Типы речи: описание, повествование, рассуждение
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Маскыр-оол Акырмаа Байлаковна

Типы речи: описание, повествование, рассуждение 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1.docx26 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: пятый

Тема: «Типы речи: описание, повествование, рассуждение»

Цели урока: углубить общее понятие о типах речи; начать формировать умение разграничивать описания, рассуждения, повествования; выработать умение пользоваться разными типами речи в различных ситуациях.

Тип урока: изучение нового

Основной метод: частично-поисковый

Ход урока:

Этап

Деятельность учителя и учеников

Орг.момент (меньше 1 мин)

Опрос фронтальный

Повторение изученного (3 мин.)

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Сегодня мы будем изучать новую тему, но пока мы повторим то, что изучали ранее. Скажите, ребята, что такое диалог? Что мы называем «диалогом»? (Диалог – это разговор двух или нескольких лиц). Да, верно, то, что мы называем «диалогом» – это разговор между несколькими лицами.

Чем отличается реплика от прямой речи? Какие знаки препинания ставятся при реплике? (Слова говорящего пишутся с новой строчки без кавычек. Перед репликой ставится тире).

Этап: изучение нового (15 мин)

Предъявление и восприятие  минут

Разъяснение и осознание

Воспроизведение и осознание

Ребята, мы только что повторили диалог, сейчас мы приступим к изучению новой темы, которая имеет характерную связь с нашей речью. Мы с этой темой сталкивались еще в начальной школе.

Ребята, вы любите читать сказки? Какие сказки прочли? Я вам раздам небольшие тексты.

Сейчас я прочитаю интересное сочинение одной девочки про сказочного персонажа Бабу-Ягу. Вы внимательно послушайте.

«Сегодня со мной произошел такой случай – я в лесу встретилась с Бабой-Ягой. Она была небольшого роста, как бабушка. Лицо у нее сморщенное, с бородавками, а кожа землистого цвета. Глаза большие и круглые, как блюдца, а нос крючком и с большой родинкой. Зубы корявые, желтые от налета. Мне показалось, что зубы вот-вот рассыплются. А о волосах можно столько рассказать! Например, что у нее волосы спутанные, длинные, аж до самого пола! Мне издали показалось, что вместо волос – ветви березы. Руки длинные и худые, а пальцы на руках тоже длинные и худые, но еще с длинными ногтями, острыми, как лезвие ножа. А сама Баба-Яга тощая и не очень приятно одета.

Интересное это создание – Баба-Яга. Я никогда не забуду необычную встречу».

Вы согласны с описанием внешности Бабы-Яги? Как бы вы сами описали? (Узнать, какие средства выразительности, прилагательные дети используют). Какие моменты описания внешности вам показалось интересным? Мне вот понравилось, как автор сочинения использует такие сравнения «глаза большие и круглые, как блюдца».

 Может, кто-то уже понял, какой тип речи автор использует в своем сочинении? (Описание). Верно, перед нами сочинение-описание. Какие признаки описания вы видите в тексте? (В описании указываются признаки, качества, свойства предмета, больше всего используются прилагательные, содержание текста можно передать изображением).

Дальше мы приступим к другому тексту. Теперь вы сами прочитаете текст. Даю вам на это три минуты.

Теремок, Пузырь, Соломинка и Лапоть

Стоял в лесу теремок, и шла мимо него Соломинка. Постучала она в дверь и спрашивает: «Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?» Никто не отвечает. Зашла Соломинка в теремок, а там никого нет. Прибралась она там, воды принесла и обед приготовила.

Шел мимо теремка Пузырь, постучал и спрашивает: «Кто в теремке живет? Кто в невысоком живет?» Соломинка отвечает: «Я в теремочке живу – Соломинка. А ты кто?» - «Я Пузырь мыльный. Давай вместе жить – не тужить?» - «Я не против». Зашел он в теремок и сел за стол. Соломинка в чугунке на стол кашу поставила. Жили они хорошо. Пузырь дрова колол, печь топил и за водой ходил. Соломинка еду готовила, кровати убирала и уборкой занималась.

Проходил мимо Лапоть, постучал и спрашивает: «Кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?» - «Я в теремочке живу - Соломинка». – «И я в теремочке живу – Пузырь мыльный. А ты кто?» - «Я Лапоть берестяной. Давайте вместе жить и не тужить». – «Мы не против, только в теремочке места нет, залезай на крышу». Залез он на крышу и рухнул теремок. Прошло два дня – около развалины стоит новый, большой теремок.

 

О чем текст? Какой тип речи автор использует в тексте? (Повествование). Почему вы так считаете? (Потому что в повествовании рассказывается о последовательных событиях). Скажите, а мы можем нарисовать на рисунке последовательность событий этой сказки? (Да, можем).

Итак, последний текст – это стихотворение И. Мазнина:

- Облака, облака,

Пышные, белые,

Расскажите, облака,

Из чего вас делали?

Может, вас, облака,

Делали из молока?

Может быть, из мела?

Может быть, из ваты?

Может быть, из белой

Из бумаги мятой?

- Никогда, никогда, -

Отвечали облака,-

Никогда не делали

Нас из молока,

Никогда из мела,

Никогда из ваты,

Никогда из белой

Из бумаги мятой.

Мы - дождевые.

Мы - снеговые.

Если летом мы плывем,

Мы с собой грозу несём,

Если мы плывем зимою,

Мы пургу несём с собою.

Вот какие мы!

Мы видим в тексте, как автор задается вопросом и пытается найти ответ на этот вопрос. Как вы думаете, на какой вопрос отвечает текст И. Мазнина? (В этом стихотворении доказывается, почему облака пышные и белые). Правильно, в тексте представлено размышление автора о том, из чего сделаны облака, почему они такие пышные и белые. И облака отвечают автору сами, что они дождевые, снеговые, никак не из молока, ваты или бумаги. Скажите, какой тип речи автор использует в тексте? (рассуждение). В рассуждении можно найти тезис (мысль, которую нужно доказать), аргументы (доказательства, факты, подтверждающие правильность тезиса) и вывод. Где в стихотворении мы видим основную мысль? (В начале стихотворения, из чего сделаны облака). Да, верно. Оказались ли верными предположения об облаках? (Нет, облака опровергли все).  

Итак, откройте тетради и запишите число и тему «Типы речи». Сейчас я  на доске нарисую схему, вы запишите себе в тетрадь:

Типы речи

Описание                    Повествование         Рассуждение

Говорится об одновр.   о последов-х           о причинах

признаках                        действиях              свойств или

                                                                          явлений

Сейчас я попрошу вас прочесть правило на странице 196. Кто хочет прочитать правило? (Выбираю желающего).

Итак, правильно ли мы определили описание, повествование, рассуждение? Скажи, Лера, какие признаки у описания можно выделить? Как мы понимаем, что текст является описанием? (Преобладает больше всего прилагательные, приведены признак, качество, свойства). Кирилл, скажи, а как мы узнаем повествование? (по последовательности действий, преобладает больше всего глаголы, герои часто двигаются, что-то делают). А ты Влад, как мы узнаем тип речи – рассуждение? (В рассуждении присутствуют основная мысль (тезис), аргументация и вывод).

Этап: Закрепление (15 мин)

Давайте посмотрим на упражнение 543.

Прочитайте задание. Кто хочет прочитать первый текст? ( Выбираю желающего).

1) Слон, оказывается, гораздо больше, чем думала Надя. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги толстые, как столбы. Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши большие, как лопухи, и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями.

 Хорошо, как ты думаешь, о чем говорится в первом тексте? (о внешнем описании слона). Можно ли это описание перевести в изображение, нарисовать, исходя из описания? (Да, можно). Почему? (Потому что описание представляет собой внешний признак слона и, соответственно, мы можем изобразить этот текст).

Дальше читаем второй текст.

2) [Девочка угощает слона]. Он ловко захватывает булку своим пальцем и, согнув хобот кольцом, прячет ее куда-то вниз под голову… То же самое Томми проделывает с другой булкой, и с третьей, и с четвертой, и с пятой. 

Скажи, о чем говорится в тексте? (О том, как слон принимает угощение, ест его). В задании написано, что мы должны определить, можем ли мы сфотографировать то, о чем говорится. (Да, можно). Почему? (Последовательность действий тоже можно сфотографировать не один снимок, как слон ест угощение, принимая булку своим длинным хоботом).

Переходим к третьему тексту.

3)[ - Извините, пожалуйста, - говорит Надин отец. – Не можете ли вы отпустить слона ко мне домой на некоторое время?

Немец от удивления широко открывает глаза…]

- Гм… Но, знаете, вам это будет дорого стоить. Придется привести слона ночью и только на следующую ночь увести обратно… Таким образом выходит, что я теряю целый день, и вы мне должны возвратить убыток.

Почему немец не захотел отпустить слона? (Потому что немец потеряет целый день, так как придется привести слона ночью и только на следующую ночь увести обратно). То есть в данном тексте присутствует рассуждение? (Да). Мы можем рассуждение сфотографировать? (Нет, не можем, нельзя сфотографировать доказательства и оценку событий).

Теперь мы переходим к упражнению 555.

Кто желает прочитать задание?

Итак, начнем с выполнением упражнения. Сначала прочтите текст.

Вот сидим мы верхом на крыше.

1) И видно нам сверху, как в соседнем саду, у крыльца, дымит трубой самовар. А на крыльце сидит старик с балалайкою, и возле него толпятся ребятишки.

2) потом выскочила из черных сеней босоногая сгорбленная старуха. Ребятишек турнула, старика обругала и, схватив тряпку, стала хлопать по конфорке самовара, чтобы он закипел быстрее.

Как вы думаете, какое действие изображено последовательно, а какое – одновременно? (В первом номере изображено одновременное действие: так как признаки одной картины можно передать на одном снимке; а во втором последовательное, значит, первый номер – описание, а второй - повествование).

Итак, напоследок самостоятельно даю вам время на синтаксический разбор выделенного предложения, также на составление его схемы.

Подведение итогов (2 мин.)

Давайте подведем итоги. Что такое повествование, описание, рассуждение? Что говорится об описании, повествовании и рассуждении? (В описании говорится об одновременных признаках, в повествовании – о последовательных, в рассуждении – о причинах свойств или явлений).

Этап задавания на дом

Дома выполняете упражнение 457 и 458. Вам придется определить в 457 упражнении, какое описание является верным, а какое – нет. Подумать почему. В 458 сравнить тексты, выяснить, что общего и различного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание"

Урок - мастерская в 5 классе "Типы речи. Описание" ...

Типы речи. Описание.

Урок русского языка в 6 классе "Типы речи. Описание" Урок построен в соответствии с ФГОС в форме технологической карты....

«Система коммуникативных заданий для развития монологической речи обучающихся 6 класса (на примере типа речи описания) в соответствии с КИМами»

   Хочу представить коллегам систему заданий, которая поможет подготовить к написанию сжатого изложения и сочинения, а особенно - к устному собеседованию выпускников основной школы....

конспект урока "Композиционные особенности описания . повествования, рассуждения"

Коснпект урока по родному (русскому) языку  "Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения" 5 класс...