Формирование функциональной грамотности
план-конспект урока по русскому языку

Формирование функциональной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_fg.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

                             Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа п. Белоярский

Новобурасского района Саратовской области имени Бабушкина А.М.»

«Формирование функциональной грамотности на уроках

 русского языка и литературы» 

                                                                         Подготовила: Медведева Т.Г.,

                                                                              русского языка и литературы,

                                                                               высшей квалификационной категории

                                                  2022 год

              «Чему учить и как учить?» – это вопрос, который становится особенно актуальным именно в наше время, когда происходят кардинальные изменения в системе школьного образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Насколько успешен этот процесс, показывает выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из приоритетных задач.

Конечным результатом обучения  должно быть «взращивание функционально грамотной личности» - личности, которая «способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений», включая способность быть самостоятельным в принятии решений, нести ответственность за себя и своих близких, легко адаптироваться в любом социуме, действовать в соответствии с общественными ценностями.

Таким образом, сменяются приоритеты в сфере школьного образования: и главной целью обучения является вовсе не достижение учащимися определенного уровня предметных знаний и умений, а формирование системы ключевых компетенций, которые позволят молодым людям успешно применять усвоенные знания в практической ситуации и тем самым успешно адаптироваться в динамическом социуме. Компетенции – это умение применять практико-ориентированные знания в бытовых, социальных и профессиональных видах деятельности («знаю, как, где и когда»).

Выделяются следующие компетенции, связанные с функциональной грамотностью:

  1. Способность выбирать и использовать различные технологии;
  2. Способность видеть проблемы и искать пути их решения;
  3. Способность учиться всю жизнь.

Если раньше на уроках учитель старался уделять внимание систематизации изученного материала, формированию основных навыков, орфографической зоркости, то теперь, в рамках обновления содержания образования, на уроке нельзя ограничиваться академическими целями. Современные реалии требуют, чтобы ученик не только владел суммой знаний по предмету, но и успешно использовал их в разнообразных ситуациях. Умел и хотел учиться всю жизнь. Творческая личность должна обладать инструментом для самообразования, самовоспитания. Владеть приемами анализа, синтеза, уметь делать выводы, рассуждать. Все это может дать человеку функциональная грамотность.

Какими же практическими умениями и навыками должен обладать функционально грамотный человек? Организацией по международному сотрудничеству и развитию и  Институтом образования ЮНЕСКО в двенадцати странах Европы было осуществлено международное исследование грамотности взрослых, в ходе которого был разработан инструментарий, т.е. набор конкретных индикаторов функциональной грамотности. Они приведены в следующей таблице:

Виды функциональной грамотности

Индикаторы-умения (эмпирические показатели)

 Общая грамотность

 *Написать сочинение, реферат.

 Считать без калькулятора.

 *Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, в подборе слов.

 *Написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки

     Компьютерная грамотность

Искать информацию в сети Интернет.

Пользоваться электронной почтой.

Создавать и распечатывать тексты.

Работать с электронными таблицами.

Использовать графические редакторы.

 Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях

Оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

Обратиться за экстренной помощью к специализированным службам.

Заботиться о своем здоровье.

Вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

 Информационная грамотность

*Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов.

Читать чертежи, схемы, графики.

*Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение).

*Пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки.

Анализировать числовую информацию.

   Коммуникативная грамотность

Работать в группе, команде.

Расположить к себе других людей.

Не поддаваться колебаниям своего настроения.

Приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям.

Организовать работу группы.

 Владение иностранными языками

Перевести со словарем несложный текст.

Рассказать о себе, своих друзьях, своем поселке.

Понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники.

Общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

 Грамотность при решении бытовых проблем

Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах).

Планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи.

Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями.

Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

 Правовая и общественно - политическая грамотность

Отстаивать свои права и интересы.

Объяснять различия в функциях и полномочиях Президента, Правительства.

Объяснять различия между уголовным, административным и дисциплинарным нарушением.

Анализировать и сравнивать предвыборные программы разных кандидатов и партий.

          В данной таблице разных видов функциональной грамотности определены индикаторы, многие из которых должны формироваться у учащихся именно на уроках русского языка и литературы. К ним относятся такие коммуникативные и речевые умения, как писать сочинение, реферат, отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов, писать заявление, заполнять какие - либо анкеты, бланки, находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и других печатных текстов; использовать информацию из СМИ, газет, журналов,  телевидения, пользоваться алфавитным и систематическим каталогами библиотеки.

 Другие умения, входящие в базу функциональной грамотности, такие как «обратиться за экстренной помощью к специализированным службам», «расположить к себе других людей» тоже формируются на уроках русского языка.

 Таким образом, речевые умения является показателями не только коммуникативной, общей и информационной грамотности, но и многих других видов функциональной грамотности человека. Всё это только ещё раз подчёркивает, что именно русский язык и литература обладают широким потенциалом при формировании различных видов функциональной грамотности учащихся среднего и старшего звена: общей, информационной, коммуникативной, правовой, общественно-политической. Поэтому на учителей русского языка и литературы возлагается большая ответственность за подготовку функционально грамотного поколения.

 Главная задача учителя - научить ученика учиться. В свое время В. А. Сухомлинский писал: «Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

Пришло время перехода от фронтальных форм обучения учащихся к реализации индивидуальной образовательной траектории каждого учащегося, в том числе с использованием интерактивных, инновационных, проектно-исследовательских технологий, цифровой инфраструктуры. Задача учителя не преподносить знания школьникам, а создать условия для самостоятельного добывания знаний. Таким образом, современный урок – это урок, на котором учитель выступает в роли координатора, направляющего деятельность обучаемого, а ученик - в роли субъекта, самостоятельно добывающего знания. Именно те знания, которые он может применять в повседневной жизни, знания, при помощи которых формируется функциональная грамотность.

Таким образом, моя цель на уроке – вовлечение каждого ученика в активную познавательную и творческую деятельность. Этого можно добиться, используя новые технологии, необходимые для активной мыслительной деятельности и развития коммуникативности учащихся. Наиболее перспективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельности.

Интерактивные методы обучения (от англ. «Интерактив»- взаимодействие) - это такие методы и формы, используя которые, учитель «погружает» процесс обучения в процесс общения (взаимодействия); активность обучаемых при этом становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач. Интерактивные методы позволяют моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения;  способствуют формированию долгосрочных навыков и умений, создают атмосферу сотрудничества, взаимодействия.

Преимуществами интерактивных методов является то, что они позволяют учащимся на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды; развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта;  помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы; учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта. 

Уровневый подход в формировании ФГ × 5 класс – узнавание, воспроизводство и понимание × 6 класс – понимание и применение × 7 класс – решение проблем на основе анализа и синтеза информации в контексте предметного знания × 8 класс – решение проблем в контексте окружающей действительности × 9 класс – готовность действовать в условиях многозадачности, неопределенности в контексте окружающей действительности.

Основные стратегии обучения с использованием интерактивных методов: 
1) различные психологические упражнения на знакомство, сплочённость и сотрудничество внутри группы; 

2) имитации; 
3) дискуссии и диспуты; 
4) ролевые, дидактические и имитационные игры - если они основаны на принципах взаимодействия, активности и свободе обучаемых в решении образовательных задач, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. 
Интерактивные методы обучения можно применять на разных этапах урока. 

Этап урока

Методическая цель

Примерные методики 

1.Мотивация

Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы

опрос

2.Оглашение темы и задач

Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает

через эпиграф, слово, название 

3.Получение необходимой информации

Инструктаж учащихся для выполнения задания

 презентация домашнего задания 

4.Интерактивное задание

Практическое усвоение материала

 семинар, работа в группах

5.Подведение итогов

Обсуждение с целью закрепления материала

 дискуссии, комментирование. 

Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя

правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную стратегию активного

обучения. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к предмету, но и

развивать их творческую самостоятельность. Такие стратегии проведения занятий

позволяют сделать урок нетрадиционным, оживляют его.

Справедливо говорят, что знания не дают – знания берут, что ничему нельзя научить, можно только научиться. А помочь школьникам применять полученные знания и сформированные умения по русскому языку и литературе в практической деятельности – это одна из важнейших задач учителя-словесника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной грамотности на примере Чемпионата по финансовой грамотности

Данный доклад посвящен  теме «Формирование функциональной грамотности на примере Чемпионата по финансовой грамотности с применением интерактивных технологий и цифровых образовательных ...

Естественнонаучная грамотность. Современный урок – пространство формирования функциональной грамотности.

Задания в формате PISA позволяют мне оценить уровень развития читательской компетенции учащихся, т. е. насколько ученик в состоянии разобраться в тексте задачи или задания и извлечь из него ...

Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.

Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА, КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Развитие читательской грамотности на уроках английского языка, как средства формирования функциональной грамотности

В данной статье рассматриваются понятия функциональной грамотности и грамотности чтения, анализируются особенности развития функциональной грамотности при обучении иностранному языку и приводятся прим...

Читательская грамотность на уроках английского языка как одно из направлений формирования функциональной грамотности

Тема функциональной грамотности очень актуальна в сфере образования в последнее время. России нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут применять на практике полученные знания, будут спо...