План-конспект урока по русскому языку в 9 классе.Тема: Сложное предложение
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)
Тема: Сложное предложение
Цель: формирование и систематизация понятий элементарного курса грамматики: сложное предложение, грамматическая основа, смысловые связи.
Задачи:
1)систематизация и обобщение знаний о сложном предложении;
2) актуализация умений и навыков выделения главных членов предложения как его смысловой и грамматической основы в каждой части сложного предложения, выделения их знаками препинания, развитие коммуникативной функции речи;
3) воспитание положительной мотивации к обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slozhnoe_predlozhenie_9_klass.docx | 24.78 КБ |
slozhnoe_predlozhenie_9_klass.pptx | 138.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
ГКОУ СКОШИ №2 VIII вида
Тема: Сложное предложение
Урок русского языка в 9 классе
Учитель: Балдухаева Л.П.
2017г
Тема: Сложное предложение
Цель: формирование и систематизация понятий элементарного курса грамматики: сложное предложение, грамматическая основа, смысловые связи.
Задачи:
1)систематизация и обобщение знаний о сложном предложении;
2) актуализация умений и навыков выделения главных членов предложения как его смысловой и грамматической основы в каждой части сложного предложения, выделения их знаками препинания, развитие коммуникативной функции речи;
3) воспитание положительной мотивации к обучению.
Дидактическое обеспечение урока: Презентация, схемы сложных предложений, учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией Н.Г Галунчиковой, Э В. Якубовской, «Просвещение» 2006г.
Ход урока
I.Орг. момент
1.(Подготовка к уроку, проверка рабочих мест, настроить учащихся на рабочий лад).
II.Постановка учебной цели.
Учитель: Сегодня на уроке вам будет предложено выполнить много тестов, ответив на которые вы подойдёте к теме нашего урока. Слайд №1
Тест «Предложение». Слайд №4
- Из чего состоит наша речь?
- Из предложений; 2) из букв; 3) из слов.
- Слова в предложении связаны…
- По смыслу; 2) по вопросу.
Вы должны ответить на вопросы и поставить знак +. Подведение итогов. Оценивание.
1. Актуализация знаний. Слайд №5
Что мы знаем о речи? (Речь- это средство общения людей, передачи информации).
Виды речи: (Речь бывает устная и письменная)
Что вы знаете о предложении? (Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль)
А какие предложения вы знаете? (Простые и сложные).
Проведём следующий тест. Слайд №6
Вы должны ответить на вопросы и поставить знак +.
Послушайте предложения.
Началась Великая Отечественная война. Ушёл Андрей в армию.
Началась Великая Отечественная война, ушёл Андрей в армию.
1). Из какого произведения эти предложения? ( Михаил Шолохов. Судьба человека).
2).Чем различаются эти предложения? (Разное количество грамматических основ).
3).Из чего состоят грамматические основы? Основа- главные члены предложения ( подлежащее и сказуемое)
4).На каких уроках вы работаете с предложениями? (чтение, география, биология).
Подведение итогов теста, оценивание
III. Формирование новых знаний. Слайд №7
Запись схемы: --------==========, ---------=============. Вот мы и подошли к теме нашего урока. Сложное предложение.
Цель нашего урока: расширим знания о сложном предложении. Будем учиться выделять в каждой части сложного предложения главные члены, как его смысловую и грамматическую основу. Выделять части сложного предложения знаками препинания. Будем находить сложные предложения в тексте, составлять сложные предложения и употреблять их в речи.
Сегодня нам понадобятся следующие понятия: слайд №7; ( запись на доске).
Грамматическая основа ( подлежащее и сказуемое.
Предложение простое.
Предложение сложное без союзов.
Предложение сложное с союзами –и, -а, -но.
Предложение с союзными словами когда, где, что, чтобы, который, потому что.
IV. Первичное закрепление. Слайд №8
1.Работа с учебником. Чтение предложений про себя.( стр.305).
Чтение предложений вслух, передавая интонацией настроение.
Какие это предложения? Почему стоит запятая в сложном предложении?
Учащиеся самостоятельно делают вывод . (Сложное предложение состоит из двух или нескольких частей, связанных между собой по смыслу. Между частями сложного предложения ставится запятая.
(Если поняли- поставьте знак ( +)
2.Работа со схемами сложных предложений. Запись дана на доске.
Рассмотрите схемы сложных предложений. В чём их отличие?
- --- ==, ---- ==.
- ---- ===, и --- ====.
, а
, но
где…
3.----- ==== , / когда…
что….
чтобы…
который…
потому что…
Вывод: части сложного предложения могут быть связаны по смыслу, с помощью союзов и союзных слов.
Физминутка
V. Закрепление пройденного. Слайд №9
Выполнить упр. 307 стр.226.
Задание: (про себя, вслух)
- Соедини две части сложного предложения, опираясь на вторую схему из рамки (с тр.224). Пары подбирайте по смыслу.
- Запиши сложные предложения. Правильно расставь запятые перед союзами и, а , но.
Образец: Скрылся месяц за синие горы, и петух на деревне пропел.
Самостоятельная работа .
Оценивание.
Вывод:
Сколько частей в каждом сложном предложении?
Как выделяются части сложного предложения на письме?
Какими союзами соединены части сложного предложения?
Графический диктант. Слайд №10
Выполнить упр. 305 стр.225.
Задание:
Расположи предложения в порядке схем в рамке и запиши их.
Перед какими союзами и союзными словами ставится запятая?
Образец: ----- ============, -------==========. Жалобно стонет ветер осенний, листья кружатся поблекшие. Проверка.
Оценивание. (ставят + ).
Тест: Закончи правило. Слайд №10
- Сложное предложение состоит из ….. ( двух и более простых предложений).
- Имеет…..( две и более) грамматические основы.
- Части сложного предложения связываются …. ( по смыслу, интонации, союзами и союзными словами).
- Части сложного предложения на письме разделяются…. (запятой).
Задание на дом:
Выполнить упр. 306 стр. 225. Разбор задания учащимися :
1 группа ( Лёша, Алина, Цыбик- составить схемы к предложениям 2 –го абзаца.
2 группа ( Катя , Ваня) подчеркнуть главные члены предложения в каждой части сложного предложения.
3 группа списать, расставить запятые.
4 группа – индивидуальные задания.
Рефлексия. Что вы можете сказать о своей работе.( поставьте знак + )
Экран достижений слайд №11
- Урок понятен, всё понятно.
- Лишь кое- что чуть- чуть не ясно.
- Ещё придётся потрудиться.
- Да, трудно всё-таки учиться!
Учитель: я очень рада, что этот урок для вас был познавательным. Посмотрите в свои тетрадки и посчитайте + на полях.
Сегодня на уроке были самыми активными
Они давали правильные ответы и получают оценки
Итог урока.
Какую учебную задачу решали на уроке? ( Мы учились …)
Сложными предложениями называются
Части сложного предложения разделяются
Для чего важно уметь составлять сложные предложения ( употреблять в речи).
Как вам это пригодится в жизни? ( речь станет грамотней, богаче и красивее)
Спасибо за работу! Молодцы! Слайд №11
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Формирование и систематизация понятий элементарного курса грамматики: сложное предложение, грамматическая основа, смысловые связи. Задачи: 1).систематизация и обобщение знаний о сложном предложении; 2). актуализация умений и навыков выделения главных членов как его смысловой и грамматической основы в каждой части сложного предложения, выделения их знаками препинания , развитие коммуникативной функции речи, 3).воспитание положительной мотивации к обучению.
Дидактическое обеспечение урока : презентация, схемы сложных предложений, учебник для 9 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией Н.Г.Галунчиковой , Э.В. Якубовской, М, «Просвещение», 2006г.
Тест «Предложение » Из чего состоит наша речь? . 2.Слова в предложении связаны… по смыслу; по вопросу.
и з предложений из букв и з слов
Актуализация знаний Что мы знаем о речи?
Речь- это средство общения людей, служит для передачи информации
Назовите виды речи
Речь бывает устная и письменная
Что вы знаете о предложении?
Предложение состоит из слов и выражает законченную мысль
А какие предложения вы знаете?
Предложения бывают простые и сложные
Тест 1.Началась Великая Отечественная война. Ушёл Андрей в армию. 2.Началась Великая Отечественная война, ушёл Андрей в армию. Из какого произведения эти предложения?
Михаил Шолохов. Судьба человека
2. Чем различаются эти предложения?
У них разное количество грамматических основ
3.Из чего состоят грамматические основы?
Основа: главные члены предложения - подлежащее и сказуемое
4. На каких уроках работаете с предложениями?
Чтение, география, биология
Подведение итогов теста. Оценивание
Формирование новых знаний Сегодня нам понадобятся следующие понятия Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое.
Предложение простое. Предложение сложное без союзов.
Предложение сложное с союзами и, а, но
Предложение сложное с союзными словами когда, где, что, ч тобы, который, потому что
Первичное закрепление. Работа с учебником стр. 224. Какие это предложения? Почему стоит запятая в сложном предложении? Какой вывод вы можете сделать?
Вывод : сложное предложение состоит из двух или нескольких ч астей, связанных между собой по смыслу. Между частями сложного предложения ставится запятая.
Если поняли, поставьте знак (+ )
Закрепление Выполнить упр. 307 стр.226. Образец : Скрылся месяц за синие горы, и петух на деревне пропел.
Какими союзами соединены части сложного предложения? Оцените свою работу.
Графический диктант Выполнить упр.305 стр.225. Образец: 1. Жалобно стонет ветер осенний, листья кружатся поблекшие. Поставьте знак ( +) , если справились с заданием.
Тест : Закончи правило 1.Сложное предложение состоит из… 2. Имеет … грамматические основы 3.Части сложного предложения связываются… 4.Части сложного предложения на письме разделяются…
Задание на дом: у пр.306 стр.225. 1 группа- схемы к предложениям 2-го абзаца. 2 группа- подчеркнуть главные члены предложения в каждой части сложного предложения. 3 группа- списать, расставить запятые. 4 группа- индивидуальные задания.
Рефлексия . Экран успешности . Урок полезен, всё понятно! Лишь кое- что чуть- чуть не ясно. Ещё придётся потрудиться. Да , трудно всё- таки учиться! Считаем плюсы !
Итог урока Какую учебную задачу решали на уроке? Сложными предложениями называются… Части сложного предложения разделяются… Для чего важно составлять сложные предложения? Как вам это пригодится в жизни?
Спасибо за работу! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"
Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...
Конспект урока по русскому языку «Знаки препинания в сложном предложении»
Тип урока: изучение нового материала.Тема урока. Знаки препинания в сложном предложенииЦель: сформировать умения ставить знаки препинания в сложном предложенииЗадачи:Познакомить с правилом постановки ...
Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс. Вводный урок.
познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;- показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениям...
План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.
Цель урока: создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: - углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах; -закрепления ...
План-конспект учебного занятия по русскому языку "Обстоятельство как второстепенный член предложения. Виды обстоятельств" Проект урока.
Цель урока: создание ситуации успеха и комфортныхпсихо-педагогических условий на основе: - углубления имеющихся у учащихся сведений об обстоятельствах; -закрепления ...
План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе на тему «Неполные предложения»
Урок изучения нового материала с использованием личностно-ориентированного обучения на тему "Неполные предложения" с обобщением видов односоставных предложений....
План-конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе на тему "Главные члены предложения. Подлежащее"
Данный урок представляет собой урок повторения и обобщения уже имеющихся у учащихся знаний и открытие новых знаний, умений и навыков. В ходе урока ребята работают как индивидуально, так и в парах, вып...