Омонимы
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Измалкова Наталья Викторовна

Урок в 5 классе по теме "Омонимы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon omonimy_5.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Омонимы

Цели урока: 1) обучающая: познакомить учащихся с понятием  «омонимы», сформировать знание того, чем отличаются омонимы от многозначных слов;

2) развивающая: выработать умение находить омонимы в толковом словаре, отличать омонимы от многозначных слов;

3) воспитательная: воспитывать любовь и уважение, чуткость к родному слову.

Планируемые результаты:

Предметные: знать понятие «омонимы», различия между омонимами и многозначными словами, способы и приемы поиска сведений об омонимах в толковом словаре; уметь находить омонимы, отличать их от многозначных слов, употреблять омонимы в речи.

Метапредметные: овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение вести самлстоятельный поиск информации.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей.

Тип урока: урок объяснения нового материала

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций, индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование урока: толковые словари.

Ход урока

  1.  Вступительное слово. Проверка домашнего задания, повторение изученного.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня у нас очень важный урок. Мы с вами будем говорить об интересных словах-близнецах. Но для начала давайте повторим предыдущую тему.

-Какие слова называют  многозначными?

Ученик: Многозначными называются слова, имеющие два или более лексических значения.

-Хорошо. Дома вы выполняли упр. 348. Возникали какие-либо трудности при выполнении?

(Ученики говорят о трудностях либо об их отсутствии)

Учитель: А теперь последний вопрос по пройденному материалу. Как называется раздел науки о языке, который изучает слова и их лексическое значение?

Ученик: Раздел науки о языке, который изучает слова и их лексическое значение носит название лексика.

  1. Мотивация, самоопределение к деятельности.

Прослушайте стихотворение.

Мать – Земля, скажи мне,

Как правильно Землю назвать?

Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше сказать ей: «Родная»

Земля – наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее.

Ведь всё, что мы любим, всё создано ею –

И горы, и реки, и лес, и цветы,

И осень, и лето, и дождик и ты…

                           («Мать Земля» Я. Абидов).

- О чем это стихотворение? Назовите его тему?

-Какова главная мысль?

-Выпишите из толкового словаря все значения слова «земля».(1. Планета. 2. Суша. 3. Почва. Грунт. 4. Страна. Государство.)

- О какой «земле» говориться в стихотворении? (Родина,все, что дорого каждому).

2. Актуализация знания.

Слово учителя: Итак слово одно, а значений несколько.

Такие слова называются омонимами.

- Хорошо. Попробуйте сами дать определение омонимам.

Ученик: Омонимы – это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

(Если возникают трудности, то определение читают в учебнике)

Учитель: Название «омонимы» произошло от греческих слов «омос», что значит «одинаковый», и «онима» - «имя».

  1. Первичное закрепление материала

      Давайте потренируемся в поиске омонимов. Откройте учебник на странице 160, давайте выполним упр. 355 письменно.

Учитель: Омонимы фиксируются в толковых словарях русского языка. В отличие от многозначных слов, у которых все значения раскрываются в одной  словарной статье, омонимы характеризуются в разных словарных статьях.

Следует различать многозначные слова и омонимы. В многозначных словах значения связаны. Омонимы – разные слова, в значениях которых нет ничего общего. Поэтому в толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные – как одно слово с перечислением значений.

(Ученики знакомятся со словарной статьей)

Давайте попробуем определить, многозначными словами или омонимами являются выделенные слова.

  1. Я попил из ковша. Экскаватор ковшом вырыл яму.
  2. Из-под земли бил горячий ключ. Папа забыл от комнаты ключ. Мальчик в нотной тетради выводил скрипичный ключ.
  3. Я пишу ручкой. Дайте мне вашу прелестную ручку.
  4. В темноте сидеть было неприятно. Мама начала седеть.

Учитель: Что вас удивило в предложениях под №4?

Ученик: Разное написание слов и разное значение – это омонимы?

- В нашем языке есть слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному, в зависимости от значения слова. Такие слова называются омофоны.

Омофоны – это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание. Не менее интересными являются омографы – слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению. Например: село – село, кружки – кружки, мою – мою.

Нельзя не сказать об омоформах – это слова, которые совпадают в своем звучании лишь в нескольких грамматических формах. Омоформами могут быть слова как одной, так и разных частей речи. Например, печь пироги – теплая печь, стоять у высокой ели – ели вкусный торт и т.д.

Учитель: Прочитайте шуточные стихотворения Я. Козловского, укажите в них  омофоны и омоформы, выпишите их в тетрадь.

  1. Веснушкам нету сноса,

 Не исчезают с носа.

Я, не жалея мыла,

Нос терпеливо мыла, -

Зависело б от мыла,

 Веснушки я б отмыла.

  1. Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка,

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась  твоя сережка.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель: Выполним упр. 358 самостоятельро.

  1. Подведение итогов.

Учитель: Итак, ребята, что такое омонимы?

Ученик: Слова, которые звучат и пишутся одинаково, но совершенно разные по лексическому значению, называют омонимами.

Учитель: Какими могут быть омонимы?

Ученик: Омонимы могут быть лексическими, но также есть омографы, омофоны и омоформы.

Учитель: Где чаще всего они используются?

Ученик: Чаще всего они используются в шуточных стихотворениях.

  1. Домашнее задание

Учитель: Итак, ребята, вы сегодня узнали много нового и хорошо поработали. (Учитель озвучивает оценки)

Задание: составьте комический диалог, используя возможности омонимов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Омонимы. 2 класс.

Урок русского языка во 2 классе по теме: Почему одно и то же слово может быть и с большой и с маленькой буквы.( по программе "Школа 2100" Р.Н. Бунеев)разработала Коробова Т.А. В этом материале дан кон...

Омонимы

Изучая английский язык, учащиеся сталкиваются с лексическими единицами, при переводе которых возникают определенные трудности. И это схожесть приводит к замешательству. Это явление вызвало у ученицы о...

Урок по теме "Омонимы"

Урок изучения нового по теме "Омонимы" с использованием ИКТ....

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы?

Презентация к уроку в  5 классе по программе Разумовской. Тема: Чем отличаются друг от друга слова-омонимы? Цель: Развивать внимание, память, правильность и выразительность речи, логическое мыш...

Методическая разработка урока. Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры.

Занимательный урок "Многозначные слова. Омонимы. Каламбуры" поможет учащимся различать многозначные слова от омонимов. Интересный материал, разнообразные задания, возможность инсценирования понравятся...

Тема урока: "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Урок с презентацией для 5 класса на тему: Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов.

Презентация к уроку на тему "Антонимы. Синонимы. Омонимы. Виды омонимов....