Рабочая программа дополнительного образования " Трудные вопросы русского языка".
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Панова Светлана Владимировна

В процессе реализации программы создаются педагогические условия для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявилась, а также детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Выявление и развитие одаренных детей осуществляется на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности.

Реализация программы возможна в форме дистанционного обучения, с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий.

Цель: повышение грамотности учащихся, развитие культуры письменной речи.

Задачи:

- обобщение и систематизация знаний учащихся в области правописания;

- более глубокое осмысление полученных ранее сведений по орфографии и пунктуации;

- обучение умелому пользованию информацией при выборе правильного написания;

- создание условий для развития учащихся;

- привитие интереса к изучению родного языка.

- форма организации: групповая

- уровень освоения программы: базовый

Адресаты программы – обучающиеся 9 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_trudnye_voprosy_russkogo_yazyka.odt33.57 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мушковичская основная школа Ярцевского района Смоленской области

«Согласовано»

Зам. директора

____________ /Панова С.В./

«31» августа 2020 г.

«Утверждено»

Директор школы

___________ /Безбородова Н.Л./

Приказ № 131

от «31» августа 2020 г.

Дополнительная

общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности 

«Трудные вопросы русского языка»

Срок реализации программы: полугодие

Возраст обучающихся: 15-16 лет

                                                 Автор-составитель:

Панова Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

Программа рассмотрена на заседании ШМО учителей-предметников

Протокол №1 от «31» августа 2020 г.

Руководитель МО ___________________ /О.В. Романова/

д. Мушковичи

2020 год

Пояснительная записка

      Направленность программы. Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей программой социально-гуманитарной направленности.    

      Содержание общеобразовательной программы адаптировано к потребностям конкретного ребенка, проявившего выдающиеся способности, с ограниченными возможностями здоровья, находящегося в трудной жизненной ситуации и обучающегося, проживающего в сельской местности.

Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс обеспечивает условия для успешной социализации и создания равных стартовых возможностей обучающихся.

В процессе реализации программы создаются педагогические условия для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявилась, а также детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Выявление и развитие одаренных детей осуществляется на основе итогов конкурсов, выставок и иных соревновательных мероприятий, достигнутых практических результатов в основных областях деятельности.

          Актуальность программы   определяется запросом со стороны детей и их родителей, программа содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей.

Цель: повышение грамотности учащихся,   развитие  культуры письменной речи.

 Задачи:

-  обобщение и систематизация знаний учащихся в области правописания;

-  более глубокое  осмысление полученных  ранее сведений  по орфографии и пунктуации;

-  обучение умелому  пользованию  информацией при выборе правильного написания;

-  создание условий  для развития учащихся;

- привитие  интереса  к изучению родного языка.    

 форма организации:  групповая

уровень освоения программы:  базовый

Новизной программы является сочетание традиционных подходов и использование современных методов в работе . 

Педагогическая целесообразность программы обусловлена практической направленностью, т. е. программа  предназначается не столько для формирования круга знаний учащихся, сколько для развития их умений и навыков,содержание программы предполагает расширение и углубление теоретического материала, позволяющее формирование практических навыков выполнения  заданий ОГЭ.

Адресаты программы – обучающиеся 9 класса.

Объем программы:17 часов.

 Формы организации учебного процесса: очная

  Программа предусматривает проведение  лекционных и практических занятий, обобщающих занятий.    На лекционных занятиях дается обзор системы языка, классификация языковых единиц. Каждое лекционное занятие завершается контрольными вопросами по теме. После каждой темы проводится практикум.

Виды промежуточного контроля:

• текущий (в процессе изучения темы);

• промежуточный (в конце изучения темы);

• итоговый (в конце изучения раздела)

Формы промежуточного контроля:

• тест;

•  анализ текста;

•сообщения;

•  самостоятельная работа;

• контрольная работа.

Итоговый контроль проводится в форме итогового теста.

Срок освоения программы: полугодие.

Режим занятий: один раз в неделю.

Планируемые результаты:

 Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

2

3

4

5

6

Построение сжатого изложения

Средства выразительности речи

Трудные случаи русской орфографии

Трудные случаи русской пунктуации

Построение сочинения-рассуждения

Итоговое тестирование

Итого:

3

2

3

3

5

1

17

1

1

1

1

1

5

2

1

2

2

4

1

12

Содержание учебного плана

1.Построение сжатого изложения (3 часа)

Построение сжатого изложения. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Основные правила работы с текстом. Редактирование изложения.

Лекция, беседа, практическая работа.

2.Средства выразительности речи (2 часа)

Лексические средства выразительности. Паронимы. Синонимы. Словообразовательные средства выразительности. Стилистически окрашенные суффиксы и приставки. Метафора.

Лекция, беседа, практическая работа

3.Трудные случаи русской орфографии (3 часа)

Правописание Н – НН в прилагательных, образованных от существительных; в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Правописание некоторых иноязычных слов с удвоенными согласными. Основные грамматические правила написания суффиксов наречий. Дефисное написание наречий. Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений в современной деловой речи. Правописание производных предлогов, союзов.

Беседа, лекция практическая работа.

4.Трудные случаи русской пунктуации (3 часа)

Предложения с однородными членами, вводными и вставными конструкциями. Знаки препинания при однородных членах предложения, в предложениях с обобщающими словами. Обособление согласованных и несогласованных определений. Обособлений приложений.

Особенности обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Отсутствие запятой в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении. Прямая и косвенная речь. Пунктуация в предложениях с прямой речью

Практическая работа, беседа, лекция.

5.Построение сочинения-рассуждения (5 часов)

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Лекция, беседа, практическая работа.

6. Итоговый тест (1 час)

Календарный учебный график

№ п\п

Месяц

Форма занятия

Кол-во

Тема

Форма контроля

1

Январь

Лекция.

1

Построение сжатого изложения. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Основные правила работы с текстом.

Опросный лист.

2

Январь

Практическое занятие

1

Написание изложения. Редактирование изложения.

Изложение

3

Январь

Практическое занятие

1

Написание изложения. Сжатое изложение.

Изложение

4

Февраль

Практическое занятие

1

Лексические средства выразительности. Паронимы. Синонимы. Словообразовательные средства выразительности. Стилистически окрашенные суффиксы и приставки. Метафора.

Анализ текста

5

Февраль

Практическое занятие

1

Практическая работа.

Анализ текста

6

Февраль

Практическое занятие

1

Правописание Н – НН в прилагательных, образованных от существительных; в причастиях и отглагольных прилагательных. Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Правописание некоторых иноязычных слов с удвоенными согласными. Основные грамматические правила написания суффиксов наречий. Дефисное написание наречий. Слитное и раздельное написание наречий и наречных выражений в современной деловой речи. Правописание производных предлогов, союзов.

Анализ текста

7

Февраль

Прктическое занятие

1

Практикум.

Диктант

8

Март

Практическое занятие

1

Практикум.

Тест

9

Март

Практическое занятие

1

Предложения с однородными членами, вводными и вставными конструкциями. Знаки препинания при однородных членах предложения, в предложениях с обобщающими словами. Обособление согласованных и несогласованных определений. Обособлений приложений.

Взаимоконтроль

10

Март

Практическое занятие

1

Особенности обособления обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Отсутствие запятой в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Прктикум.

Самоконтроль

11

Март

Практическое занятие

1

Отсутствие запятой в сложноподчинённом предложении. Прямая и косвенная речь. Пунктуация в предложениях с прямой речью. Практикум.

Анализ текста

12

Апрель

Практическое занятие

1

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Опрос

13

Апрель

Практическое занятие

1

Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Практикум.

Сочинение

14

Апрель

Практическое занятие

1

Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.Практикум.

Сочинение

15

Май

Практическое занятие

1

Сочинение рассуждение. Практикум

Сочинение

16

Май

Практическое занятие

1

Сочинение рассуждение. Практикум.

Взаимоконтроль

17

Май

Практическое занятие

1

Итоговый тест.

Тестирование

Методическое  обеспечение программы

       

 Для реализации программы применимы следующие педагогические технологии:

объяснительно-иллюстративная,

 технология технология проектного обучения,

 технология развития критического мышления,

 технология модульного обучения;

активные методы обучения, которые требуют творческого подхода к материалу и создают оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся:

 работа в малых группах по рассмотрению отдельного вида заданий; творческие работы, которые предполагают самостоятельный поиск решения задач с использованием соответствующей литературы;

творческие работы, которые предполагают самостоятельное составление заданий по теме и их варианты решения; индивидуально выполняемые задания по теме;

обсуждение вариантов решения заданий, предложенных в группе. Программой предусмотрены по каждой теме практические занятия, закрепляющие теоретические знания учащихся, среди них:

работа с учебным пособием;

 работа дифференцирующего и индивидуального характера; работа по модулям и логико-смысловым моделям;

 работа со словарями; работа с мультимедийными обучающими программами и электронными учебниками.

I. Информационно-ознакомительная продукция: 
- информационно-методический справочник . 
II. Организационно-методическая продукция : 
- инструкция; 
-  тематическая папка; 
III. Прикладная методическая продукция : 
- карточки; 
- тестовые задания; 
- схемы; 
- презентациии. 

Диагностический инструментарий.

Входная диагностика

Опросный лист

« Знаю.Умею.Хочу научиться».

Итоговая диагностика

Итоговый тест.

Литература для педагога и обучающихся:

1) Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 9 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений.» М. : Просвещение;

Справочная литература для обучающихся:

1) Д.Н. Ушаков. Орфографический словарь. М.: Просвещение;

2) М.Т. Баранов. Школьный орфографический словарь русского языка. М., Просвещение);

3) Б.Т. Панов, А.В. Текучев. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка.М.,;

4) М.С.Лапатухин, Е.В. Скорлуповская, Г.П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка. М.

5) В.В. Одинцов и др. Школьный словарь иностранных слов. Под редакцией В.В. Иванова.-8 изд..- М.: Просвещение

6) М.Т. Баранов. Школьный словарь образования слов русского языка.- 4 изд.- М.:

7) З.А.Потиха. Школьный словарь строения слов русского языка.- 2 изд.- М.: Просвещение, 1998;

Интернет- ресурсы:

Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы http://www.mapryal.org/ 

Навигатор. Грамота.ру http://www.navigator.gramota.ru/ 

Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp 

Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/ 

Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

Правила русской орфографии и пунктуации http://www.anriintern.com/rus/orfpun/main.htm

Тесты по пунктуации http://repetitor.1c.ru/online/disp.asp?2 

http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

http://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов

http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat_ru.htm 

Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html

Урок. Русский язык для школьников и преподавателей http://urok.hut.ru/ 

Толковый словарь В.И. Даля  http://www.slova.ru/ 

Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/ 

Словарь-справочник русского языка http://slovar.boom.ru/ 

Репетитор http://www.repetitor.h1.ru/programms.html 

Знаете слово? http://mech.math.msu.su/~apentus/znaete/ 

Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/ 

Культура письменной речи http://likbez.h1.ru/ 

Русский филологический портал http://www.philology.ru/default.htm 

Русский язык и культура речи http://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4 

Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/ 

Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/ 

Русское слово http://www.rusword.com.ua 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Трудные вопросы орфографии" (7 класс)

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и  предназначена для учащихся 7-х классов общеобразовательной школы. Занятия объединения  проводятся во взаимосвязи с Прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Иностранный язык (Английский язык) по профессии «Повар, кондитер»

Рабочая программа учебной дисциплины Английский язык является частью основной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО 19.01.17 «Повар, кондитер»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Иностранный язык (Английский язык) по профессии Станочник ЧПУ

Рабочая программа учебной дисциплины «Английский язык» является частью основной программы в соответствии с ФГОС профессии НПО «Станочник ЧПУ»....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Основной целью данного курса является подготовка учащихся к новой форме сдачи экзамена (ОГЭ) и преодоление трудностей в изучении русского языка....

Рабочая программа дополнительного образования (кружок по русскому языку) "Пишу грамотно. Культура речи"

Программа составлена на основе тем, изучаемых в 6 классе. Даёт возможность отработать темы, вызывающие трудности в процессе изучения....

Рабочая программа дополнительного образования " Трудные вопросы русского языка".

Направленность программы. Данная общеобразовательная программа является общеразвивающей программой социально-гуманитарной направленности. Содержание общеобразовательной программы адаптировано к потреб...

Программа дополнительного образования "Трудные вопросы биологии: подготовка к ЕГЭ"

Рабочая программа дополнительного образования «Трудные вопросы биологии: подготовка к ЕГЭ» ориентирована на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. ...