Рабочая программа по литературе для 7 класса.
презентация к уроку по русскому языку (7 класс)

Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена для индивидуального

обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования и на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной,2-е издание, дораб. М. Просвещение, 2018.

Настоящая рабочая программа по литературе разработана для организации учебного процесса обучающихся 7 класса, реализующих АООП ООО (вар. 7.2) на 2021-2022 учебный год (дистанционное обучение). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_literature._7_klass.odt43.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

     «Литература»

 для 7 класса

                                     

                                       на   2021-2022  учебный год.        

                                               

Составитель:

                                     Асанова Зайнаф Магомедовна,

                             учитель высшей квалификационной категории    

               

                               г. Нальчик, 2021г.

            ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

  Рабочая  программа по литературе для 7 класса составлена для индивидуального

обучения в соответствии с Федеральным государственным образовательным  стандартом среднего общего образования и на основе программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной,2-е издание, дораб. М. Просвещение, 2018.

Настоящая рабочая программа по литературе разработана  для организации учебного процесса обучающихся  7  класса, реализующих    АООП ООО (вар. 7.2) на 2021-2022 учебный год (дистанционное обучение).  

На изучение литературы  в 7 классе отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов в год.

   Изучение литературы на данной ступени обучения направлено на достижение следующих целей:

  • осмысление литературы как особой формы литературной традиции;
  • формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  •  постижение обучающимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

  Задачи программы:

образовательные:

  • овладеть способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтение наизусть;
  • овладеть различными видами устного пересказа (подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки.

Развивающие:

  • обучить развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
  • развить речевую и мыслительную деятельность коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовность и к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребность в речевом самосовершенствовании;
  • обучить владению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
  • использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Воспитательные:

  • воспитать гражданственность и патриотизм, любовь к литературе, сознательное отношение к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в различных сферах человеческой деятельности;
  • воспитать культуру речи, отношение к русскому языку как к единице мировой культуры, понимание значимости русского языка в современном обществе.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу обучающихся, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого обучающегося.

 Планируемые предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:

Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование  осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов; древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, характеризовать его героев;
  • определять в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценке;
  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

   Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения учебного предмета :

  1. предметные;
  2. метапредметные и личностные.

Для контроля и оценки знаний и умений используются индивидуальные проверки,

различные письменные работы, которые не требуют развернутого ответа с большой     затратой времени, а также самостоятельные работы учащихся с заданиями, требующими развернутого ответа, и контрольные работы по теме.

Понятийный опрос предполагает проверку понятийных знаний учащихся по данному курсу, умения не только дать определение понятия, но и проиллюстрировать его конкретным примером из жизни.

Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предмету данной образовательной области. Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказ-описание и рассказ-рассуждение

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

  1. Процент выполнения задания
  1. Отметка
  1. 90% и более
  1. отлично, "5"
  1. 75-89%%
  1. хорошо, "4"
  1. 51-74%%
  1. удовлетворительно, "3"
  1. менее 50%
  1. неудовлетворительно,"2"

Тестовые работы по выполнению текущего контроля предлагается ученикам в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки выпускников.

1. Задания с выбором ответов.

2. Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

3. Задания на соответствие.

4. Задания на установление взаимосвязей.

5. Заполнение сравнительных таблиц.

6. Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

7. Задания с использованием рисунков и схем.

Система оценки качества образования  представляет собой совокупность диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательного процесса и строится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Положением о качестве образования, регламентирующим реализацию процедур контроля и оценки качества образования.

Оценка устных ответов  

1.Знание текста, и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2.Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3.Понимание роли художественных средств и раскрытия идейноэстетического содержания изученного произведения.

4.Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5.Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения. В соответствии с этим:

Отметка «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при, анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, хорошее владение литературной, речью.

Отметка «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь событий, характерны и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретиколитературными знаниями, и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа, могут быть допущены неточности.

 Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения, умении объяснять взаимосвязь основных событий, характерны и поступки главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения, ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трех ошибок в содержании ответа, а также ряда недостатков в его композиции и языке.

Отметка «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретиколитературных понятий и слабое владение литературной речью.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой. Оценка сочинений В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса. Правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из эстетического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения. Соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними. Точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.    Отметка «5» ставится за сочинение. Глубоко и аргументированно раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, умение делать выводы и обобщения. Стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей. Написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается одна – две неточности в содержании.

Оценка «4» ставится за сочинение. Достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от нее, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логическое и последовательное в изложении содержания. Написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускается две-три неточности в содержании, а также не более трехчетырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором: -в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала, обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; -материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей; -обнаруживается владение основами письменной речи, в работе имеется не более 4-5 речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое: -не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путанного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений; -характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; -отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение: -написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и неумении излагать свои мысли; -содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки

Формы  контроля:

Предполагается осуществление промежуточного контроля в разных формах:

  • опрос;
  • устный ответ;
  • письменные контрольные  работы рассчитанные на 40 минут и самостоятельные работы — на 15-20 минут и т.д.

       Различные формы  контроля  усвоения программы  содействуют полноценному интеллектуальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья.

      В ходе освоения содержания программы учащиеся приобретают и совершенствуют опыт:

  • самостоятельной работы с различными источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
  • исследовательской деятельности, развития идей, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
  • система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Содержание учебного предмета.

ВВЕДЕНИЕ (1ч.)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (4 ч.)

Былины.

«Вольга и Микула Селянинович».Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко».Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

Теория. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).

Пословицы и поговорки.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (3 ч.)

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

Теория. Поучение (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

Михаил Васильевич Ломоносов.

Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестолея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория.Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин.

Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи ... », «На птичку ... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28ч.)

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Полтава»( «Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория.Летопись.

«Борис Годунов» (сцена вЧудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Гуманизм повести.

Теория. Повесть (развитие представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов.

Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы. «Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».

Теория. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев.

Краткий рассказ о писателе. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

«Бирюк». Для чтения и обсуждения.

Теория. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов.

Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. «Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза. Для чтения и обсуждения.

Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Краткий рассказ о писателе. Роман «Василий Шибанов» Историческая тематика в творчестве Толстого. Нравственная проблематика произведения.

Теория. Роман.(начальное понятие).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...». «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Теория. Гротеск (начальное понятие).

Лев Николаевич Толстой.

Краткий рассказ о писателе. «Детство».Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов.

Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Теория. Сатира и юмор как формы комического.

«Край ты мой, родимый край».

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.). Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (24ч.)

Иван Алексеевич Бунин.

Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. Стихотворения и рассказы И. А. Бунина (по выбору учителя и учащихся).

«Лапти». Для чтения и обсуждения.

Максим Горький.

Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело).Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль», «Данко». Создание легенды.

Теория. Понятие об идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.

Леонид Николаевич Андреев.

Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Владимир Владимирович Маяковский.

Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче ... ». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме.

Андрей Платонович Платонов.

Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. «В прекрасном и яростном мире».Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои Платонова.

Борис Леонидович Пастернак.

Лирика. Чтение и анализ стихов.

Александр Трифонович Твардовский.

Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие... », «Июль - макушка

лета...», «На дне моей жизни... » - воспоминания о детстве, подведение итогов жизни, размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория. Лирический герой (развитие понятия).

Час мужества.

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины... », стихи А. Твардовского А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.

Федор Александрович Абрамов.

Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов.

Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков.Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.

Дмитрий Сергеевич Лихачев.

«Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).

Михаил Зощенко.

«Беда». Смеяться или плакать.

"Тихая моя родина…"

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего(В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Песни на стихи поэтов 20 века.

Краткое изучение творчества поэтов.(И.А.Гофф, Б.Ш.Окуджава, А.Н.Вертинский).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч.)

Расул Гамзатов.

Знакомство с творчеством поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)

Роберт Бернс.

Особенности творчества Роберта Бернса. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон.

«Ты кончил жизни путь, герой!.. ». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу родины.

Японские хокку (трехстишия).

Теория. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Прочитайте летом. Итоговый урок.(1ч.)

Виды деятельности.

  • Предпочтительными являются следующие виды учебной деятельности:
  • - устный ответ
  • - письменный ответ
  • - составление / заполнение таблицы
  • - составление плана
  • - подбор / поиск примеров
  • - сравнительный анализ

конспектирование.

Основные типы учебных занятий:

       

Тип урока

Виды уроков

11.

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Лекция, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

22.

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок.

33.

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности

Конкурс,  консультация, урок-игра, , обзорная лекция, беседа, .

44.

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности

Письменные  работы, устные опросы, викторина, смотр знаний,  тестирование, конкурсы.

Тематическое планирование  

Темы

Колчас

Примечание

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО  (5 ч.)

1

2

«Вольга и Микула Селянинович».

1

Урок усвоения новых знаний

3

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

Урок усвоения новых знаний

4

Новгородский цикл былин. «Садко».

1

  1. Урок изуч.худ  произв

5

Пословицы и поговорки.

1

Урок усвоения новых знаний

6

Предание.

1

Урок усвоения новых знаний

  ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (4ч.)

7

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).

2

Урок усвоения новых знаний

8

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

  1. Урок изуч.худ  произв

                ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (2 ч.)

8

Михаил Васильевич Ломоносов. Ода «К статуе Петра Великого», «На день восшествия на престол её величества императрицы.

1

Урок усвоения новых знаний

9

Гавриил Романович Державин. «Река времен в своем  стремленье ... », «На птичку ... », «Признание».

1

Урок усвоения новых знаний

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28ч.)

Ур.актуализации изученного 

10

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава» («Полтавский бой»).

1

Урок усвоения новых знаний

11

А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»)

1

  1. Урок изуч.худ  произв

13

А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». . Драма «Борис Годунов».

1

Урок усвоения новых знаний

14

 Цикл «Повести Белкина». «Станционный смотритель».

1

Ур.актуализации изученного 

Михаил Юрьевич Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

  1. Урок изуч.худ  произв

15-16

 «Когда волнуется желтеющая нива ... »,

1

Ур.актуализации изученного 

17

«Молитва»,

1

  1. Урок изуч.худ  произв

18

«Ангел».

1

  1. Урок изуч.худ  произв

19

Николай Васильевич Гоголь. «Тарас Бульба».

1

Урок усвоения новых знаний

20

Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».

  1. Урок изуч.худ  произв

21

Иван Сергеевич Тургенев. «Бежин луг».    «Русский язык».

1

23

«Близнецы»

1

  1. Урок изуч.худ  произв

24

«Два богача».

1

  1. Урок изуч.худ  произв

25

«Бирюк».

1

  1. Урок изуч.худ  произв

26

Николай Алексеевич Некрасов. «Русские женщины».

1

Урок усвоения новых знаний

27

("Княгиня Трубецкая").

1

  1. Урок изуч.худ  произв

28

. «Размышления у парадного подъезда»,

1

  1. Урок изуч.худ  произв

29

«Вчерашний день часу в шестом...».

1

  1. Урок изуч.худ  произв

30

Алексей Константинович Толстой. «Василий Шибанов»

1

Урок усвоения новых знаний

31

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

1

Урок усвоения новых знаний

32

«Повести ...».

1

33

Лев Николаевич Толстой. «Дикий помещик».

1

Урок усвоения новых знаний

34-35

.«Детство», «Классы»

1

  1. урок изуч.худ  произв

36-37

«Наталья Савишна», «Маman».

1

  1. урок изуч.худ  произв

38-39

Антон Павлович Чехов.  «Хамелеон», «Злоумышленник», «Размазня».

1

Урок усвоения новых знаний

41

«Говорящие фамилии»

Урок усвоения новых знаний

«Край ты мой, родимый край». ( 1 ч)

Ур.актуализации изученного 

41-42

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И.А.Бунин и др.)

1

Урок усвоения новых знаний

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА (24ч.)

Ур.актуализации изученного 

43

Иван Алексеевич Бунин.

1

Ур.актуализации изученного 

44

«Цифры».

1

  1. урок изуч.худ  произв

45

«Лапти».

1

  1. урок изуч.худ  произв

46

 Максим Горький. «Детство».

1

Урок усвоения новых знаний

47

«Старуха Изергиль»,

1

  1. урок изуч.худ  произв

48

», «Данко».

1

  1. урок изуч.худ  произв

49

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»

1

Ур.актуализации изученного 

50

Леонид Николаевич Андреев. «Кусака».

1

Урок усвоения новых знаний

51

Владимир Владимирович Маяковский.«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче ... ».

1

Урок усвоения новых знаний

52

«Хорошее отношение к лошадям».

1

  1. Ур.актуал.изучен.

53

Андрей Платонович Платонов.. «Юшка».

1

  1. урок изуч.худ  произв

54

 «В прекрасном и яростном мире».

1

Ур.актуализации изученного 

55

Борис Леонидович Пастернак. Лирика. Чтение и анализ стихов.

Урок усвоения новых знаний

56

Александр Трифонович Твардовский. «Снега потемнеют синие ... »,

1

Урок усвоения новых знаний

57

«Июль -макушка

1

  1. урок изуч.худ  произв

58

«На дне моей жизни .. »

1

  1. урок изуч.худ  произв

59

Федор Александрович Абрамов. «О чем плачут лошади».

1

Урок усвоения новых знаний

60

Евгений Иванович Носов. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя».

1

Ур.актуализации изученного 

61

Юрий Павлович Казаков. «Тихое утро».

1

Урок усвоения новых знаний

62

Дмитрий Сергеевич Лихачев.  «Земля родная»

1

Ур.актуализации изученного 

63

Михаил Зощенко  «Беда» "Тихая моя родина…"

1

Ур.актуализации изученного 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ч.)

Ур.актуализации изученного 

64

Расул Гамзатов. Знакомство с творчеством поэта.

1

Урок усвоения новых знаний

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4 ч.)

Ур.актуализации изученного 

65

Джордж Гордон Байрон. « Честная бедность».

1

Урок усвоения новых знаний

66

Японские  хокку (трехстишия).

Ур.актуализации изученного 

67

О. Генри  «Дары волхвов».

1

Ур.актуализации изученного 

68

 О. Генри  «Дары волхвов».

1

Урок усвоения новых знаний

69

Итоговый  урок. (1ч).

1

Урок развивающ. контроля

70

ВСЕГО

70

Приложение1.

  Учебно- методическое обеспечение:

1. «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2018г.

2. Универсальные поурочные разработки по литературе: 7 класс. - 3-е изд , перераб. И доп. – М.: ВАКО, 2018.

3. Липина Е.Ю. Литература. Тесты к учебникам-хрестоматиям под ред. Т.Ф. Курдюмовой.5-9 классы

4. Мультимедиа энциклопедия.

5.Литература.5-10 классы. Изучение творчества Пушкина/ авт.-сост. Ромашина Н.Ф.-Волгоград: Учитель,2008

Литература: справочные материалы для школьника. – М., 2016.

Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...