Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 8 кл. 2021
календарно-тематическое планирование по русскому языку (8 класс)

Смирнова Людмила Валентиновна

Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 8 кл.  По М.Разумовской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalend.-tematich.pl_._po_rus.yaz_._8_kl.2021.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ. 8 КЛАСС

Тема урока

Тип урока

Количество часов

Элементы содержания

Требования

к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, вид самостоятельной работы

Дата

Домашнее задание

О ЯЗЫКЕ

1

Русский язык в семье славянских языков.

Урок

усвоения новых знаний

1

Языки, родственные русскому. Родственные связи этих языков. О группе славянских языков. Фонетическое и смысловое сходство слов. О русских лингвистах.

Иметь понятие о русском языке как о славянском. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию. Объяснять языковое явление, процессы, связи и отношения.

Анализ текстов, выявление главного и существенного.

§1, упр.5

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В V - VII КЛАССАХ

2

Р/р Повторение. Речь. Разновидности речи.

Урок

развития речи

1

Текст. Разновидности речи.

Уметь характеризовать текст, указывать разновидности речи.

Анализ текста.

§2, упр.8

3

Р/р Повторение. Стили речи.

Урок

развития речи

1

Вспомнить, что знаем о стилях речи, чем различаются речевые ситуации, что в них общего.

Уметь определять стиль речи, тему и основную мысль.

Чтение и анализ созданных текстов.

§3, упр.11

(2)

4

5

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий.

Буквы Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий.

Повторительно - обобщающий урок

2

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий, наречий

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употребляя их в речи

Сочинение-миниатюра. Анализ художественного текста, работа со словарем

§4,

упр.16

§4,

упр.19 (2,3)

6

7

Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

Написание НЕ с разными частями речи.

Повторительно - обобщающий урок

2

НЕ с глаголами, деепричастиями, именами существительными, именами прилагательными, наречиями на - О

Уметь безошибочно писать НЕ с глаголами, деепричастиями, именами существительными, именами прилагательными, наречиями на - О

Работа по карточкам, объяснительный диктант, тестирование на компьютере.

§5,

упр. 26

( 2)

§5,

упр.28

(1)

8

Употребление дефиса.

Повторительно - обобщающий урок

1

Дефисное написание слов.

 Уметь употреблять дефис в словах разных частей речи.

Разбор по составу, определение частей речи.

§6,

упр.33

(1)

9

Слитное, дефисное (полуслитное) и раздельное написание наречий и соотносимых с ними словоформ других частей речи.

Повторительно - обобщающий урок

1

Омонимические конструкции.

Уметь различать омонимы разных частей речи.

Орфографический диктант. Разбор по составу, орфоэпический разбор.

§7,

Упр.35

10

  Р/р Повторение. Типы речи. Сочинение на тему «Легко ли быть молодым?» (упр.37)

Урок

развития речи

1

Типы речи, анализ содержания и языковых средств, использование просмотрового чтения по ключевым словам.

Уметь определять типологическую структуру текста,  создавать свой текст, соблюдать нормы построения текста.

Текст рассуждения.

§8, закончить работу.

11

Р/р Повторение. Способы и средства связи предложений в тексте.

Урок

развития речи

1

Уметь определять способы и средства связи предложений, создавать свой текст.

Анализ текста.

§9, упр.41

12

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 7 классе». Беседа за чаем.

Урок контроля

1

Синтаксические условия употребления знаков препинания. Языковые средства связи простых предложений в сложном предложении

Уметь опознавать слова с изученными орфограммами, безошибочно писать, группировать слова разных частей речи, выделять общее и частное, сопоставляя изученные части речи, употребляя их в речи

Диктант с грамматическим заданием.

13

Анализ  диктанта. Работа над ошибками.

Повторительно - обобщающий урок

1

Языковые средства связи простых предложений в сложном предложении

Знать определение простых и сложных предложений, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающим словом, с однородными членами.

Уметь производить синтаксический разбор.

Работа над ошибками

СИНТАКСИС и ПУНКТУАЦИЯ

Словосочетание и предложение

14

Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Словосочетание.

Урок усвоения новых знаний

1

Основные единицы синтаксиса: словосочетание и предложение.

Виды и средства синтаксической связи: интонация, окончание, предлоги, союзы

Знать интонационные средства синтаксиса (логическое ударение, пауза, темп, тон, мелодичный рисунок), понимать их грамматическую и смыслоразличительную роль, использовать синтаксические средства в составлении словосочетаний и предложений

Составить таблицу, распределить словосочетания по группам в зависимости от вида и средства синтаксической связи

§10, упр.45

15

Виды словосочетаний.

Урок усвоения новых знаний

1

Основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Основные признаки словосочетаний.

Знать основные виды словосочетаний: именные, глагольные, наречные. Уметь распознавать и моделировать словосочетания всех видов.

Составление словосочетаний по схемам, распределение по группам в зависимости от главного слова.

§10

16

Синтаксические связи слов в словосочетаниях.

Урок усвоения новых знаний

1

Виды словосочетаний по способу связи слов: согласование, управление, примыкание.

Знать типы связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание, нормы сочетания слов и причины нарушения сочетания. Уметь моделировать словосочетания всех видов, выделять их из предложения, определять тип связи.

Распространить словосочетания, согласовать зависимое слово с главным, поставить существительное в нужном падеже, заменить словосочетание синонимичным.

§10,

упр.49

17

Синтаксический разбор словосочетаний. Употребление словосочетаний в речи.

Урок усвоения новых знаний

1

Синтаксический разбор словосочетаний

Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний, уместно использовать синонимичные по значению словосочетания.

«Четвертое лишнее». Определить роль словосочетаний в тексте. Тест.

§10,

упр.54

18

Предложение и его типы. Утвердительные и отрицательные предложения.

Комбинированный

1

Основные типы предложений. По характеру выражаемого отношения к действительности выделяются утвердительные и отрицательные предложения.

Уметь производить синтаксический разбор простого предложения, определять грамматические основы в простом и сложном предложении, использовать служебные слова, порядок слов в предложении, интонацию для смысловой и грамматической связи слов в предложении

Анализ языковых явлений, синтаксический разбор.

§11,

упр.58 

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ДВУСОСТАВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

19

Интонация простого предложения.

Урок усвоения новых знаний

1

Прямой и обратный порядок слов в предложении. Интонационные средства, основные элементы интонации (изменение тона, громкость, темп произношения, паузы, логическое ударение, мелодика речи)

Уметь интонационно правильно произносить предложения, выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово, выразительно читать предложение.

Выразительное чтение текстов.

§12,

упр.65

20

Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Главные члены двусоставного предложения, способы выражения подлежащего. Особые случаи согласования подлежащего со сказуемым

Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего, уметь согласовывать сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием или сложносокращённы словом

Составить предложение, использовать в качестве подлежащих неделимые словосочетания. Предупредительный диктант

§13,

упр.70

21

Сказуемое и способы его выражения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Виды сказуемого. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения. Составное глагольное сказуемое, способы его выражения.

Знать виды сказуемого. Уметь находить и характеризовать сказуемое в предложении, согласовывать подлежащее и сказуемое, применяя соответствующее правило, учитывая в ряде случаев сосуществующие в речи варианты согласования, определять морфологические способы выражения простого глагольного сказуемого.

Знать структуру составного глагольного сказуемого, опознавать его в тексте по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значения, различать простое и составное глагольное сказуемое.

Составить план теоретического материала параграфа, подготовить устное высказывание «Способы выражения простого глагольного сказуемого». Составить предложения с глагольными фразеологизмами в роли сказуемых.

Заменить составные глагольные сказуемые со вспомогательным глаголом на составные глагольные с кратким прилагательным.

§14,

упр.76

22

Составное именное сказуемое.

Урок

усвоения новых знаний

1

Составное именное сказуемое, способы его выражения.

Знать структуру составного именного сказуемого, различать составные глагольные и составные именные сказуемые, определять способы выражения именной части составного именного сказуемого, сопоставлять предложения с синонимичными сказуемыми разных видов

Комментированное письмо. Устный связный ответ «Составное именное сказуемое и способы его выражения»

§14,

упр.82

(2,3)

23

Тире между подлежащим и сказуемым.

Урок

усвоения новых знаний

1

Особенности связи подлежащих и сказуемых, постановка знаков препинания между подлежащим и сказуемым

Определять способы выражения подлежащих и сказуемых, знать условия постановки тире между подлежащим и сказуемым, применять правило на практике, интонационно правильно произносить предложения

Используя схему рассуждения, обосновать выбор постановки тире между подлежащим и сказуемым. Комментированное письмо.

§15,

упр.90

24

Правила согласования главных членов предложения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Уметь конструировать предложения по схемам, согласовать главные члены предложения, соблюдать основные орфографические и пунктуационные нормы в письменной речи.

Выборочный диктант с самопроверкой.

Деловая игра «Я учитель». Раздаточный материал (карточки 1 и 2)

§16,

упр.95

25

Контрольный диктант  по теме «Двусоставные предложения ».

Урок контроля

1

Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми

Уметь определять морфологические способы выражения главных членов предложения, различать виды сказуемых, ставить тире между подлежащим и сказуемым, производить синонимическую замену разных видов сказуемого

26

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

Урок комплексного применения знаний, умений

1

Виды сказуемых. Тире между подлежащими и сказуемыми

Знать и пояснять функцию главных членов, находить и характеризовать подлежащее и сказуемое в предложении, определять способы выражения подлежащего и сказуемого

Работа над ошибками. Конструирование и реконструкция предложений по определённым моделям, осложнённое списывание

27

Второстепенные члены предложения. Определение.

Урок

усвоения новых знаний

1

Второстепенные члены предложения. Группы второстепенных членов по характеру значения и синтаксической роли в предложении. Согласованные и несогласованные определения. Понятие о приложении.

Знать отличие главных и второстепенных членов предложения.  Уметь находить определение в тексте, знать о приложении.

Конструирование и реконструкция предложений по определённым моделям, осложнённое списывание. Орфографическая работа,  анализ предложений.

§17,

упр.100

28

Определения. Приложения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Определения, обозначающие качества, свойства и признаки предметов и явлений.

Правила согласования, изложенные под рубрикой «Возьмите на заметку!»

Уметь опознавать (определять) приложение в устной и письменной речи.

Выборочное объяснение, тренировочные упражнения.

Творческое списывание. Найти в тексте согласованные и несогласованные определения, указать, какие определения обозначают устойчивые признаки предметов, а какие указывают лишь на отношения между предметами

Правила на с.62-64, упр.106

29

Дополнение.

Урок

усвоения новых знаний

1

Дополнение прямое и косвенное. Способы выражения дополнения.

Знать определение дополнения, различать прямое и косвенное дополнение, способы их выражения, уметь опознавать их в предложении, определяя смысловые отношения между словами, роль в предложении, не смешивать подлежащее и прямое дополнение.

Разбор предложений по членам. Осложнённое списывание.

§18,

упр.110

30

31

Обстоятельство.

Обстоятельства, выраженные сравнительным оборотом.

Урок

усвоения новых знаний

2

Виды обстоятельств по значению. Способы выражения обстоятельств.

Уметь различать виды обстоятельств по значению, определять способы их выражения, использовать обстоятельства для придания речи точности, ясности, выразительности, использовать как средство связи предложений в повествовательных текстах.

Конструирование предложений, Заполнить таблицу «Виды обстоятельств по значению».

§19,

упр.114

§19,

упр.120

32

Порядок слов в предложении.

Урок

усвоения новых знаний

1

Характеризовать порядок слов в предложении

Уметь использовать в текстах разных стилей прямой и обратный порядок слов.

Работа в группах. Ответить на вопросы «Как порядок слов влияет на смысловые оттенки каждого предложения?», «С какой целью используется инверсия?»

§20,

упр. 125

33

Р/р Жанры публицистики. Репортаж.

Урок развития речи

1

Текст-репортаж. Анализ текста, план к тексту.

Уметь анализировать и создавать текст-репортаж.

Составление собственного репортажа.

§21,

упр.132

34

Р/р Репортаж-повествование.

Урок развития речи

1

Анализ текста, план к тексту.

Уметь грамотно сочинять репортаж-повествование.

Составление собственного репортажа.

§21,

упр.137

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

35

Виды односоставных предложений. Определённо-личные предложения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Односоставные предложения, их основные группы. Главный член односоставного предложения.  Определённо - личные предложения. Их структурные и смысловые особенности

Знать структурные различия односоставных предложений, уметь различать двусоставные и односоставные предложения, опознавать односоставные предложения в тексте, в структуре сложного предложения. Знать структурные и грамматические особенности определённо - личных предложений. Уметь различать односоставные и двусоставные предложения, находить определённо - личные предложения по их значению, структурным особенностям, использовать определённо - личные предложения в разных стилях речи, пользоваться двусоставными и определённо - личными предложениями как синтаксическими синонимами, правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят определённо - личные предложения

Комментированный диктант, конструирование предложений, сравнительный анализ односоставных предложений по основным группам. Работа по карточкам, объяснительный диктант.

§22-23,

упр.146

36

Неопределённо - личные предложения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Неопределённо - личные предложения, их структурные и смысловые особенности

Знать структурные и грамматические особенности неопределённо - личных предложений, сферу употребления, способы выражения сказуемого в этих предложениях, опознавать их в тексте и в структуре сложного предложения, уметь их использовать в собственных высказываниях, заменять двусоставные предложения синонимичными односоставными

Сопоставительный анализ определённо - личных и неопределённо - личных предложений как семантически противоположных друг другу. Конструирование предложений

§24, упр.150

37

Обобщённо-личные предложения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Обобщённо-личные предложения в тексте.

Уметь опознавать  обобщённо-личные предложения в тексте, употреблять их в речи, объяснять функцию их в речи, сопоставлять разные виды односоставных предложений по их структурным и смысловым особенностям.

Сопоставительный анализ предложений. Конструирование предложений.

 Выборочный тест. Диктант «Проверь себя».

§25, упр.155(1)

38

Безличные предложения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Безличные предложения, их структурные и смысловые особенности

Знать структурные особенности безличных предложений, способы выражения сказуемого, особенности употребления в речи, уметь опознавать безличные предложения в тексте и умело употреблять в собственной речи

Составить предложения по схемам. Диктант «Проверь себя».

§26, упр.159 (1)

39

Назывные переложения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Назывные переложения. Их структурные и смысловые особенности

Знать структурные особенности и особенности употребления назывных предложений, уметь опознавать их в тексте, употреблять в собственных высказываниях как средство лаконичного изображения фактов окружающей действительности, характеризовать сферу употребления назывных предложений

Анализ фрагментов из художественной литературы

(стихотворения А.Фета, А.Твардовский «Василий Тёркин»). Определить роль назывных предложений

§27, упр.169

40

Неполные предложения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Неполные предложения. Предложения полные и неполные. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении

Знать общее понятие неполных предложений, понимать назначение неполных предложений в общем, опознавать эти предложения в тексте и грамотно употреблять в собственных высказываниях, наблюдать за употреблением неполных предложений в разговорной речи в письменном тексте

Преобразовать полные двусоставные предложения в неполные

§28, упр.174

41

Систематизация и обобщение изученного по теме «Односоставные предложения»

Повторительно -

обобщающий урок

1

Односоставные предложения, их грамматические признаки. Виды односоставных предложений, Морфологические средства выражения главного члена

Уметь пользоваться односоставными предложениями как синтаксическими синонимами, анализировать в сопоставлениях разновидности односоставных предложений, составлять диалоги с употреблением определённо - личных предложений, включать неопределённо - личные предложения в составляемые сюжетные тексты, употреблять безличные предложения в миниатюрных зарисовках явлений природы

Сочинение – миниатюра. Работа по карточкам и перфокартам.

42

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения».

Урок контроля

1

Виды односоставных предложений. Употребление односоставных и неполных предложений

Уметь различать виды односоставных предложений, определять способы выражения главных членов в них, различать разные типы сказуемых, правильно расставлять знаки препинания, выразительно читать

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

43

Р/р Жанры публицистики (продолжение) Статья.

Урок развития речи

1

Введение понятия о статье как о жанре публицистика. Рассмотрение особенностей статьи, построения текста статьи.

Уметь анализировать статью,  редактировать текст  статьи.

Анализ статьи, редактирование  текста статьи.

§29, упр.177

44

Р/р Подготовка к написанию изложения.

Урок развития речи

1

Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.

Определение темы, основной мысли текста.

Понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого на слух.

Деление текста на смысловые части. Осуществление информационной переработки текста, передавая его содержание в виде простого плана.

Изложение сжато в письменной форме содержания прослушанного текста.

Изложение.

45

Р/р Написание изложения.

Урок развития речи

1

Текст как речевое произведение.

Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме.

Изложение.

46

Р/р Сочинение - рассуждение на  тему

«Нужно ли в наши дни читать книги?»

Урок развития речи

1

Сочинение - рассуждение: тезис, аргументы, вывод. Информативность аргументов. Размышление об ответственности человека за свои слова с опорой на личный опыт

Уметь создавать собственные высказывания, соблюдая типологические особенности рассуждения, отбирать нужные аргументы, высказывать своё мнение, соблюдать на письме нормы русского литературного языка

Сочинение-рассуждение.

ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ

47

48

Какие члены предложения являются однородными.

Связь между однородными членами предложения. Пунктуация при однородных членах.

Урок

усвоения новых знаний

2

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами

Знать о видах связи между однородными членами предложения, правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения. Различать однородные и неоднородные определения.

Работа по схемам, анализ предложений, синтаксических конструкций.

§30

§30, упр.193

49

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них.

Урок

усвоения новых знаний

1

Предложения с однородными членами. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами

Уметь опознавать однородные члены (распространённые, нераспространённые, выраженные различными частями речи, ряды однородных членов), соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами, строить предложения с несколькими рядами однородных членов

Распределительный диктант. Устный ответ: признаки однородных членов предложения. Работа по схемам, анализ предложений, синтаксических конструкций.

§30, упр.200

50

Как связаны между собой однородные члены предложения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Средства связи между однородными членами предложения.

Уметь ставить знаки препинания при однородных членах с разными союзами. Уметь различать синтаксические конструкции с союзом и

Индивидуальный конспект. Анализ синтаксических конструкций.

§31, упр.202

51

Как связаны между собой однородные члены предложения. Знаки препинания при различных союзах.

Урок

усвоения новых знаний

1

Средства связи между однородными членами предложения. Знаки  препинания при различных союзах.

Уметь ставить знаки препинания при однородных членах с разными союзами. Уметь различать синтаксические конструкции с союзом и

Индивидуальный конспект. Анализ синтаксических конструкций.

§31, упр.207 (2)

52

Однородные и неоднородные определения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Однородные и неоднородные определения

Уметь различать однородные и неоднородные определения на основе смыслового, интонационного и грамматического анализа предложений, правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными членами

Составить конспект текста. Устный ответ на вопрос: отличительные черты однородных и неоднородных определений.

§32, упр.212

53

Различение однородных и неоднородных определений.

Урок

закрепления изученного

1

Однородные и неоднородные определения

Уметь различать однородные и неоднородные определения, употреблять слова в прямом и переносном значении в качестве однородных (неоднородных) определений

Предупредительный диктант. Заменить однородные определения неоднородными и наоборот.

§32, упр.216

54

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Уметь находить обобщающие слова при однородных членах предложения, определять место их по отношению к однородным членам, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы предложений с обобщающими словами при однородных членах

Составить алгоритм применения правила

§33, упр.223

55

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них.

Урок

закрепления изученного

1

Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них

Уметь различать предложения с обобщающими словами при однородных членах и предложения с составным именным сказуемым, распознавать логические категории рода и вида, общего и частного. Правильно расставлять знаки препинания, использовать предложения с обобщающими словами при однородных членах в текстах разных стилей

Составить связное высказывание, включить изученные синтаксические конструкции

§33, упр.226

56

Систематизация и обобщение изученного по теме «Однородные члены».

Повторительно – обобщающий урок

1

Средства связи однородных членов предложения. Знаки препинания при однородных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами

Уметь опознавать, строить и читать предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений

Предупредительный диктант. Составить таблицу «Однородные члены».

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ И МЕЖДОМЕТИЯМИ

57

Предложения с обращениями.

Урок

усвоения новых знаний

1

Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении.

Знать, что такое обращение, уметь правильно расставлять знаки препинания  при обращении.

Составить таблицу «Запятая при обращении», используя параграф.

§34, упр.232

58

Употребление обращений. Синтаксический разбор предложения с обращением.

Урок

усвоения новых знаний

Обращение, знаки препинания при нём. Интонация предложения с обращениями. Наблюдение за употреблением обращений в разговорной речи, в языке художественной литературы и официально - деловом стиле.

Уметь интонационно правильно произносить предложения, употреблять обращения в различных речевых ситуациях, различать обращения и подлежащие двусоставного предложения. Уметь делать разбор простого предложения, осложнённого обращением.

Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их. Синтаксический разбор предложения с обращением.

§34, упр.236

59

Р/р Составление письма (упр.238)

Урок раз-вития речи

1

Письмо как вид строения текста, языковые особенности.

Понимать особенности такого вида текста как  письмо, уметь использовать текст такого вида, использовать языковые средства, соблюдать на письме литературные нормы

Составление писем, употребив в них обращение.

§34, упр.242

60

61

Предложения с вводными  конструкциями.

Значение вводных слов и словосочетаний.

Урок

усвоения новых знаний

1

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения). Группы вводных слов и вводных сочетаний по значению

Знать группы вводных конструкций по значению, понимать роль вводных слов как средства выражения субъективной оценки высказывания, уметь выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах, различать вводные слова и члены предложения.

Анализ текста, пунктуационный анализ предложений.

Заполнить таблицу «Значения вводных слов».

§35, упр.247

§35, упр.255

62

63

Предложения с вводными предложениями.

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Урок

усвоения новых знаний

Урок

закрепления изученного

1

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях.

Уметь употреблять в речи вводные слова с учётом речевой ситуации, правильно расставлять знаки препинания при вводных словах, соблюдать интонацию при чтении предложений, использовать вводные слова как средство связи предложений и смысловых частей

текста, производить синонимическую замену вводных слов.

Конструирование предложений.

§35, упр.265

§35, упр.269

64

Р/р  Подготовка к сжатому изложению.

Урок развития речи

1

Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.

Определение темы, основной мысли текста.

Понимание основной и дополнительной информации текста, воспринимаемого на слух.

Деление текста на смысловые части. Осуществление информационной переработки текста, передавая его содержание в виде простого плана.

Изложение сжато в письменной форме содержания прослушанного текста.

Изложение

65

Р/р  Контрольное сжатое изложение.

Урок комплексного применения знаний, умений

1

Текст как речевое произведение

Уметь пересказать фрагмент прослушанного текста, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста, соблюдая нормы литературного языка на письме

Изложение

66

67

Предложения с вставными конструкциями.

Вставные слова, словосочетания и предложения.

Урок

усвоения новых знаний

2

Вставные слова, словосочетания и предложения.

Иметь представление о вставных конструкциях, их смысловых отличиях от вводных слов и предложений, уметь опознавать вставные конструкции, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания

Диктант

«Проверяю себя»

§36,

 упр.272

§36,

 упр.274

68

69

Предложения с междометиями.

Предложения с междометиями и словами ДА, НЕТ

Урок

усвоения новых знаний

2

Междометия в предложении.

Иметь представление о междометиях, их смысловых отличиях от вводных слов и предложений, уметь опознавать междометия в предложении, правильно читать предложения с ними, расставлять знаки препинания

Комментированное письмо

§37,

 упр.279 (2)

§37,

 упр.283 (1,4)

ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ

70

Обособление второстепенных членов предложения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Обособление второстепенных членов предложения.

Знать о понятии обособления, способы обособления, выражение обособленных членов предложения.

Составление схем, анализ предложений, составление конспектов, графический анализ предложений.

§38,

 упр.289

71

Обособленные определения и приложения.

Урок

усвоения новых знаний

Обособленные определения и приложения.

Уметь находить обособленные члены предложения и, знать, чем они выражены, грамотно их обособлять на письме.

Составление схем, анализ предложений, составление конспектов, графический анализ предложений.

§39,

 упр.294

72

Р/р А.К.Саврасова  «Грачи прилетели».

Урок развития речи

2

Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.

Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.

Сочинение.

73

Р/р А.К.Саврасова  «Грачи прилетели» (продолжение).

Создание письменного монологического высказывания на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения.

Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.

Сочинение.

74

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами.

Комбинированный

1

Упр. 307

75

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них.

Урок

усвоения новых знаний

1

Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений. Выделительные знаки препинания при них.

Уметь находить грамматические условия обособления определений, выраженных причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, а также согласованные одиночные определения, относящиеся к существительным, интонационно правильно их произносить, ставить знаки препинания при пунктуационном оформлении письменного текста.

Редактирование текста. Привести примеры на каждый случай обособления согласованных распространённых и нераспространённых определений, используя таблицы. Распределительный диктант.

76

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений.

Урок

закрепления изученного

1

Обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений

Уметь выявлять грамматические условия обособления определений с обстоятельственным оттенком значения, несогласованных определений, интонационно читать предложения с обособленными определениями, понимать и определять изобразительно - выразительные функции обособленных определений в художественной речи

Осложнённое списывание. Объяснительный диктант. Составить таблицу «Различайте обособление определений с обстоятельственным оттенком значения, обособление несогласованных определений»

Упр. 311 (2)

77

Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них.

Урок

усвоения новых знаний

1

Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них

Знать основные условия обособления приложений, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных приложений

Закончить начатое предложение. Синтаксический разбор

Упр. 314

78

Обособление одиночных и распространённых приложений. Обособленные определения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Обособление согласованных приложений. Выделительные знаки препинания при них

Уметь опознавать приложения в тексте на слух, правильно ставить знаки препинания, интонационно правильно произносить предложения с обособленными приложениями, использовать обособленные приложения в разных 1стилях и текстах речи

Конструировать предложения по схеме. Создавать текст, используя обособленные согласованные приложения

Упр.319 (1)

79

Обособление определений и приложений.

Урок закрепления изученного

1

Обособление определений и приложений.

Уметь находить обособленные члены предложения и, знать, чем они выражены, грамотно их обособлять на письме.

Схемы, анализ предложений, графический анализ предложений.

Упр.326

80

Обособленные обстоятельства.

Урок

усвоения новых знаний

1

Обособление обстоятельств.

Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями.

Схемы предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

§ 40, упр. 332

81

Р/р Подготовка к написанию сочинения по картине В.А.Серова «Девочка с персиками».

Урок комплексного применения знаний, умений

1

Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.

Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.

План, черновик.

82

Р/р Написание сочинения по картине В.А.Серова «Девочка с персиками».

Урок комплексного применения знаний, умений

1

Создание письменного монологического высказывания на учебные темы в соответствии с целями и ситуацией общения

Анализ и характеристика текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.

Сочинение

83

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами  и одиночными деепричастиями.

Урок

закрепления изученного

1

Обособление обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием

Уметь определять границы деепричастного оборота, правильно ставить знаки препинания при обособлении, конструировать предложения с деепричастным оборотом, исправлять ошибки в предложении, интонационно правильно произносить, опознавать обособленные обстоятельства как изобразительно – выразительные средства в художественной речи

Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их

§ 40, упр. 338

84

Предложения с обособленными обстоятельствами.

Урок

усвоения новых знаний

1

Обособление обстоятельств.

Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями.

Составить схемы предложений с обособленными обстоятельствами

§ 40, упр.339 (2)

85

Обособленные обстоятельства.

Одиночные обстоятельства, выраженные наречиями. Фразеологические сочетания, в состав которых входят деепричастия.

Урок

усвоения новых знаний

1

Обособленные обстоятельства.

Одиночные обстоятельства, выраженные наречиями. Фразеологические сочетания, в состав которых входят деепричастия.

Уметь определять условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастным оборотом и одиночным деепричастием, находить деепричастный оборот, определять его границы, ставить знаки препинания при обособлении обстоятельств, использовать в речи деепричастный оборот, правильно строить предложения с ними, уметь заменять их синонимичными конструкциями. Уметь грамотно писать предложения с фразеологизмами, объяснять их значение.

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

Упр.348 (1)

86

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Урок

усвоения новых знаний

1

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами

Знать основные условия обособления обстоятельств, выраженных именами существительными с предлогами в косвенных падежах, интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, правильно расставлять знаки препинания

Диктант

«Проверяю себя».

Упр.352

87

Уточняющие члены предложения.

Урок

усвоения новых знаний

1

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

Иметь преставление об уточняющих членах предложения и о свойствах, отличающих их от обособленных оборотов, уметь опознавать уточняющие члены предложения на основе семантико – интонационного анализа высказывания

Ответы на теоретические вопросы. Работа с текстом. Распределить обособление предложений по группам

§ 41, упр.358

88

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

Урок

усвоения новых знаний

1

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

Уметь ставить знаки препинания в предложениях с уточняющими членами.

Анализ предложений, объяснительный диктант.

§ 41, упр.362 (у)

89

Предложения с  уточняющими членами.

Урок закрепления изученного

1

Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них.

Уметь ставить знаки препинания в предложениях с уточняющими членами.

Анализ предложений, объяснительный диктант.

§ 41, упр.366

90

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные члены предложения».

Повторительно – обобщающий урок

1

Средства связи обособленных членов предложения. Знаки препинания при обособленных членах. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обособленными членами

Уметь опознавать, строить и читать предложения с обособленными членами, правильно ставить знаки препинания, соблюдая интонационные особенности предложений

Объяснительный диктант, проверочный тест

91

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Обособленные члены предложения».

Урок

контроля

1

Обособленные члены предложения, знаки препинания при них

Уметь воспроизводить аудируемый текст на письме, соблюдать орфографические и пунктуационные нормы

Контрольный диктант с грамм. заданием.

92

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

Повторительно - обобщающий урок

1

Обособленные члены предложения, знаки препинания при них

Уметь опознавать обособленные и уточняющие члены предложения на основе семантико – интонационного анализа высказывания, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами, правильно ставить знаки препинания при обособленных членах предложения

Работа над ошибками

93

Р/р Жанры публицистики (продолжение) Портретный очерк.

Урок развития речи

1

Понятие о жанре портретного очерка.

Уметь исправлять речевые ошибки и редактировать текст.

Составление словарных статей, анализировать текст-образец.

§ 42, упр.372

94

Р/р Подготовка к домашнему  сочинению по картине Б.М.Кустодиева «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина».

Урок развития речи

1

Подготовка к сочинению по картине Б.М.Кустодиева.

Уметь создавать свой текст. Соблюдение в практике речевого общения и письма изученных правил орфографии и пунктуации.

Рассмотреть картину. Рассказать о своём впечатлении.

Написать сочинение.

ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

95

Оформление прямой речи на письме.  Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с прямой речью.

Урок

усвоения новых знаний

1

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью, Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку

Составление схем, конструирование предложений с прямой речью по схемам.

§ 43, упр.387

96

Прямая речь.

Урок

Закрепления знаний

1

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью, Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью.

Знать основные способы передачи чужой речи, уметь выразительно читать предложения с прямой речью, правильно ставить в них знаки препинания и обосновывать их постановку

Комментированное письмо, объяснительный диктант.

§ 43, упр.389

97

Р/р Диалог.

Урок развития речи

1

Предложения с диалогом

Знать понятие «реплика», различать количество реплик в тексте, обосновывать постановку знаков препинания при диалоге

Составление диалога.

§ 44, упр.395

98

Косвенная речь.

Урок

усвоения новых знаний

Урок

усвоения новых знаний

Знать, что такое косвенная речь, уметь грамотно переделывать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью.

Анализ  предложений, реконструирование предложений.

§ 45, упр.400

99

Цитаты и их оформление на письме.

Урок

усвоения новых знаний

1

Цитаты и знаки препинания при них

Знать правила оформления цитат, уметь вводить цитаты в речь, правильно ставить знаки препинания при цитировании

Записать текст под диктовку

§ 46, упр.407 (у)

ПОВТОРЕНИЕ

100

Синтаксис и морфология.

Повторительно – обобщающий урок

1

Морфология и синтаксис как разделы грамматики. Разнообразие синтаксических конструкций. Первичные и вторичные функции различных частей речи.

Уметь опознавать части речи по их грамматическим признакам, определять синтаксическую роль в предложении, использовать в речи разные виды омонимов, виды и средства синтаксической связи.

Комплексный анализ текста. Найти ошибки в построении предложений, исправить их.

Упр.412 (1)

101

Итоговая контрольная работа.

Урок проверки знаний

1

Контрольная работа.

102

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Работа над ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык" для студентов специальности "Ремонтник горного оборудования", рассчитанный на три семестра.Общее количество часов - 154, и...

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" (ОПИ)

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" специальности 21.02.18 "Обогатитель полезных ископаемых" (1 курс)Общее количество часов - 48, из них: 20 ч...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОУД.01 Русский язык

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2021 – 2022 учебный годУД/МДК/ ОУД 01.  Русский языкгруппа ТА-121...