Урок-проект по теме: "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Аверьянова Юлия Сергеевна

Конспект урока по теме: "Лексика" в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_proekt_po_leksike.zip62.05 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК – ПРОЕКТ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

«ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

 ПО ТЕМЕ: «ЛЕКСИКА» В 5 КЛАССЕ».

 Тип урока: повторительно-обобщающий.

 Цель: обобщить и закрепить приобретенные знания в 5 классе по теме: «Лексика. Культура речи»

             в практической деятельности.

    Задачи:

Образовательные:

  •  повторить изученное в 5 классе по теме «Лексика»;
  •  способствовать усвоению и углублению знаний обучающихся по основным разделам лексики.

Развивающие:

  • совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас

языка обучающихся; развивать интерес к русскому языку.

  • создавать условия для развития психологических особенностей обучающихся: памяти, мышления, внимания.
  • способствовать формированию ключевых компетенций (познавательной, информационной, коммуникативной) на различных  этапах урока.

Воспитательные:

  • воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткости и внимательности к слову;
  • воспитывать интерес к изучаемому предмету, информационную культуру; готовность к выполнению общепринятых норм и правил.

Используемые технологии:

  • Проектная технология,  информационно-коммуникационные технологии.  

Методы обучения:

  • - по уровню активности учащихся: активные методы (работа в парах,  группах);
  • - по источнику получения знаний: словесные (рассказ учителя, диалог «учитель-
  • ученик», «ученик-ученик», «ученик-группа»), наглядные (мультимедийная презентация);
  • - по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративные
  • (информация на слайдах); проблемного изложения (постановка проблемы перед учащимися при введении темы); частично-поисковые (использование сведений из различных источников информации; выбор необходимой информации для выполнения заданий из предложенного материала);
  • -  интерактивные: работа в малых группах .

Формы познавательной деятельности:

  • фронтальная,
  • парная
  • групповая,
  • индивидуальная.

Средства обучения:

  • технические,
  • наглядные.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Учебник: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразоват. Учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2009.

Планируемые результаты обучения:

  • Личностные результаты:

             уметь проводить самооценку на основе критерия успешности  учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

Формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД.

- Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем.

- Учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы,

делать выводы на основе обобщения знаний;

      Коммуникативные УУД:

-  инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

           

  • Предметные  результаты:

-  Знать основные лексические термины: «Омонимы», «Синонимы», «Антонимы», «Неологизмы», «Архаизмы», «Историзмы».

-  Уметь находить в тексте и подбирать к словам  омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, конструировать предложения с многозначными, однозначными словами,  с разными лексическими терминами.

меть анализировать и обобщать полученные результаты, выстраивать логическую цепочку своих рассуждений, делать выводы.  

Работа над проектом развивает творческую активность обучающихся, умения выполнять исследовательские работы, анализировать выполненную работу. В ходе выполнения работы над проектом у обучающихся развиваются следующие способности:

  • коммуникативная – способность к общению;
  • проблемно – поисковая – способность решать жизненные вопросы;
  • рефлексивная – способность к анализу совершенной деятельности.

Аннотация к проекту:

Предполагается, что материалы, полученные в ходе выполнения проекта, будут в дальнейшем использованы для расширения знаний обучающихся другого класса по данной теме. Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.

Основополагающий вопрос:

Многообразие лексического состава русского языка.

Проблемный вопрос:

Использование лексических терминов  в речи в разных сферах жизнедеятельности человека.

Темы для групповой и индивидуальной проектной деятельности:

Роль неологизмов  в нашей речи.

Роль синонимов, антонимов, омонимов  в нашей речи.

Устаревшие слова: историзмы и архаизмы.

Лексическое многообразие слов в русской  литературе.

Профессиональные и общеупотребительные слова.

Фразеологизмы в нашей жизни.

План проведения проекта

  1. Организационный этап

Выявление интересов детей и формулировка проблемы, с использованием стартовой презентации.

  1. Подготовительный этап:
  • Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование групп обучающихся;
  • Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений;
  • Определение основных источников информации.
  1. Практический этап:
  • Сбор информации по теме и систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания презентации; для создания кроссворда; для создания стенгазеты; для создания словаря (тема выбирается самостоятельно: «словарь космических терминов», «словарь вежливых слов», «спортивный словарь», «словарь моих любимых слов», «словарь устаревших слов» и т.д.)
  • Сбор, подготовка и оформление результатов работы в виде сообщений, докладов, презентаций, кроссвордов;
  • Защита проекта.
  1. Заключительный этап:
  • Рефлексия.
  • Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.

        

   

Технологическая карта урока.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.  Организационный момент.

Создание продуктивных условий для взаимодействия учителя и учащихся

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Создание атмосферы сотрудничества.

Включаются в деловой ритм урока.

Готовятся к восприятию информации.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Постановка темы и цели урока.

Формулировка темы,  определение задач для достижения поставленной цели

Создает проблемную ситуацию, способствует точному и грамотному формулированию  темы и задач урока, организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятия: «Лексика», «лексикология», «лингвистика». (Слайды №2, 3)

-Давайте сформулируем тему урока.

-Итак, тема нашего урока созвучна цели урока.

Записываем в тетрадь тему урока.

Учатся формулировать тему урока и ставить перед собой задачи,

различать термины: «Лексика», «лексикология», «лингвистика».

- Обобщение и систематизация изученного по теме: «Лексика».

-Повторить изученные термины по теме: «Лексика».

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы

3.Работа по теме урока.  Обобщение полученных знаний, умений, навыков.

1)Фронтальный опрос.

2)Актуализация знаний.

Индивидуальная работа, работа в парах .

3)Работа по развитию речи.

4)Создание проблемной ситуация.

5) Индивидуальная работа.

6) Создание проблемной ситуации. Мотивация.

6)Организация контроля. Самостоятельная работа.

Повторить сведения о многозначных, однозначных словах, омонимах, антонимах, синонимах, неологизмах, устаревших словах, фразеологизмах.

Проверить уровень усвоения темы «Лексика».

Повторить, какие слова употребляются в прямом, какие в переносном значении.

Повторить сведения о синонимах.

Повторить сведения об антонимах.

Повторить сведения об омонимах.

Повторить сведения о фразеологизмах.

Повторить сведения об устаревших словах, неологизмах.

Выявление качества и уровня усвоения материала.

Организует фронтальный опрос учащихся для достижения цели урока.

Вопросы:

Что называется синонимами?

Что называется антонимами?

Что называется омонимами?

Что называется фразеологизмами?

Что называется устаревшими словами?

Что называется неологизмами?

Что называется однозначными и многозначными словами?

Выполняем задание по теме: «Лексика»

Задание №1 : Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объясняя написание.  (Слайд № 4)

- Найдите слова в переносном значении?

- С какой целью поэт Н.Рыленков их использовал?

Задание №2: 

В русском языке насчитывается более 500 тысяч слов. Чтобы понимать друг друга достаточно 4-5 тысяч слов, но для выразительности речи этого очень мало. Эллочка Щукина из произведения И. Ильфа и Петрова обходилась 30 словами (можно зачитать отрывок из произведения). А.С.Пушкин использовал более 21 тысячи слов. Проверим ваш словарный запас. (Слайд №5)

Пирамида синонимов (работа проводится в парах). На столах карточка с половиной пирамиды. Дети должны подобрать к каждому слову синоним, состоящий из стольких же букв.

В старом сундуке  у бабушки школьники нашли письмо. Оно оказалось испорченным, так как были пролиты чернила. Нужно его восстановить, используя антонимы. (Слайд № 7)

- Раскройте лексическое значение слова: «бак».

-Почему возникли затруднения?

-Обращаемся к Слайду №8.

-Что же такое омонимы?

- Закончить предложение фразеологизмами.  

Он долго не мог дать ответ,….(тянул кота за хвост)

Мальчик смотрел на изображение , как…..( баран на новые ворота)

Товарищ не говорил правды, всех нас… (водил за нос)

Юноша с детства приучен к труду, он не будет… (сидеть на шее)у родителей.

Верят в мои успехи люди, но есть и такие, …(вставляет палки в колеса)

Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говоря, …(.сел в калошу)

Близнецы были похожи как... (две капли воды).

Пишет неаккуратно и неразборчиво, как... (курица лапой).

Главная  задача школьника – учиться, запомните это, …(зарубить на носу).

Обучающимся предлагается группа слов, необходимо найти среди них устаревшие, объяснить выбор.

(Слайд № 9)

-Возникли ли у вас затруднения? Есть ли среди слов «лишнее»? Какое слово отличается от остальных?

- Как мы называем слова данной категории? Вспоминаем, какие слова называют «неологизмами».

Тест.(Приложение 1).

Ученики отвечают на вопросы, объясняют, приводят примеры, делают записи в рабочей тетради.

Вспомнили определение терминов.

-Обучающиеся выполняют задание в тетрадях самостоятельно, затем выполняют взаимопроверку. Обсуждение, вывод.

-Обучающиеся подбирают синонимы.

Выполняют взаимопроверку, обсуждают, делаем вывод. (Слайд №6)

 

- Обучающиеся работают с текстом, подбирая необходимые по смыслу антонимы.

Текст зачитывается вслух (несколько вариантов), обсуждается вариативность использования антонимов в речи.

-Слово «бак» имеет несколько значений, вне контекста его значение может быть разным.

Обучающиеся отвечают на вопросы, делаем выводы.

Обучающиеся продолжают предложения. Комментируют ответы друг друга.

-Обучающиеся выполняют самостоятельно, затем обучающиеся (по желанию) выполняют задания на  доске. Обсуждение, вывод.

- Обучающиеся называют : «астронавт».

-Неологизмы.

Обучающиеся отвечают на вопросы теста.

Взаимопроверка.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Познавательные:

Уметь ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию.

Регулятивные:

Уметь оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную работу.

Познавательные:

Уметь работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.

Регулятивные:

Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.

Коммуникативные:

Уметь работать в паре, слушать других.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную работу.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные:

Уметь оценивать результаты деятельности (своей –чужой), анализировать собственную работу.

Коммуникативные:

 Уметь анализировать и составлять предложения.

Познавательные:

Самостоятельно делать выводы, выбирать решение, обосновывать выбор.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные:

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

7. Рефлексия

Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

- Кто доволен результатом? А кто столкнулся с трудностями?

Можете сказать, что не получилось?

Какие  задания требуют дополнительной доработки?

- Ребята называют задания.

Личностные:

Мотивация учебной деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: рефлексия.

8. Информация о работе на втором уроке.

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения проектного задания.

Подготовить проект по темам:

Роль неологизмов  в нашей речи.

Роль синонимов, антонимов, омонимов  в нашей речи.

Устаревшие слова: историзмы и архаизмы.

Лексическое многообразие слов в русской  литературе.

Профессиональные и общеупотребительные слова.

Фразеологизмы в нашей жизни.

Обучающиеся могут готовить как индивидуальные, так и групповые проекты.

Подводит  ученика к осознанному выбору проектного задания разного уровня сложности.

Формирует умение к самоанализу результатов и самооценке готовности к выполнению заданий.

Познавательные:

Уметь выбирать решение, обосновывать выбор

9. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

-Что повторили сегодня на уроке?

-Какие  отметки вы бы поставили друг другу?

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Завершает нашу работу ТЕСТ.                                                                                                                                        Приложение 1.

1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

А) Каменное сердце.
Б) Каменное здание.
В) Золотые серьги.

2. Найдите многозначное слово:

А) звезда;
Б) самолет;
В) композитор.

3. Найдите архаизм:

А) врач; 
Б) доктор; 
В) лекарь.

4. Найдите заимствованное слово:

А) территория;
Б) земля;
В) пространство.

5. Зачеркните лишнее слово, которое не является синонимом:  Бросать, кидать, ловить.

6. Найдите лишнее слово:    А) Водный.   Б) Водяной.     В) Водитель.
Г) Наводнение.

Критерии оценивания вклада в общую работу

каждого члена группы

Поскольку проектная деятельность – это командная работа, эффективность которой зависит от каждого участника, следует помнить, что есть ученики, которые не смогут набрать много плюсов. Для них можно включить (и это не нарушает технологию) не только пункты, определяющие, что по программе ученик знает и умеет, но и те специфические показатели, которые дадут возможность подчеркнуть особые способности таких учеников. Если критерии оценивания содержат достаточное количество пунктов, то все ученики получат много баллов, так что каждый почувствует, что он в чем-то отмечен как самый лучший, а в этом и заключается главный смысл разработки критериев оценивания: добытые знания и приобретенные умения получают общественное признание, то есть признаются ценными не только самим учеником, но и теми, кто с ним рядом.

Критерии оценивания

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

1

Участвует в обсуждении ключевых вопросов

2

Умеет распределить последовательность действий каждого члена команды

3

Сотрудничает с другими во время работы над достижением общих целей.

4

Высказывает новые идеи.

5

Вносит конструктивные предложения.

6

Умеет выслушивать товарищей.

7

Тщательно обдумывает информацию.

8

Умеет сравнивать и обобщать высказанные товарищами идеи.

9

Умеет корректно отстаивать свою точку зрения.

10

Умеет выяснять, что непонятно.

11

Умеет принимать помощь товарищей.

12

Подбадривает и поддерживает товарищей.

Критерии оценивания финальной работы (защиты проекта)

  • глубина понимания вопроса;
  • полнота освещения;
  • логичность изложения;
  • оригинальность изложения;
  • интересные художественные решения;
  • оформление текстовой информации;
  • культура речи.

Защита проектов (по плану): 

  1. Как распределялись обязанности в группах.
  2. Чем руководствовались при выборе стихов (определение источников).
  3. Выбор формы отчета.
  4. Всё делали сами или просили помощи у старших?
  5. Каждый участник группы рассказывает о своей деятельности.
  6. С какими трудностями столкнулись?
  7. Изменилась ли форма проекта в процессе деятельности или нет?
  8. Довольны или нет своим результатом?
  9. Хотели бы продолжить проектную деятельность или нет? Если да, то в какой форме( предложения по проектной деятельности)


Оценивание творческих проектов ( согласно разработанным критериям). 

Критерии оценивания работ обучающихся 
1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом. 
2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли; 
3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН; 
4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта; 
5. Степень осмысления использованной информации; 
6. Уровень сложности и степень владения использованными 
методиками
7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы; 
8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования; 
9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности; 
10. Владение рефлексией (или проверим, что у нас получилось в итоге); 
11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации; 
12. Социальное и прикладное значение полученных результатов. (метапредметность). 

Подведение итогов

  • как вы думаете уроки с использованием проектной деятельности интересны или нет?
  • что было трудно для вас больше всего?
  • что вы считаете получилось лучше?
  • как бы вы оценили свою работу?



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Подготовка к ЕГЭ по теме "Лексика и фразелогия".

На уроке используется различный тренировочный материал, работа с текстом, тесты....

Конспект урока по теме "Обобщение по теме "Лексика" в 6 классе"

Материал представляет собой урок-путешествие по стране Лексикология. Название урока звучит так "Как Рыжиков и 6 класс оказались в стране выученных уроков". Две команды "Лексис" и "Логос" побывают на О...

Урок по русскому языку в 5-ом классе по теме: « Обобщение по теме «Лексика».

Урок по русскому языку в 5 классе посвящён повторению и обобщению знаний по теме «Лексика».  Этот урок является итоговым по данной теме, что позволяет учащимся полностью показать приобретённые зн...

Обобщение и систематизация изученного по теме «Лексика» 6 класс «Путешествие в страну «Лексика»

Конспект урока обобщения и систематизации  изученного по теме «Лексика» 6 классФорма урока: Урок-путешествиеОборудование:Ø КомпьютерØ Мультимедийная аппаратураØ Презентация PowerPointØ Карта зада...

Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы".

Урок-проект по русскому языку по теме"Лексика. Устаревшие слова. Неологизмы"....

Презентация к обобщающему уроку по теме «Лексика» в 5 классе: «Путешествие по океану Лексики»

Аннотация к уроку:            Урок русского языка в 5 классе по теме «Лексика» является результатом проектирования учебного заня...