Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку
Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Русский язык" составлена для 5-6 классов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебнику Э.В.Якубовской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_russkiy_yazyk_5-6_adaptirovannaya.docx | 73.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение №
к адаптированной основной общеобразовательной
программе обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Муниципального казенного
общеобразовательного учреждения
Ачитского городского округа
«Уфимская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
для 5 – 6 классов
п. Уфимский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» статья 12 (от 29.12.2012г. №273-ФЗ)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 № 1599.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
4.АООП ООО МКОУ АГО «Уфимская СОШ».
5.Устав МКОУ АГО «Уфимская СОШ».
ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Программа по русскому языку в 5-6 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.
Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики.
Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», «Состав слова. Текст», «Предложение. Текст», «Части речи. Текст».
Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем.
Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка.
На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный предмет «Русский язык» изучается в 5 и 6 классах: в 5 классе – 136 часов, в 6 классе – 136 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К личностным результатам освоения учебного предмета относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Речевая практика
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.
- Очная;
- Дистанционная (с применением образовательных платформ).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Грамматика, правописание и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.
Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка и др.
Письмо с элементами творческой деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
5 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
1. | Повторение. Звуки и буквы. Текст | 17 | Восстановить в памяти порядок букв в алфавите, закрепить умение пользоваться орфографическим словарем. Наблюдать за соотнесением звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Сделать вывод о необходимости проверять безударный гласный в слове. Использовать способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Различать на слух и четко произносить твердые и мягкие согласные. Доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме новыми примерами. Понаблюдать за написанием разделительного мягкого знака в словах. Упражняться в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком. Различать звонкие и глухие согласные на слух. Сравнивать, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Доказывать правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу рассуждения. Различать правила проверки парных согласных и безударных гласных в словах. Учиться различать текст и несколько отдельных предложений. Уметь объяснить эти различия. Коллективно подбирать заголовок к тексту. |
2. | Предложение. Текст | 17 | Закреплять умение выделять предложение из текста, делить текст на предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении. Связывать слова в предложении, изменяя форму слов. Познакомиться с главными и второстепенными членами предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Различать предложения по интонации. Сравнивать их, выделяя видимые признаки. Тренироваться в выразительном чтении таких предложений. Принимать участие в составлении диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Соблюдать при этом правильную расстановку знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении. Учиться составлять диалоги по образцу и схеме диалога. Перечислять все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Уметь располагать адресные данные в нужной последовательности. |
3. | Состав слова. Текст | 31 | Познакомиться с однокоренными словами, учиться выделять общий корень в группе однокоренных слов. Сравнивать значения данных слов: находить сходства и различия. Познакомиться с разными частями слова: корень. Приставка, суффикс и окончание. Учиться различать их по функциям: изменение значения слова, связь между словами. Накапливать словарь однокоренных слов, включать их в предложения. Наблюдать за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Овладевать способами проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов. Пополнять свой словарный запас однокоренными словами и активно использовать их при составлении предложений. Учиться строить диалог из отдельных реплик, включая их в заданную схему диалога. Запомнить свой домашний адрес и правильно его записывать. |
4. | Части речи. Текст | 8 | Четко различать названия предметов, действий, признаков. Уметь соотнести эти названия с новыми понятиями о частях речи. Учиться ставить вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт, выделять части речи в предложении и правильно подчеркивать их. Употреблять разные части речи в предложении и тексте. Использовать разные части речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом. |
5. | Имя существительное | 20 | Понимать значение существительных в речи. Подбирать к обобщающим названиям названия конкретных предметов и уметь обозначать ряд конкретных названий предметов обобщающим словом. Познакомиться с понятиями «одушевленные и неодушевленные существительные», «собственные и нарицательные существительные». Уметь объяснить, чем они различаются, для чего дается собственное имя предмету. Делать вывод о правилах правописания имен собственных, используя прошлый опыт. Уметь употреблять существительные в единственном и множественном числе. Познакомиться с понятием рода. Учиться различать существительные мужского, женского и среднего рода, подставляя к ним личные местоимения. Учиться обобщать полученные знания о существительном, приводить примеры для характеристики изученных грамматических признаков существительного. Учиться выделять в тексте основную мысль. Прочитать историческую справку о новогоднем празднике и поделиться с одноклассниками интересными сведениями. Потренироваться в написании поздравлений. Опираться на схемы частей поздравления. |
6. | Имя прилагательное | 12 | Понимать значение прилагательных в речи. Различать признаки, обозначаемые прилагательными и приводить свои примеры разных признаков. Определять зависимость рода прилагательных от рода существительных и доказать эту зависимость на конкретных примерах. Познакомиться с окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода и научиться их различать и соотносить с вопросами. Овладевать умением изменять прилагательные по родам. Обогащать свою речь прилагательными, подбирая словосочетания с прилагательными на заданные темы. Познакомиться с запиской. Научиться правильно называть и выделять в ней три части. Запомнить важные слова из тематического словаря. Потренироваться в записи недостающих частей разных записок. |
7. | Глагол | 11 | Понимать значение глаголов в речи. Различать действия, обозначаемые глаголами, и приводить свои примеры разных действий. Различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и значению. Учиться связывать показатель времени с моментом речи. Находить в тексте примеры, подтверждающие основную мысль. Учиться анализировать текст: чем он интересен, какие примеры (факты) делают текст интересным. |
8. | Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения | 10 | Восстановить в памяти понятие о главных и второстепенных членах предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Сделать вывод о связи подлежащего и сказуемого в предложении. Тренировать в постановке вопросов от главных членов предложения к второстепенным. Сравнивать нераспространенные и распространенные предложения. Находить сходство и различия в предложениях и их схемах. Тренироваться в распространении предложения с помощью вопроса, предметной и сюжетной картинки. Познакомиться с однородными членами предложения, понаблюдать за их записью в предложении. Потренироваться в чтении однородных членов предложения с интонацией перечисления. Придумывать разные предложения с заданными однородными членами, дополнять предложения однородными членами. Познакомиться с разными интересными по тематике записками. Учиться выделять в записке три части. Потренироваться в составлении записок, разных по тематике сообщений, содержащихся в них. |
9. | Повторение | 10 | Составление текста по плану. Подбор родственных слов к данному слову. Составление вопросов к тексту. Изложение текста по вопросам. Составление рассказа из деформированного текста. 16 Определение падежей. Письменный ответ на вопрос к тексту. Написание сочинения по плану и словосочетаниям. Составление текста. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
1. | Повторение. Предложение. Звуки и буквы. | 19 | Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Составление текста по плану. Составление вопросов к тексту. Наблюдать за соотнесением звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Сделать вывод о необходимости проверять безударный гласный в слове. Использовать способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. Коллективно подбирать заголовок к тексту, выделять части текста. Восстановить в памяти понятие о главных и второстепенных членах предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Сделать вывод о связи подлежащего и сказуемого в предложении. Сравнивать нераспространенные и распространенные предложения. Находить сходство и различия в предложениях и их схемах. Тренироваться в распространении предложения с помощью вопроса, предметной и сюжетной картинки. Познакомиться с однородными членами предложения, понаблюдать за их записью в предложении Познакомиться с понятием «Адрес». Накапливать тематический словарь. Запомнить и уметь перечислить все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Потренироваться в записи адресов. Учиться писать поздравительные открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления. |
2. | Состав слова. Текст | 28 | Познакомиться с разными частями слова: корень. Приставка, суффикс и окончание. Различие приставки и предлога. Учиться различать их по функциям: изменение значения слова, связь между словами. Накапливать словарь однокоренных слов, включать их в предложения. Наблюдать за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Овладевать способами проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов. Учиться строить диалог из отдельных реплик, включая их в заданную схему диалога. Запомнить свой домашний адрес и правильно его записывать. Учиться писать поздравительные открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления. |
3. | Части речи. Текст | 3 | Четко различать названия предметов, действий, признаков. Уметь соотнести эти названия с новыми понятиями о частях речи. Учиться ставить вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт, выделять части речи в предложении и правильно подчеркивать их. Употреблять разные части речи в предложении и тексте. Использовать разные части речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом. |
4. | Имя существительное | 26 | Понимать значение существительных в речи. Познакомиться с понятиями «собственные и нарицательные существительные». Уметь объяснить, чем они различаются, для чего дается собственное имя предмету. Делать вывод о правилах правописания имен собственных, используя прошлый опыт. Уметь определять падеж имен существительных, изменять по падежам. Учиться обобщать полученные знания о существительном, приводить примеры для характеристики изученных грамматических признаков существительного. Учиться выделять в тексте основную мысль. Потренироваться в написании письма по образцу. |
5. | Имя прилагательное | 29 | Понимать значение прилагательных в речи. Различать признаки, обозначаемые прилагательными и приводить свои примеры разных признаков. Определять зависимость рода прилагательных от рода существительных и доказать эту зависимость на конкретных примерах. Познакомиться с изменением прилагательных по родам и падежам, научиться их различать и соотносить с вопросами. Овладевать умением изменять прилагательные по родам и падежам. Обогащать свою речь прилагательными, подбирая словосочетания с прилагательными на заданные темы. Познакомиться с объявлением. Научиться правильно составлять текст объявления. |
6. | Глагол | 12 | Понимать значение глаголов в речи. Различать действия, обозначаемые глаголами, и приводить свои примеры разных действий. Различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и значению. Учиться связывать показатель времени с моментом речи. Находить в тексте примеры, подтверждающие основную мысль. Учиться анализировать текст: чем он интересен, какие примеры (факты) делают текст интересным. |
7. | Предложение. Текст. | 12 | Определять связь частей текста. Различать предложения по цели высказывания. Определять однородные члены предложения, связанные без союзов и союзом и, понаблюдать за их записью в предложении. Потренироваться в чтении однородных членов предложения с интонацией перечисления. Придумывать разные предложения с заданными однородными членами, дополнять предложения однородными членами. Познакомиться с обращением, определять место положение обращения в предложении. Составлять объявления из данных структурных частей, с опорой на объявления-заготовки. |
8. | Повторение | 7 | Повторить состав слова, правописание гласных и согласных в корне и приставке, сведения об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
учебного предмета «Русский язык» включает:
учебники и рабочие тетради на печатной основе:
- 5, 6 класс – Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2019 г.;
- Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2019 г.;
- Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2019 г.;
программно-методическое обеспечение:
- Аксенова А.К. - Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе, - М.: Гуманитарн. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009;
- Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы, Русский язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г.
печатные пособия:
- наборы предметных картинок;
- наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
- различные виды словарей;
- репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;
учебно-практическое оборудование:
- опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
- дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
- наборы ролевых игр;
технические средства обучения:
- компьютер с программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- магнитная доска;
- экран.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Поурочное планирование 5 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Гласные и согласные. Алфавит | 1 | |
Несовпадение звука и буквы в слове | 1 | |
Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я | 1 | |
Мягкий знак на конце и в середине слова | 1 | |
Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | |
Правописание слов с разделительным мягким знаком | 1 | |
Р. р.Текст. Различение текста и не текста | 1 | |
Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова | 1 | |
Ударные и безударные гласные в слове | 1 | |
Проверка безударных гласных в слове | 1 | |
Проверка безударных гласных в слове | 1 | |
Проверка безударных гласных в слове | 1 | |
Р.р. Текст. Определение темы текста. Заголовок | 1 | |
Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Коллективное составление рассказа по серии картинок | 1 | |
Коллективное составление рассказа по серии картинок | 1 | |
Выражение в предложении законченной мысли | 1 | |
Распространение предложений | 1 | |
Порядок слов в предложении | 1 | |
Связь слов в предложении | 1 | |
Главные члены предложения. Сказуемое | 1 | |
Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | |
Второстепенные члены предложения | 1 | |
Второстепенные члены предложения | 1 | |
Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения | 1 | |
Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения | 1 | |
Наблюдение за знаками препинания в конце предложений | 1 | |
Вопросительные предложения | 1 | |
Восклицательные предложения | 1 | |
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения | 1 | |
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения | 1 | |
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Корень и однокоренные слова | 1 | |
Общее и различия в значении однокоренных слов | 1 | |
Общее и различия в значении однокоренных слов | 1 | |
Включение однокоренных слов в предложения | 1 | |
Окончание – изменяемая часть слова | 1 | |
Установление связи между словами с помощью окончания | 1 | |
Приставка как часть слова | 1 | |
Изменение значения слова в зависимости от приставки | 1 | |
Приставка и предлог | 1 | |
Суффикс как часть слова | 1 | |
Изменение значения слова в зависимости от суффикса | 1 | |
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне | 1 | |
Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне | 1 | |
Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов | 1 | |
Слово-корень с ударной гласной | 1 | |
Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов | 1 | |
Проверка безударных гласных в корне слова | 1 | |
Проверка безударных гласных в корне слова | 1 | |
Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне | 1 | |
Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов | 1 | |
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов | 1 | |
Проверяемые гласные и согласные в корне | 1 | |
Проверяемые гласные и согласные в корне | 1 | |
Непроверяемые написания в корне | 1 | |
Непроверяемые написания в корне | 1 | |
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов | 1 | |
Единообразное написание корня в группе однокоренных слов | 1 | |
Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану | 1 | |
Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану | 1 | |
Названия предметов, действий и признаков | 1 | |
Понятие о частях речи. Существительное | 1 | |
Глагол | 1 | |
Прилагательное | 1 | |
Различение частей речи по вопросу и значению | 1 | |
Различение частей речи по вопросу и значению | 1 | |
Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Значение существительных в речи | 1 | |
Одушевленные и неодушевленные существительные | 1 | |
Собственные и нарицательные существительные | 1 | |
Правописание имен собственных | 1 | |
Правописание имен собственных | 1 | |
Р.р. Текст и основная мысль текста | 1 | |
Р.р. Текст и основная мысль текста | 1 | |
Понятие о единственном и множественном числе существительных | 1 | |
Употребление существительных в единственном и множественном числе | 1 | |
Изменение существительных по числам | 1 | |
Знакомство с понятием рода | 1 | |
Существительные мужского рода | 1 | |
Существительные женского рода | 1 | |
Существительные среднего рода | 1 | |
Различение существительных по родам | 1 | |
Различение существительных по родам | 1 | |
Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух | 1 | |
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух | 1 | |
Значение прилагательных в речи | 1 | |
Различение признаков, обозначаемых прилагательными | 1 | |
Зависимость рода прилагательных от рода существительных | 1 | |
Окончания прилагательных мужского рода | 1 | |
Окончания прилагательных женского рода | 1 | |
Окончания прилагательных среднего рода | 1 | |
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода | 1 | |
Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода | 1 | |
Изменение прилагательных по родам | 1 | |
Изменение прилагательных по родам | 1 | |
Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Значение глаголов в речи | 1 | |
Различение действий, обозначаемых глаголами | 1 | |
Настоящее время глаголов | 1 | |
Прошедшее время глаголов | 1 | |
Будущее время глаголов | 1 | |
Различение глаголов по временам | 1 | |
Р.р. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли | 1 | |
Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам | 1 | |
Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам | 1 | |
Главные члены предложения | 1 | |
Главные члены предложения | 1 | |
Второстепенные члены предложения | 1 | |
Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам | 1 | |
Различение нераспространенных и распространенных предложений | 1 | |
Распространение предложений | 1 | |
Знакомство с однородными членами предложения | 1 | |
Дополнение предложения однородными членами | 1 | |
Дополнение предложения однородными членами | 1 | |
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Состав слова | 1 | |
Существительное | 1 | |
Прилагательное | 1 | |
Глагол | 1 | |
Предложение | 1 | |
Текст | 1 | |
Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания | 1 | |
Закрепление знаний. | 1 | |
Закрепление знаний. | 1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Поурочное планирование 6 класс
№ | Тема | Кол-во часов |
Звуки и буквы. Текст. Гласные и согласные. Их различение. | 1 | |
Безударные гласные в словах. | 1 | |
Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах. | 1 | |
Сомнительные гласные и согласные в словах. | 1 | |
Текст. Части текста. Красная строка. | 1 | |
Непроверяемые гласные и согласные в словах. | 1 | |
Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме. | 1 | |
Контрольные вопросы и задания. | 1 | |
Деление текста на предложения. | 1 | |
Выделение главных и второстепенных членов предложения. | 1 | |
Деловое письмо. Адрес. Заполнение конверта. | 1 | |
Нераспространённые и распространённые предложения. | 1 | |
Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом. | 1 | |
Распространение предложений с помощью рисунков. | 1 | |
Распространение предложений с помощью вопросов. | 1 | |
Однородные члены предложения. | 1 | |
Предложение. Закрепление знаний по теме. | 1 | |
Контрольные вопросы и задания. | 1 | |
Деловое письмо. Поздравление. Текст поздравления, его структура. | 1 | |
Корень и однокоренные слова. | 1 | |
Окончание как изменяемая часть слова. | 1 | |
Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний. | 1 | |
Приставка как часть слова. | 1 | |
Изменение значения слова в зависимости от приставки. | 1 | |
Суффикс как часть слова. | 1 | |
Разбор слов по составу. | 1 | |
Написание гласных в корне однокоренных слов. | 1 | |
Проверяемые и проверочные слова. | 1 | |
Деловое письмо. Календарь памятных дат, его заполнение. | 1 | |
Проверка безударных гласных в корне. | 1 | |
Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. | 1 | |
Проверка парных звонких и глухих согласных в корне. | 1 | |
Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне. | 1 | |
Приставка и предлог. | 1 | |
Различение приставки и предлога. | 1 | |
Наблюдение за правописанием гласных в приставках. | 1 | |
Правописание гласных в приставках. | 1 | |
Правописание безударных гласных в корне и приставке. | 1 | |
Текст. Деление текста на части по данному плану «Укол храбрости». | 1 | |
Наблюдение за правописанием согласных в приставках. | 1 | |
Правописание приставок на согласную. | 1 | |
Разделительный твёрдый знак в словах с приставками. | 1 | |
Различение написаний слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и без него. | 1 | |
Деловое письмо. Поздравительная открытка. Расположение частей текста поздравления на ней. | 1 | |
Состав слова. Закрепление знаний. | 1 | |
Контрольный диктант по теме «Состав слова». | 1 | |
Работа над ошибками диктанта. | 1 | |
Существительное, прилагательное, глагол. | 1 | |
Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении. | 1 | |
Деловое письмо. Записка – просьба. | 1 | |
Значение существительных в речи. | 1 | |
Существительные, обозначающие явления природы. | 1 | |
Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному. | 1 | |
Существительные, противоположные по значению. | 1 | |
Различение существительных по родам. | 1 | |
Изменение существительных по числам. | 1 | |
Существительные собственные и нарицательные. | 1 | |
Деловое письмо. Записка – приглашение. | 1 | |
Большая буква в именах собственных. | 1 | |
Кавычки в именах собственных. | 1 | |
Различение написаний существительных собственных и нарицательных. | 1 | |
Имя существительное. Закрепление знаний. | 1 | |
Понятие о склонении. | 1 | |
Определение падежей существительных по вопросам. | 1 | |
Деловое письмо. Личные письма. Текст письма и его структурные части. | 1 | |
Именительный падеж – кто? что? | 1 | |
Родительный падеж – кого? чего? | 1 | |
Дательный падеж – кому? чему? | 1 | |
Винительный падеж – кого? что? | 1 | |
Творительный падеж – кем? чем? | 1 | |
Предложный падеж – о ком? о чём? | 1 | |
Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами. | 1 | |
Деловое письмо. Сочинение письма другу по образцу. | 1 | |
Понятие о начальной форме. Постановка существительных в начальную форму. | 1 | |
Проверочный диктант по теме «Имя существительное». | 1 | |
Работа над ошибками. Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний. | 1 | |
Значение прилагательных в речи. | 1 | |
Деловое письмо. Ответ на полученное письмо от друга по письму – заготовке. | 1 | |
Описание явлений природы с помощью прилагательных. | 1 | |
Описание человека, животных с помощью прилагательных. Работа над текстом «Хищная соседка». | 1 | |
Прилагательные, противоположные по значению. | 1 | |
Изменение прилагательных по родам. Окончания прилагательных мужского рода. | 1 | |
Окончания прилагательных женского рода. | 1 | |
Окончания прилагательных среднего рода. | 1 | |
Определение родовых окончаний прилагательных. | 1 | |
Сочинение по картине. | 1 | |
Работа над ошибками. Изменение прилагательных по числам. | 1 | |
Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний. | 1 | |
Контрольный диктант по теме «Род и число имён прилагательных». | 1 | |
Работа над ошибками диктанта. | 1 | |
Деловое письмо. Объявление. Текст объявления, его структурные части. | 1 | |
Понятие о склонении прилагательных. | 1 | |
Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах. | 1 | |
Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |
Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |
Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |
Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |
Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода. | 1 | |
Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний. | 1 | |
Сочинение — описание предмета с опорой на его изображение по предложенному учителем плану. | 1 | |
Работа над ошибками сочинения | 1 | |
Проверочный диктант по теме: «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода». | 1 | |
Работа над ошибками диктанта | 1 | |
Деловое письмо. Школьные объявления. | 1 | |
Значение глагола в речи. Глаголы, противоположные по значению. | 1 | |
Различение существительных, прилагательных и глаголов. | 1 | |
Настоящее время глаголов. | 1 | |
Прошедшее время глаголов. | 1 | |
Будущее время глаголов. | 1 | |
Деловое письмо. Объявления о пропаже и находке. | 1 | |
Различение глаголов по временам. | 1 | |
Единственное и множественное число глаголов настоящего времени. | 1 | |
Единственное и множественное число глаголов будущего времени. | 1 | |
Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени. | 1 | |
Проверочный диктант по теме: «Глагол». | 1 | |
Работа над ошибками диктанта. Глагол. Закрепление знаний. | 1 | |
Текст. Связь частей в тексте. | 1 | |
Различение повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений. | 1 | |
Деловое письмо. Составление объявлений из данных структурных частей. | 1 | |
Определение однородных членов предложения. | 1 | |
Однородные члены предложения без союзов. | 1 | |
Однородные члены предложения с союзом и. | 1 | |
Однородные члены предложения без союзов и с союзом и. | 1 | |
Знакомство с обращением. Место обращения в предложении. | 1 | |
Актуализация знаний по теме «Предложение» | 1 | |
Деловое письмо. Составление объявлений с опорой на объявления – заготовки. | 1 | |
Проверочный диктант по теме: «Предложение». | 1 | |
Работа над ошибками в диктанте. Предложение. Закрепление знаний. | 1 | |
Актуализация знаний по теме: «Состав слова». | 1 | |
Актуализация знаний по теме: «Правописание гласных и согласных в корне и приставке». | 1 | |
Контрольный диктант за год. | 1 | |
Работа над ошибками диктанта. Актуализация знаний по теме: «Имя существительное». | 1 | |
Актуализация знаний по теме: «Имя прилагательное» | 1 | |
Деловое письмо. Сочинение письма по образцу. | 1 | |
Актуализация знаний по теме: «Глагол» | 1 |
Контрольные параметры оценки достижений обучающихся
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4»ставится, если ученик дает ответ , в целом соответствующий оценке «5», но допускает неточности в подтверждении правил и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Оценка письменных работ
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 4 классе — списывания и диктанты.
Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 4 классе: 20-26 слов.
Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Диктанты
«5» — работа выполнена без ошибок;
«4» — 1-3 ошибки;
«3» — 4-5 ошибок;
Грамматические задания
«5» — безошибочное выполнение всех заданий;
«4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;
«3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;
Контрольные списывания
«5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;
«4» — 1 ошибка и одно исправление;
«3» — 2 ошибки и одно исправление.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 8 класса
Программа рассчитана на 136 часов в год ( 4 часа в неделю )_________________Контрольных работ ( диктантов ) – 6 ____Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного ...
Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....
Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5«Л» класс На 2015 – 2016 учебный год
Адаптированная рабочая программа по русскому языку5«Л» классНа 2015 – 2016 учебный год...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Русский язык» ФГОС ООО 5- 9 класс
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Русский язык" 5-9 класс ФГОС ООО...
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «РУССКИЙ ЯЗЫК» ФГОС ООО 7 класс
Индивидуальная адаптированная программа учебного курса "Русский язык" ФГОС ООО 7 класс....