Конспект открытого урока в 8 классе на тему "Односоставные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Батищева Мария Вячеславовна

Материал для подготовки и проведения урока на тему "Односотавные предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_uro_kna_temu_odnosostavnye_predlozheniya.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему «Односоставные предложения»

подготовила учитель русского языка и литературы Батищева М.В.

Тема урока: «Односоставные предложения»

Тип урока: Урок – обобщение

Цель урока: Обобщить и расширить знания обучающихся по теме «Односоставные предложения».

Образовательные: формировать умения различать типы односоставных предложений; двусоставные и безличные, синонимичные по значению, правильно определять способы выражения сказуемых в безличных предложениях.

Развивающие: формирование умения систематизировать информацию, анализировать, делать выводы, повышать творческую активность учащихся.

Воспитательные: формирование коммуникативных умений в ходе групповой работы.

Метапредметные результаты:

Личностные УУД:  Формирование мировоззренческих понятий; принятие социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях

Регулятивные УУД: Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами.

Познавательные УУД:  Умение выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы; развивать навыки исследовательской деятельности.

Коммуникативные УУД:  Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей; владение устной и письменной речью; использование информационных ресурсов для поиска информации.

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Дидактический материал: учебник по русскому языку для 8 класса под редакцией Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой, О.В.Загоровской, А.Г.Нарушевича.

Ход урока

I. Мотивационно – ориентировочный этап. (3 мин).

1. Организационный этап (приветствие, проверка отсутствующих)

II. Операционально-деятельностный этап. (20-25 мин).

1.Проверка домашнего задания.(упр.410) 

Один ученик у доски, остальные проверяют в своих тетрадях. Выделить грамматическую основу, определить, какое предложение.

1.Я не на диете.

2.Я свидетель! А что случилось?

3.Расческа есть? Ну, и чеши отсюда.

4.Больше не буду!

5.Человеку свойственно ошибаться.

6.Держи себя в рамках.

7.Хочу есть!

8.Люблю нашу школу.

9.Занесен в Красную Книгу.

10.Самый умный в классе.

11.Не ждите от меня хорошего. Самому не хватает.

12.Перед вами компьютерный гений. 

2. Предлагаю вам поучаствовать в Олимпиаде по теме «Односоставные предложения»

Но для начала нужно узнать, а что же такое олимпиада?

Олимпиада – греческое слово: 

1)Крупнейшие международные состязания по основным видам спорта, проводимые раз в 4 года. 

2)Конкурс, соревнование в какой-либо области (математике, истории и т.д.) 
(запись в тетради определения слова) 

1. Разминка.

« КЛАСТЕР». СОБЕРИТЕ ОПОРНУЮ СХЕМУ. (слайд 1)

Определённо - личные

БЕЗЛИЧНЫЙ ГЛ., Н. Ф. ГЛ., НЕТ

Неопределённо- личные

ОНИ, КТО - ТО

Обобщённо - личные

 

ВСЕ, ЛЮБОЙ

Безличные

 

1, 2 Л. ЕД. Ч. и МН.Ч. НАСТ. и БУД. ВР.

Назывные

 

3 Л. МН.Ч. ПРОШ. ВР.


СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА


Я, МЫ, ТЫ, ВЫ

ПОСЛОВИЦЫ

ПОДЛЕЖАЩЕЕ

2. «Фигурное катание» (слайд 2).

Перед вами четыре предложения. Каждое слово в предложении – это фигура. Разбор всего предложения – это выполнение всех элементов фигурного катания. Ваша задача: выполнить синтаксический разбор одного предложения по жребию.

1. В необыкновенную красоту фигурного катания влюбляешься сразу.

2.Во всём мире говорят о важной роли спорта в жизни человека

3. Любите спорт!

4. Родиной этого прекрасного вида спорта является Голландия.

3. Сноуборд. (слайд 3)
Сноуборд – скоростной спуск с горы на доске. (запись слова в тетради, демонстрация рисунка) 
1.Сноуборд. 2. Суть этого молодого олимпийского вида спорта полностью отражена в названии – снег плюс доска. 3. Покоряют сноуборд без лыжных палок. 4. Лететь на огромной скорости предлагается, балансируя руками. 5. Впервые сноуборд заявил о себе на зимних играх в Нагано в 1998 году. 6.Сноуборд – молодёжный спорт.
Задания: 
1.О чём этот текст? 

2.Когда появились соревнования по сноуборду? 

3.Найдите односоставные предложения, определите их вид. 
(1 – назывное.

3 – неопределённо-личное.

4 – безличное.)

4.Найдите предложение с деепричастным оборотом(4).

5.Объясните постановку тире в последнем предложении (графически).

4. Шорт-трек (скоростной бег на коньках на короткой дорожке) (слайд 4)

- Сейчас вы одновременно начнёте забег на коньках. На это у вас будет одинаковое время(5 минут) и тестовое задание. Проверим, чей забег будет результативнее.

Тест. 

  1. Укажите верное утверждение: 
    А. Предложения, в которых имеются два главных члена (подлежащее и сказуемое), являются двусоставными.

Б. Предложения, в которых имеются две основы, являются двусоставными.

В. Предложения, в которых есть второстепенные члены, являются двусоставными. 

  1. Найдите среди данных предложений односоставные: 
    А. Не плачь попусту.

Б. Ближе к обеду началась гроза.

В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

Г. Тротуары заливают асфальтом.

  1. Односоставные предложения делятся на следующие виды: 
    А. Определённо-личные, назывные, повествовательные, безличные.

Б. Назывные, определённо-личные, двусоставные, безличные.

В. Назывные, определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. 

  1. Как называется предложение, в котором есть сказуемое, но нет и не может быть подлежащего? 
    А. Безличное.

Б. Назывное.

В.Определённо-личное.

Г. Неопределённо-личное.

  1. Какое из предложений является назывным: 
    А. Мяса тогда не ели. Б. Туман! В. Дни стоят пасмурные. 
  1. Определите тип предложения: 
    Тропинки в лесу замело снегом.

А. Двусоставное.

Б. Определённо-личное.

В. Безличное.

Г. Неопределённо-личное. 

  1. Какая схема соответствует предложению? 
    Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.

А. Двусоставное, и двусоставное.

Б. Двусоставное, и определённо-личное.

В. Двусоставное, и неопределённо-личное.

Ответы: 1(А), 2(А, Г), 3(В), 4(А), 5(Б), 6(В), 7(В). 

Физминутка.

5.Бобслей (двойки – в бобе сидят два спортсмена) (слайд 5)
Бобслей – скоростной спуск с горы по ледовым трассам на управляемых санях – бобах.

- Наша трасса довольно извилиста. Сейчас вы будете выполнять графический диктант и двигаться по трассе. Если ваша трасса совпадёт с моей, вы удачно финишируете. Если нет – то ваш боб вылетает с дистанции.
Вы должны согласиться или не согласиться с утверждениями. Согласие, да ^ , не согласен, нет - .

1.Определенно - личные предложения - это односоставные предложения. (Да)
2. Это предложения с одним главным членом, совпадающим по выражению со сказуемым. (Да)
3.Можно ли в неопределённо- личном предложении восстановить подлежащее? (Да)
4. Могут ли быть в них подлежащими местоимения 1, 2 лица? (Нет)
5.Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (Нет)
6.Связаны ли понятия: безличные глаголы и безличные предложения? (Да)
7. Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (Нет)
8. Согласен ли ты, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? ( Да)
9. Может ли назывное предложение быть распространенным? (Да)
10. Назывные-двусоставные предложения? (Нет)

Проверка по ключу.

6.Биатлон (слайды 6,7) ( комплексные соревнования, состоящие из лыжных гонок со стрельбой из винтовки на нескольких огневых рубежах) 
- Мы будем выполнять лишь стрельбу по мишени.
Лингвистическая игра «Четвертый лишний».

Исследовательской работа, цель которой – найти односоставные предложения среди однотипных.

B каждом ряду есть односоставное предложение, непохожее на остальные три. Найдите его, определите вид.

I. Ночь темна. За дверью бегают. Сестра – врач. Не плачь ты попусту.

II. Иду по улице нарядной. B доме шумят. Меня задержали на полчаса. Травы скашивают рано утром.

III. Люблю грозу в начале мая. Красуйся, град Петров. Ведут ко мне коня. Будем вместе служить.

IV.C утра морозит. Вам не видать таких сражений. Нет дыма без огня. Цыплят по осени считают.

V. Не спится, няня. Мужайся, сердце, до конца. Еду – еду в чистом поле. Идём по лесу.

VI.Темнеет. Не было дождя. Нельзя говорить гpомко. Раннее утро.

7. Кёрлинг. Кёрлинг (слайды 8,9) – это спортивная игра на льду, цель которой попасть пущенной по льду битой (диском из тёсаного камня, металла, с рукояткой) в вычерченную мишень.

Я предлагаю предложение - это камень. Вы определите тип односоставного предложения – значит, ставите камень в дом.

Предложения – камни: 

ОПРЕДЕЛИТЕ ТИПЫ ОДНОСОСТАВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

  1. Что же говорят об этом удальце?
  2. Люблю дымок спалённой жнивы.
  3. Тихая, звёздная ночь.
  4. Кому владеть мечом?
  5. Береги платье снову, а честь смолоду. (Пословица)
  6. Не отходи от меня, друг мой.
  7. На обломках самовластья напишут наши имена.
  8. С любимой мечтою не хочется сердцу расстаться.
  9. Тебе внимать, твой видеть милый взор.
  10. Непредвиденный дождь.

ОТВЕТ:

  1. неопределенно-личное
  2. определенно-личное
  3. назывное
  4. безличное
  5. обобщенно-личное
  6. определенно-личное
  7. неопределенно-личное
  8. безличное
  9. безличное
  10. назывное

III. Рефлексивно – оценочный этап. (7 - 10 мин).

1. Обобщение. Подведение итогов. Слово учителя.

- Понравился ли вам урок?

- Что особенно запомнилось?

-Что было трудным для вас?

- Что нужно повторить?

Оцените урок и свою работу на уроке с помощью односоставного предложения. 

IV. Домашнее задание: Составить текст (мини-сочинение) на тему «О спорт! Ты жизнь!» с активным использованием односоставных предложений. Указать вид односоставных предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока. 2 Класс. Тема: "учимся играя."

План-конспект открытого урока. Тема: Учимся играя. Класс: 2 «А» УМК М.З.Биболетова «EnjoyEnglish-1» Lesson39...

Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"

Конспект открытого урока 5 класс "School"УМК "Enjoy English"   ...

Конспект открытого урока 8 класс

Открытый урок в 8 классе Тема урока: «Колокольные звоны на Руси»       Цели урока: • восприятие образного содержания музыкальных произведений русских компо...

Конспект открытого урока по классу фортепиано «Развитие духовности и общей культуры через развитие образно-музыкального мышления»

Автор Ульева Ирина Николаевнапедагог дополнительного образования,педагог-организатов ЦДТ "Царицыно"Главная задача педагога дополнительного образования – найти такую форму работы с детьми, чтобы заняти...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 КЛАСС Zukunftspläne

5ЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ ,ТеМА  Zukunftspläne...

План – конспект открытого урока 7 класс. Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке».

План – конспект урока 7класс.Тема: «Освоение техники выполнения броска в кольцо с 2 шагов в прыжке.»Цель: «Усвоение учащимися броска в кольцо с 2 шагов в движении при игре в баскетбол» Зада...

конспекты открытых уроков 5 класс по русскому языку и литературе

Урок-спектакль " Части речи" (обобщение изученного)Урок по сказке А.С. Пушкина " Сказка о мертвой царевне"...