Интеллектуальная игра «Наш любимый русский язык»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Ермолова Елена Николаевна

Внеурочное мероприятие по русскому языку для 7 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеурочное мероприятие по русскому языку для 7 класса.      Интеллектуальная игра «Наш  любимый русский язык»

Разработчик: Ермолова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Алтайская СОШ № 1

Цели:

Образовательные цели:

Обобщить изученный материал по темам курса.

Формировать умения применять полученные знания на практике.

Отрабатывать навыки использования раздаточного материала.

Развивающие цели:

Развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся.

Развивать культуру речи учащихся на внеклассных мероприятиях.

Воспитательные цели:

Воспитывать умение работать в группах.

Воспитывать любовь к родному языку.

 Задачи игры:

1) создание для учащихся развивающей среды средствами русского языка на основе межпредметной интеграции;

2) реализация творческой инициативы учащихся, направленной на формирование активной гражданской позиции и национального самосознания в условиях межкультурной коммуникации;

3) развитие риторических умений; ораторского искусства;

4) развитие коллективного творчества учащихся.


Оборудование:

Раздаточный материал (электронный вид в папке “Раздаточный материал”).

Компьютерная презентация “Игра-путешествие”. 

Планируемые результаты:

Личностные:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- достаточный объём словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- готовность к самостоятельной творческой деятельности;

- толерантное сознание и поведение в обществе;

- навыки сотрудничества со сверстниками;

- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

- готовность и способность к самообразованию.

Метапредметные:

- умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- умение ориентироваться в различных источниках информации;

- умение использовать ИКТ в решении когнитивных задач;

- умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

- владение навыками познавательной рефлексии.

Предметные:

- сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства;

- способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

- свободное использование словарного запаса;

- сформированность понятий о нормах современного русского литературного языка;

- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

- владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

- владение умением анализировать единицы различных языковых уровней.

Условия проведения игры:

Формируются две команды по 6 человек. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, оригинальное представление.

Игру ведут 2 ведущих. За 1 минуту надо дать правильный ответ.


Ход игры

Ведущий 1.

В мире насчитывается несметное количество языков. По предварительной оценке их число составляет около 6 тысяч. Каждый язык является инструментом отражения национальной культуры, инструментом развития и сохранения духовного и материального наследия. Язык каждого народа самобытен. Он формирует сознание человека, знание языка помогает расширить кругозор, глубже проникнуть в культуру другой страны. Признание и уважение всех языков позволяет сохранить мир во всем мире.

Ведущий 2.

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!     

Ведущий 1.

Сегодня мы будем общаться и познавать великолепный, богатый, благозвучный, яркий русский язык.

Давайте вместе приоткроем таинственный занавес – проведем интеллектуальную игру «Наш любимый русский язык». Команды будут бороться за звание победителя, им предстоит пройти через увлекательные задания. (Выбрать  членов  жюри).

Ведущий 2:

Как Вы знаете, у любой игры есть правила, и интеллектуальная игра не исключение.

Здесь правила таковы:

После того, как на слайде появится вопрос, у команды есть 1 минута на размышление, капитан команды, которая знает ответ поднимает карточку и команде предоставляется слово.

Ведущий 1:

Если ответ правильный, команда получает заслуженные баллы, если нет, – вопрос передается другой команде. В конце игры жюри объявит самую эрудированного команду.

Ведущий 2:

Участникам - занять свои места!

Ведущий 1:

– Итак, мы желаем командам успехов в состязании. Да победит сильнейший!

Ведущий 2: Первое испытание - представление команд. Здесь учащиеся должны представить свою команду, назвав девиз и показав эмблему. Представление ведется капитаном команды. Команды готовы! Прошу подойти ко мне капитанов команд.

Ведущий 1. Тишина в зале! Итак, внимание, второй конкурс «Поговорки»:

У вас всего одна минута. За ответ на этот вопрос вы можете заработать по 1 баллу за правильный ответ.

Запишите русские пословицы, близкие по значению данным китайским.

Внимание на экран:

Обсуждать надо часто – решать однажды.

Кто слишком спешит – позже справляется с делом.

Трудно схватить двух угрей двумя руками.

Когда стоит ясная погода, готовь зонт.

Ведущий 2.

Итак, следующий конкурс «Фантазия».

В данном туре вам нужно составить связный текст на тему «Весна в моем городе», в одном из предложений которого рядом бы стояли слова «облака», «падали». Максимальное количество баллов - 5

Ведущий 1.

Конкурс «Истоки»

Внимание на доску! Что такое кириллица и латиница? Напишите записку соседу по парте, используя только буквы А, В, Е (=Ё), К, М, Н, О, Р, С, Т, У, Х. Эти буквы есть во многих европейских языках, использующих латиницу. Поэтому можно сказать, что эти буквы являются международными символами.

Ведущий 2.

Конкурс «Шарада» оценивается 1 баллом. Отгадайте шараду.

Первым можно расплатиться,

А второе станцевать,

В целом вы должны, ребята,

Континент родной назвать!

Ведущий 1.

Конкурс «Домисолька»

Придумайте предложение, в котором каждое новое слово начиналось бы с последующей ноты. Например: Добродушный Рекс мило фальшивил сольную лягушачью симфонию. Максимальное количество балов в этом конкурсе – 5.

Ведущий 2.

Конкурс «Забавные превращения».

«У Кати длинные пряди и красивая панама. И хотя по радио сказали, что в нашей области возможны бури, она всё равно пошла на пристань». Проанализируйте слова «пряди», «бури» и «пристань». Как, не меняя ни одной буквы, превратить их в глаголы? Напишите свои предложения, в которых эти слова обозначали бы действие, а не предмет. Максимальное количество баллов – 4.

Ведущий 1.

Конкурс «Расследование».

Прочитайте стихотворение русского поэта и писателя Генриха Сапгира и проанализируйте подчёркнутые слова. Какой троп здесь использован? Как ещё можно поэтично назвать месяц? За правильное определение тропа – 1 балл. За каждое поэтическое название месяца по 1 баллу. Время пошло!

«Meсяц»

Ночью на небе один золотистый апельсин.

Миновали две недели,

апельсина мы не ели,

но осталась в небе только

апельсиновая долька.

Ведущий 2.

Конкурс «Начало конца».

Впишите в каждую строчку ещё по три буквы так, чтобы получились пары слов по шесть букв каждое, первое из которых оканчивается на дописанные буквы, а второе с них же и начинается.

Ведущий 1. Наша игра подходит к финалу. Пока жюри подводит итоги, послушаем стихи о родном языке.

Ученик читает стихотворение Н. А. Филяевой «РОДНОЙ ЯЗЫК»

 

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный.

То мощный и страстный,

То нежно-певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!


 

Ученица читает стихотворение «Родной язык — народа достоянье»

Родной язык — народа достоянье,
Он с детства каждому из нас знаком,
Стихи и проза, сказки и преданья,
Все мило нам на языке родном!
Учите, берегите речь родную,
Стихи слагайте, украшая жизнь!
Потомкам передайте речь живую,
Чтоб память о народе сохранить.

Ведущий 1:

А сейчас спросим у нашего уважаемого жюри:

- Кто победил?

Каков итог? Каких призов

Заслуживают игроки,

Большие наши знатоки.

Подведение итогов:

Слова ЖЮРИ.

Ведущий   2:

Желаем всем успехов в мире слов, в мире знаний.

Спасибо за игру. Надеемся, вы получили удовольствие, ибо игра носила не только развлекательный характер, но и познавательный.

Ведущие хором: ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Счастливый случай". Интеллектуальная игра по русскому языку.5 класс

"Счастливый случай" - это интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5 классов. Организована она по принципу некогда популярной одноименной игры. Предполагает участие двух команд, состоит из...

"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс

"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...

"ЛиРусс". Интеллектуальная игра по русскому языку и литературе. 5 класс

"ЛиРусс" - интеллектуально-познавательная игра по русскому языку и литературе  для пятиклассников.  Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ...

интеллектуальная игра по русскому языку "знатоки русского языка"

игра может проводиться в 6-7 классах, как  внеклассное мероприятие по русскому языку...

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихся 5-7-х классов «Знатоки русского языка»

Интеллектуальная игра по русскому языку для учащихс 5-7-х классов "Знатоки русского языка"...

Методическая разработка интеллектуальной игры по русскому языку "Своя игра"

Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что ...

Интеллектуальная игра по русскому языку "Знай свой язык" для учащихся 5–7-х классов

. Вступительное слово учителя С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит ма...