Конструктор сочинения-рассуждения 9.3
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (8, 9 класс)

Козырева Е.С.

Конструкт - это один из эффективных приемов формирования элементов читательской грамотности. Данный прием используется в урочной и внеурочной деятельности при создании вторичного текста сочинения-рассуждения. Матрица построения таких текстов позволяет учащимся успешно моделировать подробный аргументированный ответ по материалам любого учебного предмета, писать сочинения-рассуждения по литературе, истории, обществознанию, подготовиться к выполнению творческого задания №9 ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_sochineniya_9.3docx.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт сочинения 9.3

Композиционные части сочинения-рассуждения

цель

Речевые клише

образец

1

Вступление.

1)Определение понятия.

2)Развертывание тезиса с помощью комментария к нему

3)Переход – фраза, позволяющая логично и органично перейти к доказательствам.

Дать определение понятию (личностному качеству, общественно-значимому явлению и др.), обозначенному в задании 9.3. Комментарий: данное определение нужно прокомментировать, т. е. дать объяснение, пояснительные замечания. Смысл комментария заключается в том, чтобы показать важность, актуальность, жизненность, нравственную состоятельность этического понятия. 

Варианты вступления

Что такое… (назвать понятие, которое необходимо объяснить). Каждый может объяснить это понятие по-своему. Я понимаю его так:…

(Понятие) я понимаю так: …

Нужно помнить, что существуют разные способы толкования лексического значения:

1.Понятийный (родо-видовая характеристика слова: доброта – душевное расположение к людям, характеризующееся стремлением делать добро окружающим);

2.Синонимичный (через синонимы: доброта - отзывчивость);

3.Описательный (доброта – все положительное, полезное, хорошее);

4.Комбинированный (доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, характеризующееся стремлением делать добро людям).

Переходные фразы-связки: Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

Как можно понять это определение?

Попробуем объяснить данное определение. Попробую доказать справедливость своего суждения, обратившись к конкретным примерам.

Проиллюстрировать это мнение можно следующими примерами.

Вступление. Тезис. Комментарий к тезису. Переход

 Что такое смелость? Кого можно назвать смелым человеком? Каждый ответит на эти вопросы по-своему. Я думаю, что смелость – это способность человека побеждать страх в минуту опасности, решительность в действиях. Смелый человек не боится рискнуть собственной жизнью, понимая, что от его действий зависит спасение жизни людей или других живых существ. Человек, у которого есть такое внутреннее качество, как смелость, не думает о возможных последствия относительно самого себя. Пока все остальные думают о том, как же лучше поступить, чтобы не подставиться под удар смелые люди уже бросаются на помощь, даже не думая о том, что могут пострадать сами. Таким людям важно оказать помощь тому, кто находится в опасности. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах.

2

Основная часть.

Аргументация

В основной части сочинения аргументируется тезис. Необходимо привести 2 примера-аргумента: 1- из указанного текста; 2 – из собственного опыта.

Примеры должны соответствовать тезису; иллюстрировать мнение о смысле понятия; развиваться в заданном темой направлении. Найдите в тексте смысловые части, которые помогут вам ответить на поставленный вопрос. Приведите пример-аргумент №1 из текста, подтверждающий правильность высказанных вами мыслей. Цитируйте примеры или указывайте в скобках номера предложений. Приведите пример-аргумент №2 из личного опыта, произведений литературы или общественной жизни. Каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.

Включение примеров

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся тексту (автор).

Проиллюстрировать это понятие можно на примере текста (автор).

Предложение … подтверждает мысль о том, что ….

Примеры (понятие) можно встретить в жизни. Это определение можно доказать на таком примере.

В подтверждение приведу также пример из жизни. 

Конечно, в окружающей жизни мы можем найти немало примеров, подтверждающих высказанную мысль. Так, я не раз оказывался свидетелем того, как…

Кто из нас не наблюдал, как ...

Нечто подобное было и в моей жизни: …

Мне кажется, данный случай убеждает нас в том, что …

Я вспоминаю, что когда-то и мой отец (дедушка, дядя, друг и др.) рассказывал о том, как…

В моей жизни был эпизод, когда…

 Наблюдая за  окружающими, я не раз замечал, что…

Рассуждая над этим вопросом, я вспомнил (-а), что в  народе давно сложилась традиция (указать, какая и как она связана с темой сочинения)

 Очень образно и метко о подобном явлении (черте характера, свойстве личности и т.д.) говорит пословица (поговорка):…

Попытаюсь доказать это, обратившись к примеру из художественной литературы.  Вспомним, например,…

 Эту мысль (истину) подтверждает и опыт русской литературы. Так,…

 Чтобы аргументировать это утверждение, обратимся за доказательством к произведению  (автор, название)…

 В качестве убедительного доказательства / аргумента можно также привести эпизод (судьбу героя) из известного произведения … (автор, название)……

Похожая ситуация рассматривается также писателем… в произведении…

В известном произведении … (автор, название) герой также (проявляет такие качества, как… / оказывается в ситуации жизненного выбора и т.п.…

Аргумент 1 Обратимся к тексту советского писателя Леонида Пантелеева. Герой рассказа проявляет настоящую стойкость и храбрость, перевозя людей через реку под осколками от зенитных снарядов. Даже когда у взрослых людей не выдерживают нервы, мальчик не показывает испуга. По-настоящему смелый человек усмиряет все свои страхи и идет навстречу опасности, рискуя своей жизнью (предложения 23-25).

Аргумент 2 Образец смелого человека можно найти в русской литературе. Достоин уважения поступок Петра Гринева в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: даже под страхом смерти он верен присяге, не переходит на сторону Пугачева. Он не боится погибнуть, даже не помышляет об измене, о предательстве. Нужно быть смельчаком, сильным духом человеком, чтобы выступить против врага, когда его численность преобладает.

3

Заключение

Вывод

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.

Начать заключение можно вводными словами: значит,

 итак,

следовательно,

таким образом

или речевым клише 

мы пришли к выводу,

подводя итог,

делая выводы из вышеизложенного и т.д.

Вывод Таким образом, собака помогла своему хозяину убедиться в порядочности и добрых намерениях Валерки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.

Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...

Сочинение-рассуждение как вид творческого задания ЕГЭ. Виды аргументов в сочинении-рассуждении при подготовке к ЕГЭ

подготовить к написанию сочинения по заданию, сформулированному в демонстрационном варианте ЕГЭ по русскому языку (часть С); раскрыть содержание понятия «аргумент»: что надо понимать под жизненн...

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Сочинение-рассуждение 15.3 (возможные темы сочинений)

Представлен словарик философских тем на ГИА (задание 15.3)...

Учимся писать сочинение (Из опыта работы по подготовке к ОГЭ по русскому языку: написание сочинения-рассуждения к заданию 15.3.).

Хочу поделиться некоторыми трудностями и находками подготовки к выполнению части 3 задания 15.3. Надеюсь, что мой опыт будет вам интересен и полезен. ...

Открытый урок по русскому языку в 9 классе "Рассуждение как тип речи.Сочинение- рассуждение".

Данный урок является не первым в системе уроков развития речи в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3 части 3). Ему предшествовала работа по подготовке к выполнению задани...

Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на ОГЭ в 9 классе и итогового сочинения в 11 классе

В карточках собран материал, который пригодиться при подготовке к написанию сочинения о дружде, вражде, книге, писателе, любви. Работая с материалом, ученики глубже представят понятия, постигнут их че...