Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Русский язык"
рабочая программа по русскому языку

Мальцева Татьяна Валериевна

Адаптированная рабочая программа учебного предмета "Русский язык" составлена для 5-6 классов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по учебнику Э.В.Якубовской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_russkiy_yazyk_5-6_adaptirovannaya.docx73.43 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №

к адаптированной основной общеобразовательной

программе обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)

Муниципального казенного

общеобразовательного учреждения

Ачитского городского округа

 «Уфимская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык»

для 5 – 6 классов

п. Уфимский

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа учебного предмета «Русский язык» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами:

1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» статья 12 (от 29.12.2012г. №273-ФЗ)

2. Федеральный государственный  образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  от 19.12.2014 № 1599.

3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

4.АООП ООО МКОУ АГО «Уфимская СОШ».

5.Устав МКОУ АГО «Уфимская СОШ».

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ

Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;

― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;

― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;

― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;

― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;

― развитие положительных качеств и свойств личности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа по русскому языку в 5-6 классах имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.

Для решения этих взаимообусловленных задач строится содержательная часть программы. Особое внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, которые обеспечивают реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других людей. Коммуникативная направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач.

Реализация коммуникативного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с нарушением интеллекта. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил перестает быть самоцелью, она осуществляется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографических материал в устной и письменной форме речевой практики.

Программа включает следующие разделы: «Звуки и буквы. Текст», «Состав слова. Текст», «Предложение. Текст», «Части речи. Текст».

Во всех разделах задания к теме «Текст» выполняются в процессе изучения других грамматических тем.

Специальные уроки делового письма или связной речи с элементами творчества проводятся 1-2 раза в месяц по выбору учителя. Тренировочные упражнения в деловом письме используются и на других уроках русского языка.

На уроки связной речи, включая работу над ошибками, отводится по 2 часа учебного времени.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Русский язык» изучается в 5 и 6 классах: в 5 классе – 136 часов, в 6 классе – 136 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

К личностным результатам освоения учебного предмета относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

Минимальный уровень:

различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;

деление слов на слоги для переноса;

списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;

обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);

дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;

составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;

выделение из текста предложений на заданную тему;

участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.

Достаточный уровень:

различение звуков и букв;

характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;

списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;

запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);

дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);

составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);

деление текста на предложения;

выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;

самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.

Речевая практика

Минимальный уровень:

формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;

участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;

восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;

участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;

ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.

Достаточный уровень:

понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на вопросы;

понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;

выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;

активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения;

участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;

составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ.

  1. Очная;
  2. Дистанционная (с применением образовательных платформ).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Грамматика, правописание и развитие речи

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный  ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.

Морфология

Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.

Части речи

Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение,  наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.

Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.

Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.  Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.

Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.  

Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.

Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.

Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.

Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.).

Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.

Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.

Развитие речи, работа с текстом

Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.

Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов.

Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.

Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.

Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.

Деловое письмо

Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка и др.

Письмо с элементами творческой деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

5 класс

Тема

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

1.

Повторение. Звуки и буквы. Текст

17

Восстановить в памяти порядок букв в алфавите, закрепить умение пользоваться орфографическим словарем.

Наблюдать за соотнесением звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Сделать вывод о необходимости проверять безударный гласный в слове. Использовать способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Различать на слух и четко произносить твердые и мягкие согласные. Доказывать правильность постановки мягкого знака в слове по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме новыми примерами.

Понаблюдать за написанием разделительного мягкого знака в словах. Упражняться в умении слышать, правильно произносить и записывать слова с разделительным мягким знаком.

Различать звонкие и глухие согласные на слух. Сравнивать, как они произносятся и как пишутся на конце слова. Доказывать правильность написания парных согласных на конце слова по данному образцу рассуждения. Различать правила проверки парных согласных и безударных гласных в словах.

Учиться различать текст и несколько отдельных предложений. Уметь объяснить эти различия.

Коллективно подбирать заголовок к тексту.

2.

Предложение.

Текст

17

 Закреплять умение выделять предложение из текста, делить текст на предложения, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении.

Связывать слова в предложении, изменяя форму слов.

Познакомиться с главными и второстепенными членами предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения.

Различать предложения по интонации. Сравнивать их, выделяя видимые признаки.

Тренироваться в выразительном чтении таких предложений.

Принимать участие в составлении диалогов с дополнением ответа на вопрос собеседника. Соблюдать при этом правильную расстановку знаков препинания и точность интонирования реплик диалога при его чтении.

Учиться составлять диалоги по образцу и схеме диалога.

Перечислять все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Уметь располагать адресные данные в нужной последовательности.

3.

Состав слова. Текст

31

 Познакомиться с однокоренными словами, учиться выделять общий корень в группе однокоренных слов. Сравнивать значения данных слов: находить сходства и различия.

Познакомиться с разными частями слова: корень. Приставка, суффикс и окончание. Учиться различать их по функциям: изменение значения слова, связь между словами. Накапливать словарь однокоренных слов, включать их в предложения.

Наблюдать за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Овладевать способами проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов.

Пополнять свой словарный запас однокоренными словами и активно использовать их при составлении предложений.

Учиться строить диалог из отдельных реплик, включая их в заданную схему диалога.

Запомнить свой домашний адрес и правильно его записывать.

4.

Части речи. Текст

8

Четко различать названия предметов, действий, признаков.

Уметь соотнести эти названия с новыми понятиями о частях речи.

Учиться ставить вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт, выделять части речи в предложении и правильно подчеркивать их.

Употреблять разные части речи в предложении и тексте.

Использовать разные части речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом.

5.

Имя существительное

20

Понимать значение существительных в речи. Подбирать к обобщающим названиям названия конкретных предметов и уметь обозначать ряд конкретных названий предметов обобщающим словом.

Познакомиться с понятиями «одушевленные и неодушевленные существительные», «собственные и нарицательные существительные». Уметь объяснить, чем они различаются, для чего дается собственное имя предмету. Делать вывод о правилах правописания имен собственных, используя прошлый опыт.

Уметь употреблять существительные в единственном и множественном числе.

Познакомиться с понятием рода. Учиться различать существительные мужского, женского и среднего рода, подставляя к ним личные местоимения.

Учиться обобщать полученные знания о существительном, приводить примеры для характеристики изученных грамматических признаков существительного.

Учиться выделять в тексте основную мысль.

Прочитать историческую справку о новогоднем празднике и поделиться с одноклассниками интересными сведениями. Потренироваться в написании поздравлений. Опираться на схемы частей поздравления.

6.

Имя прилагательное

12

Понимать значение прилагательных в речи. Различать признаки, обозначаемые прилагательными и приводить свои примеры разных признаков.

Определять зависимость рода прилагательных от рода существительных и доказать эту зависимость на конкретных примерах.

Познакомиться с окончаниями прилагательных мужского, женского и среднего рода и научиться их различать и соотносить с вопросами.

Овладевать умением изменять прилагательные по родам.

Обогащать свою речь прилагательными, подбирая словосочетания с прилагательными на заданные темы.

Познакомиться с запиской. Научиться правильно называть и выделять в ней три части. Запомнить важные слова из тематического словаря. Потренироваться в записи недостающих частей разных записок.

7.

Глагол

11

Понимать значение глаголов в речи. Различать действия, обозначаемые глаголами, и приводить свои примеры разных действий.

Различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и значению. Учиться связывать показатель времени с моментом речи.

Находить в тексте примеры, подтверждающие основную мысль. Учиться анализировать текст: чем он интересен, какие примеры (факты) делают текст интересным.

8.

Предложение. Текст. Главные и второстепенные члены предложения

10

Восстановить в памяти понятие о главных и второстепенных членах предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Сделать вывод о связи подлежащего и сказуемого в предложении.

Тренировать в постановке вопросов от главных членов предложения к второстепенным.

Сравнивать нераспространенные и распространенные предложения. Находить сходство и различия  в предложениях и их схемах. Тренироваться в распространении предложения с помощью вопроса, предметной и сюжетной картинки.

Познакомиться с однородными членами предложения, понаблюдать за их записью в предложении. Потренироваться в чтении однородных членов предложения с интонацией перечисления.

Придумывать разные предложения с заданными однородными членами, дополнять предложения однородными членами.

Познакомиться с разными интересными по тематике записками. Учиться выделять в записке три части. Потренироваться в составлении записок, разных по тематике сообщений, содержащихся в них.

9.

Повторение

10

Составление текста по плану. Подбор родственных слов к данному слову. Составление вопросов к тексту. Изложение текста по вопросам. Составление рассказа из деформированного текста. 16 Определение падежей. Письменный ответ на вопрос к тексту. Написание сочинения по плану и словосочетаниям. Составление текста.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

6 класс

Тема

Кол-во

часов

Основные виды деятельности обучающихся

1.

Повторение. Предложение. Звуки и буквы.

19

Нахождение главных и второстепенных членов предложения. Составление текста по плану. Составление вопросов к тексту.

Наблюдать за соотнесением звука и буквы под ударением и несоответствием в безударном положении. Сделать вывод о необходимости проверять безударный гласный в слове. Использовать способ проверки безударных гласных по данному образцу рассуждения. Пополнить словарь по теме, приводить примеры слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными.

Коллективно подбирать заголовок к тексту, выделять части текста.

Восстановить в памяти понятие о главных и второстепенных членах предложения. Различать подлежащее и сказуемое по значению в предложении и по вопросам. Правильно подчеркивать главные и второстепенные члены предложения. Сделать вывод о связи подлежащего и сказуемого в предложении.

Сравнивать нераспространенные и распространенные предложения. Находить сходство и различия  в предложениях и их схемах. Тренироваться в распространении предложения с помощью вопроса, предметной и сюжетной картинки.

Познакомиться с однородными членами предложения, понаблюдать за их записью в предложении

Познакомиться с понятием «Адрес». Накапливать тематический словарь. Запомнить и уметь перечислить все адресные данные, которые необходимо указывать в почтовых отправлениях. Потренироваться в записи адресов.

Учиться писать поздравительные открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления.    

2.

Состав слова. Текст

28

Познакомиться с разными частями слова: корень. Приставка, суффикс и окончание. Различие приставки и предлога. Учиться различать их по функциям: изменение значения слова, связь между словами. Накапливать словарь однокоренных слов, включать их в предложения.

Наблюдать за единообразным написанием гласных и парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов. Овладевать способами проверки безударных гласных и парных согласных в корне однокоренных слов.

Учиться строить диалог из отдельных реплик, включая их в заданную схему диалога.

Запомнить свой домашний адрес и правильно его записывать. Учиться писать поздравительные открытки по общепринятому плану, соблюдая правильное расположение частей текста поздравления.    

3.

Части речи. Текст

3

Четко различать названия предметов, действий, признаков.

Уметь соотнести эти названия с новыми понятиями о частях речи.

Учиться ставить вопросы к существительным, глаголам и прилагательным, используя прошлый опыт, выделять части речи в предложении и правильно подчеркивать их.

Употреблять разные части речи в предложении и тексте.

Использовать разные части речи в диалоге, отвечая на вопросы собеседника одним словом.

4.

Имя существительное

26

Понимать значение существительных в речи.

Познакомиться с понятиями «собственные и нарицательные существительные». Уметь объяснить, чем они различаются, для чего дается собственное имя предмету. Делать вывод о правилах правописания имен собственных, используя прошлый опыт.

Уметь определять падеж имен существительных, изменять по падежам.

Учиться обобщать полученные знания о существительном, приводить примеры для характеристики изученных грамматических признаков существительного.

Учиться выделять в тексте основную мысль.

Потренироваться в написании письма по образцу.

5.

Имя прилагательное

29

Понимать значение прилагательных в речи. Различать признаки, обозначаемые прилагательными и приводить свои примеры разных признаков.

Определять зависимость рода прилагательных от рода существительных и доказать эту зависимость на конкретных примерах.

Познакомиться с изменением прилагательных по родам и падежам, научиться их различать и соотносить с вопросами.

Овладевать умением изменять прилагательные по родам и падежам.

Обогащать свою речь прилагательными, подбирая словосочетания с прилагательными на заданные темы.

Познакомиться с объявлением. Научиться правильно составлять текст объявления.

6.

Глагол

12

Понимать значение глаголов в речи. Различать действия, обозначаемые глаголами, и приводить свои примеры разных действий.

Различать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени по вопросам и значению. Учиться связывать показатель времени с моментом речи.

Находить в тексте примеры, подтверждающие основную мысль. Учиться анализировать текст: чем он интересен, какие примеры (факты) делают текст интересным.

7.

Предложение. Текст.

12

Определять связь частей текста.

Различать предложения по цели высказывания. Определять однородные члены предложения, связанные без союзов и союзом и, понаблюдать за их записью в предложении. Потренироваться в чтении однородных членов предложения с интонацией перечисления.

Придумывать разные предложения с заданными однородными членами, дополнять предложения однородными членами.

Познакомиться с обращением, определять место положение обращения в предложении.

Составлять объявления из данных структурных частей, с опорой на объявления-заготовки.

8.

Повторение

7

Повторить состав слова, правописание гласных и согласных в корне и приставке, сведения об имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

учебного предмета «Русский язык» включает:

учебники и рабочие тетради на печатной основе:

  • 5, 6 класс – Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы.– М.: Просвещение, 2019 г.;
  • Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2019 г.;
  • Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В. Рабочая тетрадь по русскому языку. 9 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.– М.: Просвещение, 2019 г.;

        программно-методическое обеспечение: 

  • Аксенова А.К. - Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе, - М.: Гуманитарн. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009;
  • Якубовская Э.В., Шишкова М.И., Бгажнокова И.М. Рабочие программы по учебным предметам ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5-9 классы, Русский язык. Чтение.- М.: «Просвещение», 2018г.

        печатные пособия: 

  • наборы предметных картинок;
  • наборы сюжетных картинок по отдельным темам;
  • различные виды словарей;
  • репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ;

        учебно-практическое оборудование:

  • опорные таблицы по отдельным изучаемым темам;
  • дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);
  • наборы ролевых игр;

технические средства обучения: 

  • компьютер с программным обеспечением;
  • мультимедиапроектор;
  • магнитная доска;
  • экран.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Поурочное планирование 5 класс

Тема

Кол-во часов

Гласные и согласные.  Алфавит

1

Несовпадение звука и буквы в слове

1

Твердые и мягкие согласные перед И, Е, Ё, Ю, Я

1

Мягкий знак на конце и в середине слова

1

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1

Правописание слов с разделительным мягким знаком

1

Р. р.Текст. Различение текста и не текста

1

Парные звонкие и глухие согласные, их правописание на конце слова

1

Ударные и безударные гласные в слове

1

Проверка безударных гласных в слове

1

Проверка безударных гласных в слове

1

Проверка безударных гласных в слове

1

Р.р. Текст. Определение темы текста. Заголовок

1

Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

Звуки и буквы. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

Коллективное составление рассказа по серии картинок

1

Коллективное составление рассказа по серии картинок

1

Выражение в предложении законченной мысли

1

Распространение предложений

1

Порядок слов в предложении

1

Связь слов в предложении

1

Главные члены предложения. Сказуемое

1

Главные члены предложения. Подлежащее.

1

Второстепенные члены предложения

1

Второстепенные члены предложения

1

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения

1

Текст. Отличие предложения от текста. Деление текста на предложения

1

Наблюдение за знаками препинания в конце предложений

1

Вопросительные предложения

1

Восклицательные предложения

1

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

1

Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения

1

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

Предложение. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

Корень и однокоренные слова

1

Общее и различия в значении однокоренных слов

1

Общее и различия в значении однокоренных слов

1

Включение однокоренных слов в предложения

1

Окончание – изменяемая часть слова

1

Установление связи между словами с помощью окончания

1

Приставка как часть слова

1

Изменение значения слова в зависимости от приставки

1

Приставка и предлог

1

Суффикс как часть слова

1

Изменение значения слова в зависимости от суффикса

1

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне

1

Изменение формы слова для проверки безударной гласной в корне

1

Единообразное написание гласных в корне однокоренных слов

1

Слово-корень с ударной гласной

1

Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов

1

Проверка безударных гласных в корне   слова

1

Проверка безударных гласных в корне   слова

1

Изменение формы слова для проверки парных звонких и глухих согласных в корне

1

Единообразное написание парных звонких и глухих согласных в корне однокоренных слов

1

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне слов

1

Проверяемые гласные и согласные в корне

1

Проверяемые гласные и согласные в корне

1

Непроверяемые написания в корне

1

Непроверяемые написания в корне

1

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов

1

Единообразное написание корня в группе однокоренных слов

1

Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

Состав слова. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану

1

Составление рассказа по сюжетной картинке и данному плану

1

Названия предметов, действий и признаков

1

Понятие о частях речи. Существительное

1

Глагол

1

Прилагательное

1

Различение частей речи по вопросу и значению

1

Различение частей речи по вопросу и значению

1

Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Контрольные вопросы и задания

1

Употребление разных частей речи в предложении и тексте. Контрольные вопросы и задания

1

Значение существительных в речи

1

Одушевленные и неодушевленные существительные

1

Собственные и нарицательные существительные

1

Правописание имен собственных

1

Правописание имен собственных

1

Р.р. Текст и основная мысль текста

1

Р.р. Текст и основная мысль текста

1

Понятие о единственном и множественном числе существительных

1

Употребление существительных в единственном и множественном числе

1

Изменение существительных по числам

1

Знакомство с понятием рода

1

Существительные мужского рода

1

Существительные женского рода

1

Существительные среднего рода

1

Различение существительных по родам

1

Различение существительных по родам

1

Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

Существительное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух

1

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух

1

Значение прилагательных в речи

1

Различение признаков, обозначаемых прилагательными

1

Зависимость рода прилагательных от рода существительных

1

Окончания прилагательных мужского рода

1

Окончания прилагательных женского рода

1

Окончания прилагательных среднего рода

1

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода

1

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода

1

Изменение прилагательных по родам

1

Изменение прилагательных по родам

1

Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

Прилагательное. Закрепление знаний. Контрольные вопросы и задания

1

Значение глаголов в речи

1

Различение действий, обозначаемых глаголами

1

Настоящее время глаголов

1

Прошедшее время глаголов

1

Будущее время глаголов

1

Различение глаголов по временам

1

Р.р. Текст. Отбор примеров и фактов для подтверждения основной мысли

1

Глагол. Закрепление знаний.  Контрольные вопросы и задания

1

Глагол. Закрепление знаний.  Контрольные вопросы и задания

1

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам

1

Коллективное изложение текста, воспринятого на слух, по данному началу и опорным словам

1

Главные члены предложения

1

Главные члены предложения

1

Второстепенные члены предложения

1

Постановка вопросов от главных членов предложения к второстепенным членам

1

Различение нераспространенных и распространенных предложений

1

Распространение предложений

1

Знакомство с однородными членами предложения

1

Дополнение предложения однородными членами

1

Дополнение предложения однородными членами

1

Предложение. Закрепление знаний.  Контрольные вопросы и задания

1

Предложение. Закрепление знаний.  Контрольные вопросы и задания

1

Состав слова

1

Существительное

1

Прилагательное

1

Глагол

1

Предложение

1

Текст

1

Закрепление знаний.  Контрольные вопросы и задания

1

Закрепление знаний.  

1

Закрепление знаний.  

1

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Поурочное планирование 6 класс

Тема

Кол-во часов

Звуки и буквы. Текст. Гласные и согласные. Их различение.       

1

Безударные гласные в словах.

1

Сомнительные звонкие и глухие согласные в словах.            

1

Сомнительные гласные и согласные в словах.

1

Текст. Части текста. Красная строка.

1

Непроверяемые гласные и согласные в словах.

1

Звуки и буквы. Закрепление знаний по теме.

1

Контрольные вопросы и задания.

1

Деление текста на предложения.

1

Выделение главных и второстепенных членов предложения.

1

Деловое письмо. Адрес. Заполнение конверта.

1

Нераспространённые и распространённые предложения. 

1

Текст. Расположение частей текста в соответствии с данным планом. 

1

Распространение предложений с помощью рисунков.

1

Распространение предложений с помощью вопросов.

1

Однородные члены предложения.

1

Предложение. Закрепление знаний по теме.

1

Контрольные вопросы и задания.

1

Деловое письмо. Поздравление. Текст поздравления, его структура.

1

Корень и однокоренные слова.

1

Окончание как изменяемая часть слова.       

1

Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний.

1

Приставка как часть слова.

1

Изменение значения слова в зависимости от приставки.

1

Суффикс как часть слова.

1

Разбор слов по составу.

1

Написание гласных в корне однокоренных слов.

1

Проверяемые и проверочные слова.

1

Деловое письмо. Календарь памятных дат, его заполнение.

1

Проверка безударных гласных в корне.

1

Написание согласных в корне однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова.

1

Проверка парных звонких и глухих согласных в корне.

1

Правописание безударных гласных и сомнительных согласных в корне.

1

Приставка и предлог.

1

Различение приставки и предлога.

1

Наблюдение за правописанием гласных в приставках.

1

Правописание гласных в приставках.

1

Правописание безударных гласных в корне и приставке.       

1

Текст. Деление текста на части по данному плану «Укол храбрости».

1

Наблюдение за правописанием согласных в приставках.             

1

Правописание приставок на согласную.

1

Разделительный твёрдый знак в словах с приставками.

1

Различение написаний слов с разделительным твёрдым знаком (ъ) и без него.               

1

Деловое письмо. Поздравительная открытка. Расположение частей текста поздравления на ней.

1

Состав слова. Закрепление знаний.

1

Контрольный диктант по теме «Состав слова».     

1

Работа над ошибками диктанта.

1

Существительное, прилагательное, глагол.

1

Различение существительных, прилагательных и глаголов в предложении.

1

Деловое письмо. Записка – просьба.

1

Значение существительных в речи.

1

Существительные, обозначающие явления природы.

1

Существительные, называющие один и тот же предмет по-разному.

1

Существительные, противоположные по значению.      

1

Различение существительных по родам. 

1

Изменение существительных по числам.

1

Существительные собственные и нарицательные. 

1

Деловое письмо. Записка – приглашение.

1

Большая буква в именах собственных.

1

Кавычки в именах собственных. 

1

Различение написаний существительных собственных и нарицательных.

1

Имя существительное. Закрепление знаний.

1

Понятие о склонении.

1

Определение падежей существительных по вопросам.

1

Деловое письмо. Личные письма. Текст письма и его структурные части.

1

Именительный падеж – кто? что?

1

Родительный падеж – кого? чего?

1

Дательный падеж – кому? чему?

1

Винительный падеж – кого? что?

1

Творительный падеж – кем? чем?

1

Предложный падеж – о ком? о чём?

1

Текст. Подтверждение основной мысли текста дополнительными фактами.

1

Деловое письмо. Сочинение письма другу по образцу.

1

Понятие о начальной форме. Постановка существительных в начальную форму.

1

Проверочный диктант по теме «Имя существительное».

1

Работа над ошибками. Изменение существительных по падежам. Закрепление полученных знаний.

1

Значение прилагательных в речи.

1

Деловое письмо. Ответ на полученное письмо от друга по письму – заготовке.

1

Описание явлений природы с помощью прилагательных.

1

Описание человека, животных с помощью прилагательных. Работа над текстом «Хищная соседка».

1

Прилагательные, противоположные по значению.

1

Изменение  прилагательных по родам. Окончания прилагательных мужского рода.

1

Окончания прилагательных женского рода.

1

Окончания прилагательных среднего рода.

1

Определение родовых окончаний прилагательных.

1

Сочинение  по картине.

1

Работа над ошибками. Изменение  прилагательных по числам.

1

Род и число прилагательных. Закрепление полученных знаний.

1

Контрольный диктант по теме «Род и число имён прилагательных».           

1

Работа над ошибками диктанта.

1

Деловое письмо. Объявление. Текст объявления, его структурные части.

1

Понятие о склонении прилагательных.              

1

Постановка вопросов к прилагательным в косвенных падежах. 

1

Именительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.         

1

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

1

Винительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

Творительный падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

Предложный  падеж прилагательных мужского и среднего рода.

1

Склонение прилагательных мужского и среднего рода. Закрепление знаний.

1

Сочинение — описание предмета с опорой на его изображение по предложенному учителем плану.

1

Работа над ошибками сочинения 

1

Проверочный диктант по теме: «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода».

1

Работа над ошибками диктанта

1

Деловое письмо. Школьные объявления.

1

Значение глагола в речи. Глаголы, противоположные по значению.

1

Различение существительных, прилагательных и глаголов.

1

Настоящее время глаголов.

1

Прошедшее время глаголов.

1

Будущее время глаголов.

1

Деловое письмо. Объявления о пропаже и находке.

1

Различение глаголов по временам.

1

Единственное и множественное число глаголов настоящего времени.

1

Единственное и множественное число глаголов будущего времени.

1

Единственное и множественное число глаголов прошедшего времени.

1

Проверочный диктант по теме: «Глагол».

1

Работа над ошибками диктанта. Глагол. Закрепление знаний. 

1

Текст. Связь частей в тексте.

1

Различение повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений.

1

Деловое письмо. Составление объявлений из данных структурных частей.

1

Определение однородных членов предложения. 

1

Однородные члены предложения без союзов. 

1

Однородные члены предложения с союзом и.

1

Однородные члены предложения без союзов и с союзом и.

1

Знакомство с обращением. Место обращения в предложении.

1

Актуализация знаний по теме «Предложение»

1

Деловое письмо. Составление объявлений с опорой на объявления – заготовки.

1

Проверочный диктант по теме: «Предложение».

1

Работа над ошибками в диктанте. Предложение. Закрепление знаний.

1

Актуализация знаний по теме: «Состав слова». 

1

Актуализация знаний по теме: «Правописание гласных и согласных в корне и приставке».

1

Контрольный диктант за год.

1

Работа над ошибками диктанта. Актуализация знаний по теме: «Имя существительное».

1

Актуализация знаний по теме: «Имя прилагательное»

1

Деловое письмо. Сочинение письма по образцу.

1

Актуализация знаний по теме: «Глагол»

1

Контрольные параметры оценки достижений обучающихся

Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.

Оценка «4»ставится, если ученик дает ответ , в целом соответствующий оценке «5», но допускает неточности в подтверждении правил и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает одну-две ошибки, которые исправляет при помощи учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.

Оценка письменных работ

Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и могут быть комбинированными (контрольные списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктант и грамматический разбор и т. д.) Основные виды контрольных работ в 4 классе — списывания и диктанты.

Контрольные диктанты должны содержать по 2-3 орфограммы на каждое правило. Примерный объем текстов контрольных работ в 4 классе: 20-26 слов.

Учету подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы.

При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.

Диктанты

«5» — работа выполнена без ошибок;

«4» — 1-3 ошибки;

«3» — 4-5 ошибок;

Грамматические задания

«5» — безошибочное выполнение всех заданий;

«4» — правильно выполнено не менее 3\4 задания;

«3» — правильно выполнено не менее 1\2 задания;

Контрольные списывания

«5» — нет ошибок и исправлений, работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями каллиграфии письма;

«4» — 1 ошибка и одно исправление;

«3» — 2 ошибки и одно исправление.

За одну ошибку в диктанте считается:

а) повторение ошибок в одном и том же слове. Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;

б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 8 класса

Программа рассчитана на 136 часов в год ( 4 часа в неделю )_________________Контрольных  работ  ( диктантов ) – 6 ____Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного ...

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса

Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....

Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5«Л» класс На 2015 – 2016 учебный год

Адаптированная рабочая программа по русскому языку5«Л» классНа 2015 – 2016 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Русский язык» ФГОС ООО 5- 9 класс

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Русский язык" 5-9 класс ФГОС ООО...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «РУССКИЙ ЯЗЫК» ФГОС ООО 7 класс

Индивидуальная адаптированная программа учебного курса "Русский язык"  ФГОС ООО 7 класс....