План-конспект урока по русскому языку в 9 классе.Тема: Сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Тема: Сложное предложение

Цель: формирование и систематизация понятий элементарного курса грамматики: сложное предложение, грамматическая основа, смысловые связи.

Задачи:

1)систематизация и обобщение знаний о сложном предложении;

2) актуализация умений и навыков выделения главных членов предложения как его смысловой и грамматической основы в каждой части сложного предложения, выделения их знаками препинания, развитие коммуникативной функции речи;

3) воспитание положительной мотивации к обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slozhnoe_predlozhenie_9_klass.docx24.78 КБ
Файл slozhnoe_predlozhenie_9_klass.pptx138.31 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида

Тема: Сложное предложение

Урок русского языка в 9 классе

Учитель: Балдухаева Л.П.

2017г

Тема: Сложное предложение

Цель: формирование и систематизация понятий элементарного курса грамматики: сложное предложение, грамматическая основа, смысловые связи.

Задачи:

1)систематизация и обобщение знаний о сложном предложении;

2) актуализация умений и навыков выделения главных членов предложения как его смысловой и грамматической основы в каждой части сложного предложения, выделения их знаками препинания, развитие коммуникативной функции речи;

3) воспитание положительной мотивации к обучению.

Дидактическое обеспечение урока: Презентация, схемы сложных предложений, учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Н.Г Галунчиковой, Э В. Якубовской, «Просвещение» 2006г.

Ход урока

I.Орг. момент

1.(Подготовка к уроку, проверка рабочих мест, настроить учащихся на рабочий лад).

II.Постановка учебной цели.

Учитель: Сегодня на уроке вам будет предложено выполнить много тестов, ответив на которые вы подойдёте к теме нашего урока. Слайд №1

Тест «Предложение». Слайд №4

  1. Из чего состоит наша речь?
  1. Из предложений;   2) из букв;  3) из слов.
  2. Слова в предложении связаны…
  1. По смыслу;  2) по вопросу.

Вы должны ответить на вопросы и поставить знак +. Подведение итогов. Оценивание.

1. Актуализация знаний. Слайд №5

Что мы знаем о речи?  (Речь- это средство общения людей, передачи информации).

Виды речи: (Речь бывает устная и письменная)

 Что вы знаете о предложении? (Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль)

 А какие предложения вы знаете? (Простые и сложные).

 Проведём следующий тест. Слайд №6

Вы должны ответить на вопросы и поставить знак +.

Послушайте предложения.

Началась Великая Отечественная война. Ушёл Андрей в армию.

Началась Великая Отечественная война, ушёл Андрей в армию.

1). Из какого произведения эти предложения? ( Михаил Шолохов. Судьба человека).

2).Чем различаются эти предложения? (Разное количество грамматических основ).

3).Из чего состоят грамматические основы? Основа- главные члены предложения ( подлежащее и сказуемое)

4).На каких уроках вы работаете с предложениями? (чтение, география, биология).

Подведение итогов теста, оценивание

III. Формирование новых знаний. Слайд №7

Запись схемы: --------==========, ---------=============. Вот мы и подошли к теме нашего урока. Сложное предложение.

Цель нашего урока:  расширим знания о сложном предложении. Будем учиться выделять в каждой части сложного предложения главные члены, как его смысловую и грамматическую основу. Выделять части сложного предложения знаками препинания. Будем находить сложные предложения в тексте, составлять сложные предложения и употреблять их в речи.

Сегодня нам понадобятся следующие  понятия: слайд №7; ( запись на доске).

Грамматическая основа ( подлежащее и сказуемое.

Предложение простое.

Предложение сложное без союзов.

Предложение сложное с союзами  –и, -а, -но.

Предложение с союзными словами когда, где, что, чтобы, который, потому что.

IV. Первичное закрепление. Слайд №8

1.Работа с учебником. Чтение предложений про себя.( стр.305).

Чтение предложений вслух, передавая интонацией настроение.

Какие это предложения? Почему стоит запятая в сложном предложении?

Учащиеся самостоятельно делают вывод . (Сложное предложение состоит из двух или нескольких частей, связанных между собой по смыслу. Между частями сложного предложения ставится запятая.

(Если поняли- поставьте знак (  +)

2.Работа со схемами сложных предложений. Запись дана на доске.

Рассмотрите схемы сложных предложений. В чём их отличие?

  1. --- ==, ----    ==.
  2. ---- ===, и --- ====.

               , а

               , но

                                где…

  3.-----  ==== ,  / когда…

                              что….

                                    чтобы…

                                             который…

                                              потому что…

Вывод:  части сложного предложения могут быть связаны по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.

Физминутка

V. Закрепление пройденного. Слайд №9

Выполнить упр. 307 стр.226.

Задание: (про себя, вслух)

  1. Соедини  две части сложного предложения, опираясь на вторую схему из рамки (с тр.224). Пары подбирайте по смыслу.
  2. Запиши сложные предложения. Правильно расставь запятые перед союзами  и, а , но.

Образец: Скрылся месяц за синие горы, и петух на деревне пропел.

Самостоятельная работа .

Оценивание.

Вывод:

Сколько частей в каждом сложном предложении?

Как выделяются части сложного предложения на письме?

Какими союзами соединены части сложного предложения?

Графический диктант. Слайд №10

Выполнить упр. 305 стр.225.

Задание:

Расположи предложения в порядке схем в рамке и запиши их.

Перед какими союзами и союзными словами ставится запятая?

Образец: ----- ============, -------==========. Жалобно стонет ветер осенний, листья кружатся поблекшие. Проверка.

Оценивание. (ставят + ).

Тест: Закончи правило. Слайд №10

  1. Сложное предложение состоит из …..  ( двух и более простых предложений).
  2. Имеет…..( две и более) грамматические основы.
  3. Части сложного предложения связываются  ….   ( по смыслу, интонации, союзами и союзными словами).
  4. Части сложного предложения на письме разделяются….   (запятой).

Задание на дом:

Выполнить упр. 306 стр. 225. Разбор задания учащимися :

1 группа ( Лёша, Алина, Цыбик- составить схемы к предложениям 2 –го абзаца.

2 группа ( Катя , Ваня) подчеркнуть главные члены предложения в каждой части сложного предложения.

3 группа  списать, расставить запятые.

4 группа – индивидуальные задания.

Рефлексия. Что вы можете сказать о своей работе.( поставьте знак  + )

Экран достижений слайд №11

  1. Урок понятен, всё понятно.
  2. Лишь кое- что чуть- чуть не ясно.
  3. Ещё придётся потрудиться.
  4. Да, трудно всё-таки учиться!

Учитель:  я очень рада, что этот урок для вас был познавательным. Посмотрите в свои тетрадки и посчитайте  +  на полях.

Сегодня на уроке  были самыми активными  

Они давали правильные ответы и получают оценки  

Итог урока.

Какую учебную задачу решали на уроке? ( Мы учились …)

Сложными предложениями называются      

Части сложного предложения разделяются        

Для чего важно уметь составлять сложные предложения       ( употреблять в речи).

Как вам это пригодится в жизни? ( речь станет грамотней, богаче и красивее)

Спасибо за работу! Молодцы! Слайд №11


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель: Балдухаева Л.П. Тема: Сложное п редложение 9 класс

Слайд 2

Цель: Формирование и систематизация понятий элементарного курса грамматики: сложное предложение, грамматическая основа, смысловые связи. Задачи: 1).систематизация и обобщение знаний о сложном предложении; 2). актуализация умений и навыков выделения главных членов как его смысловой и грамматической основы в каждой части сложного предложения, выделения их знаками препинания , развитие коммуникативной функции речи, 3).воспитание положительной мотивации к обучению.

Слайд 3

Дидактическое обеспечение урока : презентация, схемы сложных предложений, учебник для 9 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией Н.Г.Галунчиковой , Э.В. Якубовской, М, «Просвещение», 2006г.

Слайд 4

Тест «Предложение » Из чего состоит наша речь? . 2.Слова в предложении связаны… по смыслу; по вопросу.

Слайд 5

и з предложений из букв и з слов

Слайд 6

Актуализация знаний Что мы знаем о речи?

Слайд 7

Речь- это средство общения людей, служит для передачи информации

Слайд 8

Назовите виды речи

Слайд 9

Речь бывает устная и письменная

Слайд 10

Что вы знаете о предложении?

Слайд 11

Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль

Слайд 12

А какие предложения вы знаете?

Слайд 13

Предложения бывают простые и сложные

Слайд 14

Тест 1.Началась Великая Отечественная война. Ушёл Андрей в армию. 2.Началась Великая Отечественная война, ушёл Андрей в армию. Из какого произведения эти предложения?

Слайд 15

Михаил Шолохов. Судьба человека

Слайд 16

2. Чем различаются эти предложения?

Слайд 17

У них разное количество грамматических основ

Слайд 18

3.Из чего состоят грамматические основы?

Слайд 19

Основа: главные члены предложения - подлежащее и сказуемое

Слайд 20

4. На каких уроках работаете с предложениями?

Слайд 21

Чтение, география, биология

Слайд 22

Подведение итогов теста. Оценивание

Слайд 23

Формирование новых знаний Сегодня нам понадобятся следующие понятия Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое.

Слайд 24

Предложение простое. Предложение сложное без союзов.

Слайд 25

Предложение сложное с союзами и, а, но

Слайд 26

Предложение сложное с союзными словами когда, где, что, ч тобы, который, потому что

Слайд 27

Первичное закрепление. Работа с учебником стр. 224. Какие это предложения? Почему стоит запятая в сложном предложении? Какой вывод вы можете сделать?

Слайд 28

Вывод : сложное предложение состоит из двух или нескольких ч астей, связанных между собой по смыслу. Между частями сложного предложения ставится запятая.

Слайд 29

Если поняли, поставьте знак (+ )

Слайд 30

Закрепление Выполнить упр. 307 стр.226. Образец : Скрылся месяц за синие горы, и петух на деревне пропел.

Слайд 31

Какими союзами соединены части сложного предложения? Оцените свою работу.

Слайд 32

Графический диктант Выполнить упр.305 стр.225. Образец: 1. Жалобно стонет ветер осенний, листья кружатся поблекшие. Поставьте знак ( +) , если справились с заданием.

Слайд 33

Тест : Закончи правило 1.Сложное предложение состоит из… 2. Имеет … грамматические основы 3.Части сложного предложения связываются… 4.Части сложного предложения на письме разделяются…

Слайд 34

Задание на дом: у пр.306 стр.225. 1 группа- схемы к предложениям 2-го абзаца. 2 группа- подчеркнуть главные члены предложения в каждой части сложного предложения. 3 группа- списать, расставить запятые. 4 группа- индивидуальные задания.

Слайд 35

Рефлексия . Экран успешности . Урок полезен, всё понятно! Лишь кое- что чуть- чуть не ясно. Ещё придётся потрудиться. Да , трудно всё- таки учиться! Считаем плюсы !

Слайд 36

Итог урока Какую учебную задачу решали на уроке? Сложными предложениями называются… Части сложного предложения разделяются… Для чего важно составлять сложные предложения? Как вам это пригодится в жизни?

Слайд 37

Спасибо за работу! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»

Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...

Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.

познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.

Цель урока:  создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: -  углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах;   -закрепления ...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему «Неполные предложения»

Урок изучения нового материала с использованием личностно-ориентированного обучения на тему "Неполные предложения" с обобщением видов  односоставных предложений....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему "Главные члены предложения. Подлежащее"

Данный урок представляет собой урок повторения и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний и открытие новых знаний, умений и навыков. В ходе урока ребята работают как индивидуально, так и в парах, вып...