Информационная статья «Практика применения цифровых технологий на уроках русского языка»
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Представленная статья демонстрирует трансляцию опыта по использованию цифровых технологий на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КрепчукЭ.Н.,

учитель русского языка и литературы

ГКОУ "Казачий кадетский корпус имени К.И.Недорубова",

г.Волгоград

Практика применения цифровых технологий

на уроках русского языка

          Отличительной особенностью русского литературного языка является его нормативность, эталон. Каждая сфера литературного языка обладает определенной системой норм, являющейся обязательной для всех его носителей. И если орфографические нормы и правила обеспечивают единое написание, то нормы орфоэпии призваны сделать произношение слов одинаковым для всех. Орфоэпическая норма – единственно возможный произносительный вариант, соответствующий системе произношения и основным закономерностям развития данного языка. Произношение, которое соответствует нормам орфоэпии, значительно облегчает общение, характеризует культуру речи говорящего с положительной стороны.

          Помимо перечисленных плюсов владения нормами орфоэпии, для современных школьников освоение этих правил является важным еще и потому, что знание орфоэпических норм понадобится для выполнения задания 4 ЕГЭ по русскому языку. Перед учителем встает важная задача: как сделать процесс освоения столь необходимого и важного материала не только интересным и увлекательным, но еще и соответствующим новым требованиям образования. Выход видится в синтезе приемов мнемотехники и информационных технологий. Мнемотехника - техника запоминания, система приёмов и способов, облегчающих запоминание материала и увеличивая объём памяти путём создания искусственных ассоциаций. Использование приемов мнемотехники открывает огромные возможности в образовательной деятельности, позволяет быстро и легко усваивать материал.

         Совместно с учащимися  5 класса во время изучения раздела «Орфоэпия» был создан цикл коротких видеороликов  «Можно проще?», рассказывающих об оригинальных способах запоминания орфоэпических норм русского языка.

         На первом этапе создания видеороликов ребята активно работали с источниками информации. Познакомились с орфоэпическим словариком ФИПИ, выбрали слова, которые вызвали у них наибольшие затруднения, нашли несколько мнемотехнических приемов, являющихся самыми популярными и наиболее понятными для детей. Осветим несколько мнемоприемов, использованных при создании видеоматериала.

          Метод «крокирования». Суть метода заключается в символизации или рисуночном письме. Когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали. Этот метод был использован для того, чтобы запомнить правильную постановку ударения в существительных мусоропровОд, газопровОд, нефтепровОд, водопровОд и электропрОвод. В результате «мозгового штурма»,  проведенного среди пятиклассников, получился следующий ассоциативный ряд: через слова мусоропровод, газопровод, нефтепровод, водопровод легко пройдет большой объем жидкости. Ребенок представляет картинку, где видит указанные слова и поток жидкости. Если может пройти большое количество жидкости, значит -  вОд (жидкость ассоциируется с водой: мусоропровод, газопровод, нефтепровод, водопровод), если нет – прО (то есть слово электропрОвод прОтив жидкости из-за тонкого диаметра).

         Метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»). Этот метод заключается в том, что слова связываются одно с другим в небольшой смешной рассказ или сказку. Данный метод был использован для того, чтобы создать способ запоминания постановки ударения в словах клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла. В этих глаголах ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе.

         Ребята объединили эти глаголы в небольшой увлекательный рассказ.  Мышка прокрАлась в банк, крАла деньги, клАла их на счет и слАла своим мышатам. Получившийся текст с «мышиными глаголами» позволяет  легко запомнить эти слова-исключения.

        Метод Цицерона (увязка информации в пространстве). Суть метода Цицерона заключается в воображаемом размещении образов в конкретном месте или комнате. 

          Например, букву «О» из слова цепОчка ребята поместили не месте кулона, то есть в середине, поскольку буква «О» похожа на кулон и находится в центре слова.

          После того как был отобран материал, учащиеся приступили к написанию текстов для видеороликов. Получившиеся тексты отвечают следующим параметрам: короткие фразы, большое количество глаголов, простота синтаксических конструкций, употребление слов в их прямом значении. 

         К созданным текстам был подобран иллюстративный материал (примеры представлены выше), необходимый для создания видеоряда. Изображения поместили в презентацию, созданную в программе Power Point.  Заставочный слайд к видеороликам создан в кроссплатформенном сервисе для графического дизайна Canva. Завершающим этапом работы стала запись видеоролика с помощью специальных программ и последующий монтаж.

        В результате проведенной работы был создан цикл видеороликов об оригинальных способах запоминания орфоэпических норм, охватывающий несколько групп слов из Словарика орфоэпии ФИПИ.

         Материал, представленный в видеороликах, прошел успешную апробацию среди учащихся учреждения, в том числе был использован в процессе подготовки старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку. Учащиеся отмечали, что такой способ подачи информации позволяет легко запомнить нормы орфоэпии.

         Цифровая форма подачи информации вызывает живой интерес у детей и подростков, оживляет любой урок, помогает пробудить у учащихся интерес к предмету и легче усвоить учебный материал.

Список литературы

1. Ассоциативный орфографический словарь для пятого класса, составитель Т.А. Захарова, М.: «Планета» 2011. 

2. Князев СВ., Пожарицкая С.К. Современный русский литературный язык: Фонетика, орфоэпия, графика и орфография: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2011. - 430 с.

3. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon (http://www.mnemotexnika.narod.ru) - Москва, 2007. 

4. Ожегов С.И. «Словарь русского языка», под ред. Н.Ю. Шведовой М.: «Русский язык», 1989.

5. Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед. 2008. № 4. С. 102-115.

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение игровых технологий на уроках русского языка как один из способов повышения мотивации школьников. Статья для выступления на МО.

  Статья для выступления на заседании методического  объединения учителей русского языка. Может быть использована для как для работы на уроке, так и во внеклассной работе....

Статья "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы в 5-7 классах"

Статья посвящена одной из важных проблем современного общества – формированию здорового образа жизни учащихся на уроках русского языка и литературы. В работе отражены некоторые  формы работ...

Статья "Использование цифровых технологий на уроках русского языка и литературы"

Наступила эра смешанного обучения. Учителей призывают использовать цифровые ресурсы.Электронные упражнения не дадут должного эффекта, если преподаватель не понимает, что и зачем он использует....

Статья "Применение игровых технологий на уроках русского языка"

Статья содержит материал, рассказывающий о применении игр на уроках русского языка с обучащимися с ОВЗ (ЗПР)....

Применение цифровых технологий на уроках английского языка

Аннотация: Одна из задач обучения научить каждого ребенка за небольшой промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности большой поток информации. Очен...

Применение цифровых технологий на уроках английского языка

Цель развития цифровой образовательной среды школы — обеспечение высокого качества образования. Она помогает развить учебную самостоятельность и ответственность детей, предоставляет учащимся раз...