Словарный урок
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Булгакова Лариса Ивановна

Тема урока: «Его величество-Словарь!».

 Целевая аудитория – 5-6 классы

 Обобщение,систематизация и распространение накопленного отечественной методикой эффективного опыта по формированию умений добывать и обрабатывать информацию с помощью словарей и энциклопедий и, как следствие, развитие связной устной и письменной речи обучающихся.

  Цели урока:

Образовательная: познакомить с видами словарей, с особенностями строительства словарной статьи; повторить и закрепить знания учащихся по лексике (лексическое значение слова, синонимы, антонимы, исконно русские и иноязычные слова); научить пользоваться словарями.

Развивающая: развивать речь обучающихся; формировать умение работать со справочной литературой; развитие умения слушания.

Воспитательная: воспитывать интерес учащихся к  книге  и слову.

Задачи:

— создание условий для самореализации обучающихся при работе со словарями, повышения их социальной и творческой активности;

— стимулирование самостоятельной работы учащихся со словарями с целью получения новых знаний, формирования картины мира на основе научных знаний, зафиксированных в словарях и энциклопедиях;

— формирование и распространение эффективных методов и приемов, направленных на формирование общеучебных умений добывать и обрабатывать информацию с помощью словарей и энциклопедий, на обогащение словарного запаса обучающихся, развитие их устной и письменной речи.

 Планируемые результаты:

1.Углублённые знания учащихся в области русского языка.

2. Бережное отношение к русскому языку.

3. Культура речи. Умение работать со словарями.

 Урок –дидактическая игра
 Методы и формы обучения: технология развивающего обучения, эвристический метод; работа индивидуальная, в группах, парах, фронтальная, элементы ролевой игры.

  Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока:

      Мультимедийный проектор, ноутбук, выставка «Ученые- составители словарей русского языка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

__Конспект урока «Словари русского языка» 

__________________________________________________________________ (название (тема) методической разработки)

Булгакова Лариса Ивановна

   Муниципальное общеобразовательное

учреждение

 «Средняя общеобразовательная

школа № 13»,

учитель русского языка и литературы

с. Мирное,  2021 год

2. Пояснительная записка

2.1 Тема урока: «Его величество-Словарь!».

2.2 Целевая аудитория – 5-6 классы

2.3 Обобщение,систематизация и распространение накопленного отечественной методикой эффективного опыта по формированию умений добывать и обрабатывать информацию с помощью словарей и энциклопедий и, как следствие, развитие связной устной и письменной речи обучающихся.

2.4  Цели урока:

Образовательная: познакомить с видами словарей, с особенностями строительства словарной статьи; повторить и закрепить знания учащихся по лексике (лексическое значение слова, синонимы, антонимы, исконно русские и иноязычные слова); научить пользоваться словарями.

Развивающая: развивать речь обучающихся; формировать умение работать со справочной литературой; развитие умения слушания.

Воспитательная: воспитывать интерес учащихся к  книге  и слову.

Задачи:

— создание условий для самореализации обучающихся при работе со словарями, повышения их социальной и творческой активности;

— стимулирование самостоятельной работы учащихся со словарями с целью получения новых знаний, формирования картины мира на основе научных знаний, зафиксированных в словарях и энциклопедиях;

— формирование и распространение эффективных методов и приемов, направленных на формирование общеучебных умений добывать и обрабатывать информацию с помощью словарей и энциклопедий, на обогащение словарного запаса обучающихся, развитие их устной и письменной речи.

2.5 Планируемые результаты:

1.Углублённые знания учащихся в области русского языка.

2. Бережное отношение к русскому языку.

3. Культура речи. Умение работать со словарями.

2.6  Урок –дидактическая игра
2.7 Методы и формы обучения: технология развивающего обучения, эвристический метод; работа индивидуальная, в группах, парах, фронтальная, элементы ролевой игры.

2.8  Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока:

      Мультимедийный проектор, ноутбук, выставка «Ученые- составители словарей русского языка»

3. Ход урока.

I. Организационный момент. 

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

II. Работа по теме урока.

1Беседа с классом. 

- Ребята, в качестве эпиграфа к уроку я взяла слова Я.Козловского:

Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами
Как людьми населена.
Правит ими государь,
По прозванию Словарь!

- Как вы понимаете смысл этого отрывка?

2.Определение темы урока. Целеполагание.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Правильно, о словарях. Запишите тему урока «Его величество- Словарь!»

- Давайте определим главные задачи урока, которые нам необходимо будет решить.(называют)

Учитель:
   - Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

     Учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Все они «хранятся» в различных книгах, справочниках и словарях. Существует множество словарей. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об истории слова, третьи расширяют ваш кругозор, приобщают вас к культуре.

- Ребята, как вы думаете, кто занимается созданием словарей?

-   Какие словари бывают?

(Созданием словарей занимаются лексикографы. Словари есть энциклопедические и языковые.)

Обратите внимание, какие словари присутствуют на нашей медиа-выставке.

(Толковый словарь;  орфографический словарь; словари: фразеологизмов, синонимов, антонимов, паронимов; словарь фразеологизмов; «Большая Советская энциклопедия»; «Детская энциклопедия», «Энциклопедический словарь юного натуралиста» и т.п.).

В них вы найдете ответы на вопросы из разных областей знаний.

.

- Какие словари русского языка вам известны?

- К каким словарям  мы обращаемся чаще всего?

- В каких случаях словари приходят вам на помощь?

- Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, как составлены словари, о чем и как рассказывают их словарные статьи.

III. Знакомство со словарями. 

  1. Слово учителя.

- Ребята, ваши товарищи подготовили для вас сведения о самых распространенных словарях русского языка. Итак, встречаем первого гостя – Толковый словарь!

(выходит участник, играющий роль словаря, и рассказывает о его строении и предназначении)

 Толковый словарь:

- Впервые определение толковому словарю дал Владимир Иванович Даль.

Посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря.

Все слова размещены в алфавитном порядке, каждая статья начинается со слова, толкование которого и приводится здесь. Слово дано в начальной форме, в нем поставлено ударение. Здесь указаны грамматические характеристики слова, приведены примеры использования слова в речи.

Учитель: Спасибо!

Толковый словарь:

Перед вами толковый словарь Д.Ожегова. Давайте проверим, как вы умеете с ним работать. Игра называется..

Давайте дадим толкования  таким словам, как: добродетель, искусственный, правда, театр. Значение слова запишите в тетрадь.

1 группа зачитывает только значение слова, не называя его.

 2  группа должна догадаться,  о чем идёт речь.

- Ребята, обратите внимание на то, что слова могут иметь одно и несколько лексических значений. (однозначные, многозначные).

2. Слово учителя: следующий гость – Словарь иностранных слов.

Словарь иностранных слов: 

 - Словарь содержит около 20 тысяч слов, в разное время заимствованных русским языком из других языков. В этом  словаре можно получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении. При чтении журналов, газет, книг вы часто сталкиваетесь со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира?   Эти слова  называются заимствованными.

2. Учитель. Поработаем в  парах.

Задание №2.

- Давайте теперь поработаем со словарем иностранных слов. Попробуем дать лексическое толкование этих слов. Запишите в тетрадь: из какого языка пришло к нам слова: каталог, менеджер, адвокат, футбол.

Составьте с ними предложения

3. Слово учителя: следующие гости – Словарь синонимов и Словарь антонимов.

Словарь синонимов:

- Давайте вспомним, что такое синонимы?

Известно, что синонимы обогащают речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли и избежать повторения одного и того же слова. Умелый подбор синонимов придает языку красочность и выразительность. Для умелого использования рядов синонимов в речи вам поможет Словарь синонимов.

Словарь антонимов:

 - А какие слова мы относим к антонимам?

Антонимы - это слова с противоположными значениями. Правда – ложь; тепло – холодно, день – ночь. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. И в словаре антонимов есть великое множество таких пар.

3. Работа в группах.

Задание № 3.

1 группа.

Подбери синонимы к словам: ликовать, поведать, пурпурный, грусть.

2 группа.

Подберите антонимы к словам: трусливый, миниатюрный, черствый, торопиться.

4. Учитель: к нам пришел еще один очень нужный словарь - Этимологический

Этимологический словарь:

- Этимология – это наука о происхождении слов, его первоначальном значении (этимос – «истина»). Слово правда общеславянское по происхождению, образовано от слова правый (истинный) с помощью суффикса вд-. Слово правый, в свою очередь, образовано с помощью суффикса –в- от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова пра-. Первичное значение этого слова было «такой, какой должен быть».

Что же получается? Оказывается, в далеком прошлом слово правда состояло в близком родстве с такими словами, как справедливый, праведник, оправдать, правило и исправить.

 5. Учитель:

- Ребята, а следующий словарь не только уникальный, но и очень нам нужный, когда мы изучаем устойчивые выражения. Итак, встречайте Фразеологический словарь! Он тоже приготовил для вас задания.

 - Фразеологизмами можно называть некие выражения, которые людям оставляют их предки. Язык, не имеющий фразеологизмов,  не имеет и души. Именно благодаря фразеологизмам, язык может выражать силу духа и уникальность той или иной нации. У каждой страны существует свой язык, который несет историю данной нации. Сегодня существует около 7 тысяч языков.

Конечно, давно приняты основные языки, среди которых и русский язык. Около 250-275 тысяч людей говорят на русском языке. Многие граждане США и Европы также изучают русский для работы или просто. Сегодня очень много безграмотных людей, которые и общаются безграмотно, не могут правильно выражать свои мысли.

ФИЗМИНУТКА:

Показать мимикой и жестом фразеологизм
Делить шкуру неубитого медведя.

 Купить кота в мешке.

 Лить крокодильи слезы.

 Считать ворон.

 Пустить козла в огород.

Дуется как индюк.

Смотреть как баран на новые ворота.

Писать как курица лапой.

6. Учитель:

- А без этого словаря на каждом уроке русского языка ну просто не обойтись! Орфографический словарь!

Выходит  Орфографический словарь:

- Перефразируя народную пословицу «Правдивое слово не требует поручителя», скажу: «Слово правда не требует справки в орфографическом словаре»: оно пишется так, как слышится. А вот многие родственники (однокоренные слова) слова правда содержат в своем составе орфограммы. Назовите такие слова, вспомните их правописание.

6. Самостоятельная работа

Напиши правильно.

З…ри, влас…ный, гри…аса, инте…генция, а…ликация, умес…ный, га…рея, чес…ный, искус…ный, ветер…нар, дрож…, бе…платный.луж…к.

7.Появляется ученик, играющий роль Орфоэпического словаря Орфоэпический словарь:

- К сожалению, часто мы не знаем,  как правильно произносить слово, особенно иноязычное, поэтому существуют специальные словари, орфоэпические, в которых указано как произносить то или иное слово.

7. Работа в группах.

Задание № 7.

- Расставьте ударение в словах самостоятельно, а потом проверьте себя по орфоэпическому словарю.

1 группа.

Звонишь, каталог, форзац, начала,  вовремя.

2 группа.

Дотемна, избалованный, включена, жалюзи, досуг.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Ребята, перед вами таблица  «Работа на уроке»

- Какие из выполненных на уроке заданий показались интересными, а какие вызвали затруднения? Отметьте в таблице, что вы поняли хорошо, а в чем испытывали затруднение

V. Сообщение домашнего задания. 

Написать мини-сочинение о пользе словарей в нашей жизни.

4. Заключение

Итак, работа со словарем на уроках русского языка имеет немаловажное значение для расширения лексикона учащихся, уточнения значения слов, включения их в активный словарный запас, повышения грамотности. Представленный урок  включает учащихся в активный поиск по вопросу, прививает потребность обращения к словарям. Работа по данной проблемной теме приносит положительные результаты:

1) игровые  приемы стимулируют познавательную активность учащихся;

2)  ребята грамотно пишут творческие работы, изложения, диктанты;

3) дети грамотно используют в своей речи словарные слова;

4)  активно участвуют в олимпиадах.

     5. Литература:

  1.  Большой орфографический словарь русского языка : более 106 000 слов / [под ред. С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко и Л. И. Скворцова]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2007. - 1150 c.
  2.  Большой фразеологический словарь русского языка / [авт.-сост.: И. С. Брилёва и др.]; отв. ред. В. Н. Телия. - 4-е изд. - М.: АСТ-ПРЕСС, печ. 2009. - 782 c.
  3. 10. Булыко, А.Н. Большой словарь иностранных слов : 35 тысяч слов / А.Н. Булыко. - М. : Мартин, 2006. - 703 c.
  4.  Горбачевич, Кирилл Сергеевич. Современный орфоэпический словарь русского языка : все трудности произношения и ударения: около 12 000 заголовочных единиц / К. С. Горбачевич. - М. : АСТ [и др.], 2009. - 477 c.
  5.  Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.
  6. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида.

Словарный урок. 7 класс коррекционной школы 8 вида....

Всероссийский словарный урок (в день рождения Владимира Даля ) 5 класс

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по Далю...

Всероссийский словарный урок.

27 ноября 2015 года в рамках празднования Года литературы  в школе был проведен Всероссийский словарный урок. "Русской речи государь по прозванию словарь" (к 214-летию В.И. Даля) для старших клас...

Всероссийский словарный урок (в день рождения великого российского лексикографа В. И. Даля в рамках Года литературы)

Проведение Всероссийского словарного урока и празднование Дня словаря, в рамках которого была организована работа обучающихся со словарями разных типов. На фотографиях – Словарный урок в 7-б кла...

Сценарий Всероссийского словарного урока, посвященного 214-летию В.И.Даля

22 ноября 2015 года в день рождения Владимира Даля в рамках празднования Года литературы проведен Всероссийский словарный урок "Родные россыпи жемчужин" (к 214-летию В.И. Даля)....

всероссийский словарный урок, посвященный Далю

внеклассное мероприятие для 8-9 классов...

Всероссийский словарный урок.

27 ноября 2015 года в рамках празднования Года литературы  в школе был проведен Всероссийский словарный урок. "Русской речи государь по прозванию словарь" (к 214-летию В.И. Даля) для старших клас...