикольно – смешно.

«Р»

  1. Раскинь мозгами – подумай;
  2. рубиться – играть в какую-либо игру;
  3. Руне́т — русская или русскоязычная часть Интернета

«С»

  1. Скриншот, Скрин  — снимок экрана или части экрана;
    сломаться – перестать делать что-либо;
  2. Смайлик - комбинация различных знаков препинания или букв, обозначающая настроение;
  3. собака, собачка — «@»;
  4. стучать – предать кого-то;
  5. стопудово – точно.

«Т»

  1. Типа - как будто; 
  2. тормозить – не понимать.

«У»

  1. Угорать – восхищаться, удивляться; 
    улёт – что-либо смешное, необычное;
  2. училка – учительница.

«Ф»

  1. Флешка-USB флэш-накопитель;
  2. Фуфло – плохая, некачественная вещь. 

«Ч»

  1. Ча́йник — малоопытный пользователь;
  2. Чат — общение пользователей;
  3. Чд? – Что делаешь?.

«Ш»

  1. Шестёрка - тот, кто доносит;
  2. шпора – шпаргалка.

«Щ»

  1. Ща – сейчас.

«Я»

  1. Ящик – телевизор. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Михейковкая средняя школа Итоговый проект по русскому языку «Влияние интернет-сленга на речевую культуру подростков» Выполнил:Прудников Кирилл Руководитель:Смирнова Елена Евгеньевна 2020

Слайд 2

1.Введение 2.Актуальность выбранной темы 3. Цель моего проекта 4. Задачи проекта 5. Исследования 6. Появления интернет-сленга 7. Способы образования интернет-сленга 8. Фонетические средства выражения эмоций в Интернет-сленге . 9. Изучение способов образования Интернет-сленга . 10. Определение уровня влияния Интернет-сленга на речевую культуру современной молодёжи. 11. Заключение 12. Список использованной литературы. ОГЛАВЛЕНИЕ

Слайд 3

Сеть Интернет стала средством общения для миллионов людей. Посещая различные сайты, общаясь по электронной почте, сразу замечаешь, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют без соблюдения норм орфографии. В чатах, на форумах тексты пишутся без знаков препинания, без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками. Современная молодежь старается общаться на более упрощённом, чаще безграмотном языке, и в дальнейшем это может отразиться на речевой культуре целого поколения. Введение

Слайд 4

Выбор темы данной работы связан с тем, что сетевой язык уже превратился в новый стиль общения, и наличие орфографических ошибок входит в привычку и становится причиной падения грамотности; если постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью Интернет-сленга , то в нужный момент человек не сможет говорить красиво, грамотно, свободно. Актуальность выбранной темы:

Слайд 5

Проанализировать речь обучающихся моей школы, выяснить характер и особенности специального искажения слов русского языка в виртуальном пространстве сети Интернет, изучить историю появления, способы образования Интернет-сленга и причины использования сетевого сленга молодежью. Цель моего проекта:

Слайд 6

Изучить научную литературу по теме проекта; провести анкетирование среди обучающихся среднего и старшего звеньев с целью определения уровня влияния Интернет-сленга на их речевую культуру; проанализировать результаты опроса; сформулировать выводы и предложения по теме исследования; составить толковый словарик Интернет-сленга ; создать мультимедийную презентацию по теме проекта. Задачи проекта:

Слайд 7

Объекты исследования: Объектами моего исследования являются анкеты одноклассников, сленг пользователей Интернета, взятый из чатов, форумов, социальных сетей. Методы исследования: чтение и анализ научной литературы, наблюдение, сравнение, обобщение, устный опрос, анкетирование, анализ результатов анкетирования, сбор часто употребляемых выражений в сетевом пространстве, ассоциация, мозговая атака.

Слайд 8

Бурный рост со второй половины XX века компьютерных технологий, и, в частности, массовое внедрение в середине 1980-х годов в обиход обычного человека персональных компьютеров и компьютерных устройств, внесли в русский язык громадное количество специальных слов и выражений, богатую разветвлённую терминологию. Под термином «сленг» объединяются разнородные явления - жаргонизмы, разговорные слова и выражения, присущие виртуальному общению, случайные образования, возникшие в результате ассоциаций, образные слова и выражения. Многие слова и обороты, начавшие свое существование как «сленговые», в настоящее время прочно вошли в сетевое пространство. Эти единицы, выходя за пределы профессионального и группового сленга, начинают употребляться широкими кругами носителей общелитературного языка, не ограниченными определенными социальными рамками (возраст, профессия, уровень образования, общие интересы и др.). Основным источником таких слов в русском языке является Интернет-сленг Появление Интернет-сленга

Слайд 9

Сфера действия Интернет-сленга охватывает людей, профессионально работающих с компьютерами, и просто пользователей, т. е. она достаточно широка. Как и любой другой «язык», свойственный той или иной группе людей, компьютерный сленг является средством самовыражения участников коммуникации, которых сближает общее дело, одна специальность. Его использование позволяет свободно общаться специалистам и пользователям разного уровня. Способы образования интернет-сленга

Слайд 10

Интернет-сленг является системой фонетических, лексических, грамматических и графических средств, которые формируются в уникальных условиях Интернет-среды . Рунет, жаргон геймеров , компьютерный жаргон относятся к общему языку Интернет, как частные понятия. Интернет-сленг является интернациональным феноменом, так как специфические ситуации общения возникают на всем его пространстве независимо от национальных языков пользователей. Следует отметить, что Интернет-сленг, будучи по форме письменной речью, фактически относится к разговорной речи и имеет все его основные признаки: непринужденность, непосредственность и неподготовленность общения, преобладание диалога над монологом, эмоциональность, оценочные реакции, неполноструктурная оформленность синтаксического, фонетического и морфологического уровней, прерывистость и логическая непоследовательность высказываний. Лексический состав Интернет-сленга также соответствует вокабулярному наполнению разговорной речи. Фонетические средства выражения эмоций в Интернет-сленге .

Слайд 11

Материалы: научная литература; толковый словарь С. И. Ожегова; блокнот; ручка. Мои действия: 1. Внимательно изучила научную литературу о способах образования Интернет-сленга . 2. Выяснила в толковом словаре значение неизвестных мне слов. 3. Записала выводы в блокнот. Выводы: Основные способы образования Интернет-сленга : графическая передача звуков и слогов цифрами; сочетание кириллицы и латиницы, строчных и прописных букв, многократные повторы гласных и согласных; использование подчеркивания, разрядки, многоточия, вопросительного и восклицательного знаков и их сочетаний, знака; максимальная приближенность к фонетике разговорной речи; графические элементы пиктограммы (смайлики); иноязычная лексика, в большинстве своем англицизмы; Изучение способов образования Интернет-сленга .

Слайд 12

Материалы: научная литература; толковый словарь С. И. Ожегова; ручка; блокнот; фотоаппарат; анкеты. (Приложение № 1). Мои действия: Обратилась с просьбой к учащимся среднего и старшего звеньев принять участие в анкетировании с целью определения уровня влияния Интернет-сленга на их речевую культуру, отношения к Интернет-сленгу сверстников, взрослых. Внимательно изучила предоставленные мне анкеты. Записала выводы в блокнот. (Приложение № 2). Выводы: Интернет-сленг оказывает на речевую культуру современной молодёжи негативное влияние, а именно: Несоблюдение норм русского языка и в сети Интернет, и в обычной жизни; Использование в речи множества английских заимствований; Приобщение к американской культуре и стилю жизни; Неправильное прочтение русских и английских слов; Повышение безграмотности. Определение уровня влияния Интернет-сленга на речевую культуру современной молодёжи.

Слайд 13

Интернет-сленг – это особая форма языка молодого поколения. Это очень эмоциональные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни и часто рассматриваются, как нарушение норм литературного языка. Интернет-сленг очень актуален в наше время среди подростков, что говорит об их небогатом духовном мире. В результате изучения истории появления и способов образования Интернет-сленга , данных анкетирования и проведения практической работы я пришла к следующим выводам: Заключение

Слайд 14

Интернет-сленг / http://wikireality.ru/wiki/Интернет-сленг Интернет-коммуникация как новая речевая формация / ред. Т.Н. Колокольцева, О.В. Лутовинова . — М. : ФЛИНТА : Наука, 2012. Асмус Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства/ Н. Г. Асмус - Челябинск, 2014. Буторина Е. А Поговорить? Интернет как лингвистический феномен / http :// www . gramota . ru / biblio / magazines / gramota / net /28_11 Аксак В. А. Общение в сети Интернет. Просто как дважды два / В. А. Аксак . - Эксмо , 2006 г. Копыл В.И. Общение в Интернете / В. И. Копыл. – АСТ, 2005. Н. В. Виноградова. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции / Н. В. Виноградова – М: Исследования по славянским языкам, 2011. Кучинков Т.В. Общение в Интернете / Т. В. Кучинков . - СПб. 2005 Ожегов С.И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов – М.: Просвещение, 2004. www.vkontakte.ru www.odnoklassniki.ru Список использованной литературы.

Слайд 15

Спасибо за внимание !


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Михейковская средняя школа ИТОГОВ ый проект на тему : “ История создания числительных ” Работу выполнил ученик 9 класса : Захаренков Арсений Руководитель : Смирнова Елена Евгеньевна

Слайд 2

Оглавление Введение Основная часть Изучение проблем употребления числительных Числительное как часть речи Из истории числительных Правильное употребление определенных числительных Анкетирование Вывод Список использованной литературы

Слайд 3

Введение Актуальность- проблемы исследования заключается в том, что в обществе часто не соблюдаются нормы русского литературного языка, в том числе в использовании числительных . Цель- выявить типичные ошибки в употреблении числительных и разработать рекомендации по их устранению . Задачи- Выявить особенности имени числительного как часть речи . Рассмотреть грамматические нормы склонения имен числительных. Проанализировать причины ошибок в употреблении имен числительных. Создать буклет.

Слайд 4

Изучение проблем употребления числительных В нашем мире большая часть населения не правильно употребляет числительные в устной так и в письменной речи. Часто мы можем увидеть ошибки в склонении числительных в устной речи на телевиденье и радио. Ученые-лингвисты совершенно спокойно относятся к проблеме неправильного склонения имен числительных и лишь посмеиваются. Я обратился к учителю русского языка и литературы, она рассказала что люди в бытовой речи стараются не склонять имена числительные, а использовать “ хитрости ” , которые помогают обходить трудности.

Слайд 5

Числительное как часть речи Имя числительное — часть речи, которая называет не какой-либо конкретный объект, а его количество или характеристику, имеющую количественное выражение. Это звучит довольно сложно. Скажем, у нас есть яблоко. Мы можем указать на то, сколько у нас есть яблок: например, три яблока. Такие числительные — один, два, три, двадцать пять, тысяча, две тысячи двадцать семь — называются количественными . Они изменяются по падежам . Словосочетание «третье яблоко» в данном случае называет один объект, а слово «третье», тем самым, обозначает признак. Однако становится ясно, что если яблоко третье, значит, где-то были еще два. Такие числительные, характеризующие объекты с точки зрения их порядкового номера, называются порядковыми .

Слайд 6

Из истории числительных История русских числительных очень интересна. Наши далёкие предки-славяне осмысливали число как определённое количество каких-либо конкретных предметов: "два дома", "семь быков". И лишь постепенно ими стало осознаваться число само по себе, независимо от предметов и лиц, просто как число два или число семь В давние времена существовало сочетание "подай пясть", то есть подай руку (на которой пять пальцев). Современное слово "пять" связано с существовавшим ранее словом "пясть"("рука") и когда-то имело конкретное значение пять пальцев пясти. Даже в наше время кое-кто считает «по пальцам», а в древности только такой счёт и был возможен. Древние славяне считали пятками. Сколько дали за златогривых коней Иванушки-дурачка? «Семь пять шапок серебра». Семь раз по пять.

Слайд 7

Более сложные счётные слова образовывались описательно. "Шесть на десять" – значило 16, а не 60 ("шесть за десятью"). Если нужно было обозначить ещё большее количество, прибегали к описательным словам или метафорам. Слово "тысяча" для обозначения больших чисел появилось раньше других слов. Когда потребовалось обозначить число 10000, использовали слово "тьма". Таким образом, потребовалось очень много времени, чтобы наши предки стали воспринимать числа как нечто отвлечённое от объектов и явлений конкретно-предметного мира. Процесс этот был очень медленным. Интересно, что долгое время на письме славяне передавали число не цифрой, а буквой: А – один, Б – ничего не значит, В – два, Г – три, Д – четыре, Е – пять… Цифровое обозначение чисел на письме появилось сравнительно поздно . С течением времени счётные имена становились всё больше похожими друг на друга. У них исчезла категория рода и числа – на путях истории счётные имена растеряли эти важнейшие признаки и тем самым окончательно обособились от всех остальных имён. Они образовали самостоятельную часть речи – имя числительное. В середине ХУШ века М.В.Ломоносов в своей грамматике впервые назвал числительные самостоятельной частью речи.

Слайд 8

Правильное употребление определённых числительных Падеж 5 … 10 … 20 30 Именительный пять … десять … двадцать тридцать Родительный пяти … десяти … двадцати тридцати Дательный пяти … десяти … двадцати тридцати Винительный пять … десять … двадцать тридцать Творительный пятью … десятью … двадцатью тридцатью Предложный пяти … десяти … двадцати Тридцати Падеж 40 90 100 Именительный сорок девяносто сто Родительный сорока девяноста ста Дательный сорока девяноста ста Винительный сорок девяносто сто Творительный сорока девяноста ста Предложный о сорока о девяноста о ста

Слайд 9

Это далеко не все числительные в употреблении которых есть особенности, о всех числительных я укажу в буклете. Падеж 500 700 900 Именительный пятьсот семьсот девятьсот Родительный пятисот семисот Девятисот Дательный пятистам семистам Девятистам Винительный пятьсот семьсот девятьсот Творительный пятьюстами семьюстами Девятьюстами Предложный о пятистах о семистах о девятистах

Слайд 10

Анкетирование В анкетировании я использовал 8 вопросов. Анкетирование я проводил среди учеников 6-11 классов. В тестировании приняло участие 36 учеников. 1-5 и так же 8 на правильное склонение числительных. 6 и 7 вопросы были на нахождение ошибок в тексте и исправление их. Получившиеся итоги я привел в диаграмме. Тестирование показало, что склонение имен числительных в речи вызывает у ребят немало трудностей.

Слайд 11

Выводы 1) Проблема употребления числительных в устной речи возникла давно и волнует не только учёных-лингвистов, но учеников и педагогов моей школы. 2) Все опрошенные в ходе анкетирования хотят в своей речи верно употреблять имена числительные. 3 ) Большинство учеников испытывают трудности при склонении имён числительных. 4 ) Применение наглядных пособий (стендов, памяток, буклетов), занимательного и игрового материала на уроках поможет решить проблему правильного склонения числительных.

Слайд 12

Список использованной литературы https :// chislitelnye . ru / - Сайт с информацией по числительным. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение, 1994. Волина В.В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. 1, 2 части. М. Т. Баранов, Т.А. Ладыженская , Л. А. Тростенцова и др.; - 5-е изд - М. : Просвещение, 2015-2019г. Волина В.В. Русский язык: веселая грамматика: имя числительное / М.: Дрофа, 2001 Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – 3-е перераб . – СПБ. , «Авалон», «Азбука-классика», 2007 Интернет-сайты 1 . http://rus.1september.ru/article.php?ID=199900301 2 . http://bookish.link/russkiy-yazyik/imya-chislitelnoe-72149.html 3 . http://new.gramota.ru/spravka/letters?id=61 4 . http://www.bitclass.ru/rus/theory/Морфология/Числительное 5 . http://mirznanii.com/a/52517/chislitelnye-v-shkole 15



Предварительный просмотр:

Падеж.

40

90

100

Имен.

сорок

девяносто

сто

Род.

сорока

девяноста

ста

Дат.

сорока

девяноста

ста

Вин.

сорок

девяносто

сто

Твор.

сорока

девяноста

ста

Пред.

о сорока

о девяноста

о ста

Падеж

5

20

30

Имен.

пять

двадцать

тридцать

Род.

пяти

двадцати

тридцати

Дат.

пяти

двадцати

тридцати

Вин.

пять

двадцать

тридцать

Твор.

пятью

двадцатью

тридцатью

Пред.

пяти

двадцати

тридцати

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Михейковская средняя школа

Буклет на тему:

Правильное употребление числительных

Подготовил:

Захаренков

Арсений

Михейково. 2020

Падеж

50

70

Имен.

Пятьдесят

семьдесят

Род.

Пятидесяти

семидесяти

Дат.

Пятидесяти

семидесяти

Вин.

Пятьдесят

семьдесят

Твор.

Пятьюдесятью

семьюдесятью

Пред.

Пятидесяти

семидесяти

Падеж

500

700

Имен.

пятьсот

семьсот

Род.

пятисот

семисот

Дат.

пятистам

семистам

Вин.

пятьсот

семьсот

Твор.

пятьюстами

семьюстами

Пред.

о пятистах

о семистах

Падеж

200

400

Имен.

двести

четыреста

Род.

двухсот

четырёхсот

Дат.

двумстам

четырёмстам

Вин.

двести

четыреста

Твор.

двумястами

четырьмястами

Пред.

о двухстах

о четырёхстах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность школьников как ресурс образовательного процесса в дополнительном образовании

Статья об организации проектной и исследовательской деятельности в условиях экологического объединения "Ритмы природы" МОУ ДОД ЗЦДЮТ...

Элементы краеведения в естественнонаучной проектной и исследовательской деятельности школьников: обучение и воспитание

laquo;C чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот, с той самой березки, что во поле, под ветром склоняясь, растет.." Любовь к Родине формируется постепенно в процессе накоплени...

Организация проектной и исследовательской деятельности школьников разных возрастных групп в условиях реализации современных образовательных стандартов.

Разработка и реализация на практике методических рекомендаций для учителя географии по организации проектно-исследовательской деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО....

организация проектной и исследовательской деятельности школьников в разных возрастных группах в условиях реализации современных образовательных стандартов.

В данном материале дается  пример как необходимо организовать проектную деятельность, образец рабочей тетради. Имеется презентация....

Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологии и в дополнительном образовании»

Презентация на тему "Проектная и исследовательская деятельность школьников, как средство реализации ФГОС на уроках биологиии в дополнительном образовании» показывает основные аспекты обучен...