Русский язык: УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЦИТИРОВАНИЯ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9, 10, 11 класс)

Рожновская Екатерина Борисовна

Материал содержит примеры упражнений по русскому языку для формирования у учеников 9-11 классов навыков цитирования, для лучшего ориентирования в пунктограммах при цитировании.

Также в материале есть пример упражнения с использованием эмоджи и смайлов. Как показвает опыт, дети с восторгом относятся к подобным упражнениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ 9-11 КЛАССОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЦИТИРОВАНИЯ

Цитаты или дословно приведённые выдержки из высказываний и сочинений разных авторов являются разновидностью чужой речи. Знания правильного оформления чужой речи, в частности цитат, требуются при подготовке докладов, рефератов, научных работ, при написании сочинений. Цитаты необходимы в качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения. Также умение цитировать необходимо при написании части С1 итоговой аттестации, для этого важно включать в работу упражнения по формированию навыков цитирования.

Основных правил цитирования пять, следовательно, упражнения должны быть направлены на закрепление всех пяти правил:

  1. Точность
  2. Уместность
  3. Необходимость
  4. Минимальный объем
  5. Правильная пунктуация

Очень часто  в своих сочинениях и других работах  учащиеся  нарушают первое правило, приводя в пример цитаты, не подходящие по смыслу. В данном случае можно предложить детям ролевую игру. Описываем ситуацию и условие и раздаём карточки с подборкой цитат. Дети должны определить, какая цитата подходит под условие. Например:

Вы - студент вуза, успешно сдавший  год назад ЕГЭ. Вас пригласили в вашу бывшую школу для выступления перед выпускниками, которым предстоит этот экзамен. Они не уверены в себе, боятся, что не справятся.

Необходимо подобрать цитату для речи и верно оформить её на доске:

«Разумное понимание своеволия есть высшее понятие человека». Герцен

 «Хочешь быть счастливым?  Выучись сперва  страдать». И.С. Тургенев

«Ты можешь, потому что ты должен». Кант

«Порой и мудрецу расчет глупцом прикинуться».  Эсхил

«Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Пословица

 «Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки». Лессинг

     Важно обратить внимание детей на алгоритм работы, на её начало и формулировку определения  того, какой смысл должен быть у цитаты. И именно с этого начинать проверку предложенных вариантов.

Этим же методом можно укреплять на практике соблюдение второго  правила.  Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но  использовать ее нельзя по  этическим или стилевым  нормам. И в части С1 единого государственного экзамена одним из критериев является отсутствие этических ошибок.

Пример:

Вы с коллегой представляете Россию в ООН. В мире сложная ситуация.  Некоторые страны хотят развязать войну, которая грозит перерасти в третью мировую. Вы должны произнести пронзительную речь против войны, подобрать точные и уместные  аргументы.

Подберите и правильно оформите цитату для речи из предложенных (на карточках):

1) Жалкий  человек!

Чего он хочет!...небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?

М.Ю. Лермонтов

2) «Война не терпит  никаких возражений. Оружие и законы не уживаются друг с другом». Кай Юлий Цезарь

3) «На армию я всегда смотрел, как на  сборище  актеров героического амплуа, которые упорно отказываются стать взрослыми людьми». Джеймс Олдридж

4) «Для чего мы пишем кровью на песке? Наши письма не нужны природе». Булат Окуджава

5) «Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уж видно  будет». Наполеон Бонапарт

6) «Самый великий маршал тот, кто не начнет войны».  Ярослав Смеляков

Анализ цитат в карточках можно проводить письменно и организовать работу и взаимопроверку по парам. Важно обратить внимание детей на то, что подбирая цитату, нужно учитывать назначение текста (речи, сочинения), чтобы она не оказалось смешной или оскорбительной.

Когда пишется рецензия или сочинение по тексту (как в ЕГЭ), уместно использовать цитаты из самого текста. В этом случае хорошо использовать упражнения, направленные на самостоятельный подбор цитаты для сочинения из текста. Для этого следует подготовить несколько вариантов текстов и небольших сочинений к ним. Работу можно проводить также по вариантам, как самостоятельную. Например:

Даны исходный текст и сочинение (все небольшого объема).

Задача обучающихся – добавить в сочинение цитату из исходного текста.

Варианты даны в Таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Текст

Не то, что мните вы, природа —

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

                                                            Ф.И. Тютчев

Сочинение

В этом стихотворении Ф.И. Тютчев говорит о природе как о живом существе, у которого есть душа. Поэт утверждает, что окружающий нас мир  одухотворенный, гармоничный, постоянно развивающийся, имеющий  свой язык, свои чувства, главное из которых – любовь.

Добавление цитаты

Ключ: Нет необходимости в цитировании, так как даже частичное цитирование повторит слова сочинения, цитата не будет оправдана.

Таблица 2

Текст

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать —

В Россию можно только верить.

                                                       Ф.И. Тютчев

Сочинение

В понимании Ф.И. Тютчева Россия — необычная страна, в которой всё и все руководствуются не разумом, а чувством, инстинктом. Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с непредсказуемостью России, в которой  вера сильнее разума.

Добавление цитаты

Ключ: Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с «особенной статью»,   непредсказуемостью России, в которой  вера сильнее разума.

 ИЛИ

Поэт долгое время прожил за границей и мог сравнить разумность и педантичность европейских стран с непредсказуемостью России, которую «аршином общим не измерить».

Результаты можно проверить в виде дискуссии: обсуждение  вариантов, обмен мнениями, примерами.

В требованиях к части С1  ЕГЭ  есть следующее: «Избегайте чрезмерного цитирования».  Это значит: не нужно использовать большое количество цитат и включать в текст сочинения большие цитаты. Четвертое правило цитирования: «Цитата должна быть короткой» можно отрабатывать, используя в упражнениях пословицы и крылатые фразы. И пословицы, и крылатые фразы  имеют маленький объем и не перегружают речь человека и его память, но говорят о его эрудиции,  находчивости,  грамотности. Можно проводить маленькие разминки в течение урока, когда учитель начинает фразу, а ученики должны её закончить. Таким образом, у детей сформируется базовый набор коротких выражений, пословиц, и будет меньше затруднений при написании сочинений.

Например:

Ученье — свет, а (неученье —  тьма)

Тише едешь — (дальше будешь)

Родная земля – мать, а (чужая — мачеха)

Век живи — (век учись)

 «И дым отечества нам сладок и приятен». А.С. Грибоедов

«Счастливые часов не наблюдают». А.С. Грибоедов

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». А.С. Пушкин

«Красота спасет мир». Ф.М. Достоевский

«А воз и ныне там». И.А. Крылов

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Антуан де Сент Экзюпери.

Правила пунктуации при оформлении разных цитат можно повторять в виде такого упражнения: работа на доске и в тетрадях. Учитель называет вид цитаты, один ученик рассказывает правила оформления цитаты, другой пишет на доске схему. Проверяющие — весь остальной класс. Пример дан в Таблице3.

Таблица 3

Вид цитаты

Правила оформления

(называется обучающимися)

Схема

(выполняется обучающимися)

 Полная цитата

Пунктуация как при прямой речи.

А: «Ц».

Неполная цитата

Пунктуация как при прямой речи, где многоточие указывает на пропуск слов.

А: «…ц….».

Частичное цитирование

Цитата —несколько слов – включается в предложение, пишется со строчной буквы в кавычках.

…… «ц»…….

Стихотворная цитата

Пишется без кавычек, в центре  страницы, каждая строка с прописной буквы.

А:

       Ц,

       Ц –

       Ц

       Ц.

Формированию правописных пунктуационных навыков при цитировании способствуют творческие задания, такие, где требуется исправить ошибку. Упражнения можно выполнять индивидуально, подготовив карточки с примерами. Примеры представлены в Таблице 4.

Таблица 4

варианта

Пример с ошибкой

(задание варианта)

Правильный вариант

(ответы обучающихся)

1 вариант

Она промолвила, что да, я посещала этот дом.

Она промолвила: «Да, я посещала этот дом».

2 вариант

«Бабушка пела мне песни» - сказал мальчик. — «Спой и ты.»

«Бабушка пела мне песни, — сказал мальчик. — Спой и ты».

3 вариант

Он прибавил, понизив голос, «что мне было  тяжело  с моим  товарищем».

Он прибавил, понизив голос: «Мне было тяжело с моим товарищем».

4 вариант

Людовиг  XIV говорил —  «Государство —  это я».

Людовиг  XIV говорил:   «Государство— это я».

5 вариант

Д.С. Лихачев говорил: человек должен жить в сфере добра, созданной им самим.

Д.С. Лихачев говорил: «Человек должен жить в сфере добра, созданной им самим».

6 вариант

«Здравствуйте, дорогие телезрители»!: —  Сказала ведущая  программы.»

«Здравствуйте, дорогие телезрители!» — сказала ведущая  программы.

Самая распространенная форма цитаты — прямая речь. Поэтому для формирования правописных пунктуационных навыков при оформлении цитат подойдут и упражнения, используемые при изучении прямой речи. Можно использовать тот же материал, однако отдавать предпочтение следует творческим заданиям и заданиям с повышенной сложностью, для развития в детях большей самостоятельности.

Если рассматривать схематические диктанты, то можно взять два-три известных высказывания и зашифровать их в схеме-ребусе, используя картинки (смайлы или стикеры) из современных электронных средств коммуникации, например:

красота спасёт мир

Достоевский писал: «Красота спасёт мир».

счастливые

«Счастливые часов не наблюдают», - писал Грибоедов.

Подобные упражнения подходят и для уроков-викторин по теме, но при этом требуют значительных временных затрат для подготовки со стороны учителя.

Как и при изучении пунктуации других способов передачи чужой речи, при формировании навыков цитирования важно использовать несколько видов упражнений, постепенно повышая уровень сложности. Такой подход к изучению поможет развить в детях пунктуационную зоркость, расширит активный словарный запас для дальнейшего уверенного его использования при написании творческих работ и выполняя задания итоговой аттестации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок комплексного применения знаний, умений, навыков по русскому языку и информатике в 4 классе с использованием ИКТ

Тема урока: Запятая в сложном  предложении с союзами и, а, но и в простом предложении с однородными членами и с союзами и, а, но (с использованием ИКТ).Преподаватели: Шибаева Оксана.Викторовна - ...

Формирование навыков УУД на уроках русского языка и литературы в 6 классе.

Формирование навыков УУД на уроках русского языка и литературы в 6 классе....

Урок русского языка "УРОК СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5-ОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ»

Материал данного урока можно использовать для подготовки открытого урока по теме "Синтаксис и Пунктуация" по учебному комплексу В.В. Бабайцевой....

Конспект урока русского языка "Предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи, цитирование".

Данный конспект урока русского языка содержит материалы, которые помогут учителю подготовиться к урокам "Прямая и косвенная речь. Чужая речь. Способы передачи чужой речи. Цитирование". ...

Система работы в 5-11 классах по формированию навыков культуры речи, в том числе и при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку

В статье описывается созданная учителем система углублённой работы по культуре речи в 5-11 классах....

Сборник упражнений по русскому языку для обучающихся 5-9 классов с ограниченными возможностями здоровья

Учебно-методическое пособие разработано для занятий по дисциплине «Русский язык» с обучающимися 5-9 классов. Используемый дидактический материал адаптирован для обучающихся с ограниченными...