турнир знатоков русского языка
олимпиадные задания по русскому языку (9 класс)

Антонова Татьяна Геннадьевна

Олимпиадные задания по русскому языку с ответами

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon turnir_znatokov_russkogo_yazyka.ppt137.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

знатоков русского языка ТУРНИР

Слайд 2

I . Орфоэпические нормы русского литературного языка Расставьте ударения в следующих словах. Вечеря, гребень, грузится, добралась, емкостей, задымленный, звонит, ишиас, кралась,ходатайство,апостроф.вероисповедание, карфагеняне, каталог,ободрить.

Слайд 3

Ответ(1б. за кажд. прав.) ВЕчеря, грЕбень, грУзится, добралАсь, Ёмкостей, задымлЁнный, звонИт, Ишиас, крАлась,ходАтайство,апострОф,вероисповЕдание, карфагЕняне, каталОг.ободрИть.

Слайд 4

История русского алфавита Прочитайте утверждение академика А. Шишкова: Азбука наша письменами или буквами своими, по порядку читаемыми, составляет некоторый полный смысл, содержащий в себе наставление тому, кто начинает их произносить, напоминая и твердя юному ученику о важности своей и пользе обучаться языку. Какие фрагменты имел в виду А.Шишков, составляя предложенное суждение?

Слайд 5

Ответ Аз буки веди= я буквы знаю; глагол добро есть=слово(речь)есть добро; добро есть живёте=добро есть жизнь; како люди мыслете=как люди мыслят; наш он покой=наш тот покой; рцы слово твёрдо=говори слово твёрдо

Слайд 6

История русского алфавита А. С. Пушкин однажды,угощая обедом в ресторане графа Завадского, сказал: «А ведь я богаче вас, вам приходится иногда ждать денег из деревень, а у меня доход постоянный- С ТРИДЦАТИ ШЕСТИ БУКВ РУССКОЙ АЗБУКИ». О каком алфавите говорил А.Пушкин?

Слайд 7

ответ Речь идёт о русской азбуке до 1917-1918 гг., в котором Ё и Й не считались особыми буквами, зато были буквы «и-десятеричное», «ять», «фита», «ижица». Таким образом, получается 35 букв. Видимо, 36 буквой подразумевалась Й или Ё.

Слайд 8

Семантическая система русского языка Какое значение имеет выделенное прилагательное УБОГИЙ в примерах из поэзии Пушкина? 1)Приют убогого чухонца. 2) Monsier Abbe , француз убогий …

Слайд 9

ответ В первом случае прилагательное убогий означает «пребывающий в бедности, нищете, нужде», во втором случае - «лишённый ума, таланта, духовно ограниченный».

Слайд 10

3. Происхождение и история слов Существует ли родственная связь между словами клад и колода?

Слайд 11

ответ В словах клад и колода исторически разные корни. Названные слова не являются парой с неполногласием и полногласием. Слово клад связано по происхождению с глаголом класть, кладу, а слово колода – с глаголом колоть.

Слайд 12

3. Происхождение и история слов Существует ли родственная связь между словами хлеб и хлебать?

Слайд 13

Ответ(1-3 б, макс. б. -9) Между словами хлеб и хлебать нет родственной связи, так как в них исторически разные корни. Названные слова различаются по значению: хлеб –пищевой продукт, выпекаемый из муки; твёрдая пища из злаков, хлебать – пить большими глотками. Исторически слова различаются написанием: в слове хлеб в корне писали букву «ять», а в слове хлебать – букву е. Слова хлеб и хлебать относятся к разным словообразовательным гнёздам

Слайд 14

Анаграммы Расшифруйте анаграммы лингвистических терминов Ясгениемч Размахи Нинатом Класике Укажите термин, который по своему значению выбивается из ряда.

Слайд 15

Ответ 2 балла за кажд. термин. 2б. За за указание на разл. слово Смягчение Архаизм Антоним лексика

Слайд 16

,Русская фразеология Какое выражение является по смыслу лишним ? Дамоклов меч, кузькина мать, валаамова ослица, авгиевы конюшни, мамаево побоище, вавилонское столпотворение, дубина стоеросовая, верста коломенская

Слайд 17

Ответ 2 б. за пр., Все выражения, кроме дубина стоеросовая, состоят из существитетельного и прилагательного, образованного от имени собственного. Прилагательное стоеросовая – переогласовка прил. ставросовая, образованного от греческого ставрос –кол, шест, свая, крест.

Слайд 18

Русская фразеология В современном русском языке мы используем устойчивые выражения взялся за гуж, надел хомут на шею, поворачивай оглобли, закусить удила. А каковы исходные значения слов гуж, хомут, оглобля, удила

Слайд 19

Ответ по 2 б. Гуж- петля в хомуте, скрепляющая оглоблю с дугой. Хомут – часть упряжи, надеваемый на шею лошади округлый деревянный остов с мягким валиком на внутренней стороне. Оглобля – часть упряжи, одна из двух круглых длинных жердей, укреплённых на передней оси повозки и соединящихся с дугой Удила – часть сбруи, металлические стержни, вкладывемые в рот упряжного

Слайд 20

Речевые нормы Чем обусловлены затруднения при образовании формы первого лица единственного числа глагола пылесосить ? В чем особенность данной нормы ?

Слайд 21

Ответ Формы пылесошу противоречит принципу выравнивание основ,хотя образуется по регулярной модели,соответствующей норме. А форма пылесосю не соответствует норме образования первого лица единственного числа в данной разновидности глаголов. Парадигма глагола недостаточный,форма первого лица единственного числа отсутствует,не может быть образована.

Слайд 22

Речевые нормы Найдите и исправьте ошибку в слове взаимообразно. Объясните причину возникновения ошибки.

Слайд 23

Ответ Нужно писать заимообразно. Ошибка связана с переосмыслением значения слова заимообразно в долг, взаймы.

Слайд 24

Заимствованные слова Определите значения слов аутсайдер, парламентарий

Слайд 25

Ответ Аутсайдер- 1.Неспециалист, любитель, отстающий. 2.Предприятие или компания, не входящие в монополистические союзы 3.спортсмен, не имеющий шансов на успех в состязании, скаковая или беговая лошадь, не являющаяся фаворитом. Парламентарий – член парламента

Слайд 26

Морфология Функции каких частей речи может выполнять слово всё

Слайд 27

ответ Можно рассмотреть 5 частей речи, с которыми связывается местоимение всё. 1. Имя прилагательное. Она прогуляла всё лето. 2.Имя существительное. Она всё прочла. 3. Глагол. Ты уже всё. 4.Частица. Бабушке становилось всё легче и легче. 5.Наречие. Не всё коту масленица.

Слайд 28

морфология Какого рода слово дружище. В каком падеже оно стоит. В чём особенность употребления этого слова в современном русском языке

Слайд 29

ответ Слово дружище мужского рода, определяется не по окончанию, а по характеру согласования с определениями Дорогой мой дружище С исторической точки зрения это форма звательного падежа. В современном русском языке употребляется в качестве обращения и потому стоит вне падежной системы. Нельзя сказать Это мой дружище. Пойду к своему дружище.

Слайд 30

морфология Назовите общие грамматические признаки местоимения мой и глагола мой

Слайд 31

ответ Грамматическая категория лица. У притяжательного местоимения мой форма –1-го лица категория лица выступает как постоянный признак, ф. повелит. Наклонения глагола мой выражает значение 2 лица. Грамматическая категория числа. У местоимения мой число синтаксически зависимая категория, значение числа повторяет, дублирует значение формы числа существительного, с которым согласуется местоимение, т.е. единичность предмета. Форма повелительного наклонения глагола выражает значение числа, не зависящее от других слов в предложении. Наличие словоизменения. Местоимение склоняется, а глагол спрягается.

Слайд 32

Синтаксис Можно ли однозначно определить синтаксические функции зависимых слов в данных словосочетаниях: чтение книги, желание подкрепиться , завтрак на траве ?

Слайд 33

Ответ Во всех случаях определение синтаксических функций неоднозначно. В каждом словосочетании зависимые слова можно квалифицировать как определения, так как они относятся к главным-существительным. Но в словосочетании чтение книги слово чтение осложнено значением дополнения, так как оно обозначает объект действия, названного главного словом-отглагольным существительным: словосочетание желание подкрепиться вообще может быть признано нечленимым, так как у главного слова-отглагольного существительного сохраняется модальное значение, а в словосочетании завтрак на траве добавляется значение обстоятельства места благодаря синтаксической форме слова с предлогом НА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка".

Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку для 5-6 классов. Интересные задания по морфемике, морфологии, синтаксису, пунктуации, культуре речи, фразеологии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 6 класса "Турнир знатоков русского языка"

Данное мероприятее  можно проводить в рамках  месячника  по русскому языку и литературы, а так же во внеурочное время на факультативных занятиях.   Целями проведения мероприятия яв...

Внеклассное мероприятие по русскому языку Турнир знатоков русского языка

Развивать у детей понимание того, какую роль играет русский язык в современном мире и нашем многонациональном государстве....

Внеклассное мероприятие по русскому языку/ Турнир знатоков русского языка среди учащихся 5-6 классов

Данное внеклассное мероприятие по русскому языку  поможет  проверить знания учащихся ся по русскому языку, привить интерес к изучению родного языка,способствовать активации мыслительной деят...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка" 6-8 кл.

Данное мероприятие предусматривает 3 команды детей. Двое учителей-ведущие мероприятия. Турнир включает 6 туров: орфоэпический,лексический,фразеологический,морфемный,морфологический,редакторский. За ка...

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Турнир знатоков русского языка"

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса "Турнир знатоков русского языка".Данное мероприятие может проводиться в рамках Недели русского языка и литературы. Участие принимают команды пяты...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков русского языка"

Цель:проверить знания учащихсяся по русскому языку; учить решать проблемные вопросы; чувствовать слово; приобщать учащихся к работе с научно-популярной и справочной литературой по русскому языку...