Технологическая карта урока русского языка «Сложное предложение» 5 класс
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)

Хотеева Лариса Александровна

Открытый урок русского языка в 5 классе с использованием материала по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_5_klass.docx37.17 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Тема урока: «Сложное предложение»

 Класс: 5-А

Педагог: Хотеева Лариса Александровна

Цели для ученика

 - основные понятия по теме;

- отличия простого предложения от сложного;

- правила расстановки знаков препинания в сложном предложении

- находить грамматическую основу;

- отличать простые предложения от сложных;

- научиться определять типы сложных предложений;

-научиться ставить знаки препинания в сложных предложениях;

- научиться чертить схемы сложных предложений

Цели для педагога

- Познакомить учащихся с понятиями «сложное предложение», «типы сложных предложений».

- Ввести в активный словарь понятия "бессоюзное, союзное, сложносочиненное, сложноподчиненное предложение».

- Учить ставить запятые в сложном предложении, чертить схемы.

- Развивать навыки исследовательской деятельности.

- Развивать навыки самооценки, взаимооценки.

- Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей.

- Воспитывать любовь к родной природе.

- Воспитывать ответственность за результаты своего труда.

Тип урока

Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Форма урока

Фронтальная. Данная форма обучения направлена на организацию учащихся и определение темпа работы, в котором обучаться будет комфортно всем.

Опорные понятия, термины

Грамматическая основа, простое предложение, сложное предложение, типы сложных предложений, союзное и бессоюзное предложение. Сложносочинённое предложение, сложноподчинённое предложение.

Планируемые образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные)

  1. Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать признак сложных предложений; уметь различать основные виды сложных предложений.
  2.  Метапредметные (компоненты культурно- компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения значения по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне).
  3. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя индивидуальностью и одновременно членом классного коллектива, общества.

Формы контроля (фронтальная, индивидуальная, парная, групповая) 

Работа в парах, индивидуальная, фронтальная, групповая

Домашнее задание

Предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности, индивидуальных способностей и интересов обучающихся:

1.Выучить § 64 – для всех.

2.Упр. 509 – на выбор

3.Выписать из любого художественного произведения 5 сложных предложений разных типов. -  на выбор, кто считает, что справится с этим заданием

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Показатели результативности

1. Организационный момент (1-2 минуты)

Эмоциональный настрой

Целевая установка:

организация обучающихся, включение в деятельность на личностном уровне

2. Мотивация к деятельности по формулировке темы урока. Постановка проблемы – и выход на тему.

Целевая установка:

определение темы урока обучающимися и личных целей на урок

Формирование мотивации

Целевая установка:

мотивация к учебной деятельности.

3.Актуализация опорных знаний обучающихся

Целевая установка:

повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление имеющегося по данной теме недостатка знаний.

На этом этапе использован компонент «Краеведение». Текст из книги В.К.Арсеньева «Дерсу Узала»

4.Практическая деятельность обучающихся (исследователь-ского, творческого характера).

Целевая установка:

организация условий, инициирующих детское действие.

5. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи и конструирование схем.

Целевая установка самостоятельное выполнение задания нового типа и осуществление взаимопроверки.

6.Физкультминутка

Целевая установка:

снятие напряжения, усталости

7. Практическая деятельность обучающихся (исследовательского, творческого характера).

Целевая установка:

организация условий, инициирующих детское действие

8. Формирование рефлексивных умений. Осуществление коррекции.

Целевая установка:

обучение осознанию    своей учебной деятельности.

9. Итог урока.

Целевая установка:

оценка достижения цели  

и результатов деятельности своей и всего класса.

10. Домашнее задание

Целевая установка:

предоставление права выбора   домашнего задания, комментарии к нему.

Настраивает учеников на учебную деятельность: приветствует обучающихся, проверяет готовность рабочих мест.

Создает психологический настрой, положительную эмоциональную направленность.

Устанавливает контакт с обучающимися.

Приём «Эпиграф»: Простой разговор о сложном предложении

Какое слово является ключевым?

О каких предложениях мы будем сегодня говорить?

Но хочется, чтоб этот разговор был простым и понятным.

Давайте запишем тему сегодняшнего урока. Учитель записывает число и тему урока, допустив ошибку - Приём «Лови ошибку»

Второе фИвраля

Классная работа

Сложное предложение

Преобразует педагогическую цель в учебную ситуацию, ведущую к самоцелеполаганию обучающихся.  

Проверяет соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

Осуществляет постановку дидактической   задачи  перед каждым учебным элементом.

Перед вами листочки с вашими личными целями на сегодняшний урок. Отметьте, пожалуйста, что вам уже известно по теме, а что еще придется узнать. Таким образом, вы ставите целью сегодняшней своей работы ответы на непонятные вам вопросы. Прием «Цель и цели»

- Давайте сформулируем цель урока, опираясь на его тему и на опорные слова.

 1) Познакомиться с понятиями  ... (« Сложное предложение»), и ...

 ( « типы  сложных предложений»);
2)
Уметь отличать  ... (простые предложения) от  ... (от сложных )

3) Учиться видеть при помощи чего …. (они соединяются)
4)
 Учиться ставить ... (знаки препинания в сложном предложении)

Приём «Вызов»

Выдвините гипотезу:

-Что было бы с нашей речью, если бы мы говорили только простыми предложениями?

1. Для того, чтобы начать новую тему, я предлагаю поиграть и игру «Узнай родственника». Таким образом мы повторим всё, что уже знаем о синтаксических признаках простых предложений.

Вы дома составляли описательные признаки простого предложения. Поиграем в Игру «К вам приехал родственник».

Правила игры

Трое учащихся достаточного уровня выходят в качестве отвечающих, их фамилия -  ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Остальные учащиеся по очереди представляют их родственников. Задача учащегося-Предложения отгадать родственника, назвав его.

Отвечает тот из учащихся, кто быстрее отгадает. Спрашивающий может давать дополнительные подсказки.

Последнего родственника загадывает учитель 

— К вам приехал родственник. У него может быть две и больше грамматических основ. Кто это? (Сложное предложение)

2. Объяснительный диктант Объяснить знаки препинания.  Возможен выбор одного предложения (по желанию учащегося), если этого требует регламент времени). Непогода совсем почти стихла. Вековые ели и кедры утратили свой белый наряд. По сугробам скользили солнечные лучи, а от этого лес светлел.

Найдите последнего родственника Предложения — Сложное Предложение. Как вы его нашли? Чем отличается оно от других? Изменится ли предложение, если убрать союз А?

1. Предлагает учащимся самостоятельно  изучить тему урока исходя из поставленных целей. (проблем)

Задание даётся по рядам.

1-я группа – ряд  читает теоретическую информацию на стр.182 учебника Разумовской

2-я группа – ряд  читает теоретическую информацию на стр.184

3-я группа – ряд  читает теоретическую информацию на стр.185

2.Результатом групповой деятельности станет схема-кластер.

Приём «Кластер». Представители от каждой группы внесут свою часть информации в общую схему, рассказав о предложениях

Организация учебного процесса Настало время проверить себя, хорошо ли вы усвоили изученную тему. Поработаем самостоятельно на предложенных листах.

1.Наконец взошло солнце.

2. Сквозь туман стали вырисовываться деревья и горы.

3. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег.

Проверка по образцу.

1.Простое [ =  - ].

2.Простое [ = О и О ].

3.Сложное [ - = ], и [ =  - ].

 Затем обмениваетесь работами с соседом по парте, проверяете и ставите оценку:  

Ключ для самооценки.

Нет ошибок – «5»

1ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 и более ошибок – «2»

 

Приём «Верю-не верю»

Игра «Определи предложение по структуре».  (Учитель называет верную или неверную характеристику предложения. Учащиеся машут руками, если предложение охарактеризовано неверно, и сидят, если всё верно).

  1. Имена людей – это часть истории. (Сложное предложение)
  2. В них отражаются быт, вероисповедание, фантазия, творчество народов. (простое)
  3. Наша страна многонациональна, и у каждого из народов есть замечательные личные имена. (простое)
  4. В древние времена любое слово, которым именовали человека, люди начинали воспринимать в качестве личного имени. (сложное)
  5. Его роль в жизни человека очень велика. (простое)

6   Имена часто заимствуются одним народом у другого. (сложное)

1.На слайде предложение. Попробуйте начертить его схему.

А туманы сами рвались в клочья,

И горели звёзды днём и ночью,

И звенела птица-троеглазка,

И на цыпочках ходила сказка.

                   (А.Прокофьев)

Зачем поэту понадобились союзы и запятые?

Мы построили схему предложения. Учёный-лингвист Генриетта Граник назвала такой тип сложных предложений образно: «гуси». Представили мысленно, как гуси идут друг за другом? Так и части сложного предложения. Такая схема называется линейной.

2.Графический диктант

Начертить схему предложения на слух, считая «гусей».

Свирель запела на мосту,   (1)

И яблони в цвету,              (2)

И ангел поднял в высоту

Звезду зелёную одну,       (3)

И стало дивно на мосту

Смотреть в такую высоту.   (4)

3.А готовы ли вы сами к творчеству?

Сочините красивое предложение по заданным грамматическим основам:

Книги пахнут. Хочется.

Организует определение способов деятельности, степени усвоения знаний обучающимися на каждом этапе урока, трудностей и ошибок.  

 Осуществляет сотрудничество в определении путей коррекции ошибок и затруднений.

Задаёт вопросы:

- Какие задачи ставили?

-Удалось ли решить их?

-Каким способом?

-Какие получили результаты?

-Что можно сделать еще?

-Где можно применить новые знания?

-Что на уроке у вас хорошо получилось?

-Над чем еще надо поработать?

Организует подведение итогов урока, а также совместной и индивидуальной деятельности обучающихся (оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели

глубины знаний.

Дает характеристику деятельности класса.

Отмечает типичное в успешности усвоения и недостатки.

Характеризует возможности класса и отдельных обучающихся.

Кратко планирует работу на следующий урок.

Прием «Возврат к началу»

Простой разговор о сложном предложении

Простым ли вам показался вопрос о сложном предложении?

Предлагает домашнее задание с учетом уровня сложности, индивидуальных способностей и интересов обучающихся:

1.Выучить § 64 – для всех.

2.Упр. 509 – на выбор

3.Выписать из любого художественного произведения 5 сложных предложений разных типов. -  на выбор, кто считает, что справится с этим заданием.

Выполняют указания учителя, проявляя готовность к сотрудничеству

Ключевым является слово «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Мы будем говорить о сложных предложениях.

Дети находят предложенную ошибку и записывают в тетради верно

Второе фЕвраля

Классная работа

Сложное предложение

Определи цель урока для себя

Цели учащегося на урок

  1. Знаю, что такое предложение.
  2. Умею отличать простое предложение от сложного.
  3. Умею находить грамматические основы
  4. Знаю типы сложных предложений.
  5. Умею различать сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения.
  6. Умею ставить знаки препинания в сложных предложениях.
  7. Умею составлять схемы сложных предложений.

Учащиеся ставят плюсики там, где их знания соответствуют предложенной цели

Выдвигают предположения, высказывают свои суждения, отвечая на вопрос: «Какой смысл для меня имеет изучение данной темы?»

- Если бы мы говорили только простыми предложениями, то наша речь была бы бедной, мы бы не могли всегда правильно пояснять свои мысли. Речь - это выражение наших мыслей. А в мыслях у нас всегда присутствуют сложные идеи, всякие причинно-следственные связи

- К вам приехал родственник. У него, правда, грамматическая основа состоит только из подлежащего. Кто это? (Односоставное, назывное предложение)

- К вам приехал родственник. Только, кроме грамматической основы он ничего не захватил с собой. Кто это? (Нераспространенное предложение)

И так далее…

Дети записывают в тетради, а один ученик у доски. Графически выделяем основы и осложнения.

Ответы:

Сложное предложение

Две грамматические основы

Предложение станет бессоюзным, но останется сложным.

Объединяются в группы.

 Работают с учебной информацией, исследуют, осмысляют, сбирают и структурируют изучаемый материал, оформляют результаты своей деятельности, выбирая способы оформления

Кластер

Предложение

простое                          сложное

  [  ].          бессоюзное   союзное

                 БСП           ССП СПП

[  ],  [  ].      [  ], и [   ].    [  ], (где   ).

Проверяя тест, учащиеся отмечают ошибки, выставляют друг другу оценку по шкале баллов.  Проводится анализ и исправление ошибок.  

Выполняют физическое упражнение

Неверно-руки подняли вверх

Верно – сидят

Неверно – руки вверху

Верно-сидят

Верно – продолжаем сидеть

Неверно – руки вверх

Дети составляют схему предложения

Союзы связывают 4 мысли в целое, отражающее непрерывность, а знаки разделяют мысли. Знаки – ноты, помогающие услышать музыку стихов.

[1  ], и [2   ], и [3  ], и [4  ].

Сложное предложение состоит из 4 простых предложений, так как 4 грамматические основы.

[1  ], и [2   ], и [3  ], и [4  ].

Книги пахнут ветром, дождём, солнцем, и хочется погрузиться в мир красоты.

[  ], и [   ].    

Осознают  способы деятельности, глубину знаний, трудностей и ошибок, определяют пути их коррекции.

Отвечают на вопросы учителя.

Соотносят цель и результат своей учебной деятельности.

Узнали о ….

Научились ….

Пополнили….

Участвуют в подведении итогов урока.

Определяют степень решения поставленных задач.

Оценивают глубину своих знаний по теме урока.

Отмечают плюсиками на листе «Цель- Цели» то, что они поняли за урок.

Выставляют оценку при помощи смайлика.

Сдают рабочие листы учителю для проверки.

Выбирают задание по желанию.

Регулятивные: планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией

Л: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся

Регулятивные: умение удерживать внимание при восприятии информации, предположить и сформулировать тему урока.

Познавательные: умение осмыслить учебный материал, выделить главные, существенные признаки, установить связи в учебном материале, помогающие предположить тему урока.   Коммуникативные: строить речевое высказывание, вносить свои предложения, уточнения

Регулятивные: умение преодолевать трудности и препятствия в учебной деятельности.

Познавательные: осмысление значимости знаний, построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

П: выполняют учебно –познавательные действия  в материализованной и умственной форме; осуществляют  для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения,  классификации, устанавливают  причинно-следственные связи; анализ объектов; классификация по заданным критериям;

использование схем для решения задач; осознают познавательную задачу.

Р: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: умение формулировать собственное мнение; строить монологическое высказывание

Регулятивные:    принимать и сохранять задачи учебной деятельности, соотносить  их с конечным результатом; осуществлять поиск необходимой информации, проводить исследование, осуществлять творческий подход к решению проблемы, работать по плану, инструкции, алгоритму; находить рациональные способы деятельности, планировать этапы работы, распределять задания в группе, осознавать ответственность за результаты совместного труда.

Познавательные:   умение устанавливать взаимосвязи между явлениям; осуществлять перенос и действовать по аналогии, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, структурировать и моделировать информацию.

  Коммуникативные:      осуществлять сотрудничество, взаимопомощь в группе, воспринимать разные точки зрения, строить монологическое высказывание,   аргументируя свой выбор; формулировать личное отношение к проблеме, доказывать свою точку зрения.  

Регулятивные:   умение  оценить качество и уровень усвоения предыдущих знаний; определять последующие действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:   осмысление способов и условий действий.

 Коммуникативные:   умение воспринимать и понимать информацию, вступать в учебный диалог.

Познавательные: умение устанавливать взаимосвязи между явлениям

Регулятивные:

контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля  и успешно используют его в решении  учебной задачи.
Коммуникативные: умение слушать, понимать информацию

Регулятивные:

умение оперировать понятиями, предлагать рациональные способы решения проблем и выполнения заданий, анализировать свои достижения и достижения одноклассников.

Познавательные: строить цепочку рассуждений, обосновывать свои наблюдения, делать выводы, представлять информацию, используя разные приемы ее структурирования.

Коммуникативные: воспринимать информацию, строить монологическое высказывание, видеть и излагать жизненно-практическое значение решаемой задачи, давать свою оценку.

Регулятивные:

объективно оценивать результаты своей деятельности, вносить необходимые дополнения и коррективы в выполненное задание в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта.

Познавательные:

проводить рефлексию способов и условий действий.

Коммуникативные:

точно выражать свои мысли, осуществлять сотрудничество с учителем и сверстникам

Регулятивные:

умение соотносить достигнутые результаты с поставленными задачами, оценивать результаты совместной деятельности и факторы влияния на ее результативность.

Познавательные:

анализировать достигнутые результаты,   выделять главное в теме урока, оперировать понятиями, самостоятельно воспроизводить знания и способы деятельности при подведении итогов урока.

Коммуникативные: вступать в диалог с учителем, сотрудничать  при коллективном подведении итогов, строить устное высказывание в сжатой форме, давать собственную оценку положительным и отрицательным моментам урока.

Регулятивные:

умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи.

Познавательные:

умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное, определить способы выполнения задания.  

Коммуникативные:

умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив.

Личностное самоопределение, умение планировать собственную деятельность.

Развитие навыков самоцелеполагания, связи между целью учебной деятельности и ее мотивом,   формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Ценностно-смысловая ориентация обучающихся. Связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Формирование установки на  безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству.

Уважительное отношение к чужому мнению.

Мотивация к творческому труду, к работе на результат.

+ Здоровье-сберегающие, морально-нравственные, этические, эстетические планируемые результаты

Осознание собственного объема знаний, готовность к саморазвитию.

Здоровье сбережение, ценностное отношение к природному миру, социальная компетентность.

Умение осуществлять учебную деятельность. Готовность к сотрудничеству.

Уважительное отношение к чужому мнению.

Мотивация к творческому труду, к работе на результат.

+ Здоровье-сберегающие, морально-нравственные, этические, эстетические планируемые результаты.

Способность к мобилизации сил, энергии, способность к волевому усилию по достижению результата.

Личностное самоопределение

Самоосмысление и самоопределение в условиях выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: Бессоюзное сложное предложение.

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе по теме: Бессоюзное сложное предложение. Учебник для 9 класса. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Научный ре...

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме «Знаки препинания в сложных предложениях»

Цели данного урока: Образовательные: Обобщение и систематизация теоретических знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них. Развивающие: создать условия для развития ключевых компет...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».

Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.  ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013....

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе: «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них».

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе:  «Бессоюзные сложные предложения и знаки препинания в них»....

Технологическая карта урока русского языка для 6 класса Тема: «Сложное предложение»

Технологическая карта урока русского языка для 6 классаТема: «Сложное предложение»                              ...