Методика преподавания пунктуации при прямой речи на уроках русского языка в 5-х классах
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Рожновская Екатерина Борисовна

рекомендации и примеры упражнений, направленных на закрепление знаний пунктуации при прямой речи в 5-х классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика преподавания пунктуации прямой речи на уроках русского языка в 5-х классах

Для того чтобы рассматривать упражнения по изучению и закреплению пунктуационных правописных навыков пятиклассников, предполагается, что детей познакомили с понятиями «прямая речь» и «слова автора», а также дали основные схемы предложений с прямой речью.

Нам известны следующие виды упражнений, и все они, безусловно, помогают сформировать у учеников пунктуационные правописные навыки при оформлении прямой речи на письме, это:

1. Схематический диктант, когда детям диктуются предложения, а они, в свою очередь, должны записать верную схему предложения с прямой речью.

1. “А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса.

Ключ: «П!» - а.

2. “Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, - ответила Серая Шейка.

Ключ: «П», - а.

3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.

Ключ: А: «П».

 4. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка.

Ключ: «П?» - а.

Как вариант усложнения: можно попросить детей расставить все знаки препинания.

Например, в 1 случае ключ будет выглядеть таким образом: «П, п, п!» - а.

Однако есть опасность инициировать в головах детей некую путаницу, поэтому примерами в таком случае должны быть пунктограммы обязательно уже изученные и закрепленные. На наш взгляд, усложнение может быть дано в классах постарше при повторении изученного материала.

2. Расстановка пропущенных знаков препинания в готовом тексте. Задание ориентировано на умение разделять слова автора и прямую речь, опираясь на глаголы говорения. Для 5 класса изначально неплохо было бы предложить знакомые тексты, например, из сказок:

Старика старуха забранила

Дурачина ты, простофиля!

3. Упражнение на соответствие предложений схемам.

Детям требуется записать в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие схемам. Предложения умышленно даются без знаков препинания.

А: “П”.

А: “П?”

“П”, - а.

“П?” - а.

“П!” - а.

5

1

2

3

4

1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь

2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.

3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.

4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.

5. Лисичка сказала Я тебя съем

4. Упражнение на расстановку недостающих знаки препинания, где в местах пропусков необходимо вписать глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? и выраженные наречиями.

1. Буратино _______________ _____________ Как посадить золотые в землю

2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло.

3. Идемте скорее, ключик подходит _______________ _____________ всех Буратино.

Для справки: переспросил, повторял, звал; удивленно, растерянно, радостно.

5. Ещё один вид упражнения можно совместить с творческой работой. Когда в классе на уроке даётся схема-ребус, а ученики должны по ней составить предложение и, при усложнённом варианте, вспомнить, из какого произведения это предложение. Например:

C:\Users\Андрей\Desktop\диплом\смайлы\мы ездили к бабушке.jpg

Ключ вариативен: «Мы вчера ездили к бабушке», - сказал мальчик/Петя/Коля.

C:\Users\Андрей\Desktop\диплом\смайлы\любимый спорт.jpg

«Какой твой любимый вид спорта?» - спросил учитель.

C:\Users\Андрей\Desktop\диплом\смайлы\буду поваром.jpg

«Я стану поваром!» - воскликнул Максим.

C:\Users\Андрей\Desktop\диплом\смайлы\домашние животные.jpg

Аня спросила у Васи: «Есть ли у тебя дома животные?»

C:\Users\Андрей\Desktop\диплом\смайлы\курочка ряба.jpg

Ключ: Курочка кудахчет:

«Не плачь, дед, не плачь, баба!

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое — простое!»

C:\Users\Андрей\Desktop\диплом\смайлы\сказка о рыбаке и рыбке.jpg

Ключ: Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»

Важно обратить внимание детей на все используемые знаки препинания, чтобы предлагаемые ими варианты подходили под схему. Также важно на наш взгляд отработать все схемы предложений с прямой речью по такому принципу.

Для формирования новых схем полезно создать карточки-картинки с основными ходовыми обозначениями:

C:\Users\Андрей\Desktop\диплом\смайлы\пример основных.jpg

Используя данные картинки, можно будет создавать свои предложения. Также возможно выполнять упражнение по группам, поставив условие - кто придумает больше предложений по одной схеме. В качестве домашнего задания можно предложить детям написать мини-сочинение с предложением, составленным по картинке. Задание можно усложнить, дав детям схему, которую уже разбирали на уроке, и попросить не повторяться в интерпретации картинок.

Конечно, на все возможные слова русского языка не найти картинок, что даст возможность разнообразить схемы, упростить или усложнить их, добавляя глаголы и прилагательные.

C:\Users\Андрей\Desktop\диплом\смайлы\удивился.jpg

Ключ: Дедушка удивился: «Как быстро ты вырос!»

C:\Users\Андрей\Desktop\диплом\смайлы\вкусный торт.jpg

«Мама испечёт вкусный торт», - мечтательно сказал Иван.

Предполагается, что подобное схематическое упражнение не только заинтересует детей, разнообразит и оживит урок русского языка, поможет ученикам в игровой форме освоить конструкции предложений с прямой речью, но и позволит обратить внимание учеников на невозможность полноценного общения посредством одних только картинок-смайликов. Точный смысл фраз и полноту чувств нельзя передать даже огромным набором картинок.

Рассматривая основные виды упражнений по формированию правописных пунктуационных навыков, можно сказать, что следует отдавать предпочтение урокам, сочетающим в себе несколько приёмов изучения и закрепления пунктограмм, в данном случае знаков препинания при оформлении прямой речи на письме.  Такой подход с большей вероятностью даст положительный результат при проведении контрольных работ, так как охватывает разные формы запоминания информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика развития речи на уроках русского языка

формы и методы развития речи на уроках...

Урок русского языка в 5-а классе «Синтаксис и пунктуация. Повторение пройденного материала».

Урок русского языка в 5-а классе «Синтаксис и пунктуация.Повторение пройденного материала»....

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Освоение методики развития речи на уроках русского языка в коррекционной школе V вида

Освоение методики развития речи  на уроках русского языка в коррекционной школе V вида...

Конспект урока русского языка в 5-ом классе на тему: "Понятие о синтаксисе и пунктуации"

Данный конспект разработан в соответсвии со всеми требованиями ФГОС и содержит все основные этапы современного эффективного урока....

Презентация к уроку русского языка в 5-ом классе. Синтаксис и пунктуация.

Данную презентацию можно использовать на уроке русского языка в 5-ом классе при изучении темы "Синтаксис и спунктуация"...