Подготовка к государственному выпускному экзамену (ГВЭ) по русскому языку в 9-ом классе
статья по русскому языку (9 класс)

Кезик Лариса Владимировна

Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по русскому языку в 9-ом классе (письменная форма) состоит из двух частей: написание изложения и сочинения-рассуждения (ответ на творческое задание). При написании сочинения большинство детей испытывают затруднения, тем более такие затруднения испытывают ученики с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся в нашей школе по заключению ПМПК имеют диагноз ЗПР - у большинства задержка развития психических процессов, проблемы с памятью, вниманием. Как правило у таких учащихся наблюдается отставание в развитии различных видов мышления (наглядно-образного, словесно-логического), заметно отставание мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий), в следствие чего у детей скудный лексический запас, суженный рамками обиходно-бытовой тематики. Дети не просто могут не понимать, что писать, а порой и не могут подобрать слова, чтобы выразить какую-то мысль. Для облегчения выполнения обучающимися такого вида деятельности как сочинение, использую шаблоны-памятки, помогающие выполнить этот вид работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подготовка к государственному выпускному экзамену (ГВЭ) по русскому языку в 9-ом классе.

Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по русскому языку в 9-ом классе (письменная форма) состоит из двух частей: написание изложения и сочинения-рассуждения (ответ на творческое задание). При написании сочинения большинство детей испытывают затруднения, тем более такие затруднения испытывают ученики с ограниченными возможностями здоровья. Обучающиеся в нашей школе по заключению ПМПК имеют диагноз ЗПР - у большинства задержка развития психических процессов, проблемы с памятью, вниманием. Как правило у таких учащихся наблюдается отставание в развитии различных видов мышления (наглядно-образного, словесно-логического), заметно отставание мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, выделять сходство и различие понятий), в следствие чего у детей скудный лексический запас, суженный рамками обиходно-бытовой тематики. Дети не просто могут не понимать, что писать, а порой и не могут подобрать слова, чтобы выразить какую-то мысль. Для облегчения выполнения обучающимися такого вида деятельности как сочинение, использую шаблоны-памятки, помогающие выполнить этот вид работы.

С самого начала акцентирую внимание учащихся на том, какой перед нами текст? Отрывок из художественного произведения или отрывок статьи, знакомо ли детям имя автора? Затем определяем ТЕМУ и ИДЕЮ данного произведения, всегда напоминаю, что ТЕМА – то, с помощью чего связаны все части текста между собой, отвечает на вопрос О ЧЕМ? ИДЕЯ – для чего, с какой целью была написана статья, какие новые мысли выражает в ней автор, в чем заключается главная мысль произведения.

После того, как учащиеся для себя сформулировали тему и идею, работаем над вступлением.

1.Вступление – ТЕЗИС – положение, которое надо доказать ( высказывание автора), (ПОЧЕМУ).

1. ВСТУПЛЕНИЕ. (как начать) – фраза, предложенная в задании. Согласен или не согласен с мнением конкретного автора. Вступление можно начать с вопроса, сформулированного в задании к сочинению. Например: «Что такое дружба? Многие люди задумываются над этим… и т.д.»

Также начать вступление можно и с собственного высказывания: «Мне кажется, что умение дружить не каждому дано».

Или «автор текста (автор статьи, известный русский журналист, классик русской литературы, автор высказывания и т.д.) О. Филиппова утверждает, что дружба – это ……».

Автор текста «считает, пишет, рассуждает, утверждает, высказывает свое мнение о том , что, …».

« У автора есть мнение, что…»……..

Высказывание верно, справедливо, бесспорно,..

Понятна нам точка зрения автора……….

Я полностью согласен, не могу не согласиться с …,

Я разделяю точку зрения автора,…

Я поддерживаю точку зрения автора,

Бесспорно мнение автора о том, что…….

Докажем, покажем на примере из предложенного текста, подтвердим примерами, покажем на примере, проиллюстрируем.

Давайте разберемся в смысле этого высказывания…….

  1. Основная часть. Аргументы – примеры-доказательства из текста(ПОТОМУ ЧТО).

Вот некоторые рекомендации по написанию основной части в сочинении: 1. Перечитайте текст несколько раз.

2. Определите его тему (о чём текст?), идею (какими мыслями хочет поделиться с читателями автор?).

3. Отметьте те фрагменты текста, которые подтверждают, по вашему мнению, эту идею.

4. Сформулируйте смысл каждого фрагмента текста своими словами и запишите на черновике.

Помочь в написании основной части помогут следующие шаблоны:

« Проиллюстрировать вышесказанное можно на примере из текста»;.

«Я думаю, я считаю, по моему мнению, на мой взгляд, мне кажется, безусловно, разумеется, конечно…»;

«Чтобы подтвердить это, обратимся к тексту»;.

«Справедливость этого высказывания можно доказать на примере из текста».

  1. Заключение.

Вывод – итог общий, подтверждающий тезис, обобщение вышесказанного, завершение текста. Вывод должен быть - коротким, но емким по содержанию, органически связан с предыдущим изложением, не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам. В начале заключения можно использовать следующие вводные слова: итак, следовательно, значит, таким образом, мы пришли к выводу, подводя итог вышесказанному, делая выводы из вышеизложенных доказательств ит.д.

Образцы заключения:. «Таким образом,.........поднимает очень серьёзную проблему о ....»;

«Итак, следовательно, таким образом,»;

«Обобщая все вышесказанное,..»;

«Мы пришли к выводу о том, что…»

Памятка. «Выполняем творческое задание».

1. Определите тему

анализируемого текста.

Предложенный нашему вниманию текст – это рассуждение (повествование, описание), посвящённое…

Кто из нас не задумывался о …

Автор данного текста (назовите его) размышляет о…

2. Сформулируйте проблему,

поднятую автором в тексте.

Автор поднимает в тексте много проблем, но самая важная, на мой взгляд, это …

Автор пытается найти ответ на проблемный вопрос …

3. Прокомментируйте проблему текста (комментарии найдите в

тексте; не цитируя, а своими словами перескажите мысли автора, который ищет ответ на проблемный

вопрос)

Автор обращает внимание на…

рассуждает о…

подчеркивает важность…

приводит пример из свой жизни, из истории, чтобы показать…

вспоминает, как…

доказывает…

описывает что…

потрясен тем, что…

отмечает достоинства или недостатки…

критикует…

4.Сформулируйте авторскую

позицию (идею текста, ответ

автора на проблемный вопрос).

Автор считает, что…

Позиция автора ясна: …

Отвечая на проблемный вопрос, автор приходит к выводу: …

5. Выразите своё мнение по отношению к авторской

позиции: согласие, несогласие, частичное согласие.

Я согласен с автором…

Не могу согласиться с автором. Я считаю, что…

Я могу лишь отчасти согласиться с автором. Я согласен с тем, что …, но не могу признать правильным …

Действительно, есть много примеров, подтверждающих это…

6. Обоснуйте справедливость

своего суждения. Приведите

два аргумента, опираясь на

знания, жизненный и читательский опыт.

Справедливость высказанной автором мысли доказывают многие произведения русской литературы.

Например, в …

В жизни я не раз сталкивался с ситуациями, которые заставляли меня задуматься об этом…

7. Вывод (перекликается с вашим тезисом; та же мысль, только другими словами

Поэтому… следовательно…

значит… таким образом… в заключение… согласно этому…


Примерный вариант задания.

1. Дайте аргументированный ответ на вопрос: «Согласны ли вы с автором статьи, что компьютер и телевизор отбирают у детей детство?»

Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения.

Продумайте композицию сочинения.

Текст.

Компьютер и телевизор отбирает у детей детство. Вместо активных игр, переживаний, настоящих эмоций и общения со сверстниками и родителями, познание самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности развития, что дается человеку только в детстве.

В виртуальной действительности ребенок не переживает обычных человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удар, и оскорбления, и собственной вседозволенности. Убивая в компьютерных играх дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно преступая моральные нормы.

Необходимо помнить и о вреде воздействия электромагнитных излучения при работе ребенка с компьютером, следствие которого является повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы, развитие близорукости, расстройство сна, нарушения памяти и внимания, рост аллергических реакций организм и даже изменения в костно-мышечной системе.

(По Филипповой О.В.)

Один из вариантов сочинения (ответ на творческое задание).

Я совершенно согласна с автором статьи О.В. Филипповой, что компьютер и телевизор воруют у детей детство. Нельзя не согласится с этим высказыванием.

Действительно, в нашем современном мире мы встречаем много не только взрослых, но и детей, часами просиживающих за компьютером. Такие люди редко выходят на улицу, стараются избегать живого человеческого общения, потому что у них есть виртуальные друзья. В наше время у такого явления появился даже диагноз «компьютерная зависимость». Как сообщают по телевиденью, бывает настолько сильная зависимость, что людям даже некогда принимать пищу, и они могут погибнуть от истощения. Мне повезло, что когда я росла, не было такого изобилия планшетов, мобильных телефонов. Мы целыми днями с другими ребятами с нашего двора проводили на свежем воздухе, много гуляли, устраивали пикники возле бухты. Жаль тех детей, которые уже попались на удочку компьютерной зависимости, ведь они не только в дальнейшем остаются в одиночестве, но и получают ряд заболеваний.

Обобщая все вышесказанное, могу сказать, что совершенно согласна с автором статьи в том, что компьютер и телевизор отнимают у детей детство. Могу также добавить, что не только детство, но и их здоровье, счастье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.

Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка  в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....

Синтаксические нормы русского литературного языка (Подготовка учащихся к выпускному экзамену).

В данной работе представлен материал на тему "Синтаксические нормы русского литературного языка", который можно использовать при подготовке к экзаменам всех учащихся....

Сборник тренировочных материалов для подготовки к государственному выпускному экзамену по МАТЕМАТИКЕ для обучающихся по образовательным программам ОСНОВНОГО общего образования

ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТренировочные  материалы  предназначены  для  подготовки  кгосударственному выпускному экзамену в устной и письменной формах. В части1 представлен тип...

Статья "Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе"

                     Введение единого государственного экзамена  по  русскому языку  в 11  классе вызывает необходимос...

Статья "Система подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку в 11-м классе"

Введение единого государственного экзамена  по  русскому языку  в 11  классе вызывает необходимость изменения в методах и формах работы учителя....