Методическая разработка урока по теме "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

тип урока: обобщение исистнматизация изученного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_publikatsiyu_.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе  по теме «Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное» по программе М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской )

Цели:

-знать морфологические признаки прилагательных, опознавать прилагательные в тексте, безошибочно писать , находя орфограммы, соблюдать орфографические , лексические , грамматические нормы при употреблении прилагательных;

-создать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать раскрытие творческих возможностей учащихся;

-развивать способности учащихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по теме; коммуникативные качества личности

-воспитывать у учащихся средствами урока уверенность в своих силах , чувство взаимопомощи.

Тип урока: обобщение материала

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация Power Point, раздаточный материал.

Ход урока:

I.Оргмомент

II.Лингвистическая разминка

  1. Задача: включить учащихся в речевую деятельность , активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках имени прилагательного.
  2. Назвать 4-е лишнее:
  3. Светло-зеленый, розоватый, розоветь, розовенький
  4. Белый , белизна, бел, белый-пребелый

У.:Почему лишними оказались слова «розоветь», «белизна»?

-Это не прилагательные.

У.: Как же вы узнали , что остальные слова –имена прилагательные?

-Ответы детей

У.: Значит, о какой части речи пойдет речь на нашем уроке? Какой будет тема нашего урока?

Чем мы сегодня будем заниматься? Каков будет результат нашего урока?

III.Подготовка к обобщению понятий, правил .

  1. Вставить пропущенные буквы , графически объяснить условия выбора орфограммы.

На син…м вечерн…м небе, под прохладн…м дождем, на дальн… планету, в тепл... погоду, в глубок…м омуте, дождлив…м утром,  о дальн…м путешествии.

Самопроверка

На синем вечернем небе (ед. ч., ср. р., П. п.), под прохладным дождем (ед.ч., м.р., Т.п.), на дальнюю планету (ед.ч., ж.р., В.п.), в теплую погоду(ед.ч., ж.р., П.п.), в глубоком омуте (ед.ч., м.р., П.п.), дождливым утром (ед.ч., ср.р., Т.П.),  о дальнем путешествии (ед.ч., ср.р., П.п.).

-Переконструируйте предложения , заменяя полные прилагательные краткими.

1.(Малый) язык, а горами качает.

2. (Коренастый), (крепкий), (могучий) дуб.

3. Медведь был (великим), (старым), (косматым).

4.(Высоким), (стройным), (красивым) бывает клен.

IV. Обобщение понятий и правил и определение их роли в речи.

У.: А сейчас мы с вами заполним «полуслепую» таблицу.

-Вспомним, какими членами предложения могут быть прилагательные. Приведите примеры. Свои ответы запишите в таблицу

«Полуслепая» таблица на доске.

Синтаксическая роль имени прилагательного

По желанию выходят два ученика

Полная

Краткая

Определение

Сказуемое

Примеры

Распределительное письмо

Распределить слова с орфограммой «Ь после шипящих на конце слова». Сделайте вывод о правописании ь после шипящих на конце слова.

Плащ(?), хорош (?), зимняя ноч(?), движение туч(?), песок зыбуч(?), недалеко от  дач(?), говориш(?) чуш(?), лесная глуш(?), местный силач(?), любимый камыш(?), делаеш(?) чуш(?).

Физминутка

У: мы превосходно потрудились . сейчас давайте привстанем и немного отдохнём.

Ученик проводит физминутку.

VI.Самостоятельная работа со связным текстом.

Дети разделены на группы 1, 2, 3. С учетом индивидуальных способностей.

Задание группе 3

Распространите предложения определениями , поставьте к ним вопросы от существительного.

На лугах.

Кланяются (?) колокольчики, вьется (?) горошек, и белеют (?) ромашки. Ползают по былинкам(?) жучки, порхают (?) бабочки. Деловито звенит (?) пчела, с цветка на цветок перелетают (?) шмели. Медом пахнет (?) клевер.

Слова для справок: лиловые, высокий, цепкий, разноцветные, пестрые, мохнатые, трудолюбивая, сочный.

Сделайте вывод о роли прилагательного в речи.

Задание группе 2

Прочитайте текст. Определите тему текста. Озаглавьте его. К какому типу речи относится текст? Подчеркните прилагательные  как члены предложения.

Красивейшее зрелище-бегущий лось. С легкостью длинные ноги несут его громадное тело. Лось свободно бежит по метровой толще снега. Питается большой зверь лесными травами,  корой или ветвями деревьев, ест грибы, яблоки.

Задание группе 1

1.Прочитайте  текст . Какова тема текста?

2. Озаглавьте текст.

3. Вставьте пропущенные буквы , графически объяснив орфограммы.

4. Определите стиль текста.

5. Найдите в тексте и выпишите эпитеты.

 Один из представителей группы отчитывается о проделанной работе.

Очень хорош и красив чистый с..сновый бор. Идёш.. , и, точно огромные свечи, возвышают..ся над г..ловой  ств..лы старых дерев..ев, чуть не касаются неба своими в..ршинами. Седым мя..ким мхом поросли невысокие кочки. Зеленеют блестящие листья брусники. Через высокие вершины дерев..ев пробиваются лучи солнца. Светлые з..лотистые зайчики загораются на ств..лах.

    Тихо в соснов..м лесу. Пахнет см..лой и з..млёй. Сказочными великанами ст..ят старые сосны среди молодого подр..стающего леса. Одна к другой тесно жмутся п..крытые зелёной хвоей молодые сосенки. Ранней весной здесь р..стут сморчки, а летом кр..суются жёлтые рыжики.

    На болотистых местах располагается низкая болотная осина. Идёшь по сосновому болоту, и нет конца мягким моховым кочкам с дозревающей клюквой.

                                                   (По И.С. Соколову – Микитову)

VII. Проверка

 Один из представителей группы отчитывается о проделанной работе.

VIII.  Подведение  итога урока.

У.:Что мы делали на уроке?

Как мы это делали?

Зачем мы это делали?

Рефлексия учащихся.

Я понял…

Я закрепил…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Нужно выучить…

IX. Д\З

У.: Выберите то задание, которое вам больше всего понравилось, и с которым вы справитесь. Задания расположены от простого к сложному.

1.Упр. 602;

2. Из фрагмента «Сказки о мертвой царевне» А.С. Пушкина выписать прилагательные, произвести их морфологический разбор, охарактеризовать роль прилагательных  в этом отрывке;

3. Р.т. «Комплексный анализ текста» по теме «Имя прилагательное»-текст №12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Урок-морское путешествие по теме :" Имя прилагательное"

Урок-повторение в занимательной фоме позволит обобщить знания по теме: " Имя прилагательное"...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Разряды прилагательных по значению. Качественные имена прилагательные"

Данный урок составлен для изучения качественных прилагате Урок  составлен для изучения качественных прилагательных....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Правописание -Н-и -НН- в суффиксах прилагательных"

Данный урок построен на основе учебника  русского  языка для 6 класса под редакцией м.М. Разумовской. Учебное занятие построено в форме путешествия в город Грамотеев. Методическая разработка...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Лингвистическая экспедиция в страну Имён прилагательных"

В уроке представлен материал, который может быть использован для повторения знаний о прилагательном....

Методическая разработка урока "Имя прилагательное"

Урок расчитан на учащихся 6 класса....

Методическая разработка урока по теме "Притяжательные прилагательные"

Материал данного урока можно использовать на уроке русского языка в 5 классе....

Методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса "Путешествие в страну "Имя прилагательное" (игровая технология).

Урок с применением игровых технологий позволяет учащимся быстро и эффективно включиться в работу. На уроке повторяется материал по теме "Имя прилагательное"....